- Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.
- Психологизм.
- Способы и методы психологизма в литературе.
- Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).
- Литературоведческие термины, используемые на ЕГЭ материал для подготовки к егэ (гиа, литература) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература. Термины и понятия. Психологизм в литературе. Понятие примеры.
Психологизм.
Психологизм – это один из способов изображения внутренней жизни персонажа художественного произведения.
Психологизм (oт гpeч. psyche — дyшa и logos — пoнятиe, cлoвo) – система средств и приемов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев, их взглядов, мыслей, чувств, стремлений.
Способы и методы психологизма в литературе.
Авторское психологическое повествование – это повествование от третьего лица, которое ведется «нейтральным», «посторонним» рассказчиком. Эта форма повествования позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Он может проследить детально внутренние процессы, прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться.
Пример.
«Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая, страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…» («Отцы и дети». И.С. Тургенев).
Внутренний монолог — передача мыслей и эмоций героев, их переживаний, как бы подслушанных автором (мысли Анны Карениной по пути на вокзал до самоубийства; монолог Катерине в «Грозе» : Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться. Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит»).
Персонажи-двойники ; так герой-двойник Ивана Карамазова — чёрт, который появляется при обострении душевной болезни героя и исчезает при появлении Алеши. Черт – воплощение какой-то стороны сознания Ивана, их внутренний диалог – это его внутренний спор с самим собой.
Рассказ от первого лица – то есть от лица автора или героя произведения, что позволяет ярче передавать внутреннее состояние, переживания, мысли.
Например, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья»: «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенно заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы».
Письма, дневники. Они позволяют наиболее естественно сообщать о внутреннем состоянии героев, достаточно полно и глубоко раскрыть внутренний мира (герой сам говорит о своих мыслях и переживаниях).
Примеры: письма Онегина и Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», письмо Обломова к Ольге в романе И. Гончарова).
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.(Письмо Татьяны Онегину).
Записки путешественника – позволяют передавать мысли, наблюдения размышления автора.(«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева: «В созидании городов видел я одно расточение государственныя казны, нередко омытой кровию и слезами моих подданных. В воздвижении великолепных зданий к расточению нередко присовокуплялося и непонятие о истинном искусстве. Я зрел расположение их внутренное и внешное без малейшего вкуса»).
Сны героев ; они влияют на ход событий, предвосхищают их, предают внутреннее состояние героя. Так Дмитрий Карамазов видит во сне плачущее дитя, потому что он постоянно ищет свою нравственную «правду», мучительно пытается сформулировать «идею мира», и она является ему во сне. (Ф.М. Достоевский).
Из сна Обломова: «Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело. Какой он хорошенький, красненький, полный! Щечки такие кругленькие, что иной шалун надуется нарочно, а таких не сделает. Няня ждет его пробуждения. Она начинает натягивать ему чулочки; он не дается, шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут».
Мечты, планы героев (пустые мечтания Манилова : «Далее он снова стал мечтать: «…как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах». Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»).
Внешние приёмы (жесты, мимика); например, отрывок из повести И.С. Тургенева «Первая любовь: после такой невероятной для Владимира встречи он «убежал к себе в комнату, бросился на постель и закрыл лицо руками». Эти жесты являются знаком того, что герой был в необыкновенном восторге от пережитого, который не мог словесно выразить, и поэтому все эмоции вылились в слезы, слезы радости.
Художественные детали (портрет, пейзаж, мир вещей).
Примеры.
Мир вещей.
«Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шелковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой белой кости, дешевая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему казалось, что около него даже пахнет счастьем» (А.П. Чехов. «Три года»).
Пейзаж. Один из ярких примеров – старый дуб, о котором думает Андрей Болконский в разные периоды календарного времени и своей жизни. Изменения, произошедшие в душе князя после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»
Портрет Печорина (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»). «…я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера»; глаза его не смеялись, когда он смеялся: «это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» и т.д.
Подтекст. Внутренний мир героев иногда скрыт в подтексте, читатель лишь догадывается, что творится в их душе. (Например, чёрное платье Анны Карениной: «Это было редкой красоты черное платье. Оно было абсолютно черное, но поскольку оно было сшито из бархата, кожи и шелка, то шелк был прозрачно-черным, а бархат совершенно-сумасшедше-черным».)
Прием умолчания , при котором писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. На письме умолчание обычно обозначается многоточием.
