Совесть это эмоциональный страж убеждений

Совесть это эмоциональный страж убеждений

Владимир Николаевич Зубков (ред.) Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей

FineReader 6.0 Sprint

«Мудрость тысячелетий от А до Я. Великие мысли и афоризмы великих людей»: АСТ: Астрель: Хранитель; М.; 2010

ISBN 978-5-17-066024-7, 978-5-271-27235-6, 978-985-16-1879-4

В данной книге собрано 12000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Человек и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещены Именной и Предметный указатели. В Именном указателе в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. В Предметном указателе собраны все определяемые понятия и номера раскрывающих их афоризмов. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

Мудрость тысячелетий от А до Я.Великие мысли и афоризмы великих людей / авт.– сост. В. Н. Зубков.

В данной книге собрано 12 000 афористических высказываний, которые используются как толкования более 7500 понятий на тему «Чело­век и его жизнь». Эти понятия в свою очередь являются названиями тематических блоков, которые группируют высказывания разных авторов по одной теме. Для удобства читателя каждое афористическое высказывание имеет номер. В конце книги помещен Именной указатель, где в алфавитном порядке приведены имена всех авторов афоризмов, даны биографические справки (там, где это удалось установить) и номера принадлежащих им высказываний. Благодаря этому читатель сможет легко отыскать высказывания одного автора или же высказывания по одной теме.

За аутентичность цитат ответственность несет автор-составитель.

Книга предназначена самому широкому кругу читателей.

1. Абсолютная справедливость так же недостижима, как и абсолютная истина; но справедливый человек отличается от несправедливого своим стремлением к справедливости и надеждой достигнуть её, как правдивый от лживого — своей жаждой истины и верой в неё. А. Н.

2. Абстракция — это смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни. А. Швейцер.

3. Абсурд — мнение, явно противоречащее тому, что мы думаем на этот счёт сами. А. Бирс.

4. Абсурд — это логика сердца. Ж. деЛеспинас.

5. Автобиография — вымышленная история, написанная человеком, отлично знающим факты. А. Н.

6. Автобиография — редкая возможность поведать всю правду о наших знакомых. Ф. Гедалла.

7. Автоматизация — старания мужчин упростить работу настолько, чтобы её могли делать женщины. А. Н.

8. Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин. Марлен Дитрих.

9. Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. И. Ильф и Е. Петров.

10. Авторитет и дружба — вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство — условие дружбы. В. Белинский.

11. Авторитет церкви заключается в способности служителей Бога с помощью тюрем, солдат и костров убеждать в правильности своих постановлений, в подлинности своих прав, в мудрости своих мнений. П. Гольбах.

12. Агрессивность — чрезмерная активность в чужой сфере интересов. В. Зубков.

13. Ад — место, где десять заповедей преследуются по закону. Г. Менкен.

14. Ад — место, где полно хорошеньких женщин и ни одного зеркала. Л. Левинсон.

15. Ад — это жизнь с этим телом, которая всё же лучше, чем небытие. А. Камю.

Читайте также:  Прегабалин при лечении депрессии

16. Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит. Св. Тереза.

17. Ад — это первая, неудачная попытка сотворения рая. В. Тшаскальский.

18. Адвокат — трупный червь: он живёт чужой юридической смертью. На основании закона так же легко убивают человека, как и по позыву произвола. Только в последнем случае поступок сознаётся как преступление, а в первом — как практика права. В. Ключевский.

19. Адвокат — человек, который помогает вам получить всё, что ему причитается. Л. Питер.

20. Адвокат: человек, способный найти тринадцать лазеек в десяти заповедях. А. И.

21. Администрация — грязная тряпка для затыкания дыр законодательства. В. Ключевский.

22. Азарт — это когда человека бросает то в жар, то в холод от безрассудного поступка. В. Зубков.

23. Азартная игра — это дитя скупости, сестра несправедливости, мать злого умысла. Д. Вашингтон.

24. Акселерация: девочки становятся женщинами, не успев стать девушками. А. Давидович.

25. Аксиома — это истина, на которую не хватило доказательств.

26. Аксиома жизнерадостности: мы не потому смеёмся, что нам весело, а нам потому и весело, что мы смеёмся. У. Джеймс.

27. Акт — аккуратная кража товаров. Российский фольклор.

28. Акт насилия есть жест слабости. И. Бердяев.

29. Актёр подобен скульптору, ваяющему статую из снега. М. Баррес.

30. Актёр — человек, который называет свой истинный возраст только в военное время. П. Виктор.

