Создание эмоционального фона у детей

Как создать благоприятный эмоциональный фон урока?

Урок может пройти плодотворно и радостно, на одном дыхании, а может вяло и скучно тянуться, изнуряя детей и учителя и не принося никому удовлетворения. И причина этого — не только методические ошибки, особенности материала и класса. Может быть, даже в большей степени причину надо искать в эмоциональном фоне урока, оказавшемся неблагоприятным. Создание эмоционального фона — это задача, которая неизбежно встает перед любым учителем и требует его внимания и усилий. Как создать положительный фон урока?

Как учить и как учиться?

Роль эмоционального настроя на уроке едва ли можно переоценить. Ведь все мы не раз наблюдали, как, казалось бы, трудный материал воспринимался слабым классом «на ура», хотя, вроде бы, и особенных методических приемов не было. Но энергия и увлеченность просто захватили и детей, и педагога — и результат превзошел все ожидания. А бывает, что не «пошел» материал. Настроя не было. Ведь и в самом деле, по меткому замечанию ДжанниРодари в его «Сказках по телефону», «многое, что можно было бы выучить смеясь, учат со слезами — горькими и бесполезными».

Даже у взрослого человека многое зависит от настроения — что же говорить о ребенке! И чем младше школьник, тем в большей степени он зависим от того эмоционального настроя, который транслирует ему педагог, тем легче и чаще меняется его настроение.

Какой же эмоциональный фон предпочтителен на уроке? Если говорить об уроке в целом, то это фон бодрой деловитости и заинтересованности. Излишние возбуждение и смешливость мешают усвоению материала, но в еще большей степени врагами учения являются страх, скука, ненависть к предмету или учителю. Именно на борьбу с этими отрицательными эмоциями и должна быть, как нам кажется, направлена работа учителя.

Какие бывают эмоции

Все мы знаем, что эмоции бывают положительные и отрицательные. Положительные доставляют удовольствие, отрицательные — наоборот. Однако не стоит забывать, что положительные эмоции не всегда полезны и нравственны, а отрицательные не всегда достойны порицания и исключения из жизни человека.

Например, ощущение своего превосходства — безусловно, положительная эмоция. И, нет сомнений, школьники, которым все время говорят, какие они гениальные, приглашая посмеяться над тупостью ребят из параллельных классов, будут настроены очень радостно и с симпатией отнесутся к учителю. Вот только на пользу ли такой эмоциональный настрой как с точки зрения воспитания, так и для усвоения материала? Напротив, ощущение дискомфорта от того, что нужных знаний пока нет, (отрицательная эмоция) — это как раз то состояние, которое провоцирует стремление обучаться.

То есть эмоциональный фон урока — это не нечто статичное и радостно-положительное. Это сложное многоцветное полотно, колер которого изменяется во время урока, и соткать такое полотно — задача не из самых простых.

Как избежать страха?

Страх убивает не только стремление к знаниям. Он вообще блокирует способность мыслить. Испуганный школьник не ученик. Его единственная мысль — «как бы чего не вышло»; он не хочет узнать новое — он хочет, чтобы его оставили в покое, не трогали и не замечали.

Почему возникает страх? Мы априори не рассматриваем случаи, когда учитель или родители целенаправленно запугивают ребенка из превратно понятых целей образования. Допустим, никто его не пугал, а он все же боится.

Думается, причины тут две: незнание материала или страх чужой низкой оценки (в широком смысле).

В первом случае поможет актуализация изученного. Возможно, многие подзабыли пройденное и сейчас волнуются: вдруг они не поймут объяснение нового. Поэтому перед объяснением новой темы хорошо бы найти время чуть-чуть повторить. Если это не помогает конкретному ученику, надо решать эту конкретную проблему (с помощью индивидуального плана и т.п.), но учащийся должен знать: учитель в курсе его проблемы, ничего страшного, все решаемо.

Что касается страха низкой оценки («учитель рассердится», «все будут смеяться» и т.п.), то это уже вопрос дисциплины и воспитания. Никогда не следует самому высмеивать ученика или позволять это детям. Недопустимо «переходить на личности» (то есть ругать самого ребенка вместо того, чтобы осудить конкретный поступок). Напротив, надо постараться создать для школьника ситуацию успеха, заставить его поверить в свои силы.

