- Выступление на МО по теме: «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности» учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Выступление на МО по теме:
- «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
- Выполнила:
- учитель нач. кл. Волкова Д.С.
- Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Выступление на МО по теме: «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление на МО по теме: «Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_u_uchashchihsya_polozhitelnyh_emotsiy_po_otnosheniyu_k_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Люберцы
Выступление на МО по теме:
«Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»
Выполнила:
учитель нач. кл.
Волкова Д.С.
«Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности».
Каждый ребенок, обладая определенными навыками, должен научиться процессу саморегуляции. Ведь дети, обучаясь на протяжении всей жизни смогут находить внутренние мотивы, которые влияют на процесс саморегуляции и учащиеся должны в себе развивать позитивное отношение к учебе. Учителя современных школ должны стремиться выработать эту способность у каждого ученика, чтобы организовать процесс, при котором ребенок сам регулирует и управляет собственным развитием. Учитель создает такие условия взаимодействия, когда каждый ребенок чувствует себя комфортно, ощущает поддержку и способствует развитию позитивного настроя. Они подталкивают детей к планированию, анализу и коррекции собственных действий, обсуждению и принятию решений.
В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению». Цель педагогической деятельности не только обучение, но и воспитание успешного человека. Создание каждому ребенку ситуации успеха – это смысл деятельности педагога. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку, если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Педагогическая деятельность ориентирована на выпуск успешного ученика с позитивным отношением к учебе.
Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.
Какие же условия необходимы для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности?
Культура поведения самого учителя и даже те первые слова , которыми начнется урок, могут сразу создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, то есть создание коллаборативной среды. (Коллаборация – совместный труд нескольких людей).
Для создания коллаборативной среды, также необходимо знать своих учеников, которых обучаешь. К сожалению, мы не всегда знаем своих детей, что можно от них ожидать. У детей разные интересы: кто- то предпочитает точные науки, а кто- то гуманитарные науки, бывают дети усидчивые и непоседливые, не все дети готовятся к уроку одинаково, бывают и семейные проблемы, и от этого зависит их поведение на уроке и результат успеваемости. Поэтому в школе проводится работа по созданию непринужденной обстановки, когда ребенок становится более общительным, преодолевая тревогу и застенчивость.
Для создания коллаборативной среды на уроках можно применять тренинги. Например, тренинг « Дерево достижений» . Учитель предлагает обратить внимание на одинокое дерево. («У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии»).
Красный лист — желают общаться.
Желтый лист – проявлять активность.
Синий – будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Дети выбрали, в основном, зеленый и красный цвета, значит, они желали общения и успеха на уроке.
Так же интересен тренинг «Добрый клубок» с целью создания позитивного настроения, повышения сплоченности класса. Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.
Упражнение «Какая рука у соседа» с целью установления контакта между учащимися, развития тактильных ощущений. (Дети берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине необходимо почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.)
Упражнение «Комплимент» с целью формирования умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.( Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
— Наташа, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
А у тебя Оля, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.)
Для того, чтобы тренинги были более интересными можно использовать интерактивную доску и готовить презентации слайдов с музыкальным сопровождением для создания коллаборативной среды.
Совместно с учащимися установить правила поведения на уроках: говорить по одному, не перебивать того, кто говорит, не применять физическую силу, никого не оскорблять, не дразнить. Эти правила в виде пиктограмм нарисовать на листе ватмана, который будет постоянно висеть на доске во время всех последующих уроков.
Еще одним условием создания позитивного отношения к учебе является групповая работа . Известно, что умение учиться — «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»(Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своими товарищами. Модель взаимодействия с одноклассниками эффективна, потому что учащийся получая замечания от такого же ученика менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях, успешно справляется с заданиями на уроке. Совместная работа учащихся – групповое взаимодействие, когда коллектив делится на группы.
Количество участников группы для начальных классов – это 4-5 человек.
Как объединять учащихся в группы ?
