Совокупность умственных эмоциональных культурных особенностей народа

Значение слова «менталитет»

  • Менталите́т (от лат. mens или (род. падеж) mentis — душа, дух (в более узком смысле — ум) и суффикса прилагательного ‘al’) — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

менталите́т

1. книжн. образ мышления, мировосприятия, присущие индивиду или группе ◆ Он знал, конечно, особенность отечественного, типун на язык за это слово, менталитета, когда долг признается долгом в случае взятия денег на хлеб, кефир ребенку, на, бери выше, мебель новую, на автомобиль, о карточных и прочих долгах чести даже и не говоря, но деньги, взятые на выпивку, считаются взятыми как бы на святое дело ― и долгом поэтому вроде и не считаются! Алексей Слаповский, «День денег», 1998 г. (цитата из НКРЯ) ◆ При наличии очень разных идеологий, менталитетов, присущих итальянцам и русским, а также несхожих эстетических вкусов работа над литературной основой картины напоминала известную басню Крылова о лебеде, раке и щуке… Эльдар Рязанов, «Подведенные итоги», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова по-бульдожьи (наречие):

Источник

Новый менталитет — глобальное изменение сознания

НОВЫЙ МЕНТАЛИТЕТ – ГЛОБАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Менталите;т — склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Наш мир подобен мозаике – он состоит из множества людей, объединенных в сообщества, каждое из которых имеет свою собственную культуру, традиции, социальное устройство, свой особенный менталитет. В прошлом эти особенности сохранялись веками, претерпевая лишь незначительные изменения, но с ускорением прогресса, когда становится все более явным стремление мира к глобализации, различные человеческие сообщества становятся все более и более зависимыми друг от друга, прежде всего — в плане экономическом, поскольку именно экономика является движущей силой глобализации. Если на протяжении тысячелетий мир развивался как бы в замедленном темпе и человек имел неразрывную связь с природой, находился с ней в гармонии, что, безусловно, влияло на формирование его менталитета, то с течением времени, всё больше познавая физические законы мироздания, человек стремится осознавать себя не зависящим от природы, быть ее господином, подчинять ее себе и это привело к тому, что человек стал считать себя средоточием всего и его менталитет стал формироваться именно в этом направлении. С развитием науки и техники, с усовершенствованием средств коммуникации, стал ускоряться темп жизни, постоянная суетливость стала нормой жизни; время сжимается до невозможных пределов и мы уже не успеваем прослеживать те изменения, которые потрясают этот мир – наш мозг атакует нескончаемый поток информации, по большей части негативной, и мы можем лишь поверхностно воспринимать происходящее, не успевая его осмыслить, да нам это уже и не нужно – человек, движимый эгоистическими интересами, стремится, прежде всего, к удовлетворению собственных насущных потребностей и амбиций, он перестал ощущать себя частью мира, но стремиться возвыситься над ним, подчиняя себе все и тем самым этот мир разрушая. То, что мы имеем и что хотим иметь, стало преобладать над тем, что должно быть; идея справедливости искореняется из общества психологией потребления. Мы рвемся вперед огромными скачками, не понимая, что такое ускорение не может продолжаться вечно – когда-нибудь человеческое общество просто окажется неспособным выдерживать этот темп и оно неизбежно остановится в своем развитии, прежде всего – в интеллектуальном и нравственном. Процесс этого торможения мы наблюдаем уже сейчас, несмотря на то, что совершаются все более великие научные открытия и создаются все новые и новые технические шедевры. Не стало Рембрандтов, Страдивари, Моцартов, Пушкиных – гении исчезли, потому что им нет места в современном технократическом мире, где мышление становится все более рациональным и потребительским – в человеке исчезает эстетическое творческое начало и формируется мышление, не нуждающееся в восприятии таких категорий как красота, душа, возвышенность мысли и чувства; вместо этого мы усвоили такие понятия как карьера, бизнес, прибыль, общественное положение. Пушкину и Лермонтову повезло жить в 19-м веке – сейчас бы их просто никто не заметил.
Мы забыли о том, что счастливым может быть только нравственный человек и поиск счастья и высшего смысла жизни заменили стремлением к удовлетворенности в насущном. Мы стали равнодушными и крайне циничными людьми с обнищавшей и измельчавшей душой; традиции и прежние приоритеты становятся неважными для поколения, приходящего нам на смену, поскольку мы одержимы своим движением вперед, не понимая того, что при этом мы формируем свое мышление таким образом, что оно уже начинает деградировать; что мы все больше и больше становимся неандертальцами и из царей природы превращаемся в скотов, руководствующихся лишь животными инстинктами, такими как еда, борьба за выживание и секс – именно это стало доминирующей идеей в современном обществе. Формируется совершенно новый менталитет, причем менталитет универсальный, общий для всех и это вполне естественно, поскольку меняется мир, в котором мы живем – неестественно то, что менталитет этот формируется бесконтрольно и по этой причине это новое формирующееся мышление становится опасным для самого человека, поскольку делает его невосприимчивым к чему-либо положительному в самом высоком смысле этого слова, но легко восприимчивым ко всему низменному и упрощенному.

