МЕТОДЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. ПСИХОДРАМА
Психодрама может рассматриваться как метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента. Психодрама как лечебный психотерапевтический метод была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента, «спонтанного театра», изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого
потенциала человека, его творчества в «театре жизни». Внутриличностные и межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра», послужили основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работая над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного
самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Классическая процедура нсиходрамы предполагает наличие следующих участников: протагонист, терапевт, помощники терапевта, зрители. Протагонист — это пациент (субъект), главный исполнитель, представляющий свои проблемы, терапевт (режиссер, дирижер, фасилитатор) — организатор ролевой игры, помогающий пациенту исследовать свои проблемы. Функции те
рапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании и т.д.
Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную или подготовительную (фаза «разогрева»), собственно психодраматическое действие; обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоциональный обмен).
В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуации), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства и самого психодраматического действия. В этой фазе используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизация, разыгрывание не относящихся лично ни к кому ситуаций (сказок, фантастических ситуаций и пр.).
Вторая фаза — собственно разыгрывание ролевой ситуации или психодраматического действия. В ходе его пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов — «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, «построение будущего», «проба реальности» и др.
Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов: ролевую и идентификационную.
Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участники группы, которые играли вспомогательные роли, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе психодраматического взаимодействия с протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей.
В ходе групповой психотерапии психодрама наиболее эффективно может быть использована в комбинации с другими методами: групповой дискуссией, психогимнастикой и др. Психодраматическому разыгрыванию может быть посвящено отдельное занятие группы, однако чаще всего психодрама естественным образом входит в процесс групповой дискуссии, например, пациент на групповой дискуссии рассказывает о своих семейных конфликтах и связанных с этим собственных переживаниях и проблемах. Следует отметить, что истинная суть этих конфликтов, как правило, пациентом не осознается и является трудновербализуемой. В таком случае пациенту можно предложить разыграть эту ситуацию психодраматически, выбрав из участников группы вспомогательных персонажей, которые будут играть членов его семьи — участников конфликта.
Источник
Ответы на тест НМО “Методы психотерапии наркологических заболеваний”
1. «Индивидуальная психотерапия» – это
1) такая ее организационная форма, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психолог;
2) такая ее организационная форма, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс отсутствует;
3) такая ее организационная форма, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде врач — пациент;+
4) такая ее организационная форма, в которой в качестве основного инструмента психологического воздействия выступает клинический психолог и психотерапевт.
2. Большое влияние на развитие групповой психотерапии в России оказали
1) Кратохвил;+
2) Ледер;+
3) Хёк;+
4) Юнг.
3. В групповом формате психотерапии существуют следующие фазы в развитии и функционировании психотерапевтической группы
1) фаза активации;
2) фаза аффективно заряженного поведения, негативного по отношению к психотерапевту;+
3) фаза аффективно заряженного поведения, позитивного по отношению к психотерапевту;
4) фаза напряжения.+
4. В настоящее время основным методом лечения зависимостей после терапии острых состояний является
1) дезинтоксикация;
2) психокоррекция;
3) психотерапия;+
4) реабилитация.
5. В нашей стране теоретические и практические аспекты применения гипноза в лечебных целях изучали
1) Бехтерев;+
2) Данилевский;+
3) Павловский;
4) Токарский.+
6. Важной характеристикой индивидуальной психотерапии является
1) несоблюдение параллельности фаз;
2) несоблюдение последовательности фаз;
3) параллельность фаз;
4) последовательность фаз.+
7. Ведущими психотерапевтическими направлениями в нашей стране являются
1) когнитивно-поведенческая психотерапия;+
2) семейная психотерапия зависимостей;+
3) суггестивная психотерапия;+
4) танцевальная психотерапия.
8. Внушение (от лат. suggestio) определяется как
1) информация, воспринимаемая без критической оценки;+
2) информация, оказывающая влияние на течение нервно-психических и соматических процессов;+
3) подача информации;+
4) подача информации с активным участием личности.
9. Впервые организовал специализированный санаторий для наркотически зависимых
1) Блейер;
2) К.Г. Юнг;
3) Фрейд;
4) Э. Зиммель.+
10. Впервые термин «психотерапия» введен
1) в конце ХIX века;+
2) в конце ХX века;
3) в начале ХIX века;
4) в середине ХIX века.
11. Гипносуггестивные программы в нашей стране применялись такими известными психиатрами и психотерапевтами как
1) Бехтерев;+
2) Буль;+
3) Либих;+
4) Токарев.
12. Групповая дискуссия – является основным, опорным методом
1) психокоррекции;
2) психотерапии;+
3) реабилитации;
4) реабилитационного процесса.
13. Групповая психотерапия – это
1) форма психокоррекции, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для разрешения внутренних конфликтов, коррекции отклонений в поведении;
2) форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством лечащего врача, для разрешения внутренних конфликтов, коррекции отклонений в поведении;
3) форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для разрешения внутренних конфликтов, коррекции отклонений в поведении;+
4) форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта, для разрешения конфликтных ситуаций и их коррекции.
14. Задачи группового психотерапевта (по Карвасарскому)
1) недирективное ориентирование активности группы; стимулирование группы;+
2) постоянный контроль над соотношением сплоченности и не решенных проблем в группе созависимых;
3) способствовать усвоению пациентом навыков сотрудничества и взаимопомощи;+
4) являть собой образец поведения в групповой ситуации.+
15. Задачи групповой психотерапии (по Карвасарскому) сосредоточены в
1) интеллектуальной сфере;+
2) поведенческой сфере;+
3) психологической сфере;
4) эмоциональной сфере.+
16. Какие зарубежные ученые внесли вклад в науку о гипнозе?