31. Актёр — это говорящая труба из плоти и костей, через которую автор обращается к публике. М. Сафир.

32. Актёры напоминают детей, остановившихся в своём развитии. И. Аджани.

33. Актёры и проститутки —две древние профессии, доведённые до упадка любителями. Л. Вуякотт.

34. Актёрская техника состоит в том, чтобы актёры не сталкивались друг с другом на сцене. А. Н.

35. Активность и уныние трудно совместимы. К. Боуви.

36. Акцент — это душа языка, он придает ему не только чувство, но и достоверность. Ж.Ж. Руссо.

37. Акционеры — глупый и наглый народ. Глупый — потому что покупают акции, наглый — потому что ещё хотят получить дивиденды. К. Фюрстенберг.

38. Алименты — выкуп, который счастливцы платят дьяволу. Г. Менкен.

39. Алименты — налог на грех. А. Н.

40. Алкоголизм — это визитная карточка безволия. Д. Волкогонов.

41. Алкоголизм — это порождение варварства — мёртвой хваткой держит человечество со времён седой и дикой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского. Д. Лондон.

42. Алкоголизм является таким социальным злом, которое трудно вообще переоценить. В. Бехтерев.

43. Алкоголик — человек, которого губит выпивка и отсутствие выпивки. А. Н.

44. Алкоголь — вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума. В. Данилевский.

45. Алкоголь — налог, который устанавливает правительство на недалёких, безвольных граждан. В. Зубков.

46. Алкоголь — поставщик людей для тюрем. А. Бодрираллар.

47. Алкоголь — самый заклятый враг будущности человеческого рода. О. Форель.

48. Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь». А. Н.

49. Аллергия — это огромный мешок, в который запихнули десятки разных болезней. Э. Завиша.

50. Алчность есть преступное желание чужого. Цицерон.

51. Алчность есть род близорукости. Г. Форд.

52. Алчность — наиболее яркое проявление синдрома жадности. В. Зубков.

Источник

Внутренний голос, который некоторые называют «совестью»

Как правило, мы называем совестью ту часть нас самих, которая является своего рода «моральным стражем», следящим за тем, что делаем, как думаем и чувствуем. Это наше «второе я», диалог с которым не прекращается ни на минуту — до конца жизни. И этого стража не так легко провести или обмануть: он предупреждает, критикует и даже наказывает. Как результат — чувство вины и дискомфорта.

Читайте также:  Опиши свои чувства ко мне

Голос совести — это тот моральный авторитет, который живёт внутри нас. Хотя его источником может быть и родитель, и наставник, и Бог, и религия. В любом случае этот голос всегда с нами и обладает неограниченной властью, определяя поступки и решения.

«Совесть заставляет нас открывать, осуждать или обвинять себя. Из-за отсутствия других свидетелей — она также свидетельствует против нас», — Майкл де Монтень.

Наш «голос совести» постоянно напоминает о нравственности и порядочности. Это похоже на то, словно бы к нам приставили офицера, который не спускает глаз ни днём, ни ночью. И в этом — таится определённое коварство.

Дело в том, что не все люди могут с лёгкостью отмахнуться от этого голоса — они просто физически слышат его, как бы не закрывали уши и не старались отвлечься. Некоторые рассказывают, что им будто кто-то шепчет в ухо: «Как же ты можешь… подлый, мерзкий человек… наказание будет жестоким…»

Нравственность и предрассудки

Цивилизованное общество основывается на общественном договоре, как можно себя вести, а как — нет. В противном случае наше «общежитие» уже давно взлетело бы в воздух. То есть чётко регламентируется, «где петь, а где — замолчать и даже не открывать рот». Для того чтобы вписаться в социум, хочешь не хочешь, но придётся отказаться от поступков, основанных на собственных желаниях и прихотях. Даже когда в них нет ничего предосудительного и криминального — приходится «наступать на горло собственной песне», ибо таковы правила, царящие в нашем мире.

Ребёнок лишь рождается на свет, начинает произносить первые слова и делать первые шаги, как его уже учат нравственности — моральным «законам». И они более чем суровые: толстой красной линией все вещи и поступки разделены на то, что правильно, а что — нет.

Наши первые учителя — родители. Именно они учат различать хорошее и плохое в соответствие с религией, культурными и другими принципами, установленными моральными авторитетами задолго до нашего появления на свет. Таким образом, правила «игры» в мире сначала объясняют самые дорогие и родные люди, потому — принимаем всё на веру и даже не секунду не сомневаемся.