Человек есть существо социальное – жить и полноценно себя реализовать он может только в окружении себе подобных и здесь очень важное значение имеет творческое начало в человеке – он созидает, имея способность осмысливать процесс собственного творчества и именно это отличает его от животного, причем человек имеет способность созидать не только исключительно ради собственного блага, но и ради блага всего общества, находя в этом конечное благо и для себя. Общее благо есть и благо отдельного человека – таковой должна быть осмысленная позиция гармонично развитой личности. Социальная среда, в которой находится человек, оказывает свое влияние на его мышление, на его мировосприятие – абсолютно всё, что относится к мышлению человека, является социальным по своей сути. Существует такое понятие, как коллективное мышление – это и есть менталитет того общества, в котором живет человек. Но будет ошибочным думать, что это коллективное мышление слагается из множества менталитетов отдельных людей, которые и влияют на формирование общего для всех менталитета – всё происходит как раз наоборот – индивидуальное мышление человека формируется под влиянием общественного, коллективного мышления. Именно от того общества, в котором он живет, человек воспринимает традиции, культуру, ценности и сам становится их носителем. Социальное самосознание человека воспринимает предшествующий опыт своего общества и под этим влиянием он формируется как личность. Человек склонен к тому, чтобы следовать в общем потоке уже сформированного отношения общества к тем или иным явлениям или понятиям и этим он как бы стремится снять с себя личную ответственность за свои взгляды, поступки, слова – ведь нам хорошо знакомы такие выражения, как «Что тут такого? Все так делают, и я делаю» или «Так все говорят». Коллективное мышление не является рациональным – оно вбирает в себя опыт прежних поколений, не сообразовывая этот опыт с какими бы то ни было доказательствами или причинами, но принимая его без всякого исследования и дополняя его своим собственным опытом. Таким образом менталитет конкретного человеческого общества непрерывно подвергается изменениям, но в медленно развивающемся обществе эти перемены происходят так же медленно и почти незаметны, в то время как в тех обществах, где перемены происходят в ускоренном темпе, так же ускоренно меняется и менталитет общества (для примера можно сравнить современное европейское общество и жителей бассейна реки Амазонки – европейское общество несется вперед огромными скачками, в то время как жизнь амазонских племен как бы замерла в статичном состоянии) и, как это можем мы это видеть наглядно на собственном примере, часто не в лучшую сторону. Можно сравнить конец 19-го века и конец 20-го — начало 21-го – изменение менталитета общества произошли настолько кардинально, что мы уже склонны без всяких внутренних противоречий принимать белое за черное и наоборот. Полностью изменилось отношение к семье, искусству, духовным ценностям, положению женщины в обществе и ее главному предназначению; стали обыденными такие вещи как развод, внебрачные отношения, супружеская неверность, общий упадок нравственности, иными стали взаимоотношения между людьми – и это всего лишь за сто лет! Учитывая то, что перемены в обществе происходят со всё возрастающей быстротой, можно быть уверенными, что и изменение мышления общества будет происходить с ускоряющимся темпом. Этот процесс является неизбежным, но он не должен быть бесконтрольным, иначе всему человеческому обществу грозит опасность умственной деградации, несмотря на все достижения науки и техники, так как научные открытия совершаются сравнительно узким кругом лиц, входящих в интеллектуальную элиту, подавляющая же масса человеческого общества приучается жить только сегодняшним днем и сиюминутными потребностями, что не может не привести к деградации основной массы населения планеты. Жизненно важным является понимание того, что когда мы отвергаем старое для того, чтобы воспринять нечто новое, то это всегда будет иметь свои последствия и очень важно, чтобы эти последствия не оказались разрушающими, негативными для общества в целом.
Мышление человека в основном формируется под влиянием двух главнейших факторов – это необходимость ежедневно решать насущные вопросы и духовно-нравственный облик того общества, в котором он живет. Именно под влиянием этих двух составляющих и формируется его собственный внутренний мир, его отношение к тому, что его окружает; его приоритеты и методы достижения целей. Если в человеке преобладает духовно-нравственное начало, то его жизнь обретает осмысленность и цельность; он становится способным приносить реальную пользу тому обществу, в котором он живет, привнося в него нечто лучшее; если же его приоритетом является восполнение насущных нужд, обеспечение себя материальными благами, то он погружается в бездну эгоизма и его мышление формируется таким образом, что он становится равнодушным ко всему тому, что не приносит реальной пользы лично ему – такой человек бесполезен для общества, поскольку является всего лишь потребителем и он никогда не преследует цели быть обществу полезным, стремясь сам взять от него как можно больше любыми способами, при этом вопросы нравственного и духовного порядка его нисколько не интересуют. Именно в таком обществе мы живем сегодня – обществе, где подавляющая масса индивидуумов имеет потребительское отношение ко всему, что их окружает и не стремится ни к чему, кроме удовлетворения собственных потребностей.

