ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».
консультация на тему
: Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация педагога-психолога для педагогов в ДОУ.
ТЕМА: «Создание условий для эмоционального развития детей в ДОУ»».
Цель: Познакомить педагогов с особенностями эмоционального развития и предложить примеры игр с детьми на развитие эмоциональной сферы дошкольника.
На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Для ее решения важно обеспечить специально организованное воздействие на дошкольников, создание соответствующих психологических условий.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируются способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – они начинают ходить в детский сад, переживают кризисные моменты трех и семи лет в период дошкольного детства. Очень часто возникают вопросы, что делать если:
- Ребенок со всеми дерется
- Отказывается читать стихотворение на утренниках, участвовать в развивающих играх.
- Не играет со сверстниками на детской площадке
- Не может устоять со сверстниками и пяти минут.
Список подобных вопросов расширяется, и решение подобных проблем ложиться на плечи воспитателей. Очень важно создать максимальные условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка в повседневной деятельности. Взрослым важно научить ребенка не подавлять, а контролировать себя; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда.
В повседневной работе с детьми педагог может использовать следующие материалы
для психологической разгрузки
Уголок для уединения (шатер, палатка) мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, Эти материалы помогут детям выразить свое агрессивное состояние и избежать конфликта со сверстниками.
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции.
Цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, волшебная палочка, башмачки). Игры с песком, водой, крупами, пуговицами, мешочки настроений, коробочка добрых дел.
Обучение детей бесконфликтному поведению с помощью эмоционально развивающих игр
В мире эмоции, эмоции, настольные дидактические игры: что такое хорошо? Что такое плохо «коврик дружбы»
Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.
Оборудование: Коврик, на который садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки.
Ход: поссорившиеся дети садятся на коврик надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки.
Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры
Оборудование: яркая коробка с дырками
Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.
Ход игры: На одной из игр познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».
Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.
Преодоление застенчивости, тревожности, снятия напряжения
Подиум, медали,« сонные игрушки»
Цели: Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне (по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.
«Передай по кругу»
Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать по кругу огромный арбуз.
Ой, посмотрите у меня в руках непослушный маленький котенок.
Что это? Ко мне в руки попало что-то непонятное, похожее на глину. Передаем ее по кругу. После этой глины руки у нас очень грязные, но посмотрите! Перед нами водопад! Давайте помоем руки в этой прозрачной, прохладной воде
А теперь давайте побалуемся, наберем в руки воды и побрызгаемся друг на друга. А теперь опять спокойно подержим руки под струей водопада.
Обучение детей навыкам сотрудничества
Рисование «Наше настроение»
Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.
«Игры с клубочками»
Цель: успокоить расшалившихся детей, обучить их одному из приемов саморегуляции.
Оборудование: клубочки плотных ниток.
Ход игры: Педагог предлагает расшалившемуся ребенку смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только ребенок начинает сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для дошкольника привычной, он сам будет просить педагога дать ему волшебные нитки, всякий раз, если почувствует, что он огорчен, устал или завелся.
Цель: воспитание чувств принадлежности к группе, безопасности в коллективе; единства, сплоченности; умения действовать согласованно.
Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу. Педагог запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д. Когда песенка заканчивается воспитатель и дети соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к педагогу, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут также крепко дружить. В заключении можно попросить воспитанников вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.
Цель: научить детей в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: Два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, веселья, улыбок. Второй мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры: Выяснив у детей плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают свое плохое настроение, злость, обиду в мешочек с плохим настроением завязывают его. Потом развязывают мешок с хорошим настроением и берут от туда хорошее настроение, улыбки, смех, радость.
Цель: научить детей разнообразным способам примириться после ссоры.
Оборудование: Подушки на которые садятся дети. К ним пришиваются резинках перчатки.
Ход: поссорившиеся дети садятся на подушки надевают перчатки и мирятся, произнося разные стихи — мирилки.
Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры
Оборудование: яркая коробка с дырками
Ход игры: Поссорившиеся дети, просовывают руки с разных сторон коробочки внутри, находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные мирилки.
«Коробочка добрых дел»
Цель: Научить чуткому доброжелательному отношению к сверстникам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувства уважения к людям.
Предварительная работа: чтение произведений, беседы на тему доброты и отзывчивости, рассказы –загадки о добрых и плохих поступках.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что это не простые коробочки – в них хранятся добрые поступки и полезные дела. Теперь каждое хорошее дело и добрый поступок они будут отмечать фишками, складывая их в коробочку. Когда заканчивается неделя, дети смогут посмотреть, в чьей коробочке фишек больше.
Игра с « сонными игрушками»
Цели : Снижение тревоги, агрессии, общей тревожности и невротичности в период адаптации ребенка к детскому саду; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности.
Оборудование: Мягкие игрушки (безопасные зверюшки) размером от 10 до 20 см расположены на специальной полочке в спальне ( по количеству детей) Для детей сильно подвижных – игрушки с наполнителем. Диск с медленной музыкой для засыпания и пробуждения.