1) Веттерстранд;+
2) Краффт-Эбинг;+
3) Форель;+
4) Эбинг.
17. Лечебное действие музыки состоит в следующем
1) развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функций и способностей;+
2) развитие эстетических навыков;
3) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;+
4) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.+
18. Методы активного аутогипноза
1) аутотренинг Шульца;+
2) метод Шульца;
3) метод расслабления при родах дика Рида;+
4) прогрессивной релаксации по Джекобсону.+
19. На сегодняшний день выделяют основные формы психотерапии, которые широко применяются и при зависимостях
1) групповая психотерапия;+
2) индивидуальная психотерапия;+
3) поведенческая психотерапия;
4) семейная психотерапия.
20. Основателем современной групповой психотерапии является
1) Д. Пратт;+
2) К.Г. Юнг;
3) Фрейд;
4) Э. Зиммель.
21. Основатель «оксфордских» психотерапевтических групп
1) Блейер;
2) Дэниэль Хак Тьюк;
3) К.Г. Юнг;+
4) Фрейд.
22. Основными осложнениями гипнотерапии являются
1) истерические припадки;+
2) потеря раппорта;+
3) спонтанный сомнамбулизм;+
4) хорошее настроение.
23. Основой для дальнейшего развития психодрамы как лечебного метода послужили
1) внутривидовые изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра»;
2) внутриличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра»;+
3) личностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра»;
4) межличностные изменения, достигаемые участниками «спонтанного театра».+
24. По срокам проведения индивидуальная психотерапия бывает
1) долговременная (длительность от 10 сеансов);
2) долговременная (длительность от 20 сеансов);
3) краткосрочная (длительность до 10 сеансов);
4) краткосрочная (длительность до 20 сеансов).+
25. Подход к обучению навыкам (для того, чтобы уменьшить или прекратить употребление психоактивных веществ), основан на теориях
1) социального научения (Bandura, 1917);
2) социального научения (Bandura, 1977);+
3) стресса (Lazarus & Folkman, 1985);
4) стресса и копинга (Lazarus & Folkman, 1985).+
26. Предмет групповой дискуссии включает 3 типа ориентации
1) биографическую;+
2) интерактивную;
3) интеракционную;+
4) тематическую.+
27. Проективный рисунок способствует выявлению и осознанию
1) переживаний пациентов;+
2) сопереживанием близким;
3) сопереживаний окружающим;
4) трудновербализируемых проблем.+
28. Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которого лежит использование
1) выражения эмоций;
2) двигательной активности;
3) двигательной экспрессии;+
4) разговорной активности.
29. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью
1) движения;+
2) мимики;+
3) пантомимы;+
4) разговора.
30. Психодрама – как метод групповой психотерапии, представляет собой
1) групповую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента;
2) игру, в ходе которой создаются необходимые условия для выражения эмоций, связанных с незначимой проблематикой пациента;
3) ролевую игру, в ходе которой создаются главные условия для выражения эмоций, связанных с неразрешимой проблематикой пациента;
4) ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой пациента.+
31. Психотерапия – это
1) система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека;+
2) система лечебного воздействия на психику и через психологическое воздействие;
3) система психологического воздействия на психику и через психику на организм человека;
4) система физиологического воздействия на психику и через психику на организм человека.
32. Путем внушения вызываются
1) логическая переработка настоящего;
2) ощущения;+
3) представления;+
4) эмоциональные состояния и действия.+
33. Сколько существует типов ориентации групповой дискуссии?
1) 1 тип;
2) 2 типа;
3) 3 типа;+
4) 4 типа.
34. Современным развитием суггестивных подходов являются
1) групповая психотерапия;
2) нейролингвистическое программирование;+
3) психодрама;
4) эриксоновский гипноз.+
35. Состояние гипноза наступает в результате
1) действий гипнотизера;+
2) не специальных воздействий со стороны;
3) само собой во время сеанса;
4) целенаправленного самовнушения.+
36. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании
1) методов анализа;+
2) оценки групповой динамики в лечебных целях;+
3) оценки групповой динамики в психотерапевтических целях;
4) психотерапевтических подходов.+
37. Стадии гипноза по Форелю
1) глубокий гипноз (сомнамбулизм);+
2) легкий гипноз (дрема, сонливость);+
3) средний гипноз (гипотаксис);+
4) тяжелый (кома).
38. Стиль проведения «оксфоридских» психотерапевтических групп базировался
1) на обмене мнениями между их членами и созависимыми;
2) на обмене мнениями между членами их семьи;
3) на свободном обмене мнениями между их членами;+
4) на свободном обмене мнениями между созависимыми.
39. Суггестивная психотерапия в лечении расстройств аддиктивного спектра обладает следующим арсеналом методов воздействия
1) аутогипноз;+
2) гипноз;+
3) недирективный гипноз;
4) эриксоновский гипноз.+
40. Существуют следующие методы групповой психотерапии
1) групповая дискуссия;+
2) проективный рисунок;
3) психогимнастика;+
4) психодрама.+
41. Термин «психотерапия» впервые ввел
1) Блейлер;
2) Дэниэл Хак Тьюк;+
3) К.Г. Юнг;
4) Фрейд.
42. Цели индивидуальной психотерапии (по Орлински и Ховард)
1) макрорезультаты;+
2) микрорезультаты;+
3) окончательные результаты;
4) цели для сеанса психотерапии.+
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник