Создание эмоционально психологической атмосферы

Создание благоприятной морально- психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.
статья

Данное выступление направлено на то, чтобы познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», для достижения успеха,проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе,выработать ряд рекомендаций для педагогов, для создания благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащегося.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_mo.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание благоприятной морально — психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху.

Цель : проследить особенности создания психологической обстановки в школе, направленной на повышение успешности учащегося.

  1. Познакомить педагогов с особенностями взаимодействия в системе «учитель-ученик», направленными на достижение успеха.
  2. Проанализировать особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе.
  3. Выработать ряд рекомендаций для педагогов, направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в школе, способствующей саморегуляции и самореализации каждого учащихся.

Развитие благоприятной психологической обстановки в школе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которая напрямую влияет на повышение качества образования.

Повышение благоприятной психологической обстановки осуществляется через создание в общеобразовательном учреждении условий, способствующих повышению социализации и самоактуализации подрастающего поколения.

К таким условиям можно отнести восприятие каждого учащегося как неповторимой личности и атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимоподдержки и взаимопомощи во всех видах взаимодействия учителя и учащегося.

Несомненно, именно от учителя, его педагогического стиля будет зависеть атмосфера на уроке и внеурочное время. Контроль деятельности ученика учителем должен быть щадящим, но результативным.

Современная школа – сложный социальный организм. Широко распространено мнение, что школа готовит ребёнка к жизни, но, как справедливо заметил американский психолог Дж.Дьюи, обучение – это не подготовка к жизни, это сама жизнь.

Вхождение индивида в любую социальную группу связано с исполнением в ней определённой роли. И в школе ребёнок проживает роль ученика.

И то, каким будет этот ученик – «плохим» или «хорошим» зависит от учителя.

Важно не прикрепить к ученику ярлык способного или неспособного, а захотеть и увидеть в каждом ребёнке индивидуальность, и помочь ей самореализоваться в дальнейшей жизни.

Для любого человека потребность в признании и уважении – одна из базовых потребностей личности.

В условиях, когда личность не находит признаний в социуме, у неё развивается ощущение личностного дискомфорта.

Одним из показателей благополучной обстановки в школе является количество неблагополучных учащихся.

Умению ставить чёткие цели и уметь находить верные пути решения, быть заинтересованным в мотиве достижения успеха через преодоление трудностей – этому важно учить не только учащихся уже с первого класса, но учиться самим.

Нередко мы можем встретить рассогласованность указаний и действий у самого учителя.

Мы развиваем у учащихся коммуникативные навыки, но при этом позволяем себе кричать на ребёнка.

Ругаем ребёнка, если он опаздывает на урок, но при этом часто сами заходим в класс после второго звонка.

Обещаем спросить ребёнка на следующем уроке, но не сдерживаем свои обещания.

Важно помнить, что контроль неразрывно связан с самоконтролем, которому мы должны учить не только учащихся, но и учиться самим.

Важным условием психологической безопасности учащихся в школе является вера в свой успех, а он достигается только через веру учителя в успех ребёнка.

Важно вселить уверенность в ребёнке, что он талантлив. А каждый ребёнок талантлив по-своему.

Особое внимание здесь следует уделить детям с ограниченными возможностями развития.

Главная задача коррекционного обучения – развивающая и терапевтическая. И здесь важно не натаскивание ученика по предметам, а развитие его логического мышления, понимания, поисковой деятельности. Научные данные свидетельствуют о том, что самый благоприятный период для коррекции недостатков в развитии – это возраст от 3 до 10 лет.

Ссылаясь на причину низкой успеваемости учащихся СКО, мы снижаем их способности и склонности.

Порой равнодушие педагога способствует потуханию будущих спортсменов, художников, артистов, певцов. А так важно вовремя разглядеть в ребёнке его способности и помочь им развиться.

К сожалению, мы не привлекаем этих детей и к участию в школьных олимпиадах. А положительный результат есть.

Тактическое и уважительное отношение к личности ребёнка – обязательное условие благоприятной обстановки в школе. Только в сплочённом коллективе возрастает желание что-то сделать лучше, повышается творчество.

Мы должны помочь ребёнку увидеть и осознать свои трудности, помочь ему найти способы выхода из сложившейся ситуации.

А это возможно только через поддержку. Важно не одёргивать постоянно ученика, а поправлять его, учить ребёнка анализировать свои поступки.