Игра «доска настроений»
Цель: Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделить детей которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Оборудование: доска с набором картинок изображающих настроение людей (радостное, нейтральное, грустное, незаконченная картинка), которыми воспитанники могут пользоваться в детском саду. Фотографии всех детей группы.
Ход игры : На одном из занятий познавательного цикла детям предлагается определить по картинкам настроение человека и указать, почему оно такое. В последующие дни можно провести игры «Зеркало», «Какое настроение», «Сердитое и доброе».
Когда дети научатся обозначать свое настроение при помощи символов, в группу вносится доска настроений. Воспитатель просит каждого ребенка определить и показать на доске, какое у него настроение. На первых порах воспитатель сам предлагает выполнить это задание во время утреннего приема и после сна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является.
Наглядный учебный материал для педагогов и родителей.
Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов.
«Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста».
Способствовать педагогическому просвещению родителей в области физического воспитания детей в семье.
Консультация для родителей на тему: «Создание условий для двигательной активности детей».
Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион.
Источник
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ»
Ирина Касьяненко
Семинар для педагогов ДОУ «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ»
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно — ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Ход семинара
1. Вводная часть начинается ритуалом приветствия и настроем на тему.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на семинаре.
Я надеюсь, что вы получите полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
А начнем мы с короткой притчи (психологический настрой):
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: мертвая она или живая?».А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках»».
Вот так и в наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя спокойно, тепло, уютно и комфортно.
2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
-Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров.
Тема нашего сегодняшнего семинара: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в соответствии с ФГОС ДОУ»
Понятие «здоровый ребенок дошкольного возраста» включает набор характеристик – жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому эмоциональную сферу детей нужно развивать с раннего возраста,а помогут нам в этом игры: «Крошка Енот», «Выражение эмоций», «Детский сад», «Художник» и др. Цель этих игр развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Предлагаю поиграть в игру «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Дети выражают жалость
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
Дети выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит,а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: — Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку!».
Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»
Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают приспособиться ребенку к той или иной ситуации.
Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий дошкольников друг с другом и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека, например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам, только потому, что его воспитывала жестокая мать. Эмоции способствуют так же социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству вопросов «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?».
Так, если с точки зрения норм данного общества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, удивление, злость и страх.
В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым. Это свидетельствует о том, что потребность его неудовлетворенна. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, в виде различных переживаний разочарования или обиды, гнева, страха.
Положение ребенка в группе, его взаимоотношения со сверстниками влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.
Предлагаю провести игру «Детский сад»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.
Известные детские психологи предлагают следующие типы детейв зависимости от их положения в группе сверстников:
• «предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, уверенность в себе, не боятся риска и пр. однако дети с особенно высокой популярностью могут стать излишне самоуверенными, «заразится звездной болезнью».
• «пренебрегаемые» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру.
«Пренебрегаемыми»дети становятся по разным причинам: один редко ходит в детский сад, другой только начал посещать данную группу и т. д.
Эмоциональное неблагополучиеможет приводить к различным типам поведения:
• Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение. Быстро «вспыхивая», эти дети так же быстро «угасают». Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
• Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
• Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром.
Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоционального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении и по возможности в семье; организация специальной игровой комнаты в детском саду для проведения психокоррекционной работы.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит и от созданных условий:
• организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
• контроля за физическим и психическим состоянием ребёнка;
• учёт и использование привычек и стереотипов поведения ребёнка;
•организация взаимодействия со взрослыми: использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов, использование сказок и спокойной музыки при укладывании детей спать (непосредственное общение с каждым ребенком);
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка;
•установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
-позитивные и доброжелательные отношения между детьми разных национальных культур, религиозных обществ, а так же имеющими различные ОВЗ.
-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками.
• поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
-свободный выбор ребенком деятельности,
-свободное выражение своих чувств и мыслей,
— самостоятельность в разных видах деятельности (исследовательская, игровая, проектная, познавательная и т. д.)
• формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,
• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросу образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу воспитателю нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с вами проводят в детском саду большую часть своего времени. Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности, вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности,например:
1) игры и упражнения для детейс затруднениями в общении: «Рукавички», «Сочиним историю», «Дракон», «Кто позвал?», «Мое настроение», «Веселое путешествие», «Дружная семейка», Морское путешествие»;
2)игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Подушечные бои» «По кочкам», «Уходи, злость, уходи», «Грустно – весело», «Поссорились», «Совместный рисунок»;
3)методы регуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей «Возьми себя в руки», «Стойкий солдатик», «Замри»;
4) ситуативные беседы, игровые ситуации, направленные на формирование здоровье сберегающего поведения при выполнении бега и прыжков,развитие самоконтроля: «Как правильно бегать (прыгать?», «Как правильно носить обувь?», «Хорошо – плохо»;
5)проблемно – практические ситуации, направленные на закрепление правил поведения для поддержания здоровья,поиск детьми путей выхода из сложившейся ситуации: «Как бы ты поступил?», «Незнайка в гостях», «Полезно ли говорить очень громко?», «Глаза – зеркало души», «Не так, а как?», «Лучше не бывает»;
6)чтение художественной литературы: В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», Г. Остер «Папамамалогия. Наука на всю жизнь», «Физкультура или семейная качалка», С. Михалков «Праздник непослушания», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Л. Толстой «Детям»;
7) интерактивная деятельность – развитие умения входить в контакт со сверстниками, преодолевать негативные эмоции: «Поднимем друг другу настроение»; «Порадуйся с товарищами»;формирование навыков конструктивного поведения: «Не досталась игрушка», «Испортился рисунок», Все сможем, все сумеем»;
8)проектная деятельность: «Цветок эмоций», «Книга здоровья», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Воспитателю необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Предлагаю воспитателям младших и средних групп поиграть в игру «Ласковые слова».