На помощь может прийти игра: в увлечении ребенок часто забывает страх, и тут уж дело учителя суметь заметить его небольшой успех и от души похвалить его.

Помогут и «задания в конвертах» —дифференцированные задания, которые подбираются так, чтобы быть посильными для ученика. При этой форме контроля учитель выдает каждому конверт с вопросами, ориентированными на его уровень владения материалом. Конечно, невозможно поставить одинаковые оценки и тому, кто выполнил трудное задание, и тому, кто едва ответил на простейшие вопросы. Поэтому в «легком» конверте должно быть одно задание посложнее и одно трудное. Первое — это чуть повышенная планка (а вдруг возьмет?), второе — просто доказательство слабому ученику, что он пока не все знает (часто ребенок необъективно оценивает себя и подозревает учителя (нередко с подачи родителей) в занижении оценок).

Как воспитать радость познания

Радость познания — это основная положительная эмоция, которая является наградой школьнику на уроке. Как сделать так, чтобы ребята ее испытали?

Во-первых, их можно заинтриговать. Таинственное и хитрое лицо учителя («Сегодня у нас очень необычная тема, но —тссс— все узнаете в свое время») или странный предмет на учительском столе, необычный видеоряд на экране в начале урока, загадка — все это заставит любопытных ребят допытываться, о чем пойдет речь, и с нетерпением ждать объяснения.

Во-вторых, энтузиазм, с которым учитель приступает к объяснению, его заинтересованное лицо, горящие глаза. Он словно бы снова, вместе с ребятами, узнает что-то потрясающе интересное.

Прекрасным средством можно считать дискуссию. Это может быть попытка найти решение трудной задачи, а может быть «ярмарка прогнозов»: «Угадайте, что сейчас произойдет?»

При этом учителю необходимо следить за тем, чтобы мог высказаться каждый, кто хочет, но не заставлять говорить того, кто не хочет. Каждого высказавшегося необходимо похвалить хотя бы кратко («Интересная идея!», «Оригинально!», «Молодец, что об этом сказал» и т.п.) Главные враги дискуссии — презрительные насмешки и безапелляционное учительское мнение. Вроде такого: ну, поболтали — и будет; на самом деле задача решается вот так. В такой ситуации ребята чувствуют себя глубоко оскорбленными: их мнение, оказывается, никому не нужно. Из дискуссии надо выходить всем вместе. Неправильные мнения, если они возобладали, надо не отмести, а испытать: «Но если так сделать, то не получится ли вот так?» На правильное — натолкнуть наводящими вопросами. Но истина должна родиться в споре —иначе зачем было его и затевать!

Классы разные нужны

У каждого класса свое лицо и своя общая идея. Есть запуганные классы и заласканные, сильные и слабые, активные и апатичные. Стремясь создать благоприятный эмоциональный фон на уроке, надо учитывать особенности класса, его уровня и общего настроения.

Если класс вялый, апатичный, немотивированный, то можно встряхнуть его ярким эмоциональным началом урока: фильмом, песней. А в слишком эмоциональном классе этого, напротив, делать не стоит: пол-урока придется утешать или успокаивать расчувствовавшихся ребятишек, да и потом результативность будет низкая: пик активности уже миновал.

Слабому классу хорошо предложить групповую викторину, чтобы ребята вспомнили изученное и получили порцию положительных эмоций от успеха. А сильному, амбициозному классу лучше предложить трудную задачу или проблему, чтобы ребята осознали тот самый «информационный дискомфорт» и захотели узнать что-то новое (так-то они, вообще-то, все уже знают и не академики только по нелепой случайности…).

Чтобы удобнее было готовиться к урокам, некоторые учителя составляют импровизированные таблички для себя, где помечают, какие методы дали хороший настрой в каждом классе. Это позволяет сэкономить время в будущем, особенно если классов много.

Подбор материала

Об одном и том же можно рассказать разными словами и на разных примерах. Можно написать на доске десяток слов на правило для списывания, а можно— смешной краткий текст. То есть от подбора материала зависит очень много. Часто педагоги стараются найти в интернете что-то интересное («вкусное»), чем можно будет на уроке удивить ребят. Если же не получилось, можно попытаться самый рутинный материал оформить в захватывающую историю, детектив, фантастический роман, путешествие…

Читайте также:  Синоним всем моим чувствам

Полезными могут оказаться различные видеоматериалы, которых немало в интернете.

