- Свойства темперамента
- Свойства темперамента
- Темперамент
- Свойства темперамента
- Эмоциональная возбудимость
- Возбудимость внимания
- Сила (интенсивность) эмоции
- Тревожность
- Реактивность непроизвольных движений
- Активность волевой целенаправленной деятельности
- Пластичность — ригидность
- Резистентность
- Субъктивация
- Широта — узость афферентного синтеза
- Эргичность
- Пластичность
- Эмоциональность (чувствительность)
- Сила — слабость процессов возбуждения
- Сила — слабость процессов торможения
- Психология
- Свойства темперамента
- Мир психологии
- Темперамент, его основные свойства. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
- Свойства темперамента.
- Типы темперамента
- Структура, свойства и типы темперамента
- Современные свойства темперамента
- И психологические свойства темперамента
Свойства темперамента
Сегодня предлагаем обсудить тему: «свойства темперамента». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.
Свойства темперамента
В современных исследованиях принято описывать свойства темперамента, которые называются также формально-динамическими свойствами личности. Выделим основные свойства темперамента.
Сензитивность, или чувствительность, — свойство темперамента, проявляющееся в возникновении психической реакции на внутренний или внешний раздражитель наименьшей интенсивности.
Реактивность — это свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие раздражителя. Например, об одних людях говорят, что они вспыльчивы, «заводятся с пол-оборота», а о других — «не понятно, обрадовался он или огорчился».
Активность — свойство темперамента, которое проявляется в том, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир.
Соотношение реактивности и активности образует самостоятельное свойство. Оно проявляется в том, что одни люди действуют в основном под влиянием случайных внешних или внутренних («захотелось») обстоятельств, другие сами сознательно определяют свою линию поведения.
Темп реакций — свойство темперамента, заключающееся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний.
Пластичность / ригидность — свойство темперамента, которое проявляется в том, насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный человек моментально перестраивает поведение, когда обстоятельства меняются. Ригидный в изменившихся условиях действует инертно, с опорой на старые модели поведения, с большим трудом меняет свою линию поведения.
Эстраверсия / интроверсия — свойство личности, которое связано с общей активностью организма и выражается в преимущественном направлении активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на свои переживания и мысли).
Темперамент как биологически обусловленное качество индивида не определяет содержания личности, ее характерологических свойств, а служит формой проявления черт характера. Он является базой для формирования этих свойств и определяет динамику их проявления. Среди свойств личности, на которые влияет темперамент , выделяют впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность.
1. Впечатлительность — свойство личности, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, длительность сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.
2. Эмоциональность — свойство личности, выраженное в скорости, содержании, качестве, глубине, динамике эмоциональных процессов и состояний.
3. Импульсивность — свойство личности, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.
4. Тревожность — свойство психики человека, проявляющееся в поведении как склонность испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и в ситуациях, не располагающих к этому.
Темперамент
Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью; сангвинический — слабой впечатлительностью и большой импульсивностью; меланхолический — сильной впечатлительностью и малой импульсивностью; флегматический — слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.
Темперамент находит себе особенно наглядное выражение в силе, а также скорости, ритме и темпе всех моторных проявлений человека — его практических действиях, речи, выразительных движениях.
Динамическая характеристика психической деятельности (т. е. проявление темперамента) не имеет самодовлеющего характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится.
Во всех своих проявлениях темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера, содержание которого связано с направленностью личности.
Темперамент ребенка основывается на свойствах его нервной системы — силе и лабильности, специфике протекания процессов возбуждения и торможения. Темперамент редко встречается в чистом виде, но тем не менее накладывает отпечаток на учебную деятельность школьника. Дети со слабой и подвижной нервной системой (которые обычно называются меланхоликами) особенно остро воспринимают замечания учителя, расстраиваются из-за мелочей, на которые остальные не обращают внимания. Их повышенная впечатлительность может мешать им адаптироваться в школе. От флегматика с его сильной малоподвижной нервной системой вряд ли следует ждать быстрого ответа или мгновенного включения в выполнение письменной работы. Стоит считаться с его замедленными реакциями, правом на свой темп. Бурные эмоциональные реакции, непоседливость холерика могут быть следствием именно его темперамента, силы и подвижности нервной системы, а не невоспитанности, как иногда считает учитель. Следует отметить, что с возрастом воспитание и усиливающийся самоконтроль растущего ребенка сглаживают все эти проявления, они становятся не такими выраженными, яркими. Ломать же, искоренять неудобные особенности темперамента ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Деятельность и повседневное поведение человека зависит от социальных условий, в которых формировалась личность, и от особенностей при- родной организации человека.
Темперамент — совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике его психических процессов: в быстроте и силе его реакций, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент — это проявление в психике человека врожденного типа нервной деятельности.
