Социология эмоций
Вы будете перенаправлены на Автор24
Зарождение социологии эмоций
В современности, как мы можем заметить, наука об обществе играет чуть ли не главную роль. Дело в том, что социология охватывает очень широкие категории, входящие в повседневную, трудовую, экономическую, политическую, духовную и иные сферы жизни человека. Все это делает ее всеобъемлющей и всепроникающей. Не стала исключением и психологическая сфера: в данном случае уже обосновалось такое научное направление, как социальная психология, а также ряд узконаправленных отраслей, в том числе и социология эмоций.
Исследователи отмечают, что предпосылки к появлению и обоснованию социологии эмоций можно разделить на две более обширные группы. Первая группа очевидна, поскольку предпосылки в ней кроются в самом развитии социологической науки (становление, обоснование, создание ряда теоретических концепций, принятие и отвержение гипотез). В данном случае главная причина выделения социологии эмоций заключается в интеграции в рамках социологии различных областей знания, которые включают в себя психоэмоциональную сторону исследования личности. До тех пор, пока интеграция не произошла полностью, социология практически не обращали внимания на феномен эмоций.
В этом кроется ключевая причина, по которой возникла социология эмоций. Сейчас социологи также пытаются найти рациональное объяснение в этой области, хотя с самого начала она считалась более чем иррациональной: сложно охарактеризовать эмоции, поскольку каждый человек испытывает их по-разному, в зависимости от своего мировоззрения, психотипа и иных факторов.
Таким образом, теперь социологическая модель рационального человека дополняется некоторыми знаниями об его эмоциях и чувственной стороне. Некоторые ученые подчеркивают, что не только модель становится живой, одушевленной, но и сама социология делается более гуманистической: она рассматривает не бесчувственного человека, а описывает его как действующего в соответствии со своими мотивами, целями и, что самое главное, желаниями. У него возникают определенные чувства в отношении своих действий и действий окружающих, они могут также мотивировать их, а могут осуждать за какие-либо вещи.
Готовые работы на аналогичную тему
Сущность социологии эмоций
Несмотря на то, что социология эмоций постепенно обосновывается в рамках научного направления, исследователи разделились на два лагеря: у одних она вызывает сомнения и споры, а некоторые специалисты не хотят в принципе признавать ее в качестве отрасли знания. Для других это уже сформировавшееся, имеющее место быть научное направление, которое требует изучения наравне с другими.
Социологические исследования эмоций в особой степени распространены в США, Европе и Австралии. Так, в Европейской и Американской социологических ассоциациях существуют постоянно действующие подсистемы и комитеты, которые ответственны за исследования социологии эмоций. Также появилось большое количество научной литературы:
- Книги по социологии эмоций:
- Хрестоматии, которые раскрывают сущность некоторых аспектов социологии эмоций;
- Учебники по социологии эмоций;
- Ряд учебных программ, которые на данный момент достаточно узконаправленны и постоянно дополняются.
На сегодняшний день не существует четкого и обоснованного определения социологии эмоций. Институционализация социологии семьи показала, что теперь практически ни одно социальное явление не рассматривается без анализа его эмоциональных аспектов. Таким образом, сама категория социального действия как основополагающая в социологической науке, пересматривается учеными с учетом эмоциональных составляющих.
Следуя моде, в социологии произошел так называемый «эмоциональный поворот». Он заключается в обращении к эмоциональному измерению ряда социальных процессов и явлений, а также к социальной природе некоторых эмоциональных состояний, которые испытывают участники процессов.
По мнению современных социологов, социология эмоций призвана расширить наше понимание и осознание социальной структуры и повысить компетентность нашей социальной теории в целом. Поскольку в социологии главным объектом и одновременно субъектом может быть человек (или более обширная социальная группа), то нельзя не брать во внимание эмоциональный фон человека, его чувства и переживания, которые могут стать движущей силой его развития, восприятия социальной реальности. Главным убеждением остается то, что социология эмоций может в целом обеспечить прирост социологического знания. Тем самым она дополнит изучение эмоций в некоторых родственных ей дисциплинах:
- Психологической науке и социальной психологии;
- Истории;
- Антропологии;
- Политологии.