Создают рабочее настроение и приносят множество эмоций и различные творческие и нестандартные задания:

Короче, задания и объяснения должны быть такими, чтобы не допустить на урок скуку, и тогда все получится.

«Палочки-выручалочки»

Что же делать, если материал урока не особо годится для всех этих вариантов, или по какой-то причине учитель не мог подготовиться (замена, например), или дети не воспринимают ничего, сидят надутые и с пустыми глазами?

Ну что ж, и такое бывает. Однако есть несколько приемов, которые не позволят уроку вовсе превратиться в скучную тягомотину.

  • Во-первых, это юмор. Добрая и веселая шутка способна спасти любую ситуацию. Стоит иметь про запас несколько смешных историй из жизни писателей, ученых, исторических деятелей, которые можно рассказать на уроке, и тем расшевелить класс. А если еще и по теме подходит, то можно и вообще урок на этом вытянуть.
  • Во-вторых, музыка. Музыка — это речь, обращенная напрямую к душе. Если класс неэмоциональный, музыка может звучать на каждом уроке, настраивая ребят на нужный лад. В нервном, эмоциональном классе надо осторожнее обращаться с этим и в самом деле сильнейшим средством. Но в любом случае хороший музыкальный отрывок создаст нужное настроение и поможет достучаться до ребят.
  • В-третьих, физкультминутка. Да-да, та самая, которую мало кто любит проводить. Она и кровь разгонит (нередко подавленное настроение — это просто недостаток движения), и развеселит, если это забавная физкультминутка. Смешные мультяшные физкультминутки нетрудно найти в интернете. Вот несколько примеров.
  • В-четвертых, антураж. Например, можно принести на урок черный ящик, сказать, что содержимое связано с темой урока и что в конце надо будет угадать, что там внутри, а победителя ждет приз.

Учитель, зачем-то надевший поверх костюма тогу или на голову — корону и в таком виде ведущий урок, всегда рассказывает интереснее и объясняет понятнее, чем он же, но одетый обычно.

Какой-то предмет, зачем-то лежащий на учительском столе на возвышении; приспособление для рисования песком (используемое, конечно), гость на уроке (например, представитель какой-то профессии) и т.п. — все это действует безотказно.

Эмоции учителя

И, наверное, ни для кого не секрет, что на школьников очень сильно влияет то, в каком настроении пребывает учитель (точнее, какое настроение он транслирует). Педагог — всегда немного актер, поэтому он обычно старается, в каком бы настроении ни пришел, продемонстрировать детям бодрость и оптимизм.

Бодрый, деловой, благожелательный тон, заинтересованный взгляд, прямая осанка и энергичные движения — все это стимулирует и учащихся держаться соответственно.

Внимание к ученику, словесное поощрение, невербальная демонстрация симпатии и заинтересованности (внимательный взгляд, поворот головы и легкий наклон к отвечающему, кивок, улыбка) вселяют в школьника ощущение своей важности и тоже способствуют положительному эмоциональному настрою на уроке.

В последнее время очень много говорится об эмоциональном интеллекте и его важности для современного человека. Создание делового, радостного и благоприятного фона на уроке — это и показатель владения учителем навыками эмоционального интеллекта, и условия усвоения школьниками не только программного материала, но и основ этой важной составляющей мягких навыков.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж 19 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Картотека игр для развития эмоциональной сферы

тамара козлова
Картотека игр для развития эмоциональной сферы

В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир и самого себя. Многое усваивается дошкольником именно через эмоциональную сферу. Так как чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, предавая им особую окраску и выразительность. Ребенок эмоционально реагирует на все, что непосредственно воспринимает.

