- Развивающая среда для эмоционального благополучия детей учебно-методический материал (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Рекомендации по организации предметно-развивающей среды по социально-эмоциональному развитию детей.(часть 1) консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Развивающая среда для эмоционального благополучия детей
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
создание предметно-развивающей среды для эмоционального благополучия детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-_razvivayushchaya_sreda.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.
Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, эмоционального благополучия ребенка, его развития, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста.
Создание и обновление предметно – развивающей среды связано с ее влиянием на физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также с реализацией ФГТ.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психическую комфортность.
Поэтому, создавая развивающую среду, я учитывала такой фактор как эмоциональное благополучие ребёнка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием.
Предметно — развивающую среду организую на основе следующих принципов:
1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе постоянно оформляются выставки фотографий «Вот мы какие», семейные альбомы.
2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В моей группе мальчиков и девочек поровну, поэтому игр для мальчиков и девочек подобрано поровну.
В соответствии с комплексно – тематическими принципами планирования образовательного процесса в группе созданы следующие центры развития детей:
В центре развития речи находятся дидактические игры, картотека коммуникативных игр: «Назови ласково», «Мальчики и девочки», «Подарки» и другие игры-упражнения, которые способствуют развитию навыков общения у дошкольников.
В театрализованном центре — различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в эмоциональном развитии ребенка. Дети, принимая участие в театрализованной деятельности, знакомится с социальным миром во всем ее многообразии через образы, краски, звуки. Участие ребенка в драматизации, в инсценировках помогают ему раскрыться эмоционально, увлекают его, вызывают радость, помогают коммуникативному общению. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого – либо персонажа. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Теневой театр», пиктограммы на эмоции: вид – в альбоме, на кубиках, на персонажах сказок (личики гномиков)
В центре детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. Все это необходимо для проведения элементарных опытов, экспериментов, которые так любят дети.
В центре природы подобраны растения согласно возрасту детей: колеус, традесканция, хлорофитум, сенполия \фиалка\, ктенанта, и другие. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней, проанализировать и сделать выводы.
В центр конструирования собрала разнообразные виды конструкторов и большие — напольные и маленькие – настольные. Наиболее любимые мальчиками «Лего», «Тико».
Спортивный центр пополнила нестандартным оборудованием, сделанным совместно с родителями:
Мешочки для метания с наполнителем,
Массажные следочки и многое другое, этот спортивный материал помогает снять эмоциональное напряжение и получить удовлетворение от занятия спортом.
В центре художественного творчества большое разнообразие трафаретов, раскрасок, красок, карандашей, пластилина. Также находится цветная бумага, клей для творчества. Различные дидактические игры, сухой бассейн с разным наполнителем, где дети рисуют разные рожицы, обсуждают мимику, делают Домик веселых человечков, Страну веселых человечков.
В центре уединения — за ширмой, на мягких подушках, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме , альбомы с иллюстрациями на определение эмоций чувств: различение и сравнение ярко контрастных эмоций (смех — слезы). Мама улыбается; Бабушка радуется; Я был маленький. Альбом эмоций с героями сказок (например: веселый колобок, хитрая лиса, злой волк, поросенок испугался) и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянная переносная ширма служит у ребят и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, они делают комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
Все центры оборудованы таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной деятельностью.
С каждым годом содержание этих центров будет меняться, цели и задачи игр усложняться.
На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет созданный в группе уголок психологической разгрузки — «домотека», это такое место в группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
В моей группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель: всевозможные диванчики, кресла, пуфики. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность нам, педагогам, приблизиться к позиции ребенка.
В приемной комнате для родителей организую выставки работ детского творчества , собираю «Портфолио» на каждого ребенка).
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагогов группы, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Источник
Рекомендации по организации предметно-развивающей среды по социально-эмоциональному развитию детей.(часть 1)
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Данные рекомендации составлены на основании учебно-методических пособий под редакцией Гогоберидзе А. Г. в разделе « Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов по организации социального развития дошкольников» ( по возрастам). Может быть использована другая методическая литература ( См. прилагаемый «Список литературы»).
