кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии труда и здоровья; автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», Спасский пер., 14, Санкт-Петербург, 190031, Россия. Тел.: 8 (905) 226-19-74-34.
Слабинский Владимир Юрьевич
кандидат медицинских наук, доцент Научно-клинического и образова-тельного центра «Психотерапия и клиническая психология»; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», В. О., 21-я линия, 8а, Санкт-Петербург, 199106, Россия. Тел.: 8(812) 326-03-26.
Аннотация. В статье представлены результаты теоретических и эмпирических исследований 2010—2018 гг., направленных на изучение взаимосвязи реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения с профессиональным выгоранием с точки зрения уровневой теории личности А.Ф. Лазурского, теории мотивации В.Ф. Чижа, вариантов субъект-субъектного типа экопсихологических взаимодействий по В.И. Панову, типов взаимодействия с социальным окружением по С. Кови, ведущей временной перспективы по Ф. Зимбардо, ведущего этического императива по С.Л. Франку.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Стрессы признаются главной проблемой ХХI века не случайно, качество жизни зависит от умения справляться со стрессовой нагрузкой. В свою очередь, неспособность перерабатывать стресс является причиной профессионального выгорания (ПВ). Практический интерес представляет не только разработка теоретического базиса ПВ, но и поиск механизмов «анти-выгорания».
Совладающее поведение — особый вид социального поведения человека, обеспечивающий или разрушающий его здоровье и благополучие, оно позволяет субъекту справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направлено на активное взаимодействие с ситуацией — ее изменение или приспособление к ней [7, с. 8].
Совладающее поведение по R. Lazarus’у [33], в отличие от защитных механизмов, характеризуется: 1) направленностью на будущее, а не на настоящее время; 2) акцентом на внешнее взаимодействие с окружением; 3) выработку и осуществление социально приемлемых способов адаптивного поведения, а не на внутреннее ощущение благополучия субъекта копинг-поведения.
По Т.Л. Крюковой структура совладающего поведения анализируется и описы-вается через копинг-реакции, копинг-действия, копинг-стратегии и копинг-стили — концептуально сходные копинг-стратегии [12].
Мы предлагаем понимать совладающее поведение как иерархичное взаимо-сочетание концептуально разных копинг-стилей, реализуемых при преодолении трудных жизненных ситуаций на протяжении длительного периода времени.
Основываясь на системно-субъектном подходе, Е.А. Сергиенко [18] объединяет совладание, психологические защиты и контроль поведения в единое пространство адаптивных механизмов поведения. Уровневая концепция проявления субъектности позволяет локализовать и переосмыслить психологические защиты и совладающее поведение. При этом более четко дифференцируются понятия «психологические защиты» и «совладающее поведение». Психологические защиты (неосознаваемый уровень поведения) реализуются при невозможности осознать субъектом ситуацию в полной мере, мобилизовать и реализовать свои внутренние ресурсы, а совладающее поведение (осознанный уровень) проявляется в ситуациях, когда реакция на задачу стимулирует согласование личностных ценностей и смыслов с возможностями субъекта.
Один из основателей экологической психологии Г. Бейтсон [1], базируясь на работах А.Н. Уайтхеда и Б. Рассела, полагал, что в процессах обучения, изменения и общения существуют естественные иерархии классификации. Функция каждого уровня заключается в организации информации на предшествующем ему более низком уровне. При этом изменение чего-либо на более низком уровне может, но не обязательно будет оказывать влияние на более высокие уровни; изменение же чего-либо на более высоких уровнях неизбежно влияет на более низкие уровни, призванные содействовать изменению на более высоком уровне. Таким образом, можно утверждать, что более высокий уровень задает функцию смыслогенеза для более низких уровней.
Развивая идеи Бейтсона, Р. Дилтс [6] выделяет 5 логических уровней: 1) идентичность, 2) ценности и убеждения, 3) способности, 4) поведение, 5) окружение. В контексте профессиональной деятельности 5 логических уровней, реализующихся в профессиональной жизни личности, можно представить следующим образом:
Профессиональная идентичность (как соотнесение себя с определенной профессией).
Ценности и убеждения, определяющие ценностно-мотивационную сферу личности (профессиональные цели и мотивы).
Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие достижение профессиональных целей (способности, профессионально важные качества, профиль профессиональной деформации характера).
Копинг-поведение в профессиональной деятельности, обеспечивающее совладание с профессионально трудными ситуациями и стрессами на работе.
