Современная история эмоций начинается с появления

История изучения эмоций

Дата 22.02.2016
Размер 209,89 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Понятие об эмоциональной сфере человека
  • Виды эмоциональных состояний, функции и свойства эмоций
  • Список используемой литературы

История изучения эмоций

Уже многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. Платон рассматривал их как один из трех существенных элементов человеческой души наряду с разумом и телесными влечениями. Аристотель рассуждал о базовых биологических тенденциях в эмоциональном опыте и, анализируя отношения между представлениями и эмоциями, предвосхитил современные идеи. Эмоциональный опыт и аффективные состояния интересовали не только древних философов, они вызывают интерес и у современных ученых.

В XVIII и XIX вв. не было единой точки зрения на эмоции. Так, согласно трёхкомпонентной теории эмоций В. Вундта, эмоции выражают: удовольствие — неудовольствие, напряжение — расслабление, возбуждение — успокоение. Эмоции представляют собой внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и в некоторой степени влиянием представлений на чувства. Телесные реакции являются лишь следствием эмоций, но вместе с тем эти телесные следствия эмоций влияют на духовную жизнь.

Современная история исследования эмоций начинается с появления в 1884 г. Статьи Джемса «Что такое эмоция». В следующем году немец Г. Ланге опубликовал работу «Эмоции», в которой излагались идеи, близкие идеям Джемса.

По теории Джемса — Ланге, эмоция определяется как «восприятие телесных изменений», производимых стимульной ситуацией. Данная теория подтверждается фактами:

— если из какой либо эмоции как состояния сознания одно за другим вычесть все ощущения, представленные в телесных симптомах, то, в конце концов, от эмоции ничего не останется;

— невозможно выполнение движений, соответствующих оной эмоции, и одновременное переживание другой;

— имеется соответствие между определёнными переживаемыми эмоциями и типичными для них телесными и мимическими реакциями [22].

Теория Джемса — Ланге была подвергнута критике со стороны У. Кеннона, которому после серии экспериментов с денервацией висцеральных органов экспериментальных животных удалось показать, что:

— отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;

— внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоциональных ощущений;

— одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях;

— искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определённых эмоций, этих эмоций не вызывают.

Таламическую теорию У. Кеннона и Ф. Барда можно считать в определённом смысле альтернативной теории Джемса — Ланге, так как её авторы считают, что не эмоция есть осознание двигательной и вегетативной реакции, а напротив, «вегетативные изменения и мышечные реакции организма являются следствием переживания эмоций». В основе интерпретации центральной нервной системой эмоциональной ситуации лежит работа таламуса, который одновременно посылает и к автономной нервной системе, и к полушариям головного мозга, где осознаётся значение эмоциогенной ситуации. Центром эмоций является таламус, а кора больших полушарий головного мозга выполняет следующие функции: во-первых, благодаря ей значительно увеличивается число ситуаций, вызывающих эмоцию, сочетание в коре множества рецепторных и ассоциативных зон повышает возможности различения стимула и обеспечивает эффективность условных раздражителей; во-вторых, благодаря коре эмоциональные реакции отличаются большей адекватностью ситуации.

Несмотря на очевидные достоинства, теория Кеннона — Барда страдает механистичностью, сводя сложный механизм действия эмоций к рефлекторной деятельности. Безусловно, физиологические корреляты являются фактором, детерминирующим эмоциональные реакции, но не единственным, как удалось доказать авторам двухфакторной теории эмоций Э. Шехтеру и Д. Сингеру. Уровень активации, составляющий физиологическое возбуждение, ещё не определяет эмоцию. Для этого необходимо когнитивная интерпретация связанных с конкретной ситуацией причин внутреннего состояния возбуждения. Уровень активации — физиологический компонент — обладает энергетической функцией. Когнитивный компонент сообщает переживанию эмоции содержание, окраску и направленность. Таким образом, согласно данной теории, эмоциональное реагирование обусловлено двумя факторами — физиологическим и когнитивным. Например, одна и та же ситуация — дождливая погода — может рассматриваться в различных смысловых контекстах и вызвать, соответственно различные эмоциональные реакции: если рассматривать дождливую погоду в контексте планов на прогулку, то это вызовет реакцию огорчения, если же в контексте открывшейся возможности остаться дома и почитать интересную книгу, то, как минимум, реакцию удовлетворения.

