Мир психологии
психология для всех и каждого
Эмоции. Основные функции и виды эмоций.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Виды эмоций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Источник
Общая психология. Тест с ответами для студентов (2021 год) — вариант 116
Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным свойствам – это .
обобщение. (+)
Восприятие отличается от ощущения таким свойством, как.
-предметность. (+)
Передача эмоционального состояния человеку или группе помимо собственно смыслового воздействия – это …
— убеждение
— психическое заражение (+)
— эмпатия
Обозначьте словесные реплики провоцирующие гнев:
-«Убирайся из моей жизни!»; «Мне осточертела твоя физиономия!»
-«Если ты не изменишься, я ухожу»
-«Знаю, как ты починишь! Как в прошлый раз, когда пришлось вызывать водопроводчика»
— всё верно (+)
Способность иметь ощущения называется.
-чувствительностью. (+)
Слуховые и зрительные ощущения являются. ощущениями.
-дистантными (+)
В ходе опытов М. Селигман обнаружил, что если люди или животные подвергаются воздействию неприятных раздражителей, от которых они не в состоянии избавиться, у них формируется:
— интернальный локус контроля;
— экстернальный локус контроля;
— обученная беспомощность; (+)
— взаимный детерминизм;
В ходе эксперимента крысу помещали на полочку в клетке, по металлическому полу которой пропускался электрический ток. Если животное спрыгивало на пол, то получало удар током, и потом, даже сутки спустя, больше с полочки не спрыгивало. Слабый разряд электрического тока, пропущенный через мозг крысы сразу после получения болевого ощущения, приводил к тому, что следы воздействия утрачивались. О разрушении какого вида памяти целесообразнее говорить в этом случае:
— эмоциональной;
— долговременной;
— кратковременной; (+)
— двигательной;
Готовясь к уроку иностранного языка, учитель вешает на доску картину с яркими красочными рисунками, которую учащиеся будут описывать во второй половине урока. Какое из суждений относительно данного действия учителя представляется более адекватным?
-Висящая на доске, но не используемая на начальном этапе урока картина будет скорее всего отвлекать внимание учащихся от текущей деятельности. (+)
Вид памяти, которых характеризуется длительностью хранения информации – это.
-долговременная память. (+)
Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего?
-Констатирующий выявляет определенные психические особенности и уровни развития соответствующих качеств. (+)
-Констатирующий предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
-Констатирующий позволяет обучать и воспитывать характер.
В ряде видов деятельности состояние _____ может даже способствовать успешности деятельности.
— удивления
— уныния
— стартовой лихорадки (+)
— тревоги
Войны Рима с Карфагеном вошли в историю. Но за этим историческим фактом кроется интересный психологический феномен. Карфагенский полководец Ганнибал, как известно, одерживал блистательные победы и вполне мог победить, если бы. поступали подкрепления из Карфагена. Однако на его просьбы о подкреплении карфагенские сенаторы отвечали примерно так: «Ты и так побеждаешь!». Финал этой истории печален — несколько десятилетий спустя римляне смели Карфаген с лица земли. Какой психологический феномен можно назвать вероятной причиной гибели Карфагена?
— Доминирование у сенаторов Карфагена таких механизмов психологической защиты, как отрицание и вытеснение.
— Стремление к самоутверждению, свойственное сенаторам Карфагена. (+)
— Чрезмерно высокий уровень притязаний Ганнибала.
Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как:
— более продолжительное; (+)
— малозначимое;
— быстро прошедшее;
— обычное, без изменений;
В процессе мышления принимают активное участие эмоции. Как этот факт влияет на мыслительную деятельность человека:
-продуктивность мыслительного процесса может повышаться или понижаться в зависимости от уровня эмоционального возбуждения; (+)
Под волей в узком смысле понимается _____.
— всякая произвольная регуляция поведения
— базовые потребности личности
— совокупность движущих поведением мотивов
— «сила воли», акты человеческого поведения, которые направлены на преодоление трудностей и препятствий (+)
Обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния называется экстериоризацией.