В старшем дошкольном возрасте познание мира предметов и физических явлений перестает исчерпывать интересы ребенка, его все больше привлекают события, происходящие в социальной сфере. В этот период возникает внеситуативно-личностная форма общения, характерной особенностью которой является стремление активно познавать мир людей, стремление обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей, а также свои собственные. Только такое общение в старшем дошкольном возрасте позволяет удовлетворить нужду ребенка в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

Неблагополучие эмоционального развития ребенка приводит к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте, и проявляются во внутренних переживаниях (проявлениях тревожности и страхов, низкой самооценки, нарушениях в поведении (конфликтность, негативизм, агрессивность).

Многие психологи считали, что основной фундамент личности человека закладывается до пяти лет, и переживания, произошедшие в этот период способны сыграть критическую роль в формировании не только детской но и взрослой личности ребенка. Внутренние конфликты, не нашедшие разрешения в период детства, в дальнейшем могут привести к проблемам и патологиям в поведении взрослого человека.

Поэтому педагогическая деятельность воспитателя, на мой взгляд, должна быть также направленна на профилактику эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте препятствует неблагоприятной социализации и адаптации ребенка в обществе и способствует развитию социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование чувства внутренней устойчивости.

В основе моей психокоррекционной работы использованы упражнения Истратовой Ольги Николаевны и игры В. М. Минаева направленные на коррекцию и развитие эмоциональной сферы. Свой педагогический опыт я обобщила в виде «Картотеки игр направленных на коррекцию и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Игры на развитие навыков общения.

Цель: сплочение группы

Ход игры: Дети выбирают одного из участников, который выходит за дверь. Остальные становятся вкруг и берутся за руки. По команде взрослого они, не бросая рук, путаются между собой. Взрослый помогает детям запутаться. Когда готова путаница зовут игрока, который находится за дверью. Его задача – распутать путаницу.

Цель: сплочение группы

Ход игры: Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8см) из своих ладошек, сложенных чашечкой, в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Тот, кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой становится больше игроков.

Цель: создание положительного эмоционального фона в группе.

Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают ведущего. Он встает в центр круга. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый жестом не покажет на одного из детей. Тот в свою очередь. Должен откликнуться по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул. Если водящий сказал верно, ребёнок становится вместо него. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга.

Цель: развитие навыков общения.

Ход игры: Для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, одежду, руки. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Материал: стол, стулья и т. д.

Ход игры: Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, реку.

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнять игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Комментарии: Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4-х лет.

Материал: клубок ниток.

Ход игры: Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой. Взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Читайте также:  Эмоциональное состояние научная статья

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Материал: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Ход игры: Дети садятся в круг, а в центре круга необходимо построить небоскреб. Дети по очереди ставят свои кубики (по одному за ход). При этом они обсуждают, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства. Периодически измеряет высоту постройки.

Комментарии: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмещаться в ход игры только в случае возникновения конструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык.Преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу от развала.

Цель: развитие умения согласовывать свои действия, действовать сообща.

Материал: пустые коробки из-под обуви.

Ход игры: Дети разбиваются на тройки, обнимают друг друга за плечи. Тот, кто стоит в центре, ставит обе ноги в разные коробки. В те же коробки стоящий от него справа ставит левую ногу, а стоящий слева — правую. Таким образом, получается невиданное существо с тремя туловищами и четырьмя ногами. Ему предстоит пройти несколько метров. Если дети успешно справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока и еще… В процессе движения они могут обсуждать друг с другом последовательность действий, а также способы с правиться с заданием.

Комментарии: Эта игра вполне доступна для детей 6-7 лет. Она интересна как игра-соревнование, в процессе которой необходимо прийти к согласию, чтобы достичь финиша. С детьми дошкольниками необходимо провести тренировку сначала в парах, а уж затем в тройках, так как им трудно будет сразу научиться координировать свои движения, что может привести к падению.

Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других.

Цель:обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Форма провидения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у неё вытягивается вперед, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

Цель:обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Форма провидения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в котором живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

Цель: обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, заикание.

Возраст: 3-4 года

Форма провидения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная)

«Узнавание эмоций»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.

Возраст: 4-10 лет.

Форма провидения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).

Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Материал: рисунки детей.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать. Какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Цель: обучение элементам техники выразительных движений.

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Ход игры: ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами,показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики пантомимики, выяснить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая

Ход игры: Взрослый говорит «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы»

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребёнку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предложения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются? Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет? Почему?

