Современные теории темперамента презентация

Презентация на тему Темперамент. Теории темперамента

Презентация на тему Презентация на тему Темперамент. Теории темперамента, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 16 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Подготовила : студентка 2 курса,факультета безопасности жизнедеятельности,Леонтьева Дарья ,22 группа.

«Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности»
(В.А. Крутецкий)

«Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики»
(Н.С. Лейтес)

«Это «качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности»
(К.К. Платонов)

«Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность, каждого индивидуума»
(И.П. Павлов)

«Это динамическая характеристика психической деятельности индивида»
(СЛ. Рубинштейн )

Принадлежность человека определенному типу темперамента обусловлена относительным преобладанием в организме одной из четырех жидкостей: крови, слизи, желчи, черной желчи (Гиппократ и др. )

Производность свойств— параметров — психических механизмов от строения и функционирования организма
(Э. Кречмер, Э. Шедон и др.)

Рассматривается зависимость темперамента от типа нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.)

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до п. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков организма» — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи.

1.сангвиник (от лат. sanguis — кровь),
2.флегматик (от герч. phlegma — слизь, мокрота),
3.холерик (от греч. chole — желчь) ,
4.меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь).

Типология, предложенная Э. Кречмером. Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Он провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.

1. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.
2. Пикник — человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик — человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик.
Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах. Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения.
.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения

Читайте также:  Колдовская сила эмоций родовая магия 2

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов — преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители

этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же
быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе.
Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в

контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.

Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Влияние темперамента на учебную деятельность

Детям с флегматическим темпераментом требуется больше времени на выполнение заданий познавательного характера, на практические упражнения, на подготовку устного ответа у доски. У них часто встречается ошибочная установка на избежание быстрых действий, как якобы обрекающих его на частые ошибки. Он смиряется с тем, что двигается и говорит медленнее других детей, и уже не делает никаких попыток действовать в более быстром темпе.

Но и самая инертная нервная система не лишена некоторой пластичности, поэтому эта медлительность может быть до некоторой степени преодолена, и лучше всего – путем активизации двигательной сферы ребенка, тесно связанной с умственной сферой, а именно: организацией подвижных игр. Кроме того, необходимо вырабатывать такие личностные качества, как собранность, организованность, умение не тратить лишнего времени на «раскачку». Полезно посадить такого ученика за одну парту с одноклассником с более подвижными нервными процессами.

Ученики–меланхолики. У них быстро возникает умственное утомление, поэтому желательно предоставлять по возможности больше времени для отдыха. Это особенно важно при переходе из начального звена в среднее, когда дети впервые сталкиваются с многопредметностью и кабинетной системой, что резко повышает нагрузку на нервную систему. Слабость нервных процессов у учеников–меланхоликов означает и пониженную сопротивляемость влиянию неудач.

Они производят на таких детей тормозящее, дезорганизующее влияние. Наоборот, систематическое ободрение, внушение веры в собственные силы, раскрытие еще не использованных резервов и т. п. дает ученику–меланхолику возможность проявлять в учебной работе преимущества своего темперамента (повышенную аккуратность, старательность, тщательность), что позволяет добиваться хороших успехов в учебе.

Читайте также:  Темперамент его типы холерик

Ученики–сангвиники. В качестве положительных сторон этих учеников отмечаются энергичность, быстрая реакция, сметливость, быстрота перехода от одного вида деятельности к другому. Они жизнерадостны, являются по своей натуре лидерами.
К числу недостатков учеников с сангвиническим темпераментом относятся поверхностность в работе с учебным материалом и потому поверхностность его усвоения, непоседливость, недостаточная выдержка, неустойчивость и недостаточная глубина чувств, отсутствие стойких познавательных и профессиональных интересов, «разбросанность» и многообразие увлечений.

Учеников–сангвиников следует убеждать в необходимости доводить начатое дело до конца, для более глубокого усвоения учебного материала обращать их внимание на интересные аспекты задания, которые ученик не заметил. Их надо подбадривать, рассказывать о перспективах работы, развивать чувство ответственности, требовательности к себе, настойчивости в труде.

Ученики–холерики. Их характеризует вспыльчивость, резкость, несдержанность, нетерпимость к замечаниям в свой адрес, высокое самомнение. Важная задача в работе с ними – предупредить появление аффектов. Для этого нужно переключить внимание с объекта, вызвавшего негативные эмоции, на какой–либо «нейтральный» объект, чтобы произошел спад возбуждения, и лишь затем делать замечание. Нужна спокойная,.