Исследователь эмоций Роберт Плутчик полагает, что в основе современных исследований эмоций лежат четыре традиции, возникшие в конце XIX — начале XX века. Каждая из этих традиций предвосхитила один из аспектов современных исследований. В своем труде «Выражение эмоций у человека и у животного» Чарльз Дарвин утвердил эволюционные подходы к изучению эмоций. Он описал многочисленные сходства между выражением эмоций людьми и животными (например, волчий оскал и издевательская усмешка человека). Основываясь на этих данных, он заключил, что выражение эмоций отражает врожденные биологические механизмы, эволюционировавшие посредством естественного отбора. Джемс и Ланге раскрыли роль физиологических процессов в эмоциональном опыте. Они предположили, что эмоциональный опыт основан на восприятии состояния организма и что разные эмоции порождаются восприятием разных паттернов изменения в мышцах и активности периферической нервной системы. Уолтер Кэннон предложил другую точку зрения. По его мнению, в основе эмоционального опыта лежат не периферические процессы, а процессы центральной нервной системы. Наконец, в психоаналитической теории Фрейда были раскрыты потенциально значительные расхождения между внутренней эмоциональной жизнью и внешним проявлением эмоций. Как подчеркивал Фрейд, эмоции могут вытесняться и искажаться с последствиями для эмоционального и физического благополучия. Современные исследования универсальности эмоционального опыта и выражения эмоций различных физиологических паттернов, связанных с конкретными эмоциональными состояниями, специфических участков коры головного мозга, ответственных за возникновение разных эмоций и индивидуальных различий в тенденции выражать или подавлять свои чувства значительно обогатили упомянутые выше традиции. Наконец, необходимо отметить вклад Силвана Томкинса, который интенсивно изучал эмоциональный опыт в то время, когда эта тема не вызывала интереса академических психологов. Рассмотрение им эмоций как врожденных механизмов, мотивирующих разные формы действий и выражающихся в биологически детерминированных паттернах лицевой экспрессии, оказало существенное влияние на последующие поколения исследователей.

У всех высших животных и у человека есть в мозге структуры, тесно связанные с эмоциональной жизнью. Это лимбическая система, в которую входят скопления нервных клеток, расположенные под корой головного мозга, в непосредственной близости к его центру, управляющему основными органическими процессами: кровообращением, пищеварением, железами внутренней секреции. Отсюда тесная связь эмоций как с сознанием человека, так и с состояниями его организма.

Таким образом, эмоции как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. В эмоциях отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

Понятие об эмоциональной сфере человека

В жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их трудно, так как они сливаются в едином переживании человека. От ощущений эмоции отличаются тем, что ощущения никакими специфическими субъективными переживаниями типа удовольствия или неудовольствия, приятного или неприятного обычно не сопровождаются. Они дают человеку объективную информацию о том, что происходит в нём и вне его. Эмоции же выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами.

Эмоции — это особый класс психических явлений, процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами. Они отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, грусть, гнев) и в них отражается значимость для индивида явлений ситуации, которые его окружают. Они «говорят», что важно и что не важно. Наиболее их яркой чертой является их субъективность.

Эмоциональные явления бывают положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда человек испытывает потребность, а положительные — при удовлетворении.

Отношение человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности.

На сегодняшний день в психологии в сфере эмоций начинаются глобальные исследования так как это задатки чувств. И речь идет о том, как человек эмоционально реагирует на предложенные жизнью обстоятельства. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но как говорят последние исследования в этой теме – эмоции это предшествующее состояние. В начале мы эмоционально реагируем, а потом у нас возникает какое-то чувство.

К достижению целей эмоции являются толчком. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Актуальность курсовой работы определяется необходимостью исследовать особенности эмоциональной сферы человека.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребносте.