Результат эффективности применяемых копинг-стратегий, проявляющийся, например, в показателях профессиональной успешности или ПВ, в глубине внутриличностного конфликта, развивающегося в процессе профессиональной деятельности, или в статусе профессиональной идентичности как промежуточном результате процесса профессиональной идентификации.
Согласно нашим представлениям, на выбор типа и эффективность применяемых стратегий совладающего поведения влияют три верхних логических уровня (по Дилтсу): профессиональная идентичность (первый уровень); ценности и убеждения, определяющие ценностно-мотивационную сферу личности, профессиональные цели и мотивы (второй уровень); темперамент, способности, знания, навыки, умения, черты характера, которые являются необходимыми для достижения целей (третий уровень). Зачастую данные три уровня объединяют в единый комплекс индивидуально-психологических особенностей совладающего поведения.
Одним из показателей того, что личность не справляется со стрессовой нагрузкой, то есть того, что совладающее поведение является неэффективным, является развитие ПВ. Так как, согласно концепции логических уровней (по Дилтсу), ПВ соотносится с низшей, пятой позицией, то на его развитие влияют не только близлежащий к нему, четвертый уровень (копинг-поведение), но и все остальные уровни, расположенные выше (способности, ценности, идентичность).
Исследуя совладающее поведение, Н.Е. Водопьянова [2] выделяет «ресурсную базу противодействия», или «ресурс преодоления», как одну из четырех ресурсных подсистем противодействия ПВ наряду с «ресурсами рефлексии», «ресурсами самоподдержки» и «ресурсами личных достижений». ПВ в данном контексте является результатом снижения ресурсообеспеченности субъекта трудовой деятельности и проявляется в отрицательных эмоциональных переживаниях по поводу своей рaбoты, сужении перспектив профессиональной самореализации, циничном отношении к другим участниками процесса труда. В результате развития процесса ПВ на первый план выходят пcиxoлoгичеcкие зaщиты и некoнcтруктивный cтиль coвлaдaния c профессиональными стрессорами.
А.А. Шевченко [29] в своём исследовании также показала, что существует взаимовлияние совладающего поведения и ПВ: совладающее поведение является одновременно и фактором выгорания, и его результатом, причем у представителей разных профессий выявляются универсальные и профессионально-специфические закономерности взаимовлияния компонентов психического выгорания и копинг-стратегий.
Применяя уровневый подход, R. Schwarzer, S. Taubert выделяют различные уровни совладания с жизненными трудностями: реактивный, антиципаторно-превентивный и проактивный [24]. Первые два уровня совладания достаточно хорошо исследованы и описаны. Особый интерес вызывает активно разрабатывающаяся с середины 90-х годов XX века концепция проактивности.
В 1997 г. L.G. Aspinwall и S.E. Taylor [31], описывая усилия человека, направленные на возмещение последствий или предотвращение потенциального стрессового события, которое должно произойти в будущем, предложили понятие проактивного копинга. R. Schwarzer, развивая данную концепцию, указывает на связь проактивного копинга с аккумуляцией ресурсов, необходимых для достижения цели, личностным ростом, стремлением к повышению качества жизни и общего функционирования [35; 37]. R. Schwarzer, N. Knoll [36] подчеркивают роль проактивного копинга в обеспечении более позитивного эмоционального состояния, помогающего легче переживать трудные жизненные ситуации. E.R. Greenglass [32] отмечает, что проактивный копинг связан с управлением целями, а не рисками, и включает в себя восприятие ситуации как вызова, а не угрозы. В.М. Ялтонский, Н.А. Сирота [30, с. 29] подчеркивают, что модель опережающего, ориентированного на будущее (проактивного) совладания «является серьезной теоретической базой для проведения исследований в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья, основой для создания профилактических программ нового поколения».
Мы считаем целесообразным и перспективным переосмысление концепции проактивного совладающего поведения с позиций теоретических конструктов, предложенных еще в начале XX века известными отечественными психологами, например, через призму уровневой теории личности А.Ф. Лазурского, значимость и актуальность которой подчеркивается многими современными исследователями: В.А. Урываевым [26], Д.А. Леонтьевым [14], В.Н. Мясищевым и В.А. Журавелем [15]. Использование уровневой теории личности А.Ф. Лазурского при рассмотрении процессов совладания с трудными жизненными ситуациями позволяет не только оставаться в русле современного тренда зарубежных исследований, но и увидеть некоторые отличительные особенности, отражающие взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей, совладающего поведения и профессионального выгорания у людей на разных уровнях функционирования личности.