-Неверно (+)
-Верно
Дела в фирме шли превосходно, и Франциск мог себе позволить провести целую неделю на берегу моря. Анну-Розу он увидел в первый же день, когда зашел в бар выпить кофе. Ее лучистые черные глаза и искренняя улыбка буквально очаровали его. Кофе оказался замечательным, и Франциск заходил в бар еще несколько раз в этот день. На следующий день улыбка Анны-Розы, как показалось Франциск, была адресована только ему. Обменявшись с девушкой несколькими общими фразами (в баре было много посетителей), Франциск направился к морю, надеясь встретиться с девушкой после работы. Срочный телефонный звонок начальства расстроил его планы — пришлось прервать отдых. Год спустя он снова оказался в этом городке. Фирма переживала не лучшие времена и его прежняя уверенность в себе потускнела. Анну-Розу он встретил в тот же день — она, пожалуй, стала еще более красивой, но. Франциск больше не видел ее изумительной красоты, так пленившей его тогда. Почему это произошло?
-Восприятие человека детерминируется его опытом, включая эмоциональные состояния. (+)
Согласно некоторым концепциям, направленность человека выражается в склонностях, интересах, идеалах и т.д. Нередко человек стремится к идеалу. Что может быть результатом этого стремления?
— Если идеал достигается, он перестает быть таковым, и человеку требуется новый идеал. (+)
— Если идеал не достигается, то человеку грозит утрата смысла жизни.
— Если идеал достигается, то человек обретает возможность пережить лучшие мгновения своей жизни.
К способам преодоления ревности НЕ относится:
-выработка нового взгляда на вещи, формирование морали прощения, сознательный контроль над реакциями ревности;
-обесценивание себя в ситуации измены; (+)
-извлечение уроков, поиск собственных ошибок, построение новых отношений с партнером, возможно, другого типа;
Радость (торжество) по поводу неудачи соперника, конкурента, к которому человек испытывает неприязнь, называется _____.
— фрустрация
— тревога
— злорадство (+)
— исступление
По А.Н. Леонтьеву, в структуру сознания входят.
— чувственная ткань, значение, смысл. (+)
Эмоциональная насыщенность образов _____ активность воображения.
— повышает (+)
— понижает
— избирательно повышает или понижает
Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом, —
-глубинная психология (психоанализ). (+)
Общая психология изучает.
-факты, механизмы и закономерности психики. (+)
Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
— индетерминизма;
— детерминизма; (+)
— системности;
— развития;
Установите соответствие между методом исследования и его характеристикой:
— [Наблюдение] Систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений. (+)
-[Социометрия] Исследование межличностных отношений в группе, коллективе. (+)
-[Тестирование] Стандартизированное психодиагностическое обследование изучаемого психического явления. (+)
-[Анкетирование] Групповой опрос по заранее разработанным вопросам в цепях получения различных мнении людей. (+)
Осознанный образ пpeдвосхищаемого результата деятельности:
— цель; (+)
— интерес;
— итог;
_____ – чувство и состояние полного удовлетворения, такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
— Удовлетворенность
— Восторг
— Ликование
— Счастье (+)
Человек, вошедший в комнату, где чувствуется запах духов, вскоре перестает его ощущать. Как называется это явление:
— разностная чувствительность;
— адаптация; (+)
— сенсибилизация;
— сенсорная депривация;
Существенный признак внушения:
— некритическое восприятие информации (+)
— недоверие
— критичность
Дожидаясь отправления поезда, Петр заметил девушку, которая стояла за столиком с надписью «Ваш гороскоп сообщит о Вас все, о чем знаете только Вы». Уточнив его дату рождения, девушка через несколько минут протянула ему лист бумаги со следующей характеристикой: «Вы проявляете заботу о других и Вам небезразлично, что о Вас подумают. Вам присуще развитое чувство юмора и при желании Вы легко привлекаете внимание в любой компании. Неприятные дела вы склонны откладывать на потом, хотя позже об атом сожалеете. Окружающие не всегда хорошо понимают Вас». О чем мог бы подумать Петр, если бы знал психологию?