Быстрый темп письма, отрицательно сказывающийся на его качестве (плохой почерк, пропуск букв); торопливость при чтении, приводящая к недочитыванию слов или к неправильному их прочитыванию и, как следствие, к плохому пониманию прочитанного; ошибки при выполнении вычислительных операций при недостаточной степени их автоматизированности – вот те трудности в учебной работе, причиной которых может являться природная высокая скорость нервных процессов учеников. В каждом из этих случаев следует использовать специальные приемы, «нейтрализующие» расположенность школьника к слишком высокому темпу выполнения заданий

уравновешенная атмосфера социального окружения. Следует избегать конфликтных ситуаций, но это не значит, что нужно для этого потворствовать капризам, грубиянству, неправильным поступкам. Высокая скорость нервных процессов может являться причиной различных учебных трудностей и ошибок школьников.

Источник

Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под. — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.igumo.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Концепция темперамента В.М. Русалова. Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под.» — Транскрипт:

1 Концепция темперамента В.М. Русалова

2 Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

3 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения); 1) независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения); 2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); 2) динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой); 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 3) универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) раннее проявление в детстве; 4) раннее проявление в детстве; 5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека; 5) устойчивость в течение длительного периода жизни человека; 6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 6) высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.); 7) наследуемость. 7) наследуемость. Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента:

4 Концепция общих и частных конституций организма человека физические свойства физиологические свойств Наследственный аппарат общая конституция человеческого организма темперамент

5 Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Общие (функционально-системные) свойства отражают наиболее существенные нейрофизиологические особенности деятельности всего мозга при реализации ключевых этапов функциональной системы. Функционально-системные свойства на поведенческом уровне выступают в качестве структурных единиц темперамента.

6 Четыре «несократимых» блока архитектуры функциональной системы: «афферентный синтез» «программирование»«исполнение» «сличение результатов реального действия с акцептором результата действия»

7 Темперамент это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально- динамические аспекты всего поведения человека.

Читайте также:  Искренняя радость как пишется

8 1. темперамент это одно из самостоятельных, независимых базальных и устойчивых динамических образований психики. 2. темперамент и характер не идентичны, поскольку их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение «содержательных» свойств психики. 3. темперамент не идентичен личности, поскольку последняя представляет прежде всего систему ценностно-смысловых отношений человека.

9 Темперамент — совокупность психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных, стилевых характеристик психики под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Развитие темперамента происходит: 1. вслед за биологическим возрастным развитием 2. как результат сменяющих друг друга социально организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки.

10 Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические потенции Заданный от природы индивидуальный уровень энергодинамических возможностей неизбежно приводит к обобщению темпераментальных характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей.

11 Структуры психической активности: «эргичность» (выносливость) «пластичность» «скорость» Структура эмоциональности : порог чувствительности к несовпадению реального результата действия с «акцептором результата действия»

12 На основе разработанной Русаловым теоретической модели темпераментаудалось сконструировать специальный тест-опросник, позволяющий измерить свойства темперамента человека.

13 Тест-опросник (ОСТ) позволил исследовать: структуру, половые различия, генетические и психофизиологические предпосылки формирования темперамента, закономерности взаимодействия темперамента с другими вышележащими структурами индивидуальности, а именно с общим интеллектом и творческими способностями.

14 Исследования В.Д. Небылицына показали наличие трёх главных, ведущих компонентов темперамента : Общая активность индивида, Моторика индивида, Эмоциональность индивида.

15 Формы общей активностиь индивида: Стремление к продолжению начатой деятельности; Энергичность производимых действий; Выносливость по отношению к напряжению, связанному с активностью; Разнообразие производимых действий, их скорость и варьирование; Скоростные характеристики реакций и движений (темп, медленность движений).

16 Двигательный (моторный) компонент темперамента быстрота,сила,ритм, амплитуда мышечных движений, речевая моторика легче других подаётся наблюдению и оценке

17 Эмоциональность — комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. впечатлительность,импульсивность, эмоциональная лабильность. Основные характеристики эмоциональности:

18 Выводы 1. Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др. 2. Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента. 3. В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения «плохой — хороший». 4. Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа.

19 5. На основе анализа основных результатов, полученных в различных школах можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев в состав темпераментальных свойств исследователи включают динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. 6. Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека. 7. Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента. 8. Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. 9. В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивидуальности.

20 Будучи важнейшим компонентом индивидуальности человека, темперамент должен стать предметом более углубленного теоретического и экспериментального изучения на новом уровне современной психологии.

Источник

Оцените статью