Читайте также:  Радость по китайски как звучит

Менталитет человека начинает формироваться с самого начала жизни – сначала это происходит в семье, затем к этому процессу активно подключается школа и по мере взросления, когда человек всё более интегрируется в общество, его мышление приспосабливается к общему потоку мировосприятия и суждений. Если мышление человека выходит за рамки обычного для общества, то такой человек воспринимается или как гений, или же как враг общества, «белая ворона», что происходит гораздо чаще, так как общество не любит никаких несоответствий с его коллективным мышлением и, как правило, отвергает того, кто не вписывается в рамки общих представлений и понятий.
Поскольку невозможно формирование менталитета личности без влияния извне, то те, кто оказывают это влияние, должны осознавать свою ответственность за то, каким образом формируется мышление подрастающего поколения – это родители, школа и само общество. Общество обязано формировать свое собственное коллективное мышление таким образом, чтобы оно оказывало благотворное, а не разлагающее влияние на мышление того поколения, которое приходит ему на смену. А для этого в самом обществе должны преобладать принципы духовно-нравственные, а не потребительская психология. Никакой здравомыслящий человек не станет оспаривать необходимость обеспечения себя материальными благами и стремления к решению насущных вопросов, но необходимо четко расставить приоритеты, так как духовно-нравственное должно неизменно находится на более высокой шкале ценностей, чем материальное. Очень важно понимать, что духовность, нравственность, способность к восприятию красоты и высокое творчество (а творчество не может быть истинным и высоким, если его источником не являются духовность и нравственность) не могут быть порождаемы из необходимости удовлетворять повседневные нужды – для того, чтобы быть духовно-нравственным человеком, необходимо преодолеть барьер мысли, ориентированной на потребление и возвыситься над суетливой мелочностью действительности. О хлебе насущном можно заботиться, являясь и нравственным, и безнравственным человеком – нравственный человек всегда доволен плодами своего труда и тем, что у него есть; безнравственный же недоволен никогда и всегда желает иметь больше того, чем сам способен заработать, а это значит, что он желает больше того, чем он заслуживает и при этом для него является совершенно естественным пользоваться любыми методами для достижения цели – такой человек способен всегда идти по грани дозволенного и при любой возможности он может эту грань перейти, только бы удовлетворить свое вечное «хочу!».

Наша система образования, как и во всем мире, мало способствует формированию менталитета молодого поколения таким образом, чтобы сущее в нем не преобладало над должным и именно в этом состоит главный недостаток образовательной системы. Основной упор делается на приобретение большего количества знаний; человека готовят к тому, чтобы он мог стать полноценным членом общества именно потребительского — эгоистичного и безыдейного; общества, мыслящего категориями купли и продажи, и школа нисколько не уделяет внимания тому, чтобы формировать не только интеллектуально развитую личность, но и личность, эстетически развитую, с приоритетом духовно-нравственных ценностей. Для того, чтобы общество могло быть уверенным в благополучном будущем последующих поколений, нужно целенаправленно созидать в поколении, идущем на смену, тот облик, который будет соответствовать поставленной перед обществом цели. Сейчас мы живем в обществе, которое не руководствуется никакими иными целями, кроме как сиюминутным удовлетворением потребностей человека и даже создается такое впечатление, что человек намеренно ставится в такое положение, когда он не может думать ни о чем, кроме как о выживании во враждебном ему мире, где выживает только сильнейший. Значит, те, кто не относятся к категории сильнейших, обречены только лишь на то, чтобы питаться крохами со стола сильных и обеспечивать их безбедное существование?
Мы живем в безыдейном обществе, где какая-либо идеология запрещена на законодательном уровне, но безыдейное общество – это общество, лишенное самого смысла своего существования и цели, так как именно идея необходима для того, чтобы иметь перед собой цель. Идея же должна содержать в себе не только стремление к повышению благосостояния человека, но она должна возвышать человека, формировать в нем понимание красоты и нравственный облик, а это возможно лишь при наличии духовности. Только духовность способна породить идею, исполненную высшего смысла; человек должен осознавать, что всё то, что он делает, он делает не ради сиюминутной выгоды или удовлетворения, а для вечности – только так его жизнь обретает смысл и цель, и коллективное мышление общества, действительно стремящегося развиваться небесцельно и в нужном направлении, должно формироваться именно таким образом и для общества именно человек должен стать главной ценностью и целью, но созидаться должен не человек-потребитель, а человек-творец, руководствующийся духовно-нравственными, а не животными принципами и идеями. Мы ведь не просто живем, потребляя то, что нам доступно и естественным образом продолжая свой род – мы созидаем новое поколение, которое придет к нам на смену и то, каким будет человеческое общество в будущем, зависит от того, что сейчас является нашими приоритетами и целью.

