Специфический обмен информацией процесс передачи эмоционального интеллектуального содержания

Тема 11. Деловая коммуникация социокультурного менеджмента

Коммуникация есть специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации и предприятия. Специалисты в области менеджмента, по мнению исследователя А.П. Панфиловой, считают, что 63% английских, 73% американских, 85 % японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, при чем сами руководители тратят на неё от 50 до 90% своего времени. Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри фирмы, так и за её пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурентами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами и иными субъектами взаимодействия.

Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, творческой и т. д.

Основные задачи деловой коммуникации – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений. Деловая коммуникация предполагает следующие условия: 1. Обязательность контактов всех участников общения, независимо от их личных симпатий или антипатий; 2. Предметно-целевое содержание коммуникации; 3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия, с учетом должностных ролей, прав, функциональных обязанностей, придерживаясь при этом субординации и делового этикета; 4. Взаимозависимость всех участников и достижение качественного результата; 5. Коммуникативный контроль и формальные ограничения.

Деловая коммуникация может быть в 2 формах вербальной и невербальной.

Вербальные (языковые) речевые средства являются основными. Вербальные средства должны отвечать следующим требованиям: содержать необходимый материал; излагать его надлежащим образом; быть правильно адресованным; быть точно ориентированным по месту и времени. Вербальные средства могут быть как устными, так и письменными. При этом они качественно различаются по восприятию. Вербальные средства могут быть в форме публичного выступления либо текстового материала. Публичные выступления решают задачи: информируют объект о делах фирмы; организуют отношения объекта с организацией; способствуют продвижению товара; обеспечивают новации. Текстовой материал подается в следующих формах: речь на презентации; пресс-релиз; рекламный текст; описание товара; аналитический материал; письмо в средства массовой информации; репортаж; очерк или эссе. Текстовой материал должен отвечать следующим требованиям: содержать материал, способный заинтересовать аудиторию, привлечь внимание; быть способным решить насущные задачи организации; вызывать доверие аудитории, служить для неё непререкаемым авторитетным мнением известного лица или организации; быть динамичным, содержать драматические моменты, описания конфликтов и способов их разрешения. Для того, чтобы текст состоялся он должен быть изложен простым, доступным языком, подкреплен убедительными фактами, иметь четкую структуру, обеспечивающую внимание аудитории.

В деловой коммуникации предметом общения является деятельность (дело) и партнером по общению всегда выступает личность, значимая для другого.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в общении реализуются, прежде всего, социальные отношения людей.

В общении выделяются 3 основные стороны; коммуникативная сторона состоит в обмене информацией; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия с определенной целью (согласовать действия, распределить функции, повлиять, убедить) собеседника; перцептивная сторона, связана в восприятием друг друга партнерами по общению.

Общение как процесс, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Деловое общение учитывает особенности личности, характера, возраст, настроение собеседника, но интересы дела более значимые, чем возможные личностные расхождения. По мнению Кузнецова И.Н. «Деловое общение – это обмен эмоциями, и взаимодействие, психологический контакт. Поэтому его необходимо рассматривать с точки зрения социокоммуникативной совместимости и с учетом достижений практической психологии». Деловое общение не является целью, оно есть лишь средство для достижения каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело. Партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта, общающихся людей отличает взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. Ия готов платить за это умение больше, чем за какой –либо другой товар в мире».

Читайте также:  Пирогово клязьминское водохранилище бухта радости

Кодекс делового общения; 1. Принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует принятое направление разговора»; 2. Принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3. Принцип качества информации – «не ври»; 4. Принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5. Выражай мысль ясно и убедительно для собеседника; 6. Умей слушать и понять нужную мысль; 7. Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела. Специфика делового общения заключается в том, что оно основывается на определенном деле (виде деятельности), связанной с производством нового продукта или делового эффекта. При этом стороны выступают в определенных формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Коммуникативная компетентность в общении играет значимую роль. Она связана со следующими факторами. 1. Потребность в общении или необходимость дела является началом общения (целевое предназначение – убедить, переманить, согласовать, разузнать и т. д.); 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения; 3. Ориентировка в личности собеседника; 4. Планирование содержание своего общения (держать в голове то, что надо сказать); Выбрать средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить и как вести себя.; 5. Восприятие и оценка ответной реакции; 6. Корректировка стиля и методов общения в процессе. Значение невербальных средств.

Социальное расстояние (зоны) между собеседниками (120-400 см.) от собеседника; (45-120 см. – личная зона); (15-45 см. – интимная зона), публичная зона более 400 см. Интонация, которая может придать иной смысл сказанному; мимика – разговор лицом; поза , с которой вас встречают или провожают; жесты. Деловой взгляд в районе лба (теория 3-го глаза).

Стратегии общения – открытые – закрытые; монологическое – диалогическое; ролевое – личностное. Открытое общение – это умение выразить до конца свою точку зрения и услышать собеседника. Тактика общения – совокупность умений говорить и слушать. Между «слушаю и слышу» большая разница. Позиции общения – Сверху, снизу, на равных или доброжелательная, нейтральная, враждебная.

