Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Н. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
Ответы к стр. 114 — 127
? С. 117 — Поделите этот отрывок на три части, — попросила Анишит Йокоповна. — Сумеете сказать коротко, о чём говорится в каждой части?
А ты сумеешь?
Нужно разделить текст на части по смыслу. В первой части отрывка говорится о том, как Тёма, проснувшись ночью, узнаёт от няни о судьбе Жучки. Как он строит планы о спасении собачки и видит об этом сон. Во второй части есть описание утреннего беспорядка в столовой. А также описание сада после дождя. В ней говорится о поспешных приготовлениях Тёемы к спасению Жучки. О том, какие необходимые вещи (спички, газеты, вожжи, верёвку, фонарь) Тёма берёт с собой. Третья часть рассказывает о том, как Тёма спешит преодолеть расстояние от сарая до беседки, около которой находится старый колодец. Несмотря на плохое самочувствие, Тёма выбирает кратчайший путь. Не без труда он перелезает через стену, спрыгивает в заросли мокрых кустов винограда и бежит к колодцу.
Найди и зачитай описание, которое можно было бы назвать НАТЮРМОРТОМ. А теперь найди ПЕЙЗАЖное описание. Что общего в этих описаниях? Соответствуют ли они душевному состоянию мальчика?
Описание стола в столовой, куда Тёма попадает из детской, можно назвать натюрмортом. А описание сада, куда Тёма спустился с террасы, можно считать пейзажным описанием. И на столе, и в саду царит беспорядок. Стол с остатками ужина, грязными чашками и стаканами, холодным самоваром, а также сад с прибитыми к земле цветами, наклонёнными от вчерашнего дождя и ветра деревьями, с мокрыми дорожками – всё это соответствует тому смятению чувств, которое царит в душе мальчика («Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку…»).
Перечитай последнюю часть отрывка. Как строчки, выделенные цветом, характеризуют отношение Тёмы к Жучке? Объясни поведение Тёмы, опираясь на подчёркнутые слова.
Строчки, выделенные цветом, помогают понять, как мальчик относится к Жучке. Узнав от няни, что случилось с Жучкой, Тёма сразу же начинает обдумывать разные пути её спасения. Едва дождавшись рассвета, Тёма «начал быстро одеваться…». Тёма боится причинить Жучке вред: «он подумал, что будет удобнее осветить колодец фонарём, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку – обжечь её». Тёма очень торопится помочь Жучке: «выбравшись из сарая, Тёма избрал кратчайший путь к беседке». Он понимает, что дорога каждая минута: «он оглянулся было назад, но, дорожа временем , решил прыгать». Тёма действует очень быстро, он « пустился рысью к беседке», «взобрался проворно на горку», « большими шагами по откосу горы спустился вниз…».
? С. 120 — 121 Что в поведении Тёмы говорит о его любви к собачке?
Из того, как Тёма старается успокоить Жучку, как обращается к ней («Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей, точно она понимала его») и радуется, что «Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом», видно, что мальчик очень любит собачку. Именно любовь Тёмы к собачке придаёт ему сил: «От страха, хватит ли у Жучки сил дождаться, пока он всё приготовит, у Тёмы удвоилась энергия».
С помощью каких слов и выражений автор передаёт острое чувство жалости Тёмы к Жучке?
Острое чувство жалости Тёмы к Жучке передано в следующих фрагментах: «Но вот откуда-то издалека, снизу, донёсся до него жалобный, протяжный стон. От этого стона сердце Тёмы мучительно сжалось , и у него каким-то воплем вырвался новый громкий оклик…».
« С замиранием сердца заметил он в углу чёрную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее, угадал в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба».
Тёме пронзительно жаль Жучку. Его сердце разрывается от того, что он не узнаёт её прежнего весёлого голоса и вместо весёлой, резвой собачки видит «беспомощную фигурку».
Тёма не просто жалеет Жучку, он ощущает тот ужас, который она испытывает: «Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся страшной глади. Он точно почувствовал на себе её прикосновение и содрогнулся за свою Жучку ».
Какие строчки в этом отрывке можно было бы выделить с помощью жёлтого цвета? Отметь их на полях простым карандашом чёрточками.
Вопрос направлен на то, чтобы мы нашли фрагменты с положительной эмоциональной окра ской.
Это строчки: «На этот раз Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно завизжала. Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала. – Милая Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу! – кричал он ей, точно она понимала его. Жучка ответила новым радостным визгом». И ещё: «И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом».
? С. 125 — 127 Тёма преодолел два непростых пути: путь в колодец и путь наверх. С какими трудностями он сталкивался по пути вниз и как он их преодолевал? Что помогало ему в этом?
Когда Тема начал спускаться в колодец, он почувствовал «вонь и смрад» и даже боялся, что может задохнуться. Но потом Тёма вспомнил, что Жучка сидит в колодце уже целые сутки, и успокоился. Затем Тёма придумал дышать ртом. «Результат получается блестящий: вони нет, страх окончательно улетучивается». Успешному спуску Тёмы в колодец способствовало и то, что Жучка всем своим видом показывала, что она верит в успешный спуск Тёмы и верит, что Тёма спасет её. «Жучка, опять уже усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна».
Что мешало Тёме подниматься наверх? Постарайся обнаружить все причины. Зачем мальчик вслух разговаривает сам с собой? Почему вспоминает своих родителей? Какие РАЗНЫЕ ЧУВСТВА испытывал мальчик во время своего опасного предприятия?
