Настроение и эмоции у детей
венера тимаева
Настроение и эмоции у детей
В жизни ребенка непременно должны царить положительные эмоции как первооснова для его нормального психического развития. На этом подчеркивает гуманная личностно ориентированная педагогика. Воспитание у ребенка положительных чувств и всемерное осуждение и подавление негативных всегда были и являются значимыми аспектами развития дошкольника, их считали стержневой составляющей гуманных межличностных отношений, которые в свою очередь составляют основу взаимопонимания и сосуществования в социуме. Самые сильные и стойкие эмоции ребенка проявляются в его настроении. Кого же интересует настроение малыша? Кто о нем заботится? Конечно, первоочередное место в становлении и культивировании настроения ребенка занимает семья, и заменить ее в этом аспекте не сможет ничто и никто. Семья — это первая школа детской жизни, где идет формирование ребенка и развиваются положительные или отрицательные детские эмоции. Мы спросили мам (поскольку именно они ежедневно собирают детей к детскому саду, какое настроение преобладает у ребенка утром? Большинство искренне признались, что им некогда утром обращать внимание на настроение ребенка. Исключением является лишь жалобы ребенка на самочувствие. Несколько больше внимания родители обращают на настроение ребенка в вечернее время. И прежде всего потому, что дети вечером больше капризничают, не слышат обращений взрослого, чаще плачут. Ошибочным является убеждение взрослых о том, что чуткий, сострадательный человек — это мягкотелое, избалованное существо. Ведь кротость, сострадание и другие благородные чувства человека вовсе не свидетельствуют о его плаксивости и слабости. Ребенок может быть отзывчивым, никого не обижаться и в то же время способным не позволить ровеснику обидеть себя. Каждому взрослому, кто взял на себя ответственность за сопровождение полноценного развития ребенка,следует прежде всего ответить на вопрос: достаточно ли я внимателен к переживаниям ребенка? Формировать настроение ребенка в дошкольном учреждении следует начинать с простого, правда, несколько забытого ныне утреннего приема ребенка в группу. Каждое утро ребенка должно встречать не просто фигура воспитателя «на воротах в красных сапогах», чтобы ответить на приветствие и зафиксировать присутствие. Общеизвестно, что рекомендация программных документов имеет целью передачу ребенка от мамы к воспитателю, и главное при этом — настроение дошкольника. Заметим, если бы воспитатели каждый раз акцентировали внимание на настроении малыша, здороваясь с ним утром, спрашивали, что случилось, если ребенок не в настроении, то каждая мама старалась бы не осрамиться перед воспитателем и позаботиться, чтобы настроение ребенка был максимально положительным. И если настроение дошкольника уже испорчено, изменить его на лучше имеет доверительный разговор с учетом знания педагогом индивидуальных особенностей конкретного ребенка, его предпочтений, особенностей семейных обстоятельств. Результатом такой утренней встречи в дошкольном учреждении должны быть озаренные радостью детские глаза, ведь общее эмоциональное настроение ребенка (радостный, грустный, бодрый, вялый, пассивный и тому подобное) влияет на протекание всех его психических процессов. С радостным настроением дошкольник все воспринимает в позитивном ключе, в тревожном — отовсюду ожидает неприятностей. Плохое настроение ребенка, вызванное определенным незначительным событием, длится обычно недолго и проходит незаметно. А вызванное стойкое болезненное отношение к определенным жизненным ситуациям, вроде недовольства близких взрослых, частых поражений, болезней, переутомления, плохое настроение может переживаться глубоко и продолжаться долго. У ребенка из-за плохого настроения происходит всплеск эмоций. Нам незаметны значительные внутренние изменения в его организме в это время, а только яркое их проявление снаружи, которое мы не всегда понимаем. Именно внешнее проявление плохого настроения часто дезорганизовывает утром поведение и ребенка, и взрослого. Главное, что ребенок не всегда осознает причины своего настроения. А именно от него зависит его глубина и продолжительность. Поэтому внимательное отношение к настроению каждого ребенка утром, выявление причин ее плохого настроения и создания условий для бодрого имеет огромное значение для счастливого проживания ребенком каждого дня. Не стоит забывать, что радостное, приподнятое настроение предотвращает проявления негативных черт характера, а это — важное условие воспитания.И здесь пригодится способность взрослого чувствовать ребенка сердцем: услышать ее во время индивидуального и осторожного разговора, понять, что стоит за его объяснением или молчанием, найти те волшебные слова, которые вернут ему радость, чувство защищенности. Должны помнить, что эмоциональное состояние имеет значительную обратную силу влияния на всю деятельность ребенка, а в дошкольный период — это особая связь.