1)На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся.Роли в группах распределяет учитель.
2)Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли и следит за правильностью хода обсуждения.
3)Учитель назначает лидера для каждой группы из способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.
4)Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
5)Загадки. Учитель назначает командиров групп – например тех, кто быстро и правильно справился с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (на одну тему).Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.
6) «Лото». Дети берут картинки «лото» и ищут «свое место» на большой тематической карточке: дикие и домашние животные, растения, посуда.
При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного».
При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: «сильный»- «сильный», «средний» — « средний», «слабый» — «слабый».
При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары по желанию.
Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, то принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Если ребенка не зовут в группу, то нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.
Ролевые функции членов группы:
1)Писарь – записывает решения;
2)Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3)Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Работа в группе может быть распределена следующим образом:
1)Группа выполняет общее задание , но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга. Так можно организовать решение задач, изготовление поделок на уроках технологии.
2)Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждения.
3)Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Задания для групп:
1)Все группы выполняют одинаковое задание.
2)Группы отличаются по типу работы, т.е.:
1 группа – проектирует;
2группа – проводит исследование;
3 группа – решает проблему. Таким образом можно выполнять практические задания по познанию мира.
3)По теме работы. Например, составление задач к одной схеме.
4)По уровню сложности задания ученик проводит самооценку возможностей.
Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы.
Внимательны ли они или отвлекаются?
Как ведут себя живо или пассивно?
Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?
Слушают ли друг друга?
Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?
Как соединить детей в группы?
С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. «Слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый, доброжелательный партнер.
При оценке работы групп следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.
Групповая работа требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы надо ставить столы так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости от членов групп, чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы.
Групповая работа занимает не более 10 – 15 минут от урока.
Распределение момента начала работы (колокольчиком).
Четкость и внятность поставленной задачи.
Групповая работа эффективна для заданий , которые ученик не может выполнить индивидуально.
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1)Дети делятся тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками), идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2)Дети занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, сохраняется интерес к познанию. Помнить о зоне ближайшего развития, т.е.не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема не усвоена.
3)Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу, повышается творческий потенциал.
4)Знания усваиваются лучше. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать ими на практике Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя работа.(Например, задания по литературному чтению: чтение и пересказ текста, написать сочинение, придумать свой конец сказки)
5)При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
6)Учащиеся приобретают навыки ,необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Учитель должен помнить , что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству.
Работая в группах, каждый учащийся чувствует себя нужным в коллективе. Дети учатся объективно оценивать действия и поступки своих одноклассников и свои собственные, не боятся выслушивать критику в свой адрес со стороны своих одноклассников. Этот новый подход к работе, т.е. групповая работа, научила детей работать в группе, дети сближаются духовно, научатся сотрудничать, переживать друг за друга. Выполнение таких действий способствует установлению между учащимися отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. будут способствовать формированию ключевых компетенций, что приведет к формированию саморегуляции учащихся.От саморегуляции зависит успешность ученика. Чем выше самоорганизация в классе, тем лучше качество обучения.
При создании такой обстановки в классе между учащимися, учитель сближается с ними и исчезает барьер между учителем и детьми. Дети становятся более открытыми и с большей активностью выполняют просьбы и предложенные им задания. Даже слабоуспевающие ученики стараются, как самостоятельно, так и в группе выполнить ту работу, которую им доверили. В итоге — единая команда, которая старалась достичь поставленной цели.
При выполнении различных разноуровневых заданий, дети с большим интересом выполняют задания различной сложности. Они просят более усложненные задания, чтобы получить оценку «5», даже слабоуспевающие дети пытаются получить больше заданий, чтобы получить хорошую оценку. Для развития критического мышления, учащиеся выполняли разные задания, например: составление кластера, заполнение диаграммы Венна (нахождение общих и отличительных черт), отгадывание кроссворда, заполнение таблицы. Все эти задания способствовали развитию интереса учащихся к изучению предметов.