Формы делового общения. Деловой разговор может быть как при непосредственном общении, так и по телефону, видеотехники, электронной почты. Деловой разговор предполагает обмен его участниками информацией по поводу конкретной управленческой ситуацией. В таком разговоре имеет быть место запрос или обращение одной из сторон по поводу информации, а также ответ, содержащий данную информацию или подтверждающий её отсутствие. Целью делового разговора обычно является достижение определенной договоренности по рассматриваемым вопросам, принятие соответствующих решений, проведение согласованных действий.

Читайте также:  У меня нет настроения как ответить

Деловая беседа по продолжительности больше, чем деловой разговор. Беседа предполагает контакт непосредственный по заранее запланированным проблемам. Она может проходить в форме монолога, в форме диалога, а также в форме многостороннего делового общения. Беседа имеет целью анализ конкретной ситуации, прозондировать настроение подчиненных, партнеров или потребителей. Выработать решение по взаимоприемлемому решению Беседа требует подготовки по месту, времени, по составу участников, а также повестке дня и регламенту её проведения.

Деловое совещание носит официальный характер, в отличие от беседы. Совещание может проводиться как при непосредственном контакте, так и его отсутствии, например, в режиме видеоконференции. Основной целью совещания является коллективная выработка управленческого решения по всему кругу управленческих задач: планированию, организации работы, изменению структуры организации, методам стимулирования, результатам контроля и учета, устранению недостатков. Совещание может быть нацелено на решение финансовых, экономических, маркетинговых проблем. Оно тщательно готовится. Место, время, состав участников, регламент, проект решения.

Деловые переговоры – особая форма совещания, имеющая следующие отличия: переговоры ведутся двумя или более сторонами, каждая из которых имеет свои интересы; целью переговоров является приемлемое для сторон согласование интересов; результат переговоров документально фиксируется в договоре сторон (контракте). При подготовке переговоров необходимо выполнять следующие требования: интересы сторон; состояние дел сторон; имеющиеся у сторон обязательства как перед друг другом, так и перед внешней и внутренней средой. Состояние дел и интересы потребителей, партнеров, конкурентов. В также экономическую, политическую и социальную ситуацию участников переговоров.

Переговоры обязательно включают в себя элемент торга – обмен чего-то на что-то, подразумевая, что оно равноценные по значимости предметы и что такой обмен принесет одинаковое удовлетворение обеим сторонам, участвующим в переговорах. Французская пословица гласит, что переговоры – это не место для порывов, а место для дипломатии. Профессиональный предприниматель обязан быть дипломатом, т. е. иметь в своем арсенале приемы, инструменты, отмычки, позволяющие открывать сердца партнеров, снимать их сопротивление, нейтрализовать их «нечестные действия». Хорошими дипломатами не рождаются, ими становятся в результате освоения знаний деловой коммуникации.

Симпозиум – совещание по какому-либо значимому вопросу (обычно научного характера). Целью симпозиума является свободное, творческое обсуждение важной для науки или практике проблемы, сближение позиций участников или наоборот, выявление противоречий в подходах в решении значимой проблемы. Участники симпозиума разделяются на слушателей и выступающих, причем эти роли не закреплены.

Семинар — подобно симпозиуму представляет собой совещание по значимой теоретической или прикладной проблеме. Главная цель семинара – учебная. Участники ведут обсуждение по заранее подготовленным вопросам или тематическим сообщениям.

Презентация – есть представление фирмы, лица или продукции определенной аудитории. Она может проводится как самостоятельное мероприятие, так и в сочетании с приемом. Презентации обычно проводят в связи с открытием новой фирмы, её филиалов, представительств, с целью подвести итого или озвучить планы на будущее, для представления или пропаганды нового товара, нового имиджа фирмы, для представления нового руководителя или партнера, при открытии отделения в новом регионе и т.д. Презентация обычно является частью рекламной компании, а также необходимым элементом связей с общественностью. По сравнению с другими формами работы, направленной на стимулирование продаж, презентация обладает следующими преимуществами. Наличие обратной связи с аудиторией, возможность гибкого реагирования на ее реакцию, корректировка содержания по ходу презентации. Возможность воздействия на аудиторию непосредственно через живую речь. Использовать сегмент рыка, как точную подачу о продукте, тем, кто в ней нуждается (адресность и учет особенностей аудитории).

Читайте также:  Депрессия у подростков как помочь родителям

Общение может быть эффективным только тогда, когда Вы помните, что Вы должны поступать с другими так, как бы Вы хотели, чтобы поступали с Вами. Лучший подход к взаимодействию – сотрудничество по принципу «лучше худой мир, чем хорошая война». Помнить о взаимной выгоде «выигрыш на выигрыш». Отношения надо уметь сохранять и поддерживать, особенно с партнерами. Надо приобретать личный опыт общения на разных уровнях социальной лестнице. Ваши ошибки в общении – это путь к совершенствованию.

Источник

Понятие коммуникации (часть 2)

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черт).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) —это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гпуэр).

Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Приведенные определения (а это лишь малая их часть) свидетельствуют о многоаспектное™ понятия «коммуникация», в котором можно условно выделить следующие основные значения:

• универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

• техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое (А.В. Соколов использует понятие «пространственная коммуникация» для характеристики данного аспекта коммуникации);

• биологическое, широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

• социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. В данном случае речь идет о социальной коммуникации — коммуникационных процессах в обществе. Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации — специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.

Источник

Оцените статью