Стоит отметить, что в отечественной науке социология эмоций развивается довольно медленно. Но, тем не менее, в последнее время отечественные социологи стали включать ее в свои работы: они проводят глубокий анализ чувств и эмоций человека, его настроений.
Все это дает возможность совсем по-другому взглянуть на исследуемые явления. Таким образом, изучаются эмоции счастья, радости, симпатии, горя, эмпатии и заботы, ностальгии, стыда или депрессии. Из всего это складываются так называемые «эмоциональные ландшафты города». Исследователи могут проследить, люди каких категорий и профессий испытывают чаще всего удовлетворение, кто больше подвержен депрессиям – городское или сельское населения, для кого преимущественно нормально испытывать стыд.
Безусловно, в основу данного изучения, в первую очередь, входит анализ психологической составляющей. Но, в данном случае, следует отделить эмоциональную составляющую и привязать ее к различным социальным факторам и явлениям. Таким образом, следует проводить демаркационную линию между социологией и психологией эмоций. Нельзя смешивать их, так как психология относится к более углубленному исследованию, а социология эмоций – более новая наука, которая развивается и только выделяет ключевые моменты и возможности для анализа социальной реальности, которая зависит от человеческих эмоций.
Источник
Социология эмоций — Sociology of emotions
Социология эмоций применяет социологические теоремы и методы к изучению человеческих эмоций . Поскольку социология возникла в первую очередь как реакция на негативные последствия современности , многие нормативные теории в некотором смысле имеют дело с эмоциями, не являясь частью какой-либо конкретной дисциплины: Карл Маркс описал капитализм как вредный для личного « биологического вида », писал Георг Зиммель. деиндивидуализирующие тенденции «мегаполиса» и работы Макса Вебера касались рационализирующего эффекта современности в целом.
Содержание
Теория
Эмоции, с одной стороны, конституируют, встроены в, а с другой стороны, манипулируют или инструментализируют сущности, которые изучаются социологией на микроуровне, такие как социальные роли и нормы и « правила ощущения », которые формируют повседневные социальные взаимодействия и ситуации. с помощью социальных институтов, дискурсов, идеологий и т. д., а на макроуровне — с помощью социальных институтов, дискурсов, идеологий и т. д. Например, (пост) современный брак, с одной стороны, основан на эмоции любви, а с другой стороны, сама эмоция должна быть работал и регулируется им. Точно так же современная наука не могла бы существовать без эмоции любопытства, но она сужает его, иногда приводя к чрезмерной специализации науки. Многие формы культурного расслоения не могут существовать без отвращения и презрения, и есть политика, которая не может существовать без страха, поскольку многие гражданские и этнические войны не могут происходить без ненависти. (требуется ссылка)
Мы пытаемся регулировать свои чувства, чтобы они соответствовали нормам ситуации, основываясь на многих — иногда противоречивых — требованиях к нам. Систематические наблюдения за групповым взаимодействием показали, что значительная часть групповой активности посвящена социально-эмоциональным вопросам выражения аффекта и борьбы с напряжением. Одновременно полевые исследования социальной привлекательности в группах показали, что чувства людей друг к другу объединяются в социальные сети, открытие, которое все еще исследуется в области анализа социальных сетей .
Этнометодология выявила эмоциональную приверженность повседневным нормам через их целенаправленное нарушение. Например, учащиеся, проживающие в своих домах, сообщали об удивлении, замешательстве, шоке, тревоге, смущении и гневе других; Члены семьи обвиняли студентов в подлости, невнимательности, эгоизме, мерзости или невежливости. Актеры, которые нарушают нормы, сами испытывают волну эмоций, включая опасения, панику и отчаяние. Однако нарушение привычных правил ведет к снижению стресса и, в конечном итоге, может привести к получению удовольствия.