По Н.Е. Водопьяновой, [2] «ресурсную базу прoтивoдействия» ПВ представляют ситуациoнные и диспoзициoнные ресурсы личности и кoгнитивнo-пoведенческие стратегии преoдoления профессиoнальнo трудныx ситуаций. Применение проактивных и ресурсорасширяющих копинг-стратегий уменьшает выраженность ПВ. Н.Е. Водо-пьянова, А.Н. Капустина [3] отмечают, что пассивные и неконструктивные стратегии совладания приводят к дезадаптации, применение гибких, адекватных и конструк-тивных стратегий напрямую связано с эффективностью деятельности и сохранением профессионального долголетия.
Несомненным лидером в изучении ПВ является C. Maslach [34]. Несмотря на появление новых тестовых методик, наибольшую распространенность для оценки ПВ по-прежнему составляет разработанный в 1981 г. опросник Maslach Burnout Inventory (MBI). В проанализированных нами [23] исследованиях, проведенных в 12 странах (Австралия, Бельгия, Великобритания, Китай, Норвегия, Пакистан, Португалия, Словения, США, Франция, Хорватия, Япония), в которых приняли участие 8071 человек, в 92% случаев для измерения ПВ у представителей экстренных служб (пожарных, полицейских, спасателей, медицинских работников и психологов, работающих в зонах чрезвычайных ситуаций (ЧС), рабочих, занимающихся ликвидацией последствий ЧС, как состоящих в штате каких-либо организаций, так и волонтеров) применялась методика MBI. Однако для уменьшения времени заполнения анкет и увеличения выборки иногда MBI используется не в полном варианте, а частично, например, только субшкалы «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» или без субшкалы «деперсонализация».
Обобщая результаты наших эмпирических исследований и клинических наблюдений, осуществленных в период с 2010 по 2018 гг. [4; 5; 8; 17; 19; 20; 21; 22; 23], можно выделить и описать индивидуально-психологические особенности трех типов совладающего поведения (реактивного, активного, проактивного), позволяющие более точно формировать психотерапевтические, профилактические и коучинговые программы, нацеленные на укрепление здоровья и развитие потенциала личности, находящейся на том или ином уровне жизненного функционирования.
Факторный анализ эмпирических данных (n = 178), полученных Н.М. Воищевой при помощи опросников «Проактивное совладающее поведение» (ПСП) Аспинвалл, Шварцера, Тауберта (в адаптации Е.С. Старченковой) и «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолла (в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой), позволил выделить три копинг-стиля (просоциальный, асоциальный и проактивный), а кластерный анализ респондентов по взаимосочетанию отдельных копинг-стилей позволил выделить три типа совладающего поведения (проактивный, активный, реактивный) [4; 8]. На рисунке 1 представлена схема объединения отдельных копинг-стратегий в копинг-стили и далее в типы совладающего поведения.
Рисунок 1. Схема объединения отдельных копинг-стратегий в копинг-стили и отдельных копинг-стилей в типы совладающего поведения
Специалисты с реактивным типом совладающего поведения характеризуются очень низким уровнем применения проактивного копинга (с преобладанием избегания), достаточно выраженным полюсом обращения к просоциальному копингу и средним уровнем асоциального (42% респондентов).
Специалисты с активным типом совладающего поведения характеризуются выраженным применением проактивного и асоциального копинг-стилей, а обращение к стратегиям просоциального копинга минимизировано (41% респондентов).
Специалисты с проактивным типом совладающего поведения характеризуются выраженным применением проактивного и просоциального копинг-стилей и миними-зированным обращением к асоциальному (17% респондентов).
В таблице 1 представлены основные особенности реактивного, активного и проактивного типов совладающего поведения.