Государственная власть может решать (порой даже очень успешно) вопросы политического и экономического характера и в этом отношении наша страна становится всё более значимым игроком на мировой политической арене – Россия стала сильнее и с ней уже просто вынуждены считаться даже те, кто ее откровенно ненавидят. Но при этом наблюдается абсолютно дикое отношение государственной власти к собственному обществу в том плане, что властью не употребляется абсолютно никаких, даже самых малых, усилий для того, чтобы общество развивалось в духовно-нравственном направлении и даже более того – именно государственная власть своим бездействием и попустительством, которое с полным основанием можно назвать безразличием, поощряет падение эстетически-нравственного облика общества — или принятием законов, поощряющих нравственную деградацию общества, или же непринятием таких законов, которые могли бы этой деградации препятствовать и в этом отношении власть является преступной по отношению к самому обществу. Ведь совершенно очевидно, что общество в полной мере является зависимым от им же избранных представителей власти и по этой причине эти представители должны осознавать всю меру ответственности за то, как они осуществляют свои функции не только в политико-экономической плоскости, но и в нравственно-духовной, а для этого и сами представители власти должны быть людьми высоко нравственными, а не демагогами, рвущимися к власти только лишь для того, чтобы возвыситься над остальным обществом и получать от него как можно больше благ и привилегий. При этом нужно ясное понимание того, что нравственность нельзя привить обществу посредством законов или каких-либо действий власти, потому что нравственность и духовность должны рождаться в сердце человека под влиянием истины; законы же должны препятствовать появлению в обществе того, что является откровенно безнравственным и противоречащим здравому смыслу. Структуры государственной власти не только самоустанились от влияния на совершенствование менталитета нации – они следуют в кильватере разлагающих общество процессов, показывая себя бессильными противостоять нравственному и духовному разложению общества и своим бездействием способствуя этому разложению. Власть не хочет этого делать, потому что неминуемо столкнется с противостоянием самого общества, уже вкусившего относительных свобод – когда решение нравственных вопросов, касающихся всего общества предоставлено самому обществу, пущено на самотек – не следует ожидать того, что общество добровольно пожелает накладывать на себя какие-либо ограничения, тут нужна твердость и даже жесткость власти, на что власть навряд ли решится ради того, чтобы отдельным политикам и партиям власти не потерять своего влияния на общество и голоса избирателей.

Для того, чтобы развиваться успешно, общество должно иметь перед собой четко поставленную цель – оно должно знать, к чему оно стремится и каким оно хочет стать в будущем. Без четко определенной цели нам стремиться не к чему – именно так мы и живем сегодня – без всякой цели и идеи; нравственный облик общества не регулируется никакими законами и этот процесс пущен на самотек из-за поглощенности власти политикой и экономикой, но для кого мы должны сохранять страну и делать ее сильнее и значимее на мировой арене – неужели для тех нравственных уродов, которые придут нам на смену, если все и будет продолжаться так, как это происходит сейчас? Неужели печальный опыт Запада до сих пор еще не убеждает нас в том, что нужно следовать в совершенно ином направлении, а не перенимать всё то худшее, что нам может предложить западно-европейский опыт, только лишь для того, чтобы нас одобрили и похлопывали время от времени по плечу, как своих? И разве не очевидно то, что либерально-демократические идеи смертельно опасны для любого человеческого общества и ведут к интеллектуальной и духовно-нравственной деградации тех, кто этим идеям следует? (Подробнее о губительном влиянии демократических идей на общество я писал в своей книге «Улыбка дьявола»).