Программа по социально-эмоциональному развитию детей « Я, ты, мы.» разработана Князевой О. Л., Стёркиной Р. Б. ( Москва, 2005 г.)
Структура программы «Я, ты, мы» предусматривает работу по 3 разделам:
—Уверенность в себе.
—Чувства, желания, взгляды.
—Социальные навыки.
В учебно-методический комплект, помимо программы «Я, ты, мы» входят 7 пособий для детей, представляющих собой систему развивающих заданий и предназначенных для активной деятельности дошкольников:
—«Какой ты» для детей 3-4 лет.
—« Что тебе нравится?» для детей 4-5 лет.
—« Весёлые, грустные.» для детей 4-5 лет.
—« Как вести себя » для детей 4-6 лет.
—« Мы все разные » для детей 5-6 лет.
—« Весёлые, грустные.» для детей 5-6 лет.
—« С кем ты дружишь?» для детей 5-6лет.
Первый раздел программы « Уверенность в себе» направлен на то, чтобы помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим. Для развития у ребёнка представлений о его собственных возможностях , способностях рекомендуется:
организовывать в группе:
—выставки ( авторские: «Моя любимая книга», « Моё хобби», «Семейные увлечения»; тематические: « История одного предмета».)
устраивать показ:
—презентаций жизни детской группы ( « Новогодние фантазии»), презентаций как личных, так и семейных коллекций.
—отражать праздничные события и игровые тематические проекты.
Поскольку детей привлекает возможность изменения внешнего вида—имиджа, в группу можно внести грим, парики, детали одежды ( шляпы, галстуки, пилотки, юбки и т. д. ). Рекомендуется также предусмотреть необходимый игровой материал, набор персонажей настольного и кукольного театров для игр и театрализованной деятельности.
Уместно использование различного рода приветственных высказываний, пожеланий: «Мы рады тебя видеть», « Улыбнитесь, вы пришли к детям», « У нас можно всё: играть, творить, думать…»; организация стендов: «Мы вами гордимся», « С днём рождения ! »,
« Наши достижения».
Необходимо наличие разного рода материалов о членах семьи, родственных взаимосвязях ( наборы сюжетных картин, дидактические игры, книги).
Алгоритмы составления рассказов о членах семьи, семейных событиях помогут ребёнку рассказать о своих близких.
Семейные и групповые фотоальбомы, портфолио ребёнка, семьи помогут ребёнку увереннее чувствовать себя в минуты грусти, дают возможность для проявления чувства гордости за своих близких.
Генеалогическое древо поможет ребёнку разобраться во взаимосвязях между членами семьи.
Семейные фотовыставки помогают ребёнку раскрыть свой внутренний мир, осознать значимость своей личности.
Интересная работа может быть проведена с использованием пособия « Цикл жизни человека: от младенчества до старости».
В группах должны быть материалы, знакомящие детей с людьми разных национальностей и народов нашей страны и мира.
Наборы сюжетных картин « Я и другие» используются как на занятиях по развитию речи, так и в совместной деятельности для развития у детей представлений о собственных возможностях и способностях.
Необходимо наличие различных масок ( сказочных и литературных героев, людей с разными внешними данными), позволяющими перевоплощаться, менять имидж, создавать различные образы.
Этому же способствует наличие костюмерной.
Второй раздел программы « Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
В этом помогут картинки, фотографии, кукольные персонажи ( с изображением различных эмоциональных состояний людей: радость, симпатия, усталость, печаль, любовь…). При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях ( с помощью картинок-ситуаций). В группе должно быть отведено место для вывешивания картинок, изображающих различные эмоциональные проявления людей и оценки этих проявлений ( + — правильно, хорошо; — плохо, неправильно). Необходимо иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоциональные проявления людей.
Обязательно наличие зеркала ( для развития умения выражать различные эмоциональные состояния), которое должно быть размещено так, чтобы детям было удобно подойти ( центр социально-эмоционального развития).
Демонстрационный материал «Чувства, эмоции», «Уроки доброты» может использоваться как для индивидуальной, так и для фронтальной работы с детьми.