«С минуту они смотрели друг на друга молча. Разумихин всю жизнь помнил эту минуту. Горевший и пристальный взгляд Раскольникова как будто усиливался с каждым мгновением, проницал в его душу, в сознание. Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними… Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятное с обеих сторон… Разумихин побледнел как мертвец». Достоевский не договаривает, умалчивает о самом главном – что «произошло между ними»: то, что внезапно Разумихин понял, что Раскольников убийца, и Раскольников понял, что Разумихин это понял. («Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский).
Таким образом, существует много приёмов и способов для изображения внутреннего мира героев, то есть приёмов психологизма в литературе.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Литературоведческие термины, используемые на ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа, литература) на тему
В различных словарях и справочниках дается академическое толкование литературных терминов. Я предлагаю толкование большей части терминов в формулировках составителей ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminy_struktura.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Композиция и ее элементы
- Построение произведения (композиция)
- В литературе, драматургии, кино и играх порядок событий, происходящих в художественном произведении (сюжет)
- В художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности (фабула)
- Противоречие, лежащее в основе развития действия (конфликт)
- Исходная часть сюжета литературного произведения, дающая предварительные поясняющие сведения о героях, их взаимоотношениях (экспозиция)
- События, определяющее начало действия в литературном произведении (завязка)
- Наиболее напряженный момент в развитии событий в литературном произведении (кульминация)
- Заключительный момент, в развитии конфликта драматического или эпического произведения (развязка)
- Изображение событий и дальнейших судеб героев после завершения – развязки основного конфликта произведения (эпилог)
- Как в литературоведении называется описание внешности героя (портрет)
- Термин, которым в литературоведении называется элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя (интерьер)
- Каким термином называют значащие подробности в произведении (деталь)
- Как в литературоведении называют прием, заключающийся в прямом воспроизведении мыслей и переживаний персонажа (например «Умру, — подумал он…) (внутренний монолог)
- Укажите название композиционного элемента, позволившего автору создать описание героя (портрет)
- Как в литературоведении называется элемент композиции произведения, изображающий историю жизни героя, предшествующую основным событиям повести (предыстория).
- Название компонента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы (пейзаж)
- Каким термином называют обмен репликами в литературном произведении (диалог)
- Как называется форма общения между персонажами, которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета (диалог)
- Авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому (лирическое отступление).
- Третье (не персонифицированное) лицо, от имени которого ведется изложение в эпическом произведении (герой-рассказчик).
- Как называется способность автора передавать чувства и мысли, владеющие героями, их внутреннюю жизнь? (психологизм)
Роды и жанры литературы
- К какому роду литературы принадлежит «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (эпос)
- К какому роду литературы принадлежит «Гроза» А.Н.Островского (драма)
- К какому роду литературы принадлежит «Зимнее утро» А.С.Пушкина (лирика)
- Малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (притча)
- К какому жанру литературы относится «Вишневый сад» А.П.Чехова? (комедия)
- К какому жанру литературы относится «Тихий Дон» М.Шолохова? (эпопея, роман, роман-эпопея)
- К какому жанру литературы относится произведение Н.Гоголя «Мертвые души»? (поэма)
- К какому жанру литературы относится «Евгений Онегин» А.С.Пушкина? (роман)
- Стихотворение средней длины, передающее размышления или чувства, чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции (элегия)
- Классический жанр лирики, в котором отразились грустные философские размышления о смысле бытия (элегия)
- прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни (повесть)
- Рассказ, представленный в стихотворной форме, в нем реальный быт, легенда или история сочетается с придуманным сюжетом (баллада )
- литературный жанр в форме стихотворного письма (послание).
- Краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли (эпиграмма)
- жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение (ода)
- К какому литературному направлению относится произведение М.Лермонтова «Мцыри»? (романтизм)
- Какому литературному направлению соответствует характеристика «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»? (романтизм)
- Для какого литературного направления характерно отражение культа чувств и типичен конфликт: человек – судьба, рок? (сентиментализм)
- Для какого литературного направления характерны четкая иерархия жанров, соблюдение трех единств, конфликт чувства и долга? (классицизм)
- Какое литературное направление рисует типичного героя в типичных обстоятельствах? (реализм)
- Литературное направление, в основе которого лежит объективное изображение действительности (реализм)
- Модернистское поэтическое направление начала ХХ века, одним из ярких представителей которого являлся А.Блок (символизм)
- Литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России, представители которого провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (акмеизм)
- Направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства (футуризм)
- Общее название разных направлений в искусстве конца 19 начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов (модернизм)
- К какому литературному направлению принадлежал С.Есенин (имажинизм)
- Порядок чередования рифм в стихотворении аабб, абаб, абба (характер рифмовки)
- Как называется характер рифмовки аабб (парная)
- Как называется характер рифмовки абаб (перекрестная)
- Как называется рифма, использованная в стихотворении (ударение на последнем слоге):
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою. (С. Есенин) (мужская)
- Как называется рифма, использованная в стихотворении (ударение на предпоследнем слоге):
Есть речи значенье,
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно … (М.Лермонтов) (женская)
- Разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную . (М.Лермонтов) (дактилическая)
- Как называется характер рифмовки абба (кольцевая или опоясывающая)
- Название системы стихосложения, в которой написано стихотворение:
Дым табачный воздух выел.