— Петр не лучшим образом потратил деньги и время. Гороскоп формулируется таким образом, чтобы каждый смог узнать в нем себя. (+)
— Почти все действительно соответствует тому, что Петр думает о себе, но гороскоп тут ни при чем. Возможно, девушка просто оказалась очень наблюдательной и за несколько минут общения успешно «прочитала» его характер.
Какое из следующих утверждений относительно подпороговых стимулов НЕ верно?
— Подпороговые стимулы отражаются психикой так же, как и надпороговые стимулы. (+)
— Мозг обрабатывает некоторую часть информации без нашего ведома.
— Стимулы, слишком слабые для того, чтобы быть осознанны ми, могут вызывать реакцию на уровне рецепторов.
Идет ответственный футбольный матч. Вратарь Веремеенко спокойно стоит у ворот, так как его товарищи по команде находятся у ворот соперника и вот-вот забьют гол. Весеннее солнце приятно греет и Веремеенко в мыслях уже открывает дверцу новенького автомобиля. Фигура нападающего из команды соперников выросла словно из-под земли. Помешать ему вратарь уже был не в силах. Какое свойство внимания послужило причиной неудачи вратаря:
— отвлечение; (+)
— низкая устойчивость;
— слабая переключаемость;
Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
— самонаблюдение; (+)
— наблюдение;
— тестирование;
_____ выступает как побудитель действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих.
— Тщеславие (+)
— Восторженность
— Ревнивость
— Фрустрированность
Какое из утверждений ИСТИНО?
— Жесты универсальны, а выражения лица определяются культурой.
— Как жесты, так и выражения лица определяются культурой.
— Как жесты, так и выражения лица универсальны для всех культур.
— Выражения лица универсальны, а жесты определяются культурой. (+)
Представьте, что на Земле вдруг появились инопланетяне, живущие в условиях, весьма отличающихся от земных. Можно ли утверждать, что они наверняка услышат звук взлетающего самолета, ощутят запах ландыша, увидят красный цвет тюльпана или зелень листьев?
— несомненно, да
— это зависит от особенностей их органов чувств (+)
— что-то ощутят так же, как и мы, а что-то — нет
— скорее всего, нет
Впервые положение о неотделимости души от тела выдвинул.
-Сократ
-Платон
-Аристотель (+)
-Демокрит
Молодому доценту предложили прочесть курс лекций студентам-второкурсникам. Войдя в аудиторию, он обнаружил, что его приход просто не заметили (доцент внешне ничем не отличался от студентов). Определите наименее эффективный вариант поведения лектора в предложенной ситуации с точки зрения организации внимания студентов.
— Стать за кафедру и подождать, пока аудитория не обратит внимание на присутствие лектора. (+)
— Не повышая голос, начать лекцию с какого-нибудь занимательного или парадоксального эпизода, связанного с темой лекции.
Структура личности включает .
-индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). (+)
С высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием человека тесно связана работа.
-коры головного мозга. (+)
Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос. Какая особенность раздражителя обеспечивает на некоторое время непроизвольное внимание учащихся:
— новизна,
— контраст,
— сила, (+)
— необычность,
В дошкольном возрасте преобладает . мышление.
-наглядно-образное (+)
В учительской зашел разговор о методах воспитания школьников. Учитель с 15-летним стажем работы в разных школах сказала, что наилучший воспитательный эффект оказывает поощрение школьников за те действия, которые она считает целесообразными, и наказание за действия, которые противоречат ее требованиям. Какая группа теорий наиболее полно выражает точку зрения учительницы?
— Бихевиористические теории (+)
— Когнитивные теории
— Гуманистические теории
Какой вариант поведения наиболее целесообразен, если человек находится в состоянии гнева?
-Излить свой гнев на того, кто этого заслуживает.
-Переключить энергию гнева в другое русло (на достижение значимой цели) или выполнить тяжелую физическую работу. (+)
-Подавить гнев, никак внешне не проявляя его.
_____ – это состояние волевого напряжения по контролю над проявлением побуждений, появляющихся при возникновении определенных эмоциональных состояний (радости, злости, гнева).