Многие из этих принципов и ценностей, действительно очень важны, но — не все. К сожалению, немалая часть — лишена всякого смысла и рационального зерна. Но они настолько незыблемы и непоколебимы, что вбиваются в голову, словно столпы. К тому же, как правило, основаны на самых нелепых предубеждениях, первобытных страхах и искусственно навязанном чувстве стыда.

Нравственность и жестокость

Моральные установки дети усваивают произвольно — по мере взросления. Сначала родители и весь мир считают своим долгом помочь им хорошенько усвоить все правила и своды общества. При этом вовсе не взывают к совести и даже не объясняют, что это такое. Поэтому малыши просто следуют уже установленным моральным правилам. Так для них «воспитание» превращается, по сути, в то, чтобы подчиняться — «ходить строем».

В некоторых культурах, например, таким образом навязывается мысль о том, что женщина — человек второго сорта, и в этом нет ничего нет предосудительного: так жили деды-прадеды, так «говорит» религия — извольте следовать. Поведенческие нормы для женщин чрезвычайно строги и полны ограничений. Таким образом, им с детства внушают, что психологическое и физическое насилие со стороны мужчин приемлемо, ибо таковы «правила игры».

Читайте также:  Стремление чувствовать себя человеком

Нравственность и морализаторство

Все моральные системы так или иначе грешат иррациональностью. Но некоторые — уж чересчур. Например, те, что связаны с сексуальным поведением и отношением к власти. Детство при этом превращается в период «идеологической обработки», когда общество стремится во что бы то ни стало сломить волю человека, сделать его послушным и удобным. Его цель: не допустить поведения, «отклоняющегося» от нормы. Другой вопрос, что такое норма и кто её устанавливает?

В итоге дети вырастают и становятся взрослыми, которые постоянно чувствуют себя виноватыми. Причём иногда они даже не задумываются и не анализируют, почему.

Ведь им объяснили, что плохо, а что хорошо, что приемлемо, а что категорически воспрещено, но они — «опять провинились». Доходит до того, что их гложет чувство вины даже за сомнения в том, что навязанные обществом правила — рациональны!

А ведь это в корне не верно, ведь одна из первостепенных задач здорового взрослого человека — изучить все ценности или антиценности, на которых он вырос. В отличие от морализаторстсва, этика развивается путём исследования мира и себя в нём. А это невозможно без критического мышления и самопознания.

Естественно, что в социуме этому никто не учит, ведь его цель — послушные и не задающие вопросов граждане. Так что спасение утопающих в данном случае — это дело рук самих утопающих. Не хотите быть послушной и аморфной массой — думайте, анализируйте, читайте, учитесь.

Этика рассматривает действия и поступки через призму логических доказательств и соображений комфорта человека и социума. Морализаторство же основано на предрассудках, то есть на аргументах самых разных людей, которые в массе своей образуют лишь хаос.

Характерная особенность морализаторства — это «подкрепляющие» фразы, как: «иначе вы будете наказаны в загробной жизни», «потому что так принято», «так жили люди испокон веков».

Так что больше этики и меньше морализаторства — вот что нам всем нужно для более здорового сосуществования в обществе. И самое подлое, что оно с нами делает — это взывает к голосу совести, чтобы сделать более удобными.

Удобные люди счастливыми не бывают, запомните. Жить по совести — это также свобода, в первую очередь, внутренняя. Но не позволяйте, чтобы, нажимая на эту «кнопку», вами управляли и помыкали. И тем более — навязывали фальшивые «правила игры».

Новое видео:

Источник

Василий Александрович Сухомлинский о совести

Совесть — это эмоциональный страж убеждений.

Василий Александрович Сухомлинский

Цитаты о совести

Ничто так не беспокоит людей, как нечистая совесть.

Его (стыд) определяют как своего рода страх дурной славы, и он доходит почти до такой силы, как страх перед ужасным, от стыда краснеют, а от страха смерти бледнеют.

Совесть есть воспоминание о Боге.

Хорошие друзья, хорошие книги и спящая совесть – вот идеальная жизнь.

Нечистая совесть со все большей силой укоряет человека в том, что собственность, вещи превращены им в абсолютное.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Англосаксонская совесть не мешает совершать определенного рода поступки, но запрещает получать от них удовольствие.

Сальвадор де Мадарьяга

Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.

Лев Николаевич Толстой

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Нашей совести претит безнравственное средство, которое может принести пользу.

Источник

Оцените статью