Совокупность чувств настроений обычаев характерных для данного общества

Тест по обществознанию Общественное сознание 11 класс

Тест по обществознанию Общественное сознание для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания.

1. Высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности является одним из опреде­лений понятия

1) познание
2) свобода
3) сознание
4) мышление

2. Понятие «общественное сознание» нашло широкое приме­нение прежде всего в философии

1) томизма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) позитивизма

3. Обусловленный законами человеческого развития и нераз­рывно связанный с практикой процесс отражения и вос­произведения действительности в человеческом мышлении является одним из определений

1) познания
2) сознания
3) эмпиризма
4) свободы

4. Термин «классовое сознание» характерен для философии

1) идеализма
2) томизма
3) пантеизма
4) марксизма

5. Утверждение, что не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание, принадлежит

1) И. Ильфу и А. Петрову
2) К. Марксу и Ф. Энгельсу
3) Дж. Локку и Т. Гоббсу
4) Фоме Аквинскому

6. Совокупность идей, представлений, учений, убеждений, свойственных обществу в целом, отдельным классам или социальным группам, партиям и движениям, называется

1) философией
2) психологией
3) религией
4) идеологией

7. Выраженное в определённой совокупности идей и представ­лений отношение одной или нескольких социальных групп к событиям и явлениям общественной жизни является од­ним из определений

1) общественного мнения
2) общественного сознания
3) идеологии
4) религиозного сознания

8. Мировоззренческую, познавательную функцию обществен­ного сознания выполняет

1) идеология
2) философия
3) религия
4) мораль

9. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, по­буждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, представляет собой одно из определений

1) общественной психологии
2) обыденного сознания
3) правового сознания
4) общественного сознания

10. В одобрении или осуждении поступков человека окружаю­щими его людьми проявляется

1) общественное бытие
2) общественное сознание
3) общественное мнение
4) индивидуальное сознание

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Термин «сознание» является категорией философской и психологической. (Б) Психологи понимают под сознанием одну из форм, в которой объективная реальность отражается в психике человека. (В) По мнению отдельных учёных­ философов, главным признаком сознания является не знание, а направленность на определённый объект. (Г) Считается, что на развитие сознания, на формирование абстрактно­-логического мышления огромное влияние оказал язык.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, представляют собой формы общественного сознания.
Политическое сознание, общественное бытие, философия, правовое сознание, искусство, наука.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие.

__________ отражает общественное сознание в виде зако­нов, теорий, вооружает людей научными знаниями, пра­вильным пониманием действительности, процессов, собы­тий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

До марксизма господствующим в __________ (А) воззрением было представление об определяющей роли __________ (Б) в жизни ___________ (В). Но основоположники марксизма представили иное соотношение __________ (Г) и общественного сознания, утверждая, что сознание есть не что иное, как __________ (Д) в духовной __________ (Е) людей их общественного бытия.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыслен­но заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Читайте также:  Буду поздно с плохим настроением

1) общественное бытие
2) философия
3) отражение
4) общество
5) жизнь
6) сознание
7) общество

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Об­щественное сознание в современной России». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, рас­кройте его смысл, обозначив при необходимости разные ас­пекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспек­тов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргумен­тации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие по­нятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1) «Мало кто меняет убеждения — меняют идеологии» (С. Е. Лец).
2) «Легче умереть за идею, чем жить в соответствии с ней» (А. Адлер).
3) «Если двое держатся одного мнения, за этим часто стоит кто-то третий» (С. Троцкий).

Ответы на тест по обществознанию Общественное сознание
Часть 1
1-3
2-3
3-1
4-4
5-2
6-4
7-1
8-2
9-1
10-3
Часть 2
1. 1222
2. общественное бытие
3. наука
4. 267135

Источник

Проблемы социально-политической и духовной жизни Помогите решить тест по обществознанию 11 класс. Просто не понимаю это)

1. Сознательная готовность человека следовать установленным нормам:
а) ответственность б) политика в) наука г) эстетика

2. В свободном обществе:
а) государство устанавливает полный контроль над жизнью граждан
б) существует предпринимательство в) устанавливается одна идеология

3. Выберите типы идеологии:
а) либеральная б) консервативная в) этическая г) психологическая д) социалистическая

4. Совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для социальных групп:
а) идеология б) общественная психология в) правовое сознание г) мораль

5. Верны ли суждения:
а) «Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание».
б) «Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, выступления партийных и государственных деятелей».
в) «Функция политической социализации СМИ состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке».

6. Свобода личности, равенство возможностей – характерные черты идеологии:
а) социалистической б) консервативной в) либеральной г) неоконсерватизма

7. Закончи предложения:
а) «Конструктивное политическое поведение способствует … … …».
б) «В политическую элиту входят … … ….».