— Состояние парабиоза
— Состояние решимости
— Состояние сдержанности (+)
— Состояние сосредоточенности
Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это.
-инстроспекция. (+)
Развитию воображения способствуют:
-стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
-билингвистический опыт;
-позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых;
Какие из перечисленных феноменов обеспечивают возникновение обиды?
— Наше ожидание определенного поведения от значимого другого. (+)
— Наше собственное плохое настроение.
— Недостаточная волевая регуляция поведения.
Проявления ______ речи наиболее явны при мысленном решении различных задач, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании.
— внешней
— внутренней (+)
— шепотной
— диалогической
Обозначьте словесные реплики провоцирующие гнев:
-«Я вообще отказываюсь это обсуждать!» / «Все вы, женщины (мужчины), одинаковы. » (+)
-«Я знаю, чего ты добиваешься; ты хочешь. »
-«Нет на свете никого, кто бы понимал меня лучше, чем ты!»
Один начинающий исследователь как-то сказал А. Эйнштейну, что хотел бы создать теорию, целиком основанную на наблюдаемых фактах и не содержащую никаких домыслов. Эйнштейн возразил, что наблюдение тех или иных фактов зависит от теории, используемой наблюдателем. Как называется психологический феномен, указание на который содержится в высказывании А. Эйнштейна:
— интроспекция;
— рефлексия;
— апперцепция; (+)
— наблюдательность;
Процесс перехода системы из состояния покоя в рабочее состояние называется ______.
— гомеостазисом
— парабиозом
— врабатыванием (+)
— утомлением
Способность организма сохранять постоянство среды путем поддержания ряда физических, химических и физиологических констант тела
— Гомеостаз (+)
Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид … деятельности:
— трудовой
— предметной
— игровой (+)
— ведущей
Одна группа испытуемых в течение некоторого времени пытается решить задачу, не имеющую решения. Затем им предлагается подлинная задача, эффективность решения которой оценивается в опыте. Вторая группа испытуемых, равная по уровню подготовленности первой, получает подлинную задачу (ту же самую) сразу. Какая группа успешнее справится с заданием?
— Первая, благодаря эффекту «врабатывания».
— Вторая, избежавшая негативного влияния отрицательных эмоций, которые могли бы быть вызваны задачей, не имеющей решения. (+)
— Эффективность обеих групп примерно одинакова.
У Марка Твена есть рассказ о четырех молодых способных художниках, картины которых долгое время никто не покупал. Доведенные до отчаяния, они разработали план, основанный на идее, что великие художники получали признание, как правило, только после смерти. Согласно жребию, «умереть» для широкой общественности должен был Франсуа Милле, а остальные — активно продавать его произведения и наброски. Цены на работы Милле (а заодно и его «учеников») стремительно росли. После импровизированных «похорон» художник должен был жить под чужим именем, никому не признаваясь в том, что он и есть знаменитый Франсуа Милле. Какое из следующих суждений относительно состояния выбранной «жертвы» наиболее справедливо в данной ситуации?
— Высокая самооценка, сформировавшаяся благодаря известности, славе, не соответствовала его уровню притязаний.
— В этом случае неудовлетворенной оказывалась его потребность в самоутверждении. (+)
— Он не мог избавиться от состояния когнитивного диссонанса.
Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
— детская;
— социальная;
— возрастная; (+)
— общая;
Психическим явлением является:
— рецептор;
— анализатор;
— интерес; (+)
— нервный импульс;
Какое из суждений НЕ имеет отношения к понятию «депрессия»?
— Включает в себя такие фундаментальные эмоции, как печаль, гнев, отвращение, страх, вину, презрение.
— Мобилизует энергию и позволяет человеку предпринять определенные действия в целях самозащиты. (+)
— Имеет наследственную природу.
