Создание условий для эмоционального развития детей дошкольного возраста

Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье

Анна Логовичева
Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье

Презентация на тему:

«Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Улыбка» Логовичева Анна Александровна

1. Изречения о семье

3. Что такое эмоциональное благополучие

4. Признаки эмоционально благополучного ребенка

5. Факторы влияющие на гармонию семейных отношений

6. Условия эффективности поведения взрослых для создания психологического комфорта ребенку в семье

7. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

8. Цитата для родителей

1. ИЗРЕЧЕНИЯ О СЕМЬЕ

«. Семья — первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как, верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».

Эмоциональное благополучиевыражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка: наличии чувства доверия к миру; способности проявлять гуманные чувства; способности сопереживать и чувствовать состояние другого; наличии положительных эмоций и чувства юмора; способности и потребности в телесном контакте; чувстве удивления; вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества; способности к положительному подкреплению себя и собственных действий; способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

3. ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ?

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

4. ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНОГО РЕБЕНКА

Эмоционально благополучный ребенок доброжелателен, не ворует, не грубит родителям, способен преодолевать эгоцентрическую позицию, слушает других, разговорчив, непосредственен, улыбчив, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

5. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ГАРМОНИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Три группы факторов влияющих на гармонию семейных отношений, от которой в прямую зависит психоэмоциональное состояние ребенка:

1. Социально- психологический фактор

2. Социально- культурный фактор

3. Социально- экономические факторы

6. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКСКОГО КОМФОРТА РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ

Принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств; создание в семье атмосферы положительных эмоций; создание в семье атмосферы безопасности для ребенка; поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка — эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка); в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления); включенный в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

7. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРЕЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМАСФЕРЫ

1.Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально.Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении.Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?»,лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

СОЗДАЙТЕ В СЕМЬЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ

8. ЦИТАТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Читайте также:  Дайте характеристику судьи какие чувства он вызвал у вас

У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.

Конспект НОД «Где живет злость» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с эмоциями злости, гнева. Формировать умение детей анализировать свои поступки и через игру преодолевать агрессивность.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Радости» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования представлений детей об эмоции радости. Продолжать формировать положительные эмоции с помощью улыбки.

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Создание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Источник

Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Ильмира Кадырова
Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды

Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической науки, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Под воздействием множества негативных социально-педагогических и психологических факторов в дошкольном возрасте, прежде всего, страдает эмоциональная сфера ребенка.

Поэтому разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одну из главных задач охраны жизни и здоровья детей сформулировали следующим образом: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия», выделив отдельным направлением эмоциональное благополучие воспитанников.

Авторы Стандарта не случайно выдвигают задачу эмоционального благополучия детей в область приоритетных, так как продолжительное время в нашей стране система дошкольного образования была ориентирована, прежде всего, на развитие интеллекта, познавательного развития детей. Хотя, научно доказано, что эмоциональноволевые структуры являются фундаментом причинно следственных основ регуляции во всех видах активной деятельности: творческой, познавательной, коммуникативной.Другими словами: от того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка — зависит и то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Согласно определению русского педагога, теоретика и пропагандиста свободного воспитания К. Н. Вентцель, эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении, самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами, такими как физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является и правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не просто на создание предметно-развивающей среды, а эмоционально-развивающей среды в группе, т. е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста, как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.

Читайте также:  Какие чувства выражает взгляд божьей матери

Эмоционально-развивающая средавключает в себя следующие компоненты:

— взаимодействие педагога с детьми;

— оформление интерьера группового помещения;

— стабильность окружающей среды;

эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постараюсь кратко раскрыть каждый из компонентов.

Одним из значимых компонентов эмоционально-развивающей среды является взаимодействие педагога с детьми, эмоционально-личностные особенности педагога, его речь. Внимательное, приветливое отношение к детям, эмоциональная речь воспитателя призваны создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Для ребенка-дошкольника важны пристальное внимание взрослых, физический контакт и контакт глаз. Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка. Нежные прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно и спокойно. Этому же способствуют и неподдельный интерес к нему со стороны взрослых, их заботливая сосредоточенность и готовность прийти на помощь ребенку в нужный момент.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения. При создании интерьера группы необходимо ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости. Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

Созданию положительной эмоциональной обстановки будут способствовать и благоприятное цветовое оформление, удобная мебель и комфортный температурный режим, пространственное решение группы. Желательно в группе наличие специально организованных эмоциональных зон, таких как уголки приветствия, достижений, гнева. О содержании каждого из них можно узнать из приложения 1.

Третьим компонентом эмоционально-развивающей среды в группе является стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим дня, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки. О дозированной физической нагрузке стоит сказать отдельно. Еще известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. О вреде недостаточной двигательной нагрузки говорить не приходится.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды — это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.Выделяют следующие группы игр:

— Игры на накопление эмоций;

— Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми.

— Игры на преодоление негативных эмоций.

— Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию.

— Игры на развитие эмпатии у детей.

Эмоциональные паузы.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Подводя итог, еще раз выделю важнейшие образовательные ориентиры, которых должен придерживаться воспитатель, организуя развивающую и эмоционально-комфортную для детей образовательную среду.Это:

— обеспечение эмоционального благополучия детей;

создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Содержание и наполнение

специально организованных эмоциональных зон

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

— Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня).

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

«Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел»: панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости» — резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

Читайте также:  Сценарий праздничного концерта осеннее настроение

«Коробочка гнева и раздражения» — это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету);

«Подушка-колотушка», «Мешочек для крика».

Дополнением «Уголка гнева» могут служить «Ковёр дружбы» и «Коробка-мирилка» (коробка с прорезями для рук: дети, вставляя в нее ручки, могут держать друг друга, могут гладить. При этом они проговаривают стихотворение-мирилку, повторяя вслед за взрослым или самостоятельно. Мирилки желательно менять 1 раз в неделю).

Уголки адаптации и востановления эмоционального равновесия, их наполнение

Цель: способствовать решению проблемы адаптации, преодолению чувства одиночества, восстановлению нарушенного положительного психоэмоционального состояния, установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата,в том числе доверительных отношений между участниками общения: взрослым и ребенком, детьми группы.

«Домотека» — в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной.

«Чудесные мешочки» — используется в период адаптации ребенка в детском саду. Главной ценностью его является связь с родным домом.

«Чудесные коробочки» — сокровищницы необходимы чтобы, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

«Уголок уединения» – это личное пространство, место уединения или интимная зона, благодаря которой у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться.

«Сухой бассейн» — способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон, у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции, расслабится.

«Волшебный стул» – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника празднующего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.

«Театрализованный уголок» – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог.

— Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность.

— Сенсорный уголок (особенно важен для детей раннего возраста) здесь ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы.

Доклад на педсовете «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» «Условия создания эколого-развивающей среды в детском саду» Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Характеристика компонентов развивающей среды. Оформление развивающей среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. в своей группе я опираюсь на деятельно-возрастной системный подход и опираюсь.

Художественно эстетическое развитие посредством создания развивающей среды Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Именно это высказывание.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды Межведомственная и межуровневая кооперация как механизм создания особой образовательной среды, способствующей успешной социализации личности.

Создание комфортной психологической среды в младшей группе в период адаптации Слайд 1 Слайд 2 Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребёнка в период адаптации в детском саду может привести.

Создание предметно-развивающей среды как средства сенсорного развития ребенка раннего возраста Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем.

Значение предметно-развивающей среды в речевом развитии ребенка О. Н. Кузнецова ГБДОУ детский сад № 45 Адмиралтейского района Санкт-Петербург «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Источник

Оцените статью