И надо помнить, что ребёнок как губка. Он впитывает наше с вами настроение, наше отношение к нему, к уроку, к происходящему вокруг нас.

Создание благоприятной психологической атмосферы невозможно и без внешних условий , таких как:

— организация рабочего места

— создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)

— использование на уроках ИКТ, музыкального сопровождения, физ.пауз

— внешний вид учителя и др.

Критерии оптимальности психологического климата

  • Мажорная тональность отношений в коллективе, его сплочённость.
  • Гордость от работы в этом образовательном учреждении и в его коллективе.
  • Удовлетворенность участников педагогического процесса собственной деятельностью.
  • Значимость школьных традиций.
  • Конфликты в коллективе если и случаются, то носят частный, а не затяжной характер.
  • Единство администрации и коллектива в понимании задач, стоящих перед образовательным учреждением, и способы их решения.
  • Уважение коллектива к руководителям.
  • В коллективе преобладает взаимопонимание и взаимоуважение.
  • Критика носит конструктивный характер и воспринимается позитивно.
  • Достижения каждого человека замечаются и своевременно стимулируются.
  • Члены коллектива с удовольствием занимаются общественно-педагогической деятельностью.
  • В основе отношений в коллективе лежит принцип толерантности.
  • Низкая частота заболеваемости педагогов и детей.
  • Демократический стиль управления.
  • Наличие совместно выработанной программы развития образовательного учреждения, готовность коллектива к её выполнению.
  • Создание администрацией образовательного учреждения условий для успеха каждого члена коллектива.
  • Положительная эмоциональная среда.
  • Устойчивость и позитивность жизненных установок.
  • Проверка деятельности учителя со стороны администрации не вызывает у педагогов страха.
  • Широко распространены взаимопомощь, наставничество, совместное проектирование, подготовка к урокам.

Дозирование нагрузки педагогов, осуществление психологической поддержки со стороны администрации

Школа – дом второй. И все мы в ней жители. Только в атмосфере взаимопонимания, сотрудничества возможно творчество.

Источник

Консультация для педагогов «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»

Ольга Устюгова
Консультация для педагогов «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»

Консультация для педагогов

«Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе»

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в группе благоприятный климат. Замечено, что в группах даже самых маленьких детей, где педагоги уделяют особое внимание налаживанию положительных взаимоотношений между детьми и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, малыши жизнерадостны, мало ссорятся, умеют играть рядом. Кроме того, благоприятная атмосфера в группе является одним из важнейших факторов хорошего протекания адаптационного периода.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие как дома.

Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.

Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-3х летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, — никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу.

Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, — тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.

В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей.

Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенические безопасные красящие («Инвайт») и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струйкой, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2-х недель до 2-3 месяцев).

В период адаптации надо одновременно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.

Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласково обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

Притча: Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, челове к!»

Уважаемые педагоги! Создание благоприятной атмосферы в группе детского сада в ваших руках!

Памятка для родителей по созданию благоприятной семейной атмосферы г. Майкоп МБДОУ №16 Хакунова Светлана Алиевна. -Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь.

Консультация для педагогов. Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников» Консультация для педагогов. Формирование графомоторных навыков у дошкольников В отечественной педагогике и психологии старший дошкольный.

Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» Консультация для педагогов «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды» Нормой жизни и поведения каждого.

Консультация для педагогов «Создание тематической папки лэпбук» Создание тематической папки лэпбук. Слайд №1 Лэпбук или как его еще называют тематическая или интерактивная папка – это папка с кармашками,.

Консультация для родителей «Роль народных сказок в эмоционально-нравственном развитии ребенка» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.

Мастер-класс для педагогов: Создание дидактической куклы для изучения ПДД Добрый день, дорогие друзья!В прошлой публикации я рассказывала о макетах. И в макете по изучению ПДД на фото была кукла про которую я сегодня.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятной семейной атмосферы» Памятка для родителей по воспитанию детей «Создание благоприятной семейной атмосферы» Помните: от того, как вы разбудите ребенка, зависит.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы Семья — это своеобразная школа жизни, имеющая определённый морально-психологический климат, который оказывает влияние на развитие ребёнка.

Консультация «Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников» Эмоционально-поведенческие нарушения у дошкольников Эмоции (от лат. Emoveo — Потрясаю, волную) — состояния, связанные с оценкой значимости.

Источник

Читайте также:  Не каждый день чувствую шевеления малыша
Оцените статью