глава в крученыховском аде.
руки твои, исступленный, гладил.
- Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. (амфибрахий)
- Укажите стихотворный размер стихотворения (без подсчета количества стоп)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
(М.Ю. Лермонтов) (амфибрахий)
- Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. (анапест)
- Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. (дактиль)
- Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге (хорей)
- Двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге (ямб)
- Вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. (сказ)
- Укажите стихотворный размер стихотворения (без подсчета количества стоп)
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть. (А. Блок) (анапест)
- Группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. (строфа)
- Русский стихотворный размер, занимающий промежуточное положение между силлабо-тоническими и чисто тоническими системами стихосложения (дольник)
- Укажите стихотворный размер:
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою (А.Блок) (дольник)
- Стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов (акцентный стих)
- Нерифмованный стих (белый стих)
- Стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы (верлибр, свободный стих)
- Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; (строфа)
- Одна из форм иносказания, условная передача абстрактного понятия или суждения посредством конкретного образа (аллегория)
- Художественный прием сопоставления резко контрастных или резко противоположных понятий, образов (антитеза)
- Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одного и того же слова или группы слов в начале нескольких строк или строф в стихах, в прозе (анафора).
- Стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строке (аллитерация).
- Стилистический прием, заключающийся в повторении однородных гласных звуков в стихотворной строке (ассонанс).
- Художественный прием преувеличения (гипербола).
- Один из видов типизации, при котором реальные жизненные соотношения «деформируются», правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике (гротеск).
- Форма выражения мысли, когда слово или высказывание приобретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу (ирония).
- Как называется способ авторской оценки изображаемого, в котором выражается насмешливое отношение к предмету разговора? (ирония)
- Назовите художественный прием, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству («омытые бледностью лица женщин») (метафора)
- Особый вид тропа, для которого характерно перенесение черт живого существа на неживые предметы (олицетворение)
- Идейно-эмоциональная оценка, предполагающая резкую, ядовитую насмешку (сарказм).
- Средство выражения собственной позиции, при котором автор подвергает своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению (инвектива, сарказм)
- Один из способов косвенной характеристики явления, предполагающий уподобление одного предмета другому (сравнение).
- Образное определение предмета или явления (эпитет)
- Повторение в конце отрезка речи одного и того же слова (эпифора).
- Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов в предложении (инверсия).
- Яркое, емкое, лаконичное высказывание (афоризм)
- Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая искажение литературного языка в качестве характеристики персонажа (просторечье)
- Укажите название приема, в основе которого лежит соотнесенность, напрмер, психологического состояния человека и явлений природы («в сердце тайный холод и тоска» — так осенью бурливее река…») (параллелизм)
- Как называются фамилии персонажей, несущие в себе некие характеристики (говорящие)
- Герой драматического произведения, который не появляется на сцене, но о котором рассказывают другие персонажи (внесценический)
- Персонаж, который не участвует в основном действии, а появляется только в одной-двух сценах (второстепенный)
- Развернутое высказывание одного из героев драматического произведения (монолог)
- Термин, который используют для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении (ремарка)
- Подспудный, неявный смысл высказывания, художественного повествования, драматической реплики, второй план сценической роли, дающие о себе знать косвенным образом. (подтекст)
- Как называется в диалоге ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. (реплика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины.
Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература.
Данные литературоведческие термины представлены для словесников. При углубленном изучении литературы эти термины помогут как учителям в пояснении многих вопросов.
Здесь собраны все литературоведческие термины, которые должны знать дети по литературе в конце 7 класса-начале 8 класса.
Систематизированное представление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Систематизированное редставление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Источник