Расширение свободы и самостоятельности положительно влияют на самочувствие учащихся и результатом будет то, что они будут воспринимать школу, как родной дом, как дом радости, где их любят и им нравится учиться в таких условиях.
Источник
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности
статья на тему
В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_formirovaniya_u_uchashchihsya_polozhitelnyh_emotsiy_po_otnosheniyu_k_uchebnoy_deyatelnosti.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
В наше время, когда для ребенка открыт широкий мир развлечений, стало очень сложно заинтересовать его учебой. Ведь умению трудиться, относиться ответственно к учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов. Родители и учителя обеспокоены таким явлением и часто пытаются ограничить детей от современных развлечений, но пробудить интерес и ответственность к учению получается не всегда.
Одна из причин потери интереса к учению заключается в том, что школа в обучении и воспитании недостаточно опирается на потребности и интересы самих детей. Интерес — это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса. Ребенок приходит в школу, преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу?
На эти вопросы искали ответы не только наши современники, но и лучшие педагоги прошлых лет. Эти вопросы не однажды возникли в моей практике работы, я и сегодня ищу на них ответ….
Большой вклад в непростом деле воспитания и обучения детей внесли В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Ш.А. Амоношвили. Их труд заслуживает искреннего признания и благодарности. Нельзя обойти стороной и Российских педагогов. На их опыте строится успех современного обучения.
О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение — стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения. Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.
Используя опыт современных педагогов, творчески подхожу к выстраиванию своей системы обучения и воспитания детей.
Так сложилось, что в школе в начальных классах я веду окружающий мир и технологию. Кажется, что сложного – заинтересовать ребенка, держать устойчивый интерес к данным предметам. Но нет, даже здесь приходится постоянно поддерживать интерес, удивлять, находить что-то новое для себя и для учеников.
Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Чтобы эти положительные эмоции сформировались, свой учебный день я начинаю с приветствия, говорю ребятам, что я снова рада видеть их, что мне приносит радость общение с ними. Радуюсь вместе с ними их успехам и огорчаюсь, если вдруг что-то не получилось.
При создании ситуации успеха учитываю следующее:
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
— Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Я часто хвалю детей, говорю, что он сегодня «молодец», «умничка». Ведь ребенку очень важно почувствовать, что он в моём лице найдёт поддержку и опору. А получая веру в успех, дети не боятся сделать следующий шаг в раскрытии нового. Это воспитывает уверенность в своих силах, пробуждает интерес к учению.
Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной. Но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью каждым ребенком заводится индивидуальное портфолио, которое позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование современных технологий в обучении. Одна из этих технологий – это использование ИКТ в учебном процессе, которое способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
— совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную, образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Метод проектов – еще одна педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний, это самостоятельная творческая работа обучающихся, выполняемая под руководством учителя.
Метод проектов очень часто используется на уроках окружающего мира и технологии. Есть даже специально отведенные для этого темы. При выполнении проектов стараюсь не перегружать детей, ориентирую на выделение самого главного при выполнении проектов. Стараюсь нацелить детей так, чтобы эта работа доставляла им удовольствие, чтобы выполнить проект они смогли самостоятельно, по минимуму привлекая родителей. Это способствует развитию самостоятельности, формирует активное отношение к окружающему миру, способствует сопереживанию и причастности к нему.
Еще одна из технологий – это технология проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :
— решение научных проблем (научное творчество) — теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
— решение практических проблем (практическое творчество) — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
— создание художественных решений (художественное творчество) — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Поддерживаю интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, использую различные формы организации учебной деятельности на уроке и вне урока: групповые; индивидуальные; работу в парах.
Мне очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой я стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
Активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, музыкальную паузу, пальчиковую гимнастику, минутный «сон».
И в заключении могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении, поддерживать его интерес к обучению.
Наша жизнь продолжает стремительно изменяться, а значит, будут изменения и в образовании. Мы — учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.
Источник