Маша учится во втором классе. Рано утром в воскресенье она просит маму нарисовать ей пароход. Мама отвечает, что рисовать пароход она не умеет. Маша сразу же делает вывод: «Ну вот, и никуда мы сегодня не пойдем, и Анна Ивановна завтра два поставит, И. ». Судя по данной реакции, Машу отличает:
— экстернальный локус контроля;
— высокий порог фрустрации;
— интернальный локус контроля;
— легкая возбудимость отрицательных эмоций; (+)
Кратковременное восприятие объекта позволило механику Петренко заключить, что он видел гаечный ключ, тогда как милиционер Хандорин утверждал, что это был нож. Данный факт свидетельствует о том, что на восприятие влияет:
— константность;
— установка; (+)
— конвергенция;
Сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого предмета или деятельности – это.
-страсть. (+)
_____ – фрустрированность, результат частого подавления обид и злости, форма хронической неприязни всех и вся, ожесточение.
— Ксенофобия
— Фрустрация
— Цинизм
— Озлобленность (+)
— Ненависть
Психические свойства личности:
-способности,
-темперамент,
-характер,
всё верно (+)
Восприятие, приобретающее целенаправленный, планомерный характер, становится.
-наблюдением (+)
_____ – это готовность проявить максимум волевых усилий, не допустить развития неблагоприятного эмоционального состояния, направить сознание не на переживание значимости предстоящей деятельности и ожидание успеха или неудачи, а на контроль своих действий.
— Состояние фрустрации
— Состояние сосредоточенности
— Состояние мобилизационной готовности (+)
— Состояние парабиоза
Всё то, что побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами и мировоззрением, составляет содержание.
-убеждений. (+)
Первые представления о психике были связаны с.
-биопсихизмом
-панпсихизмом
-анимизмом (+)
-нейропсихизмом
Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, — это:
— характер; (+)
— темперамент;
— способности;
Многие люди оказываются в депрессивном или близком к депрессии состоянии. Причем периодическим приступам депрессии подвержены даже самые энергичные и деятельные. Какое из воздействий на человека в этом состоянии представляется наименее эффективным?
— Отправить в безлюдную тайгу, снабдив его минимумом необходимого.
— Подождать, пока маятник депрессии не качнется в другую сторону. (+)
— Помощь экстрасенса.
Особенностью психического отражения является:
— субъективность; (+)
— неосознанность;
— объективность;
Средством, помогающим ускорить процесс врабатывания, является:
— оперативный покой;
— парабиоз;
— физиологический покой;
— разминка (физическая или интеллектуальная); (+)
Когда доцент Прысов заведовал кафедрой, психологический климат в коллективе был стрессогенным. Прысов по любому поводу делал замечания членам кафедры в присутствии коллег и студентов, игнорировал мнение более опытных специалистов. После смены заведующего обстановка на кафедре заметно улучшилась. Став «бывшим», Прысов как ни в чем не бывало вступал во взаимодействие с теми, по отношению к кому он еще недавно демонстрировал бестактность и высокомерие. Почему это оказалось возможным:
— в его психике отсутствует такая внутренняя преграда, как стыд; (+)
— его нервная система отличается высокой подвижностью нервных процессов;
— он — сильная личность;
Что испытывает человек, когда ест мороженое:
— счастье,
— эйфория,
— радость,
— удовольствие (+)
В когнитивную составляющую самосознания входит.
-знание личности о себе. (+)
Преднамеренное преобразование представлений, сознательно регулируемое субъектом как цель его деятельности – _____ воображение.
— художественное
— непроизвольное
— абстрактное, произвольное (+)
— техническое
Исследования свидетельствуют, что человек с большей вероятностью окажет помощь другим, если он (она) _____.
— чувствует себя виноватым
— недавно получил помощь от другого человека
— счастлив (+)
— недавно оказал помощь другому человеку
Косность поведения, мышления – это.
-интроверсия. (+)
Под волей в широком смысле понимается _____.
— всякая произвольная регуляция поведения (+)
— действия, связанные с преодолением затруднений, требующие больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения
Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
— способности;
— характер; (+)
— темперамент;
— направленность;
К чему, по результатам экспериментов, ведет электрораздражение центров наслаждения у крыс?
— Если ток очень сильный, то имеет место избегание, если слабый, наоборот, стремление к электростимуляции.
