Спектакль заговор чувств мхт описание

|Заговор чувств|

ОКТЯБРЬ
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

НОЯБРЬ

1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта»

Юрий Олеша: «В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника».

Премия «Хрустальная Турандот» в номинации «За лучшую режиссуру» (2021 г.).

Источник

«Энциклопедия советских 20-х годов» — в новом спектакле МХТ имени Чехова «Заговор чувств»

«Заговор чувств» в МХТ имени Чехова. Режиссёр Сергей Женовач поставил спектакль по одноимённой пьесе Юрия Олеши и его же роману «Зависть», который сегодня читается как энциклопедия советских 1920-х годов. Яна Музыка продолжит.

Три последние премьеры Сергея Женовача — это спектакли по литературе 20-30 годов. Булгаков, Хармс и Олеша. По словам создателей постановки, оформление сцены — это признание в любви эстетике конструктивизма. А еще плакатность, супрематизм. Среди зрительских ассоциаций — окна, гильотина, коммуналка. Обстановка, которая давит на человека.

Сергей Женовач для этого спектакля использовал два текста — роман Юрия Олеши «Зависть» и инсценировку, сделанную самим писателем, «Заговор чувств». Режиссеру важен прозаический текст, чтобы не потерять внутренние монологи, которых нет в драматургии. Женовач утверждает, сюжет в театре — не главное.

«Нам иногда важно догонит — не догонит, убьет — не убьет, полюбит — не полюбит. Но не это главное составляет центр и Чехова, и Шекспира. Потому что мы все сюжеты знаем, что нам эти сюжеты смотреть. А нам интересно, как развивается сегодня, сейчас на наших глазах складывается эта некая реальность, к которой мы подключаемся, волнуемся, смеёмся, грустим, о чем-то думаем. Вот, это сейчас самое главное, как мне кажется, в театре. Подключение к происходящему, к этой реальности», — говорит режиссер.

По словам режиссера, текст Олеши — это образное осмысление того слома реальности, который произошел в нашей стране.

«Вот эти 20-30-е годы, и люди пытались новую жизнь построить. Вот, я — один из этих винтиков. Каждому сказали — ты винтик. И как-то все поверили, что винтик — это важно, Сейчас я буду винтиком, но уж таким, который не подведет», — вспоминает народный артист России Авангард Леонтьев.

Строится фабрика по производству колбасы. Директор треста пищевой промышленности — Андрей Бабичев — человек, фанатично влюбленный в свою работу. Для него дело важнее чувств.

«Герои этого произведения, я не могу сказать, хорошие они или плохие. Какие они? Мы не знаем! Мы каждый раз говорим да, сами себя поглаживаем и говорим: «Мы хорошие». Но если заглянуть за уголок? Какие мы? На этот вопрос мы и пытаемся ответить», — признался народный артист России Михаил Пореченков.

В роли Николая Кавалерова — Алексей Краснёнков. Это его первая главная роль. Артист шутит, в отличие от своего персонажа не пьет, совсем! А вот вопросы, которые задает себе, созвучны внутренним монологам героя: «Прошла ли моя жизнь даром или нет? Прозевал я, пропустил я что-то? Ошибся, может быть, я где-то? Вот, сейчас это меня волнует. Правильный ли я какой-то выбор сделал в своей жизни?»

По словам артистов, на репетициях часто вспоминали истории из собственной жизни, искали отклик. Уверяют, на актерскую работу время написания текста не влияет.

Актер Артём Волобуев: «Человек должен. всю жизнь живет, чтобы как-то показать, что я есть в этом мире, в этой жизни. Оставить после себя какой-то след. В 20-е годы это было актуально? Актуально. Сейчас это актуально? Очень актуально. Поэтому здорово говорить словами того времени про проблемы нашего времени, вечные проблемы».

Сергей Женовач объясняет: он не занимается бытовым театром. Его спектакль — метафорическое высказывание.