Читайте также:  Не чувствовать ни рук ни ногой

Современное мировоззрение переживает кризис гораздо более глубокий, чем это было на рубеже 19-20 веков. Если тогда мир был наполнен предчувствием революционных потрясений и следующих за ними глобальных перемен, то теперь человеческое общество испытывает чувство пресыщения, оно уже само устало от им же провозглашенного отрицания всего и ему уже ничего не осталось отрицать, кроме как самого себя. Всё, что можно было отвергнуть, уже отвергнуто, осталась лишь пустота, которую нечем заполнить, потому что общество не имеет и не может иметь в самом себе силы для того, чтобы обрести смысл своего существования, поскольку этот смысл не является результатом осмысления действительности кем бы то ни было – он существовал всегда в виде Божественной правды, но был отвергнут ради утопических идей демократии и гуманизма, которым никогда не суждено воплотиться в жизнь в полной мере и принести реальную пользу человечеству.
Наш русский философ Николай Александрович Бердяев ошибался, когда писал: «Будущим векам покажется чудовищным, что было время, когда духовным убожеством почти гордились, а духовное богатство считали лучшим скрывать на дне своей души» (Н.Бердяев «Sub specie aeternitatis») – великий философ не мог предвидеть того, что совсем в недалеком будущем духовное убожество будет возведено в ранг наивысших достижений рационалистического общества, членами которого мы являемся и общество не только не будет стыдиться собственного духовного и нравственного убожества, но будет этим убожеством гордиться, считая его высшим из достижений демократии. Но Бердяев абсолютно прав, когда говорит, что «человек является гармоничной личностью только тогда, когда он развивается умственно, нравственно и эстетически» – отсутствие такого развития свидетельствует об уже происходящей внутренней деградации человека и нет ничего хуже для общества в целом, когда подавляющее его большинство состоит именно из таких индивидуумов.
Человек находит внутреннее удовлетворение для себя или в чем-либо возвышенном, или же в низменном – для того, чтобы он стремился находить свое удовлетворение в первом, человека необходимо созидать интеллектуально, эстетически и нравственно; для того, чтобы человек находил удовольствие в низменном, не нужно делать ничего – нужно просто предоставить его самому себе и оправдывать это безразличие к личности человека со стороны общества правами личности, демократическими свободами и вообще чем угодно – таким равнодушием общество гарантированно обеспечивает свою гибель, потому что нравственно деградирующее общество всегда является обществом слабым и неспособным к борьбе за собственное выживание, к которой оно также становится безразличным, потому что единственное, с чем до последнего готово бороться общество, утратившее нравственно-духовные ориентиры и этические нормы – это со всем тем, что напоминает ему о его деградации; такое общество само вдребезги разбивает зеркало истины, чтобы никогда не видеть в нем собственного отражения и предпочитает пользоваться кривыми зеркалами собственных ложных представлений о действительности.
Для того, чтобы нравственно развиваться, общество должно провозгласить, прежде всего, абсолютную ценность каждой человеческой личности. Хотя об этом и говорится иногда, но в таких заявлениях полностью отсутствует внутренняя убежденность, поскольку само общество на деле этой идеи не разделяет и ей не следует, и те, кто об этой идее говорят, ограничиваются лишь красивыми словами, ничего не делая ради того, чтобы идея приоритетной ценности человека была принята всем обществом, причем ценности не просто человека, интегрированного в общество эгоистов-потребителей, но человека, развивающегося умственно, нравственно и эстетически. Это должно быть одной из главнейших составляющих коллективного мышления, менталитета общества. Понятие «человек» не должно ассоциироваться с представлениями о его власти над природой (иллюзорной), о его гениальности или способности что-либо преодолевать – это понятие должно быть сопряжено прежде всего с эстетически-возвышенным понимаем человека как личности одухотворенной, исполненной понимания своего высшего предназначения и цели. Человек не должен быть существом, живущим только ради того, чтобы производить нечто полезное и затем потреблять плоды своих усилий – он, прежде всего, должен быть носителем правды, красоты и добра, так как именно в этом его основное предназначение, мысль о котором вытравливается из сознания общества всеми возможными способами при преступном попустительстве и даже содействии высшей государственной власти.

Адаптация общественного менталитета к существующим реалиям неизбежна и даже естественна. Но реальность может быть двоякой – или она создается под влиянием различных внешних факторов и мы тогда всего лишь плывем в русле происходящего, неизбежно воспринимая существующее и, таким образом, показываем себя обществом абсолютно бесхребетным (каким является современный либерально-демократический Запад), или же мы сами создаем для себя ту реальность, которая нам необходима и которая основана не на том, что веет со стороны, а на наших собственных нравственно-духовных ценностях и на нашей истории. Для того, чтобы созидать будущее для своих потомков, нам необходимо четкое видение цели, понимание того, что именно мы хотим создать и только тогда можно стремиться к достижению этой цели, подчиняя этому всё – все ресурсы и научные достижения. Общество, живущее только сегодняшним днем, обречено на вымирание, но именно такова сегодняшняя действительность и именно такой менталитет созидается сегодня – потребительский, бесцельный, крайне эгоистичный, не принимающий никаких ограничений нравственного порядка и стремящийся к неограниченной свободе, прежде всего – к свободе от Божественной правды.