— «Забывание» обо всем, кроме источника электростимуляции. (+)
— Активный поиск пищи или сексуального партнера.
Обозначьте словесные реплики провоцирующие гнев:
-«Все, хватит. Забудь об этом» или: «Сейчас же прекрати!»
-«Ты никогда мне не помогаешь. »; «И это ты называешь едой?»
-«Я не могу показаться с тобой в приличном обществе»
— всё верно (+)
Основной характеристикой мышления человека является.
-неразрывная связь с речью. (+)
С.В. Рахманинов решил однажды подшутить над одним из своих друзей. Он спрятался рядом с залом, где тот исполнял только что сочиненную пьесу. На следующий день, к великому смятению композитора, Рахманинов блестяще исполнил это произведение. О каком виде памяти идет речь:
— эйдетической; (+)
— иконической;
— эмоциональной;
— экоической;
Исследования показали, что (…) случающиеся пробелы в памяти заполняются образами воображения, логикой, догадкой или новой информацией. Человек начинает «вспоминать» о вещах, которые никогда не происходили:
— в 1% случаев;
— очень редко;
— довольно часто; (+)
— в 10% случаев;
Психическим явлением является:
-интерес (+)
-рецептор
-сердцебиение
В одной из серий мультфильма «Ну, погоди!» Волк держит на вытянутых руках тяжеленную штангу. Вдруг на один из ее дисков , садится бабочка и Волк оказывается не в состоянии удержать штангу. Насколько вероятно подобное явление в действительности?
— Вес бабочки несоизмерим с весом штанги и не может оказать никакого влияния на ощущение давления.
— Поскольку вес штанги максимален (для Волка), то достаточно едва заметного изменения стимула, чтобы крохотная прибавка в весе оказалась весьма значимой. (+)
— Для возникновения едва заметного ощущения прибавки к удерживаемой штанге необходимо прибавить 1/30 ее веса.
Постижение эмоциональных состояний другого человека, сопереживание при общении – это …
— эмпатия (+)
— рефлексия
— экспрессивность
Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
— Г.Эббингаузом,
— У.Джемсом,
— В.Вундтом, (+)
— Х.Вольфом,
Тип темперамента, который можно охарактеризовать как сильный, уравновешенный, подвижный – это.
-сангвиник. (+)
Внимание – это . направленность сознания на определённый предмет.
-избирательная (+)
Создаваемые в воображении образы и мысли несбыточные, противоречащие действительности – это.
-грезы. (+)
Какие из приведенных ситуаций могут рассматриваться как проявление когнитивного диссонанса?
-Испытуемых просят написать эссе о том, почему за проезд в общественном транспорте они должны платить как минимум в два раза больше.
-Татьяна давно влюблена в ведущего специалиста из соседнего отдела, высокого, интересного, располагающего к себе молодого человека. Однако он говорит с ней преимущественно о работе. Совершенно неожиданно ей делает предложение трудоголик Инякин, казавшийся ей холодным и равнодушным.
— всё верно (+)
Самая трудная волевая ситуация создается тогда, когда разность между положительными и отрицательными мотивами ____.
— пропорциональная
— логарифмическая
— максимальная
— минимальная (+)
В типологию телосложений, предложенную В. Шелдоном, не входит тип.
-пикнический. (+)
Выделите особенность, НЕ характеризующую состояние боевого возбуждения.
— Человек испытывает повышение активности психической деятельности и своеобразное наслаждение от переживания опасности.
— Связано с активной сознательной деятельностью в момент опасности.
— Положительно эмоционально окрашено.
— Человек испытывает приступы астенического страха. (+)
По какой причине, как правило, погибают спасающиеся в шлюпке жертвы кораблекрушений:
— от страха; (+)
— от возникновения чувства безнадежности;
— из-за неумения плавать;
Какое из утверждений, раскрывающих понятие «эмоция», НЕЛЬЗЯ признать правильным?
-Проявляется как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях.
-Свойственна всем живым существам. (+)
-Свойственна как человеку, так и животным.
Источник