Настольно-печатные игры : « Зоопарк настроений» ( поможет разобраться в своём и чужом настроении, в отношении к себе и окружающим), « Язык жестов» ( поможет ребёнку понимать язык тела), « Наши чувства и эмоции» ( знакомит детей с эмоциональным миром людей).
Наборы фотографий с различными эмоциональными состояниями людей используются для индивидуальной и фронтальной работы с детьми.
Схематические изображения эмоций могут широко использоваться на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, в изобразительной деятельности.
Маски, изображающие эмоции, могут использоваться в театральной деятельности.
Как вариант схематического изображения эмоций—пиктограммы—используются для определения характера музыки.
Алгоритм рисования настроения поможет ребёнку самостоятельно изображать настроение персонажей в своих рисунках.
Игра « Психогимнастика» или « Какое выражение лица бывает у людей» учит узнавать по изображённому сюжету на картинке, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации ( радость, грусть, удивление…) и подбирать картинки с соответствующим выражением лица.
Игровое упражнение « Цвет и настроение» поможет научить ребёнка ассоциировать определённые цвета с настроением.
Тест « Лестница» поможет определить уровень самооценки ребёнка.
В игре « Оживление картины» дети имитируют позу, мимику, жесты, что даёт возможность разыгрывать небольшие законченные сюжеты, в основу которых положено изображенное на картинке, фотографии или репродукции событие. При этом дети описывают двигательные и эмоциональные ощущения.
Пособие « Определи настроение героя» может широко использоваться как на занятиях, так и в свободной деятельности.
« Экран настроений» .Дети самостоятельно определяют собственное настроение и обозначают его, что даёт возможность воспитателю обратить внимание на определённого ребёнка, возможно помочь ему…
Третий раздел « Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, формированию коммуникативных навыков, умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. В среде необходим набор предметов и игрушек, помогающий отражать разнообразные трудовые и социально-бытовые действия: « Школа»,
« Ателье», « Музей» и др., наличие схем соподчинения ролей в сюжетно-ролевой игре, схем последовательности трудовых действий, операций( приготовление пищи, изготовление того или иного предмета).
В работе по развитию социальных навыков у детей педагогам помогут книги: «Правила уважения», «Большая книга правил поведения для воспитанных детей».
Настольно-печатные игры «Я хороший», «Что такое хорошо, что такое плохо» знакомят детей с правилами поведения людей в обществе, учат различать положительные и отрицательные поступки, помогают усвоить общепринятые понятия современной жизни города.
Комплект материалов «Этикет» поможет ребёнку научиться вести себя за столом, поможет усвоить элементарные правила столового этикета.
Пособие «Что такое хорошо, что такое плохо» учит различать положительные и отрицательные поступки.
В группе необходимо наличие схем последовательности трудовых, игровых действий, операций.
«Экран добрых дел» позволяет отражать участие ребёнка в делах группы, коллектива, что повышает самооценку ребёнка.
Сказочный персонаж «Хорплоша» может стать помощником воспитателя в формировании нравственно-моральных качеств детей.
Список литературы
по организации предметно-развивающей среды.
1. Брызгалова А.Н., Дрозд О.И. « Игровые модели воспитания и обучения.» Изд, «Школьная пресса», 2005 г.
2. Гаврина С.Е. « Учимся понимать друг друга».
3. Гогоберидзе А.Г. «Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ».
4. Иванова Н.В. «Социальное развитие детей в ДОУ». Москва, 2008 г.
5. Колос Г.Г. «Сенсорная комната в дошкольных учреждениях». Москва, 2006 г.
6. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. « Я, ты, мы» Программа по социально-эмоциональному развитию детей от 3 до 6 лет. Москва, 2005 г.
7. Котова Е.В. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. Москва, 2007 г.
8. Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». С.-П., 2006 г.
9. Рылеева Е.В. «Вместе веселее». Москва, 2000 г.
10. Фесюкова Л., Гехт А. «Хочу быть предприимчивым». Рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Линка-Пресс, 2004 г.
Источник