Каждое отдельное человеческое общество развивается своим собственным путем и его менталитет складывается под воздействием культурно-исторических, религиозных, географических и иных особенностей, присущих только этому обществу. В силу этого неизбежно не только столкновение политических и экономических интересов различных сообществ, но в соприкосновение вступают и различные менталитеты. Носители одного менталитета могут не понимать и не воспринимать носителей другого – им может казаться неверным то мировосприятие, которое принято в другом обществе; может быть непонятен и даже неприемлем другой образ жизни, другая культура, религия и многое другое. История человечества наполнена примерами того, как общества с различными менталитетами оказывались в состоянии борьбы друг с другом, в стремлении подавить, подчинить себе, поработить и, что самое неприемлемое – носители одного менталитета старались (и стараются сейчас!) изменить менталитет другого общества по своему собственному клише. Так поступали «просвещенные» европейцы по отношению практически ко всем тем «диким» и «варварским» народам, с которыми они входили в соприкосновение в эпоху Великих географических открытий, возомнив единственно себя цивилизованным обществом. Корни расизма и геноцида также во многом исходят из такого отношения одних народов к другим. Очень примечательно в этом отношении высказывание члена французской Академии, известного этнолога и культуролога Клода Леви-Строса: «Варвар — это прежде всего человек, который верит в варварство» (К.Леви-Строс «Раса и история»). В понимании Леви-Строса человеческие общества не идут по пути единого развития и не движутся к одной цели: «В стратегии межкультурных связей следование ложной посылке однонаправленности прогресса ведет к насаждению, порой насильственному, так называемого западного образа жизни, результатом чего является разрушение существующих у «примитивов» вековых традиций. Прогресс человечества не может быть уподоблен однонаправленному подъему по лестнице: он происходит по разным направлениям, несоизмеримым с одним лишь ростом технических достижений. Так, в области познания человеческого тела, связи его физического и психического аспектов Восток на несколько тысячелетий опережает западные цивилизации… Никакая из конкретных цивилизаций не может претендовать на то, что в наибольшей мере воплощает, выражает некую мировую цивилизацию: мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность» (К. Леви-Строс «Первобытное мышление»).
Каждое отдельное человеческое общество должно стремиться к сохранению своей культуры и своей истории, и также необходимо понимание ценности каждой из культур в общемировом масштабе, так как культурным и цивилизованным может называться не то общество, которое обладает большим количеством знаний в области науки и технологий, а то, которое с уважением относится к любой другой культуре и другому менталитету, поскольку мозаика мира складывается именно таким образом и именно это и есть общечеловеческая цивилизация; именно такой является картина нашего общества в целом. Да и можно ли представить себе общество однородное, унифицированное? Общества могут и должны делиться тем, что есть в них лучшего, но это лучшее не должно прививаться насильственным образом, но должно восприниматься естественно и добровольно.