Источник

Спектакль «Заговор чувств» — отзывы

Все дни В выходные

Описание

Сценическая редакция театра по одноимённой пьесе и роману «Зависть»

Организатор: ФГБУ культуры Московский Художественный Академический театр им. Чехова

Однозначно понравились только бесплатные бутерброды с колбасой, все остальное очень спорно и странно. Спектакль показался нам с женой очень устаревшим и не современным, напомнило постаногвки в советских театрах, когда играть актерам нечего, но читали громко, надрывно и с выражением. Декорация очень неудобная, мы сидели в бельэтаже и она была на уровне наших глаз, монотонно открывалась в разных местах, было скучно. Ушли после того как на сцену выбежал Аванагард Леонтьев с запеленутой как младенец колбасой, решили что хватит с нас бреда. Дома почитали критику и были удивлены, что некоторые отзываются о спектакле как для образованных и умных зрителей, не для средних умов, при этом почти вся статья пересказ спектакля, история пьесы и времени, биография автора, а в конце неожиданный вывод. Возможно это были заказанные театром статьи, мы не стали углубляться. Рекомендовать бы спектакль не стал, несмотря на хорошую игру Михаила Пореченкова. К нашему огорчению, МХТ после смерти Олега Павловича Табакова все хуже и хуже, не пропускали раньше премьеры, а сейчас и сходить не на что. После этой премьеры вряд ли на что-то придем без отзывов хороших знакомых.

Интересно, а режиссер с декоратором спектакль свой видели, или создавали его не глядя с балкона??можно же было о зрителе подумать, чтобы он не сидел все время с задранной головой, а потом еще скрючившись направо??Необычная декорация с разноцветными квадратами оказалась очень неудобной и скучной.Ждала, что за поднимающимися вставками окажется что-то интересное, а там просто деревянные лестницы, близко к сцене и на приличной высоте.Если рискнете сходить, берите бельэтаж или балкон, к партеру должны прилагаться услуги остеопата.
Сам спектакль разочарование.текст о конфликте 19 века с 20 веком играется для зрителя 21 века, какую актуальность увидел режиссер трудно сказать.Интересно было смотреть первые полчаса, дальше только вопрос Зачем это было ставить.Монологи с диалогами не держат внимание, зал шуршал, кашлял, вздыхал и оживал на Пореченкове.Он прекрасно играл, но разговоры его героя о колбасе к концу первого акте стали отдавать идиотизмом, а он твердил о ней и во 2 акте.Про какие чувства, заговор и зависть говорят Кавалеров и Бабичев брат сложно понять, монолог про каждый должен спать на своей подушке чушь невероятная,а конец про выколите мне глаза хотелось присвоить себе.По мне режиссер с задачей не справился, зато нафталина и пыли через край.Раз ставишь, надо показать актуальность, а не усугублять.Полный кошмар, жаль актеров занятых в спектакле,играть такую чушь.В зале одни пенсионеры, что показательно.

Источник

«Говорят, ходит по Москве человек с подушкой…»: «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова

– Что же делать?

– Ну, милый мой, тут надо или смириться, или устроить скандал…

В Московском художественном театре имени А.П. Чехова премьера – «Заговор чувств» по пьесе Юрия Олеши, которая стала инсценировкой романа «Зависть» и была написана по заказу Театра им. Е. Вахтангова.

Среди деревянных щитов разного цвета, которые то опускаются, то поднимаются, и огромной лестницы за ними, полностью видимой зрителю только в финале, основное внимание приковано к двум главным героям романа – Николаю Кавалерову (Алексей Красненков) и Андрею Бабичеву – директору треста пищевой промышленности (Михаил Пореченков). Режиссер Сергей Женовач очень точно уловил приподнятый и патетический тон произведения Олеши и таким и вынес его на подмостки. Подобного эффекта, в частности, помогают добиться музыка и появление оркестра. В спектакле звучат «Марш авиаторов» (Ю. Хайт – П. Герман), «Песня о встречном» (Д. Шостакович – Б. Корнилов), «Марш энтузиастов» (И. Дунаевский – А. Д’Актиль), «Москва майская» (братья Покрасс – В. Лебедев-Кумач).

Действие разворачивается в Москве во второй половине 1920-х годов. Диалоги в основном происходят в доме Андрея Бабичева, где во главе угла – идея коммунистического быта, когда интересы коллектива преобладают над личными. Хозяин весел, активен, обладает отменным чувством юмора (с первым появлением в зале проносится хохот), он часто говорит свысока: стоя наверху лестницы. А вот его антипод – Кавалеров – внизу: нередко в диалогах буквально ползает по сцене. Вообще мизансцены здесь очень точно характеризуют и раскрывают внутреннюю жизнь героев.

