Коррекционное занятие по теме «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс
план-конспект урока (3 класс) по теме
Коррекционное занятие по теме «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс.
Цель:
обучающая – совершенствование слухового восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.
развивающая – развитие фонематического восприятия. Формирование четких фонематических представлений.
воспитывающая – повысить мотивацию за счет игровой формы работы. Воспитание прилежания, трудолюбия, аккуратности.
Данное занятие могут использовать учителя начальных классов, дефектологи, студенты педагогических факультетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekcionnoe_zanyatie_po_teme_razvitie_sluhovogo_vospriyatiya_i_pamyati.zip | 55.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Половинкина Елена Анатольевна
Тема: «Развитие слухового восприятия и памяти»
учитель I категории
Тема: Развитие слухового восприятия и памяти.
обучающая – совершенствование слухового восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.
развивающая – развитие фонематического восприятия. Формирование четких фонематических представлений.
воспитывающая – повысить мотивацию за счет игровой формы работы. Воспитание прилежания, трудолюбия, аккуратности.
Оборудование: колокольчик, бубен, барабан, свисток, погремушка, озвученная игрушка, фишки-квадратики, карточки-шаблоны, коробочки от «Киндер-сюрпризов», сетка 9 (4х4) квадратов, жетоны (красные и синие).
1. Организационный момент.
— Ребята, поиграем в игру «Пожалуйста». Вы должны внимательно слушать меня. Кому я скажу « сядь, пожалуйста », тот должен сесть.
2. Игра «Сосчитай удары».
(Для игры потребуются: бубен, фишки-квадратики.)
— Ребята, игра заключается в следующем. Я буду отстукивать в бубен, а вы с закрытыми глазами, внимательно (про себя) считать, сколько ударов в бубен я сделала. Когда вы откроете глаза, вы должны будете выложить на столе столько фишек-квадратиков, сколько ударов вы услышали.
3. Игра «Чем играем?»
(Для игры потребуется набор инструментов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, барабан, свисток, погремушка, озвученная игрушка, деревянные ложки.)
— Ребята, чтобы начать игру нам нужен водящий. ( Выбирается водящий.) Водящий становится спиной к игрокам на расстоянии 2-3 метров. Все остальные ребята, по моему сигналу подходят к водящему поближе и говорят слова: «Чем играем?» ( начинают по одному производить звуки). Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если водящий угадал верно, то он встает на место играющего, а играющий встает на место водящего. Если же водящий не угадывает, то он продолжает водить до тех пор, пока не даст правильный ответ.
4. Задание на карточках-шаблонах.
— Дорисуйте, солнышку лучики, тучке – дождик, стебельку с листиком – цветочек.
5. Физкультминутка (выполняется стоя у парт).
— Ребята, вы должны внимательно слушать игровые задания и выполнять их, но только в том случае, если обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста». Выигрывает тот, кто не допустит ни одной ошибки.
— Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку.
— Поверните голову влево.
— Пожалуйста, поверните голову вправо.
— Наклоните голову к левому плечу.
— Пожалуйста, повернитесь направо.
— Пожалуйста, хлопните в ладоши.
— Сядьте на место.
— Пожалуйста, топните ногой.
— Пожалуйста, сядьте на свои места.
6. Игра «Шумящие коробочки».
(Коробочки от «Киндер-сюрпризов», наполненные разными сыпучими, гремящими, стучащими и шуршащими материалами).
— Ребята, вы должны найти среди всех коробочек две одинаково звучащие.
7. Задание на карточках.
Раскрасьте все листики в зелёный цвет, все яблоки – в красный цвет, а морковки – в оранжевый цвет.
8. Игра «Звуковая мозайка».
(Для выполнения задания нужны: сетка 9 (4 х 4) квадратов, жетоны синие и красные.)
— Ребята, я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков к или кь , выкладывайте жетон красного цвета. Если слово начинается со звуков с или сь, выкладывайте жетон синего цвета.
— Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий. Если выложить все жетоны правильно, то получится красивый узор.
Слова: компот, сад, конверт, самовар,
корзина, салат, кошка, свекла,
Объявление оценок с объяснением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы работы с неслышащими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формироаванию речи.
онспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 4 классе школы II вида.
В представленном конспекте индивидуального занятия продемонстрирована методика работы пр развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения. Показана автоматизация звуко.
Конспект занятия по РСВ И ФП составлен для учащихся 2 класса школ I и II вида. На занятии использовался материал по теме «Парк» и материал по автоматизации звука Л.
— развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом) на материале текста «Одуванчики»;- развитие и совершенствование навыков правильного звукопроизношения;- работа над .
— развитие слухового восприятия (с индивидуальным аппаратом) на материале текста «Друзья животных»;- развитие и совершенствование навыков правильного звукопроизношения;- работа над о.
Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме ФП .Звуки «З-Ж».РСВ. Текст «На вокзале». Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э.
Источник
Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР
elenafilippova yandex ru
Упражнения для развития слуховой памяти с детьми ОНР
Упражнения на развитие слуховой памяти с детьми ОНР
Самарская обл., г. Отрадный
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта.
Под памятью понимается определенное количество процессов, используя которые, человек может без труда воспринимать, запоминать, сохранять длительное время, а также воспроизводить нужную информацию.
Образной памятью называется то, что запоминается нами посредством органов чувств. Но поскольку органов чувств у нас целых пять, то видов образной память будет столько же: это зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная и осязательная образная память. Кто-то прекрасно запоминает звуки, кто-то – изображения, кто-то – запахи. Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее виды его памяти. Например, когда он овладеет речью, у него формируется особый вид памяти – словесная память, позволяющая воспринимать информацию, поданную посредством слов.
Логическая память доступна детям более старшего возраста (старшим дошкольникам). Логическая память основывается уже не на механическом запоминании, а на осмыслении последовательности изложения. Именно в этот период ребенок может удивить пересказом сказки, в которую он вставляет свои подробности или упускает те, о которых ему рассказывали, но стройность изложения при этом не нарушается.
Эмоциональная память позволяет запоминать впечатления от контактов с вещами и людьми.
При работе с детьми (ОНР) важно обратить внимание на развитие слуховой памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий; запоминание вербальных стимулов у детей с ОНР значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.
Упражнения на развитие слуховой памяти
Слуховая память имеет большое значение в развитии детей. В школьном возрасте детям приходится сталкиваться со слуховой информацией, перерабатывать её и усваивать. Часто родители жалуются на то, что ребенок не выполняет то, о чем его просят. Многие родители думают, что это связано с непослушанием ребенка. Однако причина может быть в недостаточном развитии слуховой памяти. Ребенок не успевает запомнить, что ему говорят взрослые. Это никак не связано с пониженной остротой слуха.
Всю информацию, которую мы получаем с помощью зрения и слуха обрабатывает головной мозг. Он определяет источник звука, различает непосредственно звуки и заполняет недостающие. В таком случае информация на слух воспринимается правильно. Если на каком-либо этапе произошел сбой, то информация мозгом обрабатывается неверно.
Недостаточное развитие слуховой памяти проявляется обычно невнимательностью. Ребенок часто отвлекается и не может сосредоточиться на том, что ему говорят. У таких детей страдает словарный запас, нарушена конструкция предложений, они с трудом запоминают важную информацию — домашний адрес, номер телефона. Затрудняются такие дети и в заучивании стихов. При хорошей слуховой памяти дети без труда справляются с услышанными заданиями и запоминают информацию на слух.
Упражнение 1
Упражнение способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей. В упражнении могут принимать участие 10 детей.
Цель: развитие слухового внимания у детей.
Взрослый называет слово и одновременно кидает мяч любому ребенку. Если слово обозначает что-то съедобное (яблоко, мороженое, хлеб,то ребенок должен поймать мяч, а если несъедобное (машина, карандаш, стол, то не поймать, а отбить его. Если ребенок все делает правильно, то взрослый говорит новое слово и бросает мяч другому участнику. Если же ребенок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя вы назвали что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете, то он становится ведущими и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из участников в свою очередь не ошибется.
Упражнение 2
Упражнение подходит для индивидуальных занятий с ребенком. Оно развивает слуховую память и может использоваться в качестве теста по оценке памяти.