8. Лидерство, основанное на законе, называется:
а) традиционное б) харизматическое в) легальное

9. Семья полная, состоящая из одной пары супругов с детьми:
а) патриархальная б) нуклеарная в) многопоколенная в) партнёрского типа

10. Добровольное религиозное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность на основе государственной регистрации в качестве юридического лица:
а) религиозная группа б) религиозная организация в) религиозная партия

11. К типичным правам религиозных организаций относится право
а) быть собственниками б) основывать и содержать культовые здания
в) проводить религиозные обряды

12. Объясните высказывание:
«Лидер действует открыто, босс – за закрытыми дверьми. Лидер ведёт за собой, а босс управляет» (Т. Рузвельт, президент США)

Источник

Социальная философия: учебник для вузов (51 стр.)

Однако закон отсутствия «жесткой связи» между бытием и сознанием обнаруживается и в способности общественного сознания опережать общественное бытие. Такой способностью в особенности обладает теоретическое сознание. Когда, скажем, появились неэвклидовы геометрии Лобачевского и Римана, современники буквально пожимали плечами: они не знали таких объектов, к которым эти выводы были бы применимы. И только позднее, по мере проникновения человека в пространства микромира и мегамира (космоса) неэвклидовы геометрии получили не только признание, но и широкое применение.

Читайте также:  У человека может быть много разных настроений

Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития. Поясним его действие на примере. Историкам хорошо известна яркая и неповторимая эпоха европейского Возрождения. Можно ли духовное, в том числе философское, содержание Возрождения вывести только и непосредственно из творчества Данте, Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Эразма Роттердамского, Шекспира, т. е. из инноваций гениев XIV–XVI вв.? Несомненно, социальные сдвиги, которыми ознаменовалось уже начало развития капитализма, имело первостепенное значение для становления гигантов Возрождения. Но само это становление было бы невозможно, если бы оно не опиралось на гуманистическое наследие предшественников и, в частности, на традиции античной философии и культуры.

Функционирует и закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, философское, религиозное, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарных обществах «под каблуком» господствующего политического сознания (и политической практики, разумеется) находятся, по сути дела, все остальные формы. Из содержания нравственного сознания выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Гитлер, например, публично провозгласил «освобождение» немцев от такой, по его мнению, химеры, как совесть. В «служанку» политической идеологии превращается философия. Это отнюдь не означает абсолютного застоя философской мысли в условиях тоталитаризма (скажем, в последние семь десятилетий у нас): несмотря на все препоны и рогатки шло накопление прогрессивных идей для последующего взлета философского сознания. В нашей стране такой взлет был подготовлен трудами Э.В.Ильенкова, П.В.Копнина, А.Ф.Лосева, Т.И.Ойзермана, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркаряна и др. Но факт остается фактом – философия в значительной степени была вынуждена приспосабливать свои выводы к потребностям и мифам тоталитарного режима. Превратные изменения происходят и с религией, изменения, которые Гегель с полным основанием назвал бы очередной «иронией истории». Религия, которая сама когда-то (в условиях европейского Средневековья) была высшей санкцией существующего строя, попадает сейчас под его пяту. Мы не говорим уже о правосознании, основные принципы которого – и прежде всего принцип презумпции невиновности – вытесняются соображениями «революционной», «национально-патриотической» и т. п. целесообразности.

Рассмотрим еще один и, пожалуй, важнейший закон, характеризующий общественное сознание – закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Сразу же оговоримся, что термин «обратное воздействие» применен здесь довольно условно, т. е. общественное бытие и общественное сознание в интересах анализа разводятся настолько, чтобы можно было их взаимодействие выразить в привычных понятиях кибернетики. В действительности же, как мы видели, общественное бытие и общественное сознание не суть нечто внешнее по отношению друг к другу: общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания, т. е. как писал М.К.Мамардашвили, общественное бытие содержит в себе свои же отображения в качестве необходимого внутреннего элемента собственного действия [113] . Вот эта органическая, системная зависимость и придает такую активность общественному сознанию.

Таким образом, воздействие общественного сознания на общественное бытие не может рассматриваться как простая способствующая функция: дескать, и без такого воздействия общественное бытие будет функционировать и совершенствоваться, а воздействие лишь видоизменяет формы и темпы социальных процессов. На самом деле все обстоит, как мы видели, сложней, органичней и системней, хотя на формы и темпы развития бытия сознание тоже воздействует. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. А это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять.

Читайте также:  Ладовое чувство у детей с нарушением зрения

Общественная психология и идеология

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.

Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе [114] . Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и как таковая она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этаж, уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом «общественная», ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие «идеология» в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» представителей данного класса – его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая – рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Источник

Оцените статью