Задача: формировать профессиональную компетентность.
Кто из вас назовет больше ласковых слов. Воспитатели обращаются к кукле, передавая ее по кругу. За каждое названное ласковое слово дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются.
Итог: самым внимательным, добрым и ласковым становится…
А сейчас воспитатели старших и подготовительных групп поиграют в
игру «Комплементы» так как в старшем дошкольном возрасте дети уже нуждаются во внимании сверстников, и задача обучать детей делать комплементы друг другу или добрые пожелания.
Стоя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить.Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплемент своему соседу. Игра поводится по кругу.
Анализ педагогических ситуаций:
указать причину эмоционального дискомфорта ребенка, наиболее адекватную тактику поведения воспитателя.
Ситуация № 1. Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Коля плохо владеет навыками конструирования, и его гараж разрушается. Он смущен и огорчен, но снова принимается за дело — и снова неудача. Теперь на лице его досада. Другие мальчики начинают смеяться над ним. Коля опускает голову, собирает рассыпавшиеся кубики. Воспитатель подходит к ребенку и, улыбаясь,говорит: «У тебя сегодня что-то не получается? Попробуй еще раз». Коля, уже с опаской, вновь берется за постройку, но через несколько минут она опять рассыпается. Мальчики громко смеются. Коля, плача, ломает их гаражи. Начинается драка. Воспитатель, выслушав объяснения мальчиков, раздраженно говорит Коле, что недовольна им и сажает его на стул. Коля явно недоброжелательно смотрит на воспитателя и детей,и до конца дня остается агрессивным.
Как должен поступить воспитатель?
Ситуация № 2. Воспитатель предложил детям послушать сказку. Ваня, симпатизирующий Сереже, захотел сесть рядом с ним, но тот не пустил его. Ваня попытался поставить свой стул рядом с Сережиным с другой стороны, тот опять оттолкнул его. Воспитатель, строго глядя на обоих, потребовал объяснений. Ваня со слезами на глазах сказал, что хочет сесть рядом с Сережей, а тот его не пускает. Сережа с раздражением ответил, что хочет, чтобы рядом с ним сел Миша. Воспитатель предложил Ване сесть на другое место, но тут его позвал кто-то из детей, он отвлекся, и Ваня вновь попытался поставить свой стул рядом с Сережей. Началась драка, Ваня заплакал. Воспитатель силком посадил его на другое место. До конца дня мальчик был неспокоен и агрессивно настроен по отношению ко всем детям.
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой усвоению моральных норм и правил поведения.
Снятие психо-эмоционального напряжения, агрессивных действий, сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
— Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик- восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток –разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен
Каждый из вас возьмет лепесток и скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
Игра «Два коврика»
Дети по порядку выбирают, на какой коврик они хотят встать. Встают на черный сильно топают, оставляя на нем все плохое и неприятное, что они чувствуют,например: злость, обиду, страх. Наступая на белый коврик забирают с собой доброту, нежность, радость. Дети проговаривают, что они при этом чувствуют.
Упражнение «Да или нет»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре.Он объясняет задание: если они согласны с утверждением,то поднимают руки вверх и кричат: «Да!» Если они не согласны с утверждением,то топайте и кричите: «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у волны?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Заключительное упражнение «Ковер-самолет»
Усаживайтесь поудобнее (поза лотоса). Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Лягте на спину. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите.
И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду.
Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше.
Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.
Надеюсь, что прогулка вам понравилась.
Консультация для воспитателей на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» Презентация на тему «Создание условий для поддержки детской инициативы в соответствии с ФГОС» (На раннем возрасте) (Слайд 2) В Конституции.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОУ» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением.
Педсовет «Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия» Тематический контроль «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме дошкольного образовательного учреждения».
Семинар для педагогов ДОУ «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО» Известный пианист 19 века Генрих Нейгауз утверждал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно хорошо.
Семинар «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников» В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде.
Семинар-практикум для воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Ход семинара-практикума. Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для.
Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум для воспитателей Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Форма.
Создание условий для успешного развития и воспитания детей раннего возраста в ДОУ В нашем городском округе был проведён анализ оказания психолого-медико-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте. Был выделен ряд.
Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС до Создание условий в ДОУ для всестороннего развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО Педагоги, психологи утверждают, что на развитие.
Источник