Цель: развитие слуховой памяти, речи, мышления
Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить простые, не связанные по смыслу слова — ковер, весна, цветок, гриб, пальто, мыло, луна, забор, санки, земля. Взрослый зачитывает слова громко, четко, делая небольшие паузы. После того как ребенок назовет слова, которые он запомнил, вы снова зачитываете весь список слов, в который входят слова, уже названные ранее и новые.
Через 15 минут нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил.
Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.
Упражнение 3
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых (выполняют его поочередно) занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, мышления, речи.
Взрослый включает фрагменты музыки из знакомых им мультфильмов. Их задача — угадать, из какого мультфильма взята музыка, и пересказать его сюжет.
Упражнение 4
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Взрослый предлагает ребенку повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два, три и т. д. Если ребенок не справляется со словесным рядом,нужно повторить ряд еще 2-3 раза:
петух, солнце, асфальт, тетрадь;
крыша, пень, вода, свеча, школа;
карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;
орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;
гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;
мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;
грузовик, камень, яблоки, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.
Упражнение 5
Цель: расширение объема кратковременной слуховой памяти.
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8.», «3, 2, 8, 5» и т. д.
Вариант 2. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке. Например, «6, 1, 8»— ребенок воспроизводит: «8, 1, 6». «8,3,4,6,9» — «9,6,4,3,8». Подобная работа моет проводится и со словами.
Упражнение 6
Цель: развитие слуховой памяти и внимания.
Все игроки усаживаются и выбирают ведущего. Он садится в середину круга и всем игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа, ель и т. п.) Каждый должен запомнить своё название.
Ведущий говорит: «Прилетела птичка, села на дуб».Дуб должен ответить: «На дубу я не была, улетела на елку!» Елка называет другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются. (Фанты — любая мелкая игрушка, вещь и т. п.)
Упражнение 7
Упражнение можно использовать для индивидуальных и групповых занятий с детьми.
Цель: развитие слуховой памяти, речи.
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Упражнение 8
Цель: развитие слуховой памяти и речи.
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
Расскажите ребенку историю: «Кукла Вика села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности». Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая,ребенок комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Упражнение 9
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.
Взрослый дает детям по листку бумаги и карандашу и объясняет задание:
при названии определенного предмета они должны вспомнить, на какую фигуру он похож, и нарисовать её,например: яблоко — круг, киви — овал, книга — прямоугольник, телевизор — квадрат и др. При этом взрослый сразу поправляет ребенка, если он ошибся. Если дети одновременно нарисовали разные фигуры, которые являются правильными вариантами ответа, то взрослый объясняет, что один и тот же предмет может быть разной формы. Например, книга может быть квадратной, прямоугольной.
Упражнение 10
Цель: развитие слуховой памяти.
Инвентарь: баночки с сыпучими продуктами (солью, горохом фасолью, крупой и др.)
Педагог заранее готовит баночки с сыпучими продуктами, наполняет их не полностью, чтобы содержимое в них лучше гремело при встряхивании. Надо показать детям несколько баночек и предложить запомнить их звучание при встряхивании. Затем попросить ребенка отвернуться и поочередно встряхивать баночки. Ребенку нужно угадать, что сейчас в руках по звукам. Можно начать отгадывание содержимого трех баночек. Постепенно число баночек можно увеличивать.
Упражнение 11
Упражнение предназначено для групповых занятий с детьми. Чем больше будет участников, тем более оно будет похоже на веселую игру.
Цель: развитие слуховой памяти.
Взрослый предлагает детям поочередно повторять и продолжать друг за другом предложения. Например,говорите: «Я положил в коробку книжку». Ребенок должен повторить это предложение и добавить что-то от себя.Например: «Я положил в коробку книжку и карандаш». Второй ребенок повторяет уже более длинную фразу и опять добавляет часть от себя.
Упражнение 12
Цель : развитие слуховой памяти
Взрослый рассказывает детям историю. В определенных местах рассказа необходимо делать паузу и хлопать в ладоши.По этому сигналу дети должны вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае дети молчат.
— Однажды девочка Лена пошла на речку.
— По дороге она встретила собаку и позвала её с собой.
— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.
Источник