эмоциональный комфорт, формирование и переживания положительных эмоций является необходимым условием и основой для формирования многогранной личности ребенка, его полноценного развития и жизнедеятельности.
1. Дошкольная педагогика №5(46)
2. Формирование Здорового Образа Жизни у дошкольников Т. Г. Карепова
3. Интернет источник ПОДРАСТУ. РУ
Коллективная работа детей разновозрастной группы «Весеннее настроение» Этот материал может быть полезен воспитателям дошкольного образования и учителям начальной школы. Коллективная работа детей разновозрастной.
Конспект логопедического занятия «Эмоции» Конспект логопедического занятия для детей группы со сложным дефектом по теме «Такие разные эмоции» Цель: формирование эмоциональной лексики.
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Потерянное настроение» Конспект занятия для детей 5-6 лет «Потерянное настроение» Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников. Оборудование: «волшебный шкатулочка»,.
Конспект занятия «Я и мои эмоции» социально — психологический проект «Я и моё настроение» для детей с ОВЗ Цель: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями. Задачи: — дать.
Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «Эмоции и чувства» для детей 5-6 лет, предназначен для развития.
НОД с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе «Наши эмоции и настроение» Непосредственно образовательная деятельность с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе Тема: «Наши эмоции и.
Фотоотчет «Новогоднее настроение через творчество. Работы детей» Предновогодняя суета, наряженные магазины, улицы. Все готовятся к встрече самого волшебного праздника — Нового Года! На занятиях с детьми.
Презентация на тему «Эмоции детей» В нашем дошкольном учреждении проводится работа по внедрению международно бакалавриата. Воспитатель предлагает тему, подводя детей к размышлению.
Стихи для детей из серии «Чувства. Эмоции» Все мы в своей жизни испытываем те или иные эмоции и чувства, часто ловлю моменты их яркого выражения среди своих воспитанников в детском.
Театральное занятия для детей старшего возраст «Эмоции настроений» Цель: 1. Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий.
Источник
Эмоциональные настрои к детской деятельности
материал на тему
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений при организации непосредственной детской деятельности. Эмоциональные настрои создают у детей чувство уверенности, спокойствия, доверия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnye_nastroi_nod.docx | 957.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональные настрои НОД»
«Если Вы удачно выберете труд и
вложите в него всю свою душу,
то счастье само отыщет Вас»
Чтобы занятие было интересным и качественным, заранее подготовьте все необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь, альбом и т.д. для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше неожиданные!) предметы, удобное и рабочее место.
Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое!) или загадки (угадай, что я вам приготовила?). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей! В конце занятия обязательно подведите итог, спросив у детей, чем они занимались, что им понравилось, что узнали нового. Именно эти вопросы позволяют детям отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
- Начало занятий должно быть необычным, можно включать ритуал.
- В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание (послушаем музыку, звуки в группе, звуки на улице, свое дыхание и т.д.).
- На занятии должен главенствовать дух «открытия».
- Очередной вид деятельности начинать с постановки задачи в общем виде.
- Держать паузу, не мешать включению мыслительных процессов.
- При подготовке и проведении занятий предусматривать вариативность ответов детей.
- Не принимать ответ детей без обоснования.
- Ни оставлять без внимания ни один ответ. (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
- Помнить о развитии речи в любых формах деятельности.
- Поддерживать у детей ощущение успешности.
- Возвращаться к уже выполненным заданиям.
- Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка «За кого ты порадовался? Что тебя огорчило? Что доставило удовольствие, радость?»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность.
Ритуал можно изменять, но не слишком часто .
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.д.
Затем передает клубок следующему ребенку.
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.
Во время ритуала воспитатель находится вместе с детьми в кругу, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Воспитатель, стоя в круги, вместе с детьми произносит следующие слова перед новой НОД:
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся .
Все мы дружные ребята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло.
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.
Здравствуй, весь наш дружный круг!
Вы взяли за руки тех, кто стоит рядом с вами, и ощутили тепло рук ваших друзей, которые будут, вам добрыми помощниками, а сейчас скажем, все вместе : «Добрый день».
Утром рано поутру
В детский садик я иду,
И в кармашке я с собой
Сейчас кораблик дружбы я передам вам, а вы по очереди, будете передавать его своему товарищу. Пусть он унесёт с собой плохое настроение, а подарит доброту много улыбок и хорошее настроение. Всем вместе нам будет сегодня интересно. А кораблик нам привез. (переход к сюрпризному моменту или проблемной ситуации…)
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется,
Поделись улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется…
Улыбаться чаще стоит-
Интересней станет жить
Ведь улыбка не позволит
Ни тебе, ни мне тужить…
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Кубик ты передавай
С добрым утром, солнышко родное,
С добрым утром, чистая вода,
С добрым утром, небо голубое,
Утро добрым будет пусть всегда.