Установлены три основные свойства нервных процессов — сила, уравновешенность и подвижность. Различные комбинации этих свойств образуют следующие четыре типа высшей нервной деятельности:
I. Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения сбалансирован с процессом торможения) , подвижный (процессы возбуждения и торможения легко сменяют друг друга). Этому типу высшей нервной деятельности со- ответствует сангвинический темперамент.
II. Сильный, неуравновешенный (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) , подвижный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует холерический темперамент.
III. Сильный, уравновешенный, инертный (процессы возбуждения и торможения мало подвижны). Этому типу высшей нервной деятельности соответствует флегматический темперамент.
IV. Слабый (нервная система не выдерживает большой и длительной нагрузки) , неуравновешенный, инертный. Этому типу высшей нервной деятельности соответствует меланхолический темперамент.
Названия темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (IV в. до н.э.) , который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника, желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика. Слово «темперамент» про- исходит от латинского «tempero» — смешанный в надлежащем соотношении.
Наряду с совокупностью свойств нервной деятельности, обусловливающих тот или иной темперамент, можно выделить следующие психические особенности, которые в различных комбинациях входят в соответствующий темперамент.
1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическая активность.
2. Преимущественная подчиненность поведения внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.
3. Приспособляемость, пластичность, адаптированность к внешним из- меняющимся условиям, подвижность стереотипов. (Пониженная приспособляемость, негибкость — ригидность).
4. Чувствительность, сензитивность, эмоциональная возбудимость и сила эмоций, эмоциональная устойчивость.
Свойства темперамента
Современные теории темперамента апеллируют в основном к особенностям функционирования нервной системы человека. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей.
Благодаря исследованиям Павлова и его последователей, в психологии сложились представления о темпераменте как свойстве личности, в значительной мере обусловленном врожденными характеристиками человека. Б. Г. Ананьев считал, что основные свойства человека как индивида, как представителя вида Homo Sapiens проявляются не только в задатках, но и в темпераменте. Б. М. Теплов посвятил свои работы изучению свойств темперамента, определил не только современный взгляд на проблему темперамента, но и проработал основы разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.
Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента объясняются разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента.
Разные авторы к темпераменту относят разные свойства психической и нервной деятельности. Ниже приведена сводка (неполная) разных таких свойств.
Эмоциональная возбудимость
Возбудимость внимания
Сила (интенсивность) эмоции
Тревожность
Реактивность непроизвольных движений
Активность волевой целенаправленной деятельности
Пластичность — ригидность
Резистентность
Субъктивация
Широта — узость афферентного синтеза
1) хранения информации,
2) циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза),
3) программирования (принятия решений),
4) исполнения и обратной связи.
Каждому из блоков модели функциональной системы Русалов сопоставил свойство темперамента.
Эргичность
Пластичность
Эмоциональность (чувствительность)
Сила — слабость процессов возбуждения
Сила — слабость процессов торможения
Как известно, вегетативный отдел нервной системы человека имеет симпатический и парасимпатический отдел. В ситуации, когда надо действовать, включается первый отдел, второй притормаживается. Когда надо восстановить силы — наоборот. Важно то, что отдых для организма это тоже деятельность. Если у человека процессы торможения сильные, то он способен на более качественный отдых (и это совсем не значит, что он постоянно «заторможенный»). (Стреляу).
Психология
Рекомендуем бесплатно скачать: | Тренинги · Бесплатные рефераты (new!) |
Электронная библиотека: |
Это интересно: Взгляды учёных на педагогику: три подхода в педагогике |
Бесплатная консультация юриста в Рязани и Рязанской области
Свойства темперамента — это врожденные и устойчивые ин¬дивидуальные особенности психики. Они определяют динамику раз¬личной деятельности человека — игровой, учебной, трудовой, а также отдыха.
Свойства темперамента бывают общие, свойственные всем его ти¬пам и представителям, и конкретные — по-разному развитые у пред¬ставителей того или иного типа темперамента. Сочетания свойств тем¬перамента создают тип темперамента, то есть под типом темперамента понимается определенная совокупность психологических свойств, за¬кономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
Принято выделять следующие свойства темперамента.
Сенситивность — наименьшая сила внешнего воздействия, необ¬ходимая для возникновения психической реакции человека, и ско¬рость развития этой реакции.
Реактивность — степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критиче¬ское замечание, обидное слово, угроза, неожиданный резкий звук).
Активность — степень энергичности, которой человек воздейству¬ет на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим це¬лям. Активность определяет такие психические проявления, как целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д.
Темп реакций — скорость протекания различных психических ре акций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоми¬нания, быстрота ума и т.д.).
Пластичность — легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).
Ригидность — качество, противоположное пластичности. Выража¬ется в инертности, косности поведения, привычек, суждений.
Экстраверсия — поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.
Интроверсия — преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с про¬шлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя.
Эмоциональная возбудимость — уровень воздействия, необходимо¬го для возникновения эмоциональной реакции, и скорость возник¬новения этой реакции.
Мир психологии
психология для всех и каждого
Темперамент, его основные свойства. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека, которые мы рассмотрели в предыдущей главе учебника, обсуждая проблемы способностей.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойства темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров — активности и чувствительности — включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой, «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.
Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.
Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой — в медленном темпе.
От активности и темпа работы зависит продуктивность действий, связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
В общении людей обсуждаемые свойства темперамента про-являются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.
Типы темперамента
И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Структура, свойства и типы темперамента
Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:
- Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [33].
- Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
- Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).
Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.
Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:
- регулируют динамику психической деятельности в целом;
- характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
- имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
- находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
- однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности» [29].
В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:
Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.
Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я. Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л. Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.
Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В.Д. Небылицын [33]:
В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.
Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.
Современные свойства темперамента
- I. 36. Состав, свойства и применение азотных удобрений.
- IV. Современные методы усиления фундаментов.
- PGP. Принцип функционирования. Свойства ключа.
- VIII . Механические свойства металлов. Диаграмма растяжения металлов.
- XV. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали
- Абсолютные величины и их виды, познавательные свойства и условия применения в экономико-статистическом анализе.
- Автономные системы и свойства их решений.
- Азотирование и нитроцементация. Структура, свойства и области получения.
- Акцентуированные свойства, индивидуально-психологические особенности личности, предрасполагающие к различным формам противоправного поведения.
- Алгоритм. Определение и свойства
- Алгоритм. Определение и свойства
- Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации интеллектуальной деятельности человека.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Темперамент – это природная особенности поведения типичные для данного человека и проявляются в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные действия.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.
Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь — профессиональный отбор, одна из задач которого — не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.
Второй путь приспособления темперамента к личности заключается индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий способов работы. При этом обучение и воспитание не должны менять темперамент, а помогать преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Сказанное имеет и к мастеру производственного обучения, к управлению им собственным темпераментом. Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, аффективность, раздражительность.
Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента: мягкость, отзывчивость, тактичность и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношении с другими учащимися, аккуратности прядка в работе. Надо помнить от том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ними не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще более затормаживают их, снижают работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся нужно чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку. Большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание мастера должны привлекать учащиеся — флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания — они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
Третий путь заключается в определении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их всегда осознанно. Задача преподавателя, мастера — оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно творчески выработать индивидуальный стиль деятельности.
Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 254 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
И психологические свойства темперамента
Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний, быстротой их протекания. Эта особенность проявляется в характерных для холерика вспыльчивости и непосредственно следующей за ней отходчивости. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые всегда глубоки и захватывают его целиком. Сильные переживания, как радости, так и печали, находят выражение (иногда бурное) в его мимике и действиях.
Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью. Движения холерика часто бывают резкими, стремительными.
Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного значения. Такие люди в условиях, требующих быстрых и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: быстро понимают суть вопроса и находят необходимые решения, не боятся опасности, проявляют инициативность, принципиальность, действуют с большим эмоциональным подъемом. Когда же холерический темперамент присущ человеку, не имеющему содержательных интересов, он (в связи с аффективным характером эмоциональных переживаний) усугубляет отрицательные черты личности: раздражительность, злобу и др.
Люди холерического (холероидного) склада отличаются субъективным ускорением объективного течения времени. Ему кажется, что время летит, что он не успевает. Поэтому он всегда спешит, не любит ждать, многого не успевает.
Человек сангвинического темперамента отличается высокой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов и состояний другими. Для него характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.
Обычно сангвиник обладает богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. У сангвиника быстро протекают психические процессы: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения, не очень сосредоточен и углублен в свои личные переживания.
Сангвиник быстро справляется с задачами, требующими сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается.
Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.
Люди сангвиноидного склада также «спешат жить», как холероиды, но у них стремление вперед сопровождается страхом «не успеть». Поэтому они обычно точны, не опаздывают, укладываются в требуемый график выполняемой работы.
Человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью; движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Его можно редко видеть взволнованным, ему чужды аффективные проявления.
Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение: мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; принятые решения выполняет спокойно и неотступно; сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.
Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное значение в характеристике личности в зависимости от уровня интеллектуального развития, широты и общественной значимости интересов человека.
Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность психических переживаний – отсутствие глубоких интересов и высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность действий только удовлетворением несложных потребностей, вошедших в привычку. Однако флегматический темперамент часто выражается только в медлительности психических процессов, в их слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и серьезности переживаний. Флегматик при этом может быть очень работоспособным человеком, не спеша выполняющим серьезную работу. Он спокоен, уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые нередко отличаются большой силой и сложностью. Многие люди флегматического темперамента обладают глубокими моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами, серьезно и ответственно относятся к своим обязанностям и в результате добиваются большой продуктивности работы.
Люди флегматоидного склада отличаются отставанием субъективного ощущения времени от объективного, т.е. их внутреннее время течет медленно. Поэтому они всегда опаздывают, любят копаться в мелочах, у них никогда не бывает дефицита времени.
Меланхолики, отличающиеся слабостью нервных процессов, проявляют себя противоположным образом. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно прерывание течения психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхоликов отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим меланхоликом часто называют человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Как правило, они отличаются замкнутостью и необщительностью, тревожностью и чувством собственной малоценности.
Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержаны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.
Человек с меланхолическим темпераментом характеризуется упадническим настроением, нерешительностью в действиях, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным делом.
Отношения со временем у меланхоликов отличаются тем, что у них нет ни опережения, ни отставания. Они как бы «привязаны» ко времени, как бы «стоят» в нем, не ощущая его движения. Будущее их не интересует или страшит. Прошлое интересно настолько, насколько содержит приятные воспоминания.
Выделяют даже особые качества именно психологического времени для описания мироощущения людей, принадлежащих этим разным видам темперамента. Холерик живет будущим, он живет в психологическом времени «потом». Сангвиник живет «здесь и сейчас», т.к. прошлое уже прошло, а будущее еще не наступило. Флегматик живет в прошлом, его психологическое время – «тогда». А меланхолик живет в психологическом времени «всегда». Ему также легко представить себя в I веке н.э. в роли какого-нибудь римского патриция или раба, как и в XXXI веке в роли астронавта-исследователя далекой галактики, т.к. в глубине души он «знает», что люди всегда равны себе и, несмотря на внешние технические изменения и усовершенствования, живут теми же переживаниями и чувствами, что и всегда.
На основании типологии ВНД и конституционных особенностей человека выделяются следующие психологические свойства темперамента: активность – реактивность; экстраверсия – интроверсия; сензитивность (чувствительность к внешним воздействиям) и резистентность (нечувствительность к ним), эмоциональная стабильность – эмоциональная нестабильность, импульсивность – размеренность, пластичность – ригидность. Эти психологические свойства темперамента определяют динамический аспект психической активности человека.
Так, активность означает, что человек отличается поисковой направленностью, активацией психики под влиянием самостоятельно вырабатываемых побуждений. Реактивность – психологическое свойство темперамента, при котором человек реагирует, отзывается лишь на внешние, сторонние побуждения, самостоятельно не изменяя направленность и содержание психической деятельности.
Экстраверсия – психологическое свойство темперамента, которое обусловливает преобладание взаимодействия с внешним миром, тягу к новым впечатлениям, общительность, повышенную двигательную активность. Интроверсия обусловливает преобладание интересов на внутреннем мире (собственные ощущения, образы, мысли), склонность к самоанализу, предпочтение уединенности, внешнюю сдержанность.
Сензитивность – психологическое свойство темперамента, определяющее высокую чувствительность к раздражителям, низкую помехоустойчивость, в то время как резистентность обусловливает нечувствительность к раздражителям, высокую помехоустойчивость и, вследствие этого, пробивную силу человека.
Эмоциональная стабильность – это психологическое свойство темперамента, заключающееся в способности нервной системы человека поддерживать тонус, внимание и эмоциональное состояние не измененными. А эмоциональная нестабильность – это психологическое качество темперамента, которое проявляется в переходах настроения, частой смене эмоций положительного знака на противоположные без видимых причин.
Импульсивность – это психологическое свойство темперамента порождать преувеличенную поведенческую реакцию в ответ на незначительные перемены в окружающей обстановке. В то время как размеренность (обстоятельность) – свойство, позволяющее хранить поведенческое постоянство, несмотря даже на значительные перемены в обстановке.
Пластичность – это психологическое свойство темперамента, благодаря которому человек быстро приспосабливается к изменяющимся условиям в силу высокой переключаемости анализаторов и психических процессов. Ригидность – неспособность к быстрой перестройке психических состояний и процессов в изменившихся условиях среды.
Темперамент, таким образом, является важным свойством психики. Это – врожденное свойство, которое, согласно последним научным данным, имеет генетически обусловленную природу. Темперамент всегда так или иначе проявляется в человеке, хотя в чистом виде встречается нечасто, а в ходе жизни различные его психологические свойства маскируются, компенсируются и даже трансформируются в зависимости от условий жизни и характера деятельности человека.
Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 323 | Нарушение авторских прав
Источник