Рассмотрим основные функции и характеристики эмоций в современном их понимании. Прежде всего, следует отметить когнитивно-оценочную функцию эмоций. Как указывает В.К. Вилгонас, “независимо от того, как в истории психологической мысли трактовались эмоциональные явления . за ними всегда признавалась способность оценивать, хотя существовали различные точки зрения о том, что именно оценивать (вещи, действия, внутреннее отношение; их полезность, достоинство или гармонию) и как именно оценивать (сознательно-бессознательно, абсолютно-относительно) . Такое же положение сохраняется и в психологических теориях эмоций XX в. В литературе советского периода способность эмоций оценивать отражаемые явления подчеркивается П.К. Анохиным (1964 г.), П.В. Смирновым (1966 г.), С.Х. Рапопортом (1968 г.), А.Н. Леонтьевым (1971 г.) и рядом других авторов”.Все эти авторы говорят о том, что эмоции прежде имеют адаптивную функцию. Они выполняют функции оценки и побуждения. В эмоциях представлено целостное отношение человека к миру. Они тесно связаны с самоосознанием, личностной идентичностью и представляют собой мотивационную систему человека. Эмоциональные реакции и эмоциональное состояние человека является основной формой осознания его собственной индивидуальности. Эмоциональная реакция является безошибочным индикатором истинного отношения человека к происходящему.

Внутренняя жизнь человека- это прежде всего эмоциональная жизнь, т.к. не смотря на общественные факторы, эмоциональные реакции остаются сугубо индивидуальными. В процессе взаимодействия социальной Среды и человека, индивидуальность его поддерживается благодаря его личностным эмоциям. Но изредка бывает и так, что эмоции скрыты и от самого человека (ребенка). Иногда происходит разрыв контакта с собственной индивидуальностью и невозможность ее осознания и выражения. Вся система оценок построена на том, что и сколько ребенок знает и правильно ли он себя ведет.

Если ребенок раскрепощен проявляет свои эмоции, чувства, то это рассматривается как проявления невоспитанности или недостаточного интеллектуального развития.

На самом деле осознание собственной индивидуальности и является осознанием собственных эмоций и реакции на происходящее. Поэтому, индивидуальность каждого, прежде всего, зависит от эмоционального аспекта каждого человека, ребенка. Осознание собственных эмоциональных состояний приходит к ребенку спонтанно, как и все другие аспекты человеческого развития. Оно развивается во взаимодействии со взрослыми, социальной средой, сверстниками. Причем эти факторы могут как способствовать так и препятствовать этому развитию.

Эмоциональное отношение к окружающей действительности исходит от индивидуальности каждого человека, ребенка.

Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. Причем последние обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям, или вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции, если нет, то они вызывают отрицательное отношение человека, ребенка и соответственные переживания. Положительные эмоции выражают положительное отношение к чему-либо, выражаются в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательные эмоции выражаются в эмоциях неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева. Причем иногда личная, общественная, социальная оценки эмоций как положительных так и отрицательных не всегда совпадают. Такие эмоции как угрызение совести, чувство стыда, личностью переживаются как неприятные, мучительные состояния, а с точки зрения общества они полезны т.к. приносят положительный результат, значит они нужны и они нужны и они содействуют моральному облику личности.

Любое явление, в том числе и значимое с точки зрения актуальных потребностей отражается не изолированно, а в ситуации в целом, в образе которой оно связано с другими явлениями. Поэтому нас возмущает не только безнравственный поступок человека, но и сам человек и те люди которые его так воспитали, законы, его окружение, которое не остановило этот поступок и т.д. Поэтому эмоция, вызванная некоторым событием, как бы взрывает и окрашивает ряд других, связанных с этим событием явлений. Такой взрыв составляет ряд отдельных эмоциональных переключений.