Особенности разных типов совладающего поведения (по Н.М. Воищевой, В.Ю. Слабинскому)
«Реактивный» тип совладающего поведения является ведущим на низшем уровне функционирования по А.Ф. Лазурскому, где находятся дезадаптированные люди, движимые «этикой нелюбви» по С.Л. Франку и мотивами непосредственного удовольствия по В.Ф. Чижу [21; 22]. «Реактивный» тип совладающего поведения характеризуется отсутствием в поведенческом репертуаре проактивных копинг-стратегий, частым применением стратегии избегания, достаточно выраженным обращением к просоциальному и асоциальному копингу [8]. Для представителей низшего уровня характерно реактивное поведение, вызванное стремлением уменьшить «количество страдания» из-за давления внешних обстоятельств. Индивиды с «реактивным» типом совладающего поведения характеризуются высокой тревожностью и депрессивностью, имеют низкую самооценку, обидчивы, склонны к самообвинению, не способны контролировать свои эмоции, не способны справиться с жизненными трудностями. Ведущим временным параметром для них, как правило, является негативное прошлое. Представители низшего уровня часто оказываются аутсайдерами в социальном плане и нуждаются в профессиональной помощи психолога или врача психиатра-психотерапевта. Реактивный тип совладающего поведения характеризуется субъект-совместным вариантом взаимодействия по В.И. Панову [16] (уровень зависимости по С. Кови [11]), при котором активные действия каждого из участников взаимодействия подчинены решению общей цели, несмотря на различие в «своих интересах». При этом собственная субъектность каждого из них остается без изменения. Для людей с «реактивным» типом совладающего поведения характерна зависимость от социального окружения, потребность в эмоциональной и инструмен-тальной поддержке со стороны других людей. По сути, на данной стадии человек борется за выживание. Вся ответственность за происходящее в жизни человека переносится на других людей. Проактивный, ориентированный на отдаленное будущее копинг не реализуется. Преобладают механизмы избегания, а не достижения результата. И.Ю. Лебедев [13] в своем исследовании приходит к выводам, что превалирование стратегий «поиск социальной поддержки» и «избегание» при низкой степени выраженности стратегии «разрешение проблем» характерно для лиц, имеющих психосоматические заболевания, риск суицида и признаки посттравматических стрессовых расстройств.
«Активный» тип совладающего поведения характеризуется ярко выраженным применением проактивного и асоциального копинг-стилей, а обращение к стратегиям просоциального копинга минимизировано [8]. «Активный» тип совладающего поведения является ведущим на среднем уровне функционирования личности, где находятся хорошо адаптированные люди, руководствующиеся этикой «любви к ближнему» и мотивами пользы утилитаристов. Действие мотивов пользы утилитаристов продолжительное, и оно обусловливает более или менее длительные цепи различных поступков. Согласно представлениям В.Ф. Чижа [27], люди различаются между собой тем, в каком соотношении у них представлены мотивы первой и второй группы, причем только «богатство высшими чувствованиями» делает мотивы второй группы более сильными. Индивиды, функционирующие на среднем уровне, характеризуются активным поведением, стремлением изменять по определенному плану окружающий мир и самих себя. Ведущим временным интервалом для них является время, близлежащее к настоящему, в первую очередь гедонистическое настоящее по Ф. Зимбардо. «Активный» тип совладающего поведения характеризуется субъект-обособленным вариантом взаимодействия по В.И. Панову [16] (уровень независимости по С. Кови [11]), когда каждый субъект взаимодействия активно воздействует друг на друга, но при этом каждый из них преследует «свои интересы» и активно противодействует воздействию со стороны другого. Вследствие чего взаимодействие между ними оказывается безрезультатным, неконструктивным и даже наносящим вред одному или каждому из них. Полноценная коммуникация между субъектами оказывается невозможной. На данном этапе личностного развития на первый план выходят тенденции к независимому, самостоятельному поведению, к отделению от коллектива. Возрастает уровень проактивного копинга и желание достигать высоких результатов любой ценой, даже с применением манипулятивных, агрессивных и асоциальных действий. Окружающие люди рассматриваются не как источник эмоциональной и информационной поддержки, не как отдельные личности, а как средство для достижения поставленной цели.