Т. Дэвид Кемпер предположил, что люди в социальном взаимодействии занимают позиции по двум аспектам отношений: статусу и власти. Эмоции возникают, когда межличностные события меняют или поддерживают статус и власть человека. Например, подтверждение чьего-либо возвышенного статуса вызывает эмоции, связанные с любовью. Повышение или понижение собственного и чужого статуса или власти порождает определенные эмоции, качество которых зависит от моделей изменений.
Арли Хохшильд предложил, чтобы люди управляли своими чувствами для создания приемлемых проявлений в соответствии с идеологическими и культурными стандартами. Хохшильд показал, что работа часто требует такого эмоционального труда . Ее классическое исследование эмоционального труда среди бортпроводников показало, что отраслевое ускорение, сокращение контактов между бортпроводниками и пассажирами, лишило бортпроводников возможности выполнять аутентичный эмоциональный труд, поэтому в конечном итоге у них появлялись поверхностные поверхностные улыбки. Пегги Тойтс разделила методы управления эмоциями на реализацию новых событий и переосмысление прошлых событий. Тойтс отметил, что эмоциями также можно управлять с помощью наркотиков, искусственных жестов и мимики или когнитивной переклассификации чувств.
Социолог Крис Люцерн утверждает в своей статье «Эмоции! Хорошо или плохо », что нет ни хороших, ни плохих эмоций. Однако вы можете судить об эмоциях как таковых. Согласно теории Люцерна, считается, что эмоции помогают людям выражать свои чувства. Таким образом, эмоции — это часть человеческой природы, которая помогает нам общаться. В дополнение к теории Криса Люцерна, когда люди переживают хорошую или плохую ситуацию, возникает эмоция. В результате эмоции следует действие. Например, вот несколько эмоций, перечисленных в статье Люцерна, которые люди испытывают ежедневно. Первое — это чувство счастья, которое может воспламенить танцевальное ощущение. Вторая эмоция — это гнев, при котором человек начинает чувствовать жар, вызывая у него или нее пот. И, наконец, эмоция печали, которая создает ощущение замкнутости. Как следствие, чувство замкнутости человек может реагировать иррационально, чтобы ему было комфортно. Крис Люцерн также заявляет в своей статье, что «несмотря ни на что, вы не можете контролировать свои реакции на эмоции». В заключение теории Люцерна можно сказать, что при выражении своих чувств реакция носит случайный характер.
Дэвид Стрейкер заявляет, что «мы должны следить за своими эмоциями», аналогично в теории эмоций Арли Хохшильда. Стрейкер говорит о том, что эмоции — это сигналы, которые говорят вам что-то о том, что происходит внутри вас. Иногда плохие эмоции могут вводить в заблуждение, потому что реакция часто вызывает конфликт. В заключение, основываясь на теории Стрейкера, вы можете использовать эмоции как хорошие, так и плохие. Примером, о котором говорил Стрейкер, было использование эмоций для мотивации других.
Томас Дж. Шефф установил, что многие случаи социальных конфликтов основаны на деструктивном и часто нарастающем, но останавливаемом и обратимом цикле стыда-гнева: когда кто-то приводит или чувствует себя стыдным по отношению к другому, его социальные связи подвергаются стрессу. Это можно совместно признать, обсудить и, по возможности, наиболее эффективно посмеяться, чтобы восстановить их социальные связи. Тем не менее, когда стыд не признается, а вместо этого отвергается и подавляется, он становится гневом, и гнев может подтолкнуть к агрессивным и позорным действиям, которые негативно отражаются на этой саморазрушительной ситуации. Социальное управление эмоциями может быть фундаментальной динамикой социального сотрудничества и конфликта вокруг ресурсов, сложности, конфликта и моральной жизни. Это общепризнанный социологический факт, что выражение и переживание эмоции гнева, например, сильно не приветствуются (подавляются) у девочек и женщин во многих культурах, в то время как страх не поощряется у мальчиков и мужчин. Некоторые культуры и субкультуры поощряют или препятствуют счастью, грусти, ревности, возбуждению и многим другим эмоциям. Во многих странах свободное выражение эмоции отвращения считается социально неприемлемым.