Обилие желтого цвета в сценографии (лестница и часть деревянных ширм), с одной стороны, нагнетает тревогу и ужас, напоминая сумасшедший дом, а с другой – ассоциируется с солнцем и радостью. Так что при всем торжественном и приподнятом тоне спектакля неизбежно чувствуется какая-то драма.

«Общество жаждет чуда. Понимаете? Людям скучно. Понимаете. »

Бабичев часто занят решением простых бытовых задач. «Он поет по утрам в клозете. Представляете, какой это жизнерадостный человек?» – говорит о нем Николай. Андрей умывается, делает зарядку, ест, работает и часто использует в своей речи «пищевые» метафоры: «Это шекспировская колбаса», «Я видел колбасу, сделанную из романтики, и романтику, сделанную из телятины». Синтез приземленного и возвышенного составляет основу реальности этого персонажа. Одно из важнейших событий для него – выпуск нового сорта колбасы, о котором он постоянно говорит абсолютно так же, как выражает свои чувства к Вале (Софья Райзман).

И все это противопоставляется неустроенному быту Николая Кавалерова и Ивана (Артем Волобуев), у которого нет даже собственного дома. Оба чувствуют враждебность быта.

«Есть люди, которых вещи не любят, и есть люди, которых вещи любят. Вот вы, Андрей Петрович. Вас вещи любят. Мебель норовит подставить мне ножку. Вчера этот угол буквально укусил меня. Вот только что я уронил запонку. Где она? Куда она исчезла? Если вы уроните запонку, то она остановится где-нибудь у ваших ног, а у меня запонка закатилась под буфет. Посмотрите: буфет надо мной смеется», – сокрушается Николай. Люди старого типа не приемлют упорядоченного быта.

– У нас в стране все дороги славы закрыты шлагбаумом…

– А если лампочку встряхнуть, от соприкосновения ей возвращается жизнь…

Иван Бабичев – брат Андрея, вождь «заговора чувств» и ярый представитель старого поколения. Ходит по улицам с желтой подушкой. А тем временем про него говорят: «Это, может быть, просто сумасшедший, а публика падка на сенсации…» В мире этого «чудотворца» не работает традиционная мораль. Достаточно вспомнить сцену, где герои признаются в своих низменных желаниях и один из них говорит, что ждет смерти почтенного старика. А потом, ликуя и веселясь, они принимают решение убить Андрея Бабичева… Вот так вот получается, что в этом мире веселье граничит со смертью.

Каждый персонаж относится к какому-либо лагерю: вокруг Ивана объединяются люди старого времени, а вокруг Андрея – нового. «Заговорщикам» присущи эгоизм, романтика, мечты и конфликтность, а представителям нового времени – рациональность и прагматизм.

Что же касается Николая Кавалерова, он мечтает о Европе и славе, но осознает ничтожность своей жизни, ненавидит свою интеллигентность и тщетно пытается добиться любви Вали. Он и завидует славе Бабичева, и ненавидит ее причины: ему противны дельцы, которые пришли на смену романтикам. В его характере заложен неразрешимый внутренний конфликт и неумение действовать. «Мне уже 25 лет. Я уже никогда не буду ни красивым, ни знаменитым, я уже не перееду в Москву…» – говорит он. В своих стремлениях он близок Ивану, но в то же время и противопоставлен ему, ибо действия их имеют разный напор.

«Мирный заговор, мирное восстание чувств – новый вид контрреволюции»

В основе «Заговора чувств» не столько политический конфликт, сколько неприятие романтиками прагматиков. Все персонажи здесь борются с конкретными целями. И это противостояние можно воспринимать как историческое – конфликт между представителями дореволюционного и послереволюционного времени, и как абстрактное – столкновение романтического и прагматического сознания человека. И сатира это или трагедия – зависит только от собственного мировосприятия каждого сидящего в зале зрителя.

Юрий Олеша писал: «В каждом человеке есть дурное и есть хорошее. Я не поверю, что возможен человек, который не мог бы понять, что такое быть тщеславным, или трусом, или эгоистом. Каждый человек может почувствовать в себе внезапное появление какого угодно двойника».

Источник

Читайте также:  Искусство обогащает человека не только эмоционального
Оцените статью