«Проактивный» тип совладающего поведения характеризуется максимально выраженным применением проактивного и просоциального копинг-стилей и отсутствием обращения к асоциальному копинг-стилю [8]. «Проактивный» тип совладающего поведения является ведущим на высшем уровне функционирования личности, где находятся гиперадаптированные люди, руководствующиеся этикой «любви к дальнему» и мотивами долга. В.Ф. Чиж [27] отмечал, что преобладание мотивов долга обеспечивается высоким развитием ума, высших чувствований и наличием сильной воли, выделяя, таким образом, когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие отношений. По теории А.Ф. Лазурского, представители высшего уровня альтруистичны и ориентированы на будущее. В.Д. Шадриков, описывая психолого-педагогические аспекты воспитания совести, приводит высказывание И.А. Ильина [28, с. 35]: «Там, где совесть вытравливается из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет и чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной». «Проактивный» тип совладающего поведения характеризуется субъект-порождающим вариантом взаимодействия по В.И. Панову [16] (уровень взаимозависимости по С. Кови [11]), при котором каждый из субъектов взаимодействия выступает для другого в роли фасилитатора их совместного преобразования и объединения в единый совокупный субъект совместного развития и совместной деятельности, ведущего к обновлению субъектности каждого из участников взаимодействия. У людей с «проактивным» типом совладающего поведения уровень проактивного копинга максимально выражен, отсутствуют манипулятивные и агрессивные варианты поведения, обращение к социальному окружению происходит на основании правила «выиграл/выиграл», то есть на принципах взаимовыгодного сотрудничества, позволяющего максимально полно раскрывать потенциал участников взаимодействия. Личности с «проактивным» типом совладающего поведения испытывают потребность быть рядом с другими людьми, помогать им, являются отзывчивыми и добрыми, умеют радоваться успехам других людей, чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, предпочитают сотрудничать, а не соперничать. Ведущим временным параметром для них является отдаленное будущее. Мотивация достижения является ведущей. Человек на данном уровне жизненного функционирования активно занимается планированием собственной жизни, просчитывает варианты развития событий, чтобы предвосхитить и минимизировать возможные последствия предстоящих стрессовых событий, а также, чтобы не упустить важные стороны жизнедеятельности, без реализации в которых уровень удовлетворенности жизнью будет низким. Люди с «Проактивным» типом совладающего поведения ответственны, аккуратны, обязательны, настойчивы, добросовестны. Высокая сознательность у таких людей сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным.
А.В. Карпов [9], исследуя проблему интегральных способностей, указывает на то, что в состав рефлексивной (метакогнитивной) регуляции входит комплекс всех основных интегральных процессов, характеризующихся совокупностью таких свойств, как целенаправленность, антиципирование, свобода выбора, планируемость и прогнозируемость поведения, контролируемость и самоконтролируемость действий. Все данные свойства характерны и для процесса реализации проактивного поведения.
Каждый из трех уровней функционирования личности имеет свои особенности восприятия времени (рисунок 2).
Рисунок 2. Особенности восприятия времени на разных уровнях функционирования личности (по В.Ю. Слабинскому и Н.М. Воищевой)
На низшем уровне функционирования ведущим временным локусом является негативное прошлое, актуальное переживание которого влечет снижение самооценки, обесценивание собственных возможностей, что приводит к восприятию настоящего как фаталистического, независящего от усилий самого субъекта. Будущее при таком положении вещей видится в мрачных, пессимистичных красках и является негативным. На среднем уровне функционирования негативное прошлое уступает место позитивному прошлому. Человек воспринимает свой прошлый опыт как положительный и ресурсный, что укрепляет его самооценку. Позитивное прошлое является базисом для построения гедонистического настоящего, полного удовольствий телесно-материального плана. Но фиксация человека на сиюминутных радостях потребительского характера, зависимость от наличия избыточных для жизни материальных благ, отсутствие отдаленных по времени неэгоистических целей формирует неопределенное будущее, что вызывает тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. На высшем уровне функционирования позитивное прошлое также является ресурсным базисом личности. Акцент настоящего смещается с телесно-ориентированного гедонизма на духовно-ориентированный эвдемонизм, в котором выражена моралистическая компонента. Появляются цели, имеющие альтруистическую направленность, связанные с пользой для широкого круга лиц, не относящихся к семейно-родовой системе субъекта. В данной системе отношений со временем появляется перспектива позитивного будущего, в которой человек является строителем этого будущего, его активным творцом и созидателем.
Универсальных способов реагирования человека на конкретные трудные жизненные ситуации нет, но существуют определенные типы совладающего поведения, овладение которыми позволяет существенно повысить эффективность совладающего поведения субъекта деятельности в целом, не в контексте отдельно взятых трудных жизненных ситуаций, а в контексте преодоления препятствий, в том числе трудных жизненных или профессиональных ситуаций на пути движения к жизненно значимой цели и выстраивания жизненной траектории в целом.
В своем диссертационном исследовании Н.М. Воищева приводит данные о процентном распределении экологов (n = 178) с разным типом совладающего поведения по степени выраженности профессионального выгорания.
Процентное распределение экологов с разным типом совладающего поведения по четырем уровням выраженности профессионального выгорания
Анализ таблицы 2 показывает, что 61% экологов с «реактивным» типом совладающего поведения имеют высокие и крайне высокие показатели ПВ, с «активным» — 50%, с «проактивным» — 40%.
В таблице 3 представлены показатели опросника «Профессиональное выгорание» у экологов, применяющих «реактивный», «активный» и «проактивный» тип совлада-ющего поведения.