Одно из отличий особенности развития эмоционального процесса касается воображаемых событий, т.е. человек не реально видит событие, а представляет его себе, что тоже вызывает эмоции но не такие сильные, как при непосредственном наблюдении событие. Поэтому воспринимаемые события более эмоциогенны из-за своей реальности. Данные об отражении меры реальности представляемого содержания свидетельствуют о том, что человеку присуща специфическая объективность. Поэтому зависимость силы возникновений эмоций т.е. эмоционального взрыва зависит от меры реального и воображаемого содержания события.

Человек способен хохотать, кричать от радости или рыдать по пустяковой причине, просто выражая свое сиюминутное состояние или заразившись настроением окружающих людей. Ф. Крюгер подчеркнул различие между силой эмоций и такой важной их характеристикой, как глубина, соответствующая ядерным образованиям душевной структуры.

Он пишет, что “глубина эмоционального переживания существенно отличается от простой интенсивности и ситуативной силы душевного движения” .

Эмоции взрывного характера обнаруживают тенденцию быть поверхностными, тогда когда глубинные эмоции обнаруживают тенденцию быть менее интенсивными.

Более обобщенно говоря, глубина эмоций и мера их проникновения в собственно личностные эмоциональные структуры, являются даже более важной детерминантов их закрепления в опыте, чем их сила. Скажем оскорбление сказанное в сдержанной форме доставляет больше переживаний другой личности чем высказанное в более резкой крикливой форме.

Получается, что фиксация эмоционального содержания на более низком уровне психики, является условием его забывания на более высоком уровне, поэтому запоминание эмоций происходит тогда, когда эмоции проявляются интенсивнее и затрагивают глубинные процессы психики человека. Особенно это проявляется в юношеском возрасте, когда наступает переходный период от детскости к взрослому состоянию, когда ребенок начинает проявлять себя более эгоцентрично. Здесь просматривается в современных исследованиях такое понятие как Я- концепция, т.е. это совокупность всех представлений индивида о себе сопряженное с их оценкой.

Представители различных теоретических направлений рассматривают юность как период стресса и психологических проблем, обусловленных среди прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. В целом юность трактуется как переходный период от детства к взрослости. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности.

Изменение, происходящее в образе тела, в отношениях с родителями и со сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и отношений к обществу в целом, соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Это находит выражение в развитии и трансформации Я — концепции в период юности. Все эти перемены, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает.

Важным фактором развития Я — концепции в юности является изменение образа тела, связанное с пубертатными процессами. Ощущение подростком собственной ценности во многом зависит от того, на сколько соответствующим форме представляется ему трансформация его тела.

Задержки и отклонения в физическом развитии могут иметь пагубные последствия для формирования Я — концепции подростка.

Исследования, в которых общепринятые представления о юности как о периоде смятения и стресса подвергается эмпирической проверке, демонстрируют неожиданную стабильность собственно юношеского самоосознания. Лишь в раннем подростковом возрасте выявляются признаки психологического кризиса. Это противоречит концепции Эриксона, согласно которой, кризис локализуется в период юности. Интеллектуальное развитие, происходящее в юности, помогает молодому человеку лучше понять себя и окружающий мир, приводит к интеграции его опыта и созданию более адекватного по сравнению с детским возрастом образа Я. Оно так же позволяет более трезво подойти к проблеме разрыва между идеальным и реальным Я.

Можно сделать вывод, что эмоции возникают, как результат изменений в нервной системе, и эти изменения могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними событиями, которые являются важными для человека в данный момент времени. На сегодняшний день существует большое количество теорий о происхождении и сущности эмоций.

Виды эмоциональных состояний, функции и свойства эмоций

— Организующая функция (организация некоторой деятельности, на которую отвлекаются силы и внимание, что может помешать параллельно осуществляемой деятельности). Также эмоции выполняют дезорганизующую функцию (состояние аффекта).

— Оценочная функция (эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость или смысл каких-либо явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий, а также служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение тех потребностей, которые являются актуальными в данный момент).

— Регуляторная функция (способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили).

— Предвосхищающая функция (прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий).

— Экспрессивно-коммуникативная функция (способность вызывать и испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства других людей).