Когда Тёма начал подниматься наверх, он старался делать это как можно быстрее, чтобы Жучка не подумала, что её бросили. С одной стороны, «отчаянный визг», который подняла Жучка, «побуждает Тёму быстрее подниматься». Но с другой стороны, Тёме уже не хватает сил и воздуха и «чем больше (Тёма) торопится, тем скорее оставляют его силы». Ещё одна причина, которая мешала Тёме подниматься наверх, это охвативший его страх: «…сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет»; «Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувства одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу…».
Чтобы преодолеть этот страх, мальчик начинает разговаривать вслух сам с собой. Тёма убеждает себя, что бояться нехорошо («Стыдно бояться! Трусы только боятся»). Он пытается преуменьшить опасность своего положения, сравнивая его с ситуацией, в которой побывал его отец («Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно?»). Тёма вспоминает своих родителей ещё и потому, что хочет поддержать себя мыслью о том, как родители будут гордиться им после спасения Жучки: «…меня и папа, и мама за это похвалят».
Во время своего опасного предприятия мальчик испытывал самые разные чувства. Он испытывал страх и отвращение от скользких стенок колодца и той вони, которая в нем стояла. Он радовался встрече с Жучкой и переживал за неё. Терял веру в свои силы и вновь обретал её.
Какова главная причина того, что Тёма справился с очень непростой задачей: вылез из колодца сам и спас Жучку?
Можно присоединиться к любому мнению (Кости и Пети; Маши и Тани, Миши). Все перечисленные качества (ум, ловкость, мужество), конечно же, помогли Тёме преодолеть все трудности, но главное – это то, что Тёма очень любит Жучку. Тёма смог сконцентрировать (усилить) в себе все самые лучшие качества именно потому, что очень переживал за Жучку и очень хотел её спасти.
Вернувшись к подсказке на с. 78, мы сопоставим поведение Тёмы и поведение героя сказки. Тёма ведёт себя так же, как сказочный герой: 1. Он уходит из дома навстречу трудностям и опасностям (отправляясь на рассвете к заброшенному колодцу). 2. Преодолевает все трудности и препятствия, которые встречаются ему в дороге (спуск и подъём Тёмы по стенкам колодца можно считать той опасной дорогой, которую он прошёл). 3. Справившись со всеми препятствиями, сказочный герой возвращается домой повзрослевшим и поумневшим (спасая Жучку, Тёма вёл себя как взрослый человек: он не звал на помощь маму или папу, а сам справлялся с трудностями).
Вопрос, который задает Костя на с. 118, и ответ на него Анишит Йокоповны позволяют выяснить черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа.
Источник
Прочитайте эпизод > . Какие чувства испытывал Тёма
Каждый человек задаёт себе вопрос: «Что значит быть счастливым? » На уроках литературы мы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «После балла» и произведение Л. Н. Куприна «Куст сирени».
Рассказ “После бала” —одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого, в котором проявляются сильные чувства любви. Главный герой Иван Васильевич рассказывает о девушке по имени Варенька, в которую был влюблён. Он вспоминал, что на одном балу все его внимание было приковано именно к ней, хотя там было и много других юных дам. Когда Варенька стала партнершей по танцам, Иван Васильевич, забыв обо всем на свете, безмятежно кружился с ней до утра. Наверное из-за ослепительной улыбки он не чувствовал ни усталости ни своего тела. Это доказывает то, что он был счастлив.
В произведении «Куст сирени» Л. И. Куприн показывает нам беспредельную силу любви. Главные герои рассказа: Николай Евграфович Алмазов и его жена Верочка -вместе решают проблему, в которой проявляются их чувства друг к другу.
Верочка совсем еще молодая женщина, но для своего мужа она поддержка и опора, незаменимая помощница в трудную минуту. Благодаря своей жене Николай Евграфович сумел поступить в Академию генерального штаба. Учеба мужа, его успехи и неудачи беспокоят Веру как свои собственные – она полностью прониклась его интересами.
Алмазов же, в отличии от Верочки, очень нерешительный человек. Солгав профессору, обижается на Веру, как будто это ее вина. Однако зная, как мужу сейчас нелегко, Вера ласково расспрашивает его, желая помочь и утешить. Она тут же находит способ исправить непоправимое.
Из всего перечисленного можно сказать, что быть счастливым значит не только чтобы любили тебя, а главное чтобы ты любил дорогого тебе человека!
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении «Дума». Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение «мы». Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен». Здесь он чувствует себя одиноким среди «приличьем стянутых масок», ему неприятно прикосновение «красавиц городских». Он один противостоит этой толпе, ему хочется «дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью».
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении «И скучно и грустно» вся жизнь сведена к «пустой и глупой шутке». И действительно, она не имеет смысла, когда «некому руку пожать в минуту душевной невзгоды». В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить. но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В стихотворении «Благодарность» присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей», но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает «отравой», а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю. » видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает «прошлое страданье и молодость погибшую свою». Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают «уста живые» и «огонь в глазах». Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста «давно немые», что огонь в глазах «давно погас». Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении «Завещание», написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с «пустым сердцем». Армеец говорит о ней: «Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет. Ей ничего не значит». Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
«Сон» — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение «Молитва» построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами «мира холодного».
В «Утесе» Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, «по лазури весело играя».
Источник