Что оказывает особенное влияние на формирование менталитета современного общества, а следовательно – и каждого человека? Современное человеческое общество обладает мощнейшими инструментами влияния на сознание человека и это влияние настолько массово, что становится необходимым признать, что такие средства, как телевидение, СМИ, киноиндустрия, индустрия развлечений являются не просто средством получения информации или отдыха, но самым действенным оружием для формирования мышления современного человека. Если мы возьмем на себя труд задуматься над тем, что мы впитываем в себя под воздействием этих инструментов влияния, то первое, что мы должны будем осознать – это то, что в подавляющем большинстве воспринимаемая нами информация является негативной. Без негатива не обходится ни один выпуск новостей, причем большая часть новостей носят именно негативный характер и создается впечатление, что главная задача новостных служб – держать общество в постоянном напряжении и страхе. Допустим, нам это надоело и мы хотим посмотреть какой-нибудь фильм, чтобы расслабиться и отвлечься от негатива – и что же мы увидим? Подавляющее большинство кинофильмов не просто не просто имеют тот же негатив, но абсолютно негативны во всем – насилие, смерть, разврат, супружеская измена и развод, власть денег, всевозможные пороки, ужасы, глобальные катастрофы, гибель цивилизации – именно это изливается на нас с экранов телевизоров и дополняет СМИ в стремлении погрузить человека в бездну негативных эмоций. Переключаем канал и смотрим какую-нибудь развлекательную программу – пошлость, обязательный эротизм, низменный юмор, бессмысленные песни и многое тому подобное. Пропагандируется безвкусица, полная безыдейность, жажда удовольствий, отсутствие всякого смысла во всем; молодому поколению экранный мир кажется привлекательным и побуждает к достижению уровня киношных идеалов, но в действительности это всё мишура и мыльные пузыри, лопающиеся при малейшем к ним прикосновении. Авторитетами молодежи становятся люди, не стремящиеся ни к чему, кроме зарабатывания денег на своей популярности и в этом состоит смысл и цель их жизни. Разве такие «кумиры» должны формировать мышление молодого поколения? Но это происходит! Молодое поколение отдано этим никчемным людям полностью, без остатка и стоит ли удивляться, что это поколение растет без каких бы то ни было нравственных ориентиров и, что самое печальное – без какой-либо цели? Представители шоу-бизнеса показывают на своем примере, как можно зарабатывать много денег, не принося при этом никакой реальной пользы обществу и молодежь пленяется этим, не понимая, во-первых, что вся эта радужность есть ни что иное как пустота и отсутствие смысла жизни и, во-вторых – что многим не достичь того, чего достигают немногие – стремясь присоединиться к числу успешных людей, легко можно забыть о том, что быть человеком духовно, нравственно, интеллектуально и эстетически развитым гораздо лучше, чем порхать красивой, но глупой бабочкой над цветками порока и низменных удовольствий. Мы теряем поколение за поколением и абсолютно никому из власть имущих до этого дела нет, но неужели эти власть имущие настолько глупы, что не понимают, что когда человеку предоставляется свободное право выбора между хорошим и плохим, между возвышенным и низменным, то в большинстве случаев он выберет именно плохое и низменное, которое обществом уже воспринято как данность, как нечто нормальное и обыденное? Именно таким является отношение государственной власти к собственному обществу и такое отношение нельзя назвать иначе, как крайне преступным и даже – предательским, потому что власть, позволяя бесконтрольно влиять на формирование мышления общества тем, кто не может обществу ничего дать, кроме низменности и бессмысленности, тем самым предает собственный народ и созидает будущее общество как общество низменное, бездуховное, циничное и лишенное смысла и цели своего существования.

Читайте также:  Как понять что ты эмоционально истощен тест

Общество, одержимое манией потребления, неизбежно будет поклоняться только одному богу – деньгам, потому что среди всеобщего эгоизма именно деньги дают человеку ощущение стабильности и защищенности; дают возможность улучшить свое положение в обществе и достичь каких-либо целей. Но насколько, в действительности, непрочно такое основание! Получается, что человек без денег в таком обществе – ничто, пустое место; сам по себе он оказывается ни к чему не пригодным, кроме как работать ради нищенского пропитания и кроме этого он уже ни о чем не способен думать и мечтать. Даже обеспеченный человек сам по себе является никем и ничем, потому что все своим надежды и свою уверенность он основывает на своем благосостоянии, но если в силу каких-либо причин он лишится всего, то что он будет делать и кем он покажет себя? В чем искать опору, если то, что он считал главным в своей жизни, исчезло? Не говорит ли это о том, что человек, всю свою уверенность основывающий на деньгах, является самым обыкновенным ничтожеством и пустым местом, независимо от уровня его благосостояния? И разве не следует человеку иметь для себя опору более прочную – такую опору, которая не позволит ему упасть в бессилии или же просто сломаться в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах? Но где найти такую опору? В эгоистичном потребительском обществе такой опоры нет и такое общество неспособно создать такой опоры или породить некую высшую идею, так как нельзя из ничего создать что-либо, а общество, состоящее в большинстве своем из массы потребителей и есть это самое «ничто». Деньги дают только иллюзорную, временную власть и эта власть абсолютно всегда безнравственна и антиобщественна, она приносит непоправимый вред тому обществу, в котором она осуществляется и ведет его к гибели – сначала духовной, нравственной, эстетической и интеллектуальной, а затем – к неминуемому физическому уничтожению, примеров этому в истории достаточно. Видеть свое благополучие в материальном, а не в духовно-нравственном – опаснейшее заблуждение человека, которое всегда порождает в человеке внутреннюю пустоту и ощущение бессмысленности жизни.
Деньги, безусловно, занимают важное место в нашей жизни, но означает ли это, что мы обязаны поклоняться этому богу? Ведь есть то, что гораздо ценнее денег – это красота человеческой души, способность видеть мир чистым, а не порочным, взглядом; это – внутренняя самодостаточность и самоуважение, внутренняя свобода и способность творить добро, удовлетворение от сознания, что ты стоишь выше навязываемых извне стандартов и новомодных веяний. Но именно это и искоренятся сегодня в человеке всеми доступными для этого способами. Наибольшая опасность состоит в том, что идет искусная игра на низменных инстинктах человека – для их удовлетворения не нужно делать никаких над собой усилий, потому что желание порока соответствует самой природе человека, но для того, чтобы превзойти это, стать выше – для этого необходимо делать над собой усилие, ограничивать себя в чем-либо, а этого желает не каждый и в особенной опасности находится молодое поколение, всегда желающее для себя неограниченных свобод во всем – именно поэтому так успешно и прибыльно развиваются ночные клубы со стриптизом и наркотиками, любые другие увеселительные заведения, шоу-бизнес и тому подобное, и все это с неимоверной силой и безостановочно бьет именно в молодое поколение, которое в будущем сменит нас. Это — поколение с уже измененным менталитетом и этот процесс не останавливается, на что государственные структуры предпочитают не обращать внимания – можно ли отсюда сделать вывод, что власть заинтересована именно в этом? А иначе — почему она не предпринимает никаких действий в этом направлении?