Социолог Рэндалл Коллинз заявил, что эмоциональная энергия является основной движущей силой в социальной жизни, для любви и ненависти, инвестирования, работы или потребления, культа или ведения войны. Эмоциональная энергия варьируется от высочайшего уровня энтузиазма, уверенности в себе и инициативе до глубочайшей апатии, депрессии и уединения. Эмоциональная энергия исходит от различных успешных или неудачных цепочек взаимодействий ритуалов, то есть шаблонных социальных встреч — от разговоров или сексуального флирта через рождественские семейные обеды или офисной работы до массовых демонстраций, организаций или революций. В последнем случае взаимосвязь в поведении участников синхронизирует их нервные системы до такой степени, что вызывает коллективное возбуждение , наблюдаемое в их взаимной сосредоточенности и эмоциональном увлечении (неправильное использование слова, «увлечение»), а также в их нагрузке. эмоциональное и символическое значение для сущностей, которые впоследствии становятся символами ритуала и членской группы, одобряя, сохраняя, продвигая и защищая их. Таким образом, социальная жизнь будет самым важным направлением генерации и распределения эмоциональной энергии.
Affect теории управления , возникли на Дэвиде Р. Heise , предполагает , что социальные действия предназначены их агенты , чтобы создать впечатление , что пристало настроение царящим в ситуации. Эмоции — это временные физические и субъективные состояния, зависящие от текущего впечатления от эмоционального человека и от сравнения этого впечатления с чувством, связанным с личностью человека. Таким образом, эмоции являются внутренними сигналами для себя и наблюдаемыми сигналами для других о личности человека в ситуации и о его понимании событий в ситуации. Хейз разработал программу моделирования для анализа процессов управления аффектами в социальном взаимодействии и для прогнозирования мгновенных эмоций взаимодействующих. Программа определяет эмоции в виде числовых профилей, слов эмоций и мультяшных рисунков выражений лиц взаимодействующих лиц. Полный обзор теории управления аффектами представлен в книге Heise 2007 года Expressive Order .
Эмпирические приложения
Рабочие места. Следуя примеру Хохшильда, социология эмоций широко применяется к различным взаимодействиям на рабочем месте. Дженнифер Пирс, студентка школы Хохшильда, изучила, например, юридические фирмы, а Робин Лейднер — работу с эмоциями в точках быстрого питания.
Социальные движения. Вдохновленные культурными работами Джеймса М. Джаспера в конце 1990-х, особенно «Искусством морального протеста», ряд исследователей протеста и общественных движений начали исследовать вовлеченные в них эмоции. Среди них Эрика Саммерс Эффлер, ученица Рэндалла Коллинза, которая изучает, как эмоции влияют на ощущение времени, в «Смеющихся святых» и «Праведные герои»; Линн Оуэнс, которая документирует эмоции приходящего в упадок общественного движения, скваттеров Амстердамса, в книге «Крекинг под давлением»; и Верта Тейлор , чья книга Rock-a-Bye Baby документирует борьбу за чувства, которые должны испытывать молодые матери. Дебора Гулд прослеживает ряд эмоциональных процессов на протяжении взлета и падения ACT UP в серии статей и книге «Движущаяся политика». Конференция 1999 года, организованная Джеймсом М. Джаспером , Джеффом Гудвином и Франческой Поллеттой, помогла стимулировать это новое развитие теории и исследований социального движения. Ученые всего мира взялись за изучение эмоций социальных движений, в том числе группа французских исследователей, таких как Оливье Филльё, Изабель Соммье и Кристоф Трэйни.
Как мера религиозности
По мнению социолога Мервина Вербита , эмоции можно рассматривать как один из ключевых компонентов религиозности. Кроме того, религиозные эмоции можно разбить на четыре аспекта:
- Содержание
- Частота
- Интенсивность
- Центральность
Содержание религиозных эмоций может варьироваться от ситуации к ситуации, равно как и степень, в которой они могут занимать человека (частота), интенсивность эмоции и центральное место эмоционального чувства (в этой религиозной традиции или в жизни человека). ).
В этом смысле эмоции чем-то похожи на «опытное» измерение религиозности Чарльза Глока (Glock, 1972: 39).
Источник