Дети передают пожатием руки друг другу улыбку и хорошее настроение. А теперь мы… (переход к НОД)
-С добрым утром глазки! Вы проснулись? (Дети совместно с воспитателем, в кругу — поглаживают веки глаз)
-С добрым утром ушки! Вы проснулись? ( поглаживают ушки )
-С добрым утром ручки! Вы проснулись? ( хлопаем в ладоши )
-С добрым утором ножки! Вы проснулись? ( притопываем )
-С добрым утром солнце! Мы проснулась! ( руки раскрываются навстречу солнышку).
-А еще рано утром проснулся (ась)…. ( педагог называет героя, переходит к детской цели)
Вот игра у нас, какая –
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Правой – левую ладошку
Мы похлопаем немножко,
А теперь ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай!
Вверх ладони хлоп, хлоп, по коленям шлеп, шлеп,
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Можешь хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Справа – можем, слева – можем
И крест – накрест руки сложим.
«Доброе утро, глазки»
Доброе утро, глазки, вы проснулись?
Дети поглаживают веки .
Доброе утро, ушки, вы проснулись?
Доброе утро, щечки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки, вы проснулись?
Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
Протягивают руки вверх и широко улыбаются .
«Вместе с солнышком встаем»
Вместе с солнышком встаем
Дети вытягивают руки вверх.
Вместе с птицами поем.
С добрым утром, с ясным днем,
Вот как дружно мы живем.
Выставляют правую руку вперед, затем левую,
берутся за руки и покачивают вперед-назад
Дети становятся парами друг к другу лицом.
Я подрос и ты подрос,
Поднимают правую руку вверх, затем левую.
У меня нос и у тебя нос.
Касаются пальчиками своего носа, затем носа соседа.
У меня щечки гладкие.
Поглаживают свои щечки.
И у тебя щечки гладкие.
Поглаживают щечки соседа.
У меня губки сладкие.
Касаются пальчиками своих губ.
И у тебя губки сладкие.
Касаются пальчиками губ соседа.
Мы – два друга, любим друг друга.
Обнимают друг друга.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Дети тянутся руками вверх, встают на ноги.
Яркие лучики нам протяни.
Вытягивают руки вперед ладошками вверх.
Ручки мы вложим
Разбиваются на пары, протягивают друг другу руки
Нас покружи, оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок.
Ходьба на месте.
Там все мы станем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.
Хлопают радостно наши ладошки.
Хлопают в ладоши.
Быстро шагают резвые ножки.
Идут быстрым шагом.
Солнышко скрылось, ушло на покой,
Приседают, голову закрывают руками, потом ручки под щечки.
Мы же на место сядем с тобой.
Тихо садятся на свои места.
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
Дети поднимают руки вверх.
А также порадуемся улыбчивым лицам.
Улыбаются друг другу.
И всем, кто живет на этой планете,
«Доброе утро!» скажем мы вместе.
Берутся за руки.
«Доброе утро» — маме и папе.
Выполняют махи сцепленными руками вперед-назад.
«Доброе утро!» — останется с нами.
(см. //Воспитатель № 3 – 2008 г., стр. 80-81)
Игры для создания рабочего настроя
Какой-то предмет-ручка, карандаш и т.д., превратившись в волшебную палочку , в произвольном порядке передается друг другу детьми, которые сидят полукругом (на стульчиках или ковре). Передача палочки сопровождается речью по какому-то заранее установленному правилу.
Например, передающий называет предмет , а принимающий – действие-глагол (ковер лежит). Или передающий называет «живое», а принимающий его характеристику (птичка маленькая, крокодил зеленый)
«Встать «по пальцам»
Исходное положение: все дети сидят. Воспитатель поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках, и вслух читает до трех, после чего произносит «Замри!» Детей должно встать ровно столько, сколько было показано пальцев.
Каждый из детей внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания.
Воспитатель называет по четыре слова, а дети на слух должны определить одно лишнее в четверке. Например: тюльпан, астра, бант, гвоздика. Или: самолет, вертолет, аэроплан, сорока.
(см. Библиотека воспитателя.
«Карманная энциклопедия социо – игровых
приемов обучения дошкольников», 2014 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтере.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Испокон веков в и.
из опыта работы.
С помощью этих игр можно познакомить людей между собой как малознакомом, так и сплоченном коллективе. Данные игры предназначены для праздников, дней рождений, родительских собраний, .
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испоко.
Цель: -создавать ощущение эмоционального благополучия у каждого ребёнка- вызвать интерес к восприятию звуков пения птиц, жужжания пчёл.
Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций «Утренний сбор как форма создания положительно эмоционального настроя детей».
Источник