Мы живем в мире, в котором всё максимально упрощается – мы устали от нескончаемого потока информации и не осмысливаем происходящее, а воспринимаем как неизбежное то, что есть; мы научились быть равнодушными ко всему происходящему в мире, если это происходящее не затрагивает непосредственно нас самих. Войны, происходящие где-то, страдания и смерть людей, голод, катаклизмы – всё для нас становится безразличным, но не потому, что мы такие жестокие и циничные, а потому, что таков наш мир и мы уже не верим, что в нем что-то может измениться к лучшему. Общество погружается в состояние отупения и оно тупеет тем сильнее, чем больше на него изливается негатива.
Мы можем видеть, как формируется универсальный менталитет человечества, в котором не будет места чему-либо возвышенному, духовному и нравственному; упрощается и опошляется понятие красоты; традиционные ценности переводятся в разряд пережитков прошлого и создается общество эгоистов и циников, равнодушных ко всем, кроме себя, не ценящих жизнь и не имеющих никакого понятия о приоритетной ценности каждой человеческой личности. Мы неуклонно стремимся к собственной деградации и не воспринимаем это как трагедию, безвольно следуя по пути наименьшего сопротивления и нам нет уже никакого дела до того, куда ведет этот путь и ведет ли он вообще хоть куда бы нибудь. Мы живем тем, что есть, хотя должны жить тем, что должно быть; мы ценим лишь то, что способно наполнить наши желудки и удовлетворить наши желания, отбрасывая то, что могло бы наполнить душу красотой и смыслом. Какими будут новые поколения? Неужели мы можем рассчитывать на то, что они будут лучше, чем мы, если сами становимся день ото дня хуже? Разлагающееся общество не способно породить из себя нечто лучшее, чем оно само – оно порождает только то, что станет еще худшим. Никакие научные достижения и открытия не спасут человечество, если оно отвергнет то, что является самим смыслом и основой его существования – никогда не изменяемый принцип духовно-нравственного начала в человеке, его стремление возвыситься, а не жить подобно свинье мечтами о полном корыте. Человек должен созидать себя, а не разрушать; государственная власть в своей деятельности должна объявить человека приоритетной целью и исключительно ради него осуществлять свои функции, применяя свою силу для искоренения нравственных недостатков общества, для предотвращения его деградации; общество должно иметь четко поставленную цель и достигать ее общими усилиями, не обращая внимания на практику других обществ. Мы есть связующее звено между прошлым и будущим, и поэтому мы не имеем права на эгоизм и расслабленность; нельзя ограниваться восприятием мира рамками одного поколения; нельзя следовать в общем потоке тех, кто плывут по течению – мы не обязаны быть такими, как все, но мы обязаны созидать будущие поколения лучшими, чем мы сами и само наше поколение должно быть лучшим, приближаясь к своему финишу, чем оно было на своем старте – только так мы можем быть уверены в том, что последующие поколения будут лучше нас.
Высшая государственная власть обязана осуществлять свои функции на благо общества – благо не только экономическое, но и нравственное – только так можно сохранить свою идентичность, сохраняя и совершенствуя менталитет общества, охраняя тем самым свою независимость от мировой тенденции к моральному разложению. Самостоятельными нас делает не сила оружия, а способность мыслить независимо от других, отстаивать не только свое право на независимое существование, но и право самостоятельно устанавливать для себя нравственные нормы, идя наперекор пусть даже всем; если же двигаться в общем русле, то Россия в недалеком будущем полностью утратит свою самоидентичность и что еще более важно – ту духовную основу, которая на протяжении столетий была главной направляющей силой ее развития. Мнение «мирового сообщества» — не всегда правильно и не всегда должно быть учитываемо; стараться быть для всех угодными в ущерб моральному состоянию своего общества – преступление, за которое расплатятся наши дети.

Источник

Оцените статью