— Мотивационная функция (способность эмоций побуждать человека к действиям).

— Активационная функция (обеспечение оптимального уровня возбуждения центральной нервной системы).

Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.

Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.

Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.

Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.

Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.

Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

— Эмоциональный тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия и побуждающие субъекта к их устранению или сохранению. Может быть сравним с примитивными психическими тропизмами (приближение к приятному стимулу малой интенсивности и удаление от стимула большей интенсивности). Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально. Осознаются как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.

— Собственно эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам. Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Это менее сильные и более длительные, чем аффект, предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер, отражающие совершающиеся, вспоминаемые и вероятные события в форме переживаний, сопровождающих субъективную оценку этих событий. Или, словами А. Н. Леонтьева: «Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний».

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Хотя эта, весьма общая, классификация эмоций в целом правильна и полезна, понятия положительности и отрицательности в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособительным поведением и ещё чаще — с защитой и утверждением личностной целостности. Страх также связан с выживанием и наряду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессивности и утверждению социального порядка. Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, более точно было бы считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение. В этом смысле будет ли данная эмоция положительной или отрицательной, зависит от интраиндивидуальных процессов взаимодействия субъекта и окружающей среды.

Не менее популярной является классификация эмоций по отношению к деятельности и, соответственно, их деление на стенические (побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и астенические (тормозящие действие, угнетающие).

Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребностей — биологические, социальные и идеальные эмоции, по характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности,- контактные и дистантные.

— Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчинённую сознательному волевому контролю разрядку в действии. Это особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память вплоть до частичной или полной амнезии.

Аффект оказывает дезорганизующее влияние на деятельность, последовательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеланправленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологического аффекта: изменённость сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсивности реагирования интенсивности раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

— Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Это интенсивное, обобщённое и продолжительное переживание, сплав эмоций, мотивов и чувств, доминирующий над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Объектом страсти может стать человек. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Причины, вызывающие страсть, могут быть различны – начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Она может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых моментов, своеобразное сочетание активности и пассивности.

— Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настроение имеет субъективную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознаётся не как свойство объекта, а как свойство субъекта. Определённую роль играют индивидуально-личностные особенности (например, личностные акцентуации, гипертимия- склонность к повышенному настроению, дистимия — склонность к пониженному настроению и депрессивному реагированию, эмотивность — высокая эмоциональная чувствительность и глубина эмоциональных реакций и др.).

Таким образом, выделяют 5 видов эмоциональных состояний – настроения, аффекты, стрессы, фрустрации, страсти. Настроения носят личностный характер. Причинами изменения настроения могут быть как внутренние, так и внешние факторы. Аффект – это бурное кратковременно выраженное эмоциональное состояние, которое вызвано сверхсильным эмоциогенным воздействием. В целом к любой положительной эмоции можно найти полярную эмоцию. Обычно поведение человека не указывает на эмоциональное состояние, но при особых биологических или социально значимых обстоятельствах человек выходит из относительно уравновешенного состояния, которое через некоторое время вновь становится эмоционально нейтральным.

В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции — это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, — отрицательные.

Список используемой литературы

  1. Анохин, П. К. Эмоции / Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — 288 с.
  2. Блум, Ф., Лезерсон А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум и поведение / М.: Мир, 2006г.
  3. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений. / М.: МГУ, 1976.
  4. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев . М : Проспект. 2009. 558 с.
  5. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999 г.
  6. Крюгер, Ф. Сущность эмоциональных переживаний / Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – С.108
  7. Милнер, П.Ф. Физиологическая психология. / Пер. с англ., М.: Мир, 1973.
  8. Заведений / В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии.М.: Просвещение: Владос, 1994.
  9. Общая психология: учебник. Под общ. Ред. Проф. А. В. Карпова / М.: Гардарики, 2005.
  10. Симонов, П. В. ВНД человека. Мотивационно — эмоциональные аспекты / М.: Наука, 1975.

Источник

Читайте также:  Конспект занятия эмоции для младших школьников
Оцените статью