Люди сердятся, когда …

Люди обижаются, если …

Люди удивляются, когда …

Люди радуются, если …

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Сердитые и славные,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать –

Все скажут: «Он отважный!»

И будут уважать.

Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний. Снятие эмоционального напряжения.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Материал: палочка длиной 0.5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий – в центре круга.Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих – поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников. Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Её хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения: групповая

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами. Например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того,кому передается мячик: «А ты, Лёшка – картошка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра.Завершить игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка», «А ты, Антошка – солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая

Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох).Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Упражнение повторить 2-3 раза.

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Материал: мягкий стул и много подушек.

Ход игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударить по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

При ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на прогулке, а ребенку объяснить, что выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребёнок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более, чем детям.

Читайте также:  Как можно проявлять эмоции

«Дракон кусает за хвост»

Цель: снятие напряженности. Невротических состояний, страхов.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая

Ход игры: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечание: следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая

Ход игры: Здравствуйте дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят) Да вы просто Шалтаи-Болтаи!Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся. Смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Форма проведения: индивидуальная и групповая

Ход игры: Выбирается ведущий – «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него. Дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вскакивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.

Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужу» должен терпеть как можно дольше.

Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется

Игры на коррекцию трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Цель: развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног, снижение мышечного напряжения.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из «глины»скульптуру:

• Ребенка, который не чего не боится;

• Ребенка, который всем доволен;

• Ребенка, который выполнил сложное задание и т. д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Ход игры:взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь? Я нарисую тебе солнце «ласковым мелком»? И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, белка или леса нарисует солнце своим «ласковым хвостиком»? А хочешь, я нарисую другое солнце. Или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребенка.

Ход игры: Ребенку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить ее быть смелой. Сначала ребенок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой. Постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях, затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала ли кукла смелой, если нет. То можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно продолжить еще раз.

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Форма игры: групповая

Ход игры: Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами)и страшным голосом завывать: «У-у-у».

Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь.Взрослый прекращает игру: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми.

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Форма игры: групповая

Ход игры: взрослый держит щит, дети бьют об него мечами.

«Мальчик (девочка) — наоборот»

Цель: в игре развивается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий показывает действия. Все повторяют за ним. Мальчик, наоборот, должен делать не так, как все.

«Апельсин (или Лимон)»

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая

Ход игры: Дети лежат на спине. Голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая., мягкая., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточно одного раза (с левой и правой рукой)

Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Форма игры: групповая

Ход игры: Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая., мягкая… отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Список использованной литературы:

1. О. Н Истратова «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники — Ростов н\Д: Феникс, 2010.

2. О. Н. Истратова, Г. А. Широкова «Большая книга детского психолога»— Ростов н\Д: Феникс, 2010.

3. В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Пособие для практических работников дошкольных учреждений-М. : АРКТИ, 2001-48с (Развитие и воспитание дошкольника)

4. Тестируем детей/сост. Т. Г. Макеева. -3-изд Ростов н\Д: Феникс, 2008.

5. Журнал «дошкольное воспитание» № 8-2006 г.

Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста 1слайд: «Картотека дидактических игр для развития познавательных способностей детей младшего возраста» Подготовила воспитатель г. Выкса.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста «Зоопарк» Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные, воспитывать заботливое.

Картотека игр для речевого развития детей дошкольного возраста 7. ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?» ЦЕЛЬ: развивать логическое мышление. Кукла – из пластмассы. Коробок… Стол… Дом… Сумка… Машина… Сапоги… Перчатки….

Картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания Для развития речи очень важно правильное дыхание. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Решающее значение для.

Картотека игр для развития мышления Картотека игр на развитие мышления помогут развивать логическое, образное, словестно — логическое мышление, развивать умение квалифицировать.

Статья «Связь развития эмоциональной сферы дошкольника с драматизацией» Связь развития эмоциональной сферы дошкольника с драматизацией. Сегодня, в век компьютерных технологий и электронных гаджетов, загруженностью.

Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы дошкольников Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны,.

Театрально-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ Комплексное изучение детей.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы «Волшебная страна эмоций» Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомление детей с миром эмоций и способами адекватного.

Источник

Оцените статью