Современные зарубежные теории темперамента
1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента.
Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:
реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;
активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу :
Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).
Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих.
Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления.
Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина
В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.
В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента , которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:
1) эмоциональная возбудимость;
2) возбудимость внимания;
5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
6) активность волевой, целенаправленной деятельности;
7) пластичность — ригидность;
8) резистентность (сопротивляемость);
9) субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера.
4. Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека .
1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;
2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);
7) передается по наследству.
В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, — В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента :
В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента :
1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп — речедвигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Источник
Темперамент. Отечественные и зарубежные теории темперамента.
Темперамент – это совокупность индивидуально психологических свойств, определяющих динамику психических процессов.
Темперамент (от греч. crasis) = соотношение, пропорция.
Признаки темперамента:
1. Темперамент определяет динамику психической деятельности: скорость, интенсивность. Это формально динамическая характеристика личности, не содержательная.
2. Темперамент наследственно обусловлен.
3. Свойства темперамента устойчивы, а это значит: проявляются везде и во всем; в разных обстоятельствах применяются одинаково (как смеется, как плачет, как…, и т.д.).
4. Темперамент консервативен, т.е. практически неизменен на протяжении всей жизни.
5. Темперамент индивидуально своеобразен (он принципиально неповторим).
6. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке.
Физиологическая основа – уровень активации НС.
Утверждал, что темперамент зависит от соотношения свойств НС.
Свойства НС:
1. Сила НС/Слабость НС – проявляется в степени работоспособности нервных клеток, в степени устойчивости НС к действию сильных раздражителей.
2. Уравновешенность/Неуравновешенность – свойство отражающее соотношение процессов возбуждения и торможения.
3. Подвижность/Инертность – смена процессов возбуждения/торможения.
Темперамент – это соотношение этих 3-х свойств НС.
Теплов, Небылицин, Голубева продолжили учение Павлова и были открыты новые свойства:
1. Лабильность – это скорость возникновения, прекращения и протекания нервных процессов.
2. Динамичность – это интенсивность протекания нервных процессов.
3. Актевированность НС/Инактивированность НС – это устойчивый уровень активации НС в разных формах активности.
Басс и Пломин.
Темперамент – это стилевая особенность поведения. Выделили свойства темперамента:
1. Эмоциональность. Выражается в легкости возникновения аффективной реакции и оценивается по ее интенсивности.
2. Активность. Является проявлением общего энергетического уровня.
3. Социабельность. Связана в основном с потребностью в аффилиации (желании быть с другими).
Источник
Современные теории темперамента
1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу
Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:
реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе; активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.
Основные положения теории Я. Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект). Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.
Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, активность волевой деятельности и др.
2. Теория интегральной индивидуальности в. С. Мерлина
В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.
В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента: 1) эмоциональная возбудимость; 2) возбудимость внимания; 3) сила эмоций; 4) тревожность; 5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность); 6) активность волевой, целенаправленной деятельности; 7) пластичность — ригидность; 8) резистентность (сопротивляемость); 9) субъективация (пристрастность).
Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация — свойства характера.
3. Теория формально-динамических свойств личности
Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.
1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;
2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;
3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;
4) может проявляться уже в детстве;
5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;
6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);
7) передается по наследству.
В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность). выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:
1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.
2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.
3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.
4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.
5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.
6. Социальный темп – рече-двигательная активность, способность вербализации.
7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.
8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.
На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.
В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.
В мировой психологии существует множество идей и концепций о характере человека, некоторые из которых содержат в себе диаметрально противоположные точки зрения, тем не менее, анализируя все имеющиеся теории, можно отметить, что подавляющее большинство психологов исходят из следующих основных идей:
1) характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными, а представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
3) в соответствие с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров. На сегодняшний день все типологии характеров можно подразделить на следующие группы теорий:
1. Конституционные теории, которые связывают особенности характера с внешним видом, с конституцией человека (Э.Кречмер, У.Шелдон и др.).
2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера с его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и из совокупностей, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К.Леонгард, А.Е.Личко и др).
3. Социальные теории, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э.Фромм).
Источник