- Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Что такое социальный интеллект?
- Что такое социально-эмоциональный интеллект?
- Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта
- Ложка дегтя
- Все про социальный и эмоциональный интеллект: взаимосвязь и развитие
- Что это за понятия, как влияют на компетентность суждений?
- Взаимодействие дошкольников и подростков с обществом
- Гендерные различия у детей и взрослых
- Возрастные изменения процессов развития личности
- Необходимость развития
Эмоциональный, социальный и социально-эмоциональный интеллект
Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ). Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств. Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.
Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера — Саловея — Карузо. Она включает в себя следующие составляющие:
- восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
- понимание эмоций;
- управление эмоциями;
- использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).
Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.
Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.
Что такое социальный интеллект?
Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ), как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.
Что такое социально-эмоциональный интеллект?
Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих (компонентов):
- самопознание;
- саморегуляция;
- социальные навыки;
- эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
- мотивация.
Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.
Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта
Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует. Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.
Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.
Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью. Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.
Ложка дегтя
То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам: харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д. По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?
В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать. Этому посвящена наша следующая статья.
Источник
Все про социальный и эмоциональный интеллект: взаимосвязь и развитие
Все чаще можно услышать о необходимости развития у человека эмоционального и социального интеллекта.
Способность воспринимать эмоции и разрешать конфликты в социуме гармонизирует нашу жизнь, помогает достичь успеха в профессии и личной жизни.
В данной статье рассматриваются социальный и эмоциональный интеллекты, как они взаимодействуют в нашей жизни, и как могут изменяться в зависимости от гендерной принадлежности или возраста.
Что это за понятия, как влияют на компетентность суждений?
Социальный интеллект – способность понимать поведение других людей и свое собственное, умение действовать сообразно ситуации и поступать адекватно в отношении окружающих.
Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации в обществе.
Эмоциональный интеллект – способность распознавать чувственные отражения значимости внешних воздействий на человека, понимать намерения и желания окружающих, а также умение управлять собственными субъективными отношениями к различным аспектам бытия и эмоциями окружающих в целях решения поставленных задач.
Взаимодействие дошкольников и подростков с обществом
Эмоциональный интеллект тесно связан с просоциальным состоянием человека в обществе. Психологи и педагоги отмечают, что дети и подростки с высоким уровнем EQ легко адаптируются социально и эмоционально.
Способность управлять собственными внутренними ощущениями и действиями связана с окружающим обществом, поскольку:
- повышает качество взаимодействия с окружающими;
- мотивирует на сотрудничество с другими людьми;
- концентрирует внимание на наиболее важных совместных действиях;
- регулирует использование навыков социального поведения, в том числе и таких, как сдерживание импульсивности.
Люди, обладающие высоким EQ способны быстро устанавливать позитивные, дружеские отношения с окружающими.
Их популярность среди сверстников высока по сравнению с людьми с низкими показателями эмоционального интеллекта и с теми, кто показывает высокий балл по нарцисизму.
Гендерные различия у детей и взрослых
Существуют некоторые гендерные различия в этих двух видах интеллекта.
- Традиционное воспитание ребенка способствует развитию у девочек большей эмпатии и способности понимать чувства других людей. Мальчики лучше скрывают и подавляют свои чувства. Девочки по своему внутреннему ощущению более связаны с матерью, они учатся сопереживать, играя в куклы и «девичьи» игры.
- При воспитании мальчиков поощряется сдерживание чувств, их вытеснение: «Мужчины не плачут!». Мальчиков с детства подталкивают соревноваться, а не идти на компромисс. В результате, у них усваиваются такие стратегии, как соперничество, манипуляции, авторитарность.
- Процесс социализации у мальчиков и девочек проходит по-разному: девочки стремятся к общению, к развитию взаимоотношений и привязанности, а мальчики склонны к предвидению и контролю окружения. В процессе взросления для женщин сотрудничество в социуме становится более важным, чем для мужчин.
- Женский стиль сотрудничества отмечается как партнерский, а общение мужчин связано с предметной конкретикой, духом соревнования и конфликтами. Для мужчин на первом месте стоит компонента деятельности, а потом уже симпатия к сослуживцам. Мужское общение всегда эмоционально сдержано.
- Для представителей различных гендерных сообществ предъявляются дифференцированные нормы относительно проявления собственных чувств и эмоций. Мужчинам не свойственны такие эмоции, как отзывчивость и экспрессия, они скрывают страх, тревогу, грусть, не склонны к чрезмерному проявлению сочувствия.
- Согласно традиционным стереотипам мужчины должны занимать активную социальную позицию, оказывать личное влияние на других и стремиться к высоким достижениям. В результате предъявляемых к ним высоких требований, они чувствуют себя ответственными за свой социальный статус. В случае неудачи этот фактор провоцирует состояние тревожности, потерю самоуважения и интереса к жизни.
- Женщины могут самореализоваться в кругу семьи и близких. Даже не обладая высоким уровнем общественного влияния, они могут обладать высоким уровнем самоуважения.
- Некоторые дамы, при невозможности удовлетворить свои желания или в результате неудач на пути к поставленной цели, могут впадать в состояние фрустрации, проявлять агрессию и невротичность.
Возрастные изменения процессов развития личности
В современной психологии акцент в исследованиях все больше смещается в сторону социального интеллекта.
С возрастом в этом типе интеллекта происходят следующие изменения:
- Происходит увеличение метакогнитивных способностей, когда человек знает все о своей познавательной деятельности и умеет управлять ею.
- Увеличивается способность к проницательности и умению предвидеть развитие ситуации.
- Появляется правильная адаптивная реакция на неудачу.
Социальный интеллект может ухудшаться у некоторых людей только в позднем возрасте (после 70 лет), до этого, он только увеличивается, базируясь на предыдущем опыте.
Рассмотрим возрастные особенности развития эмоционального интеллекта на примере российских женщин.
В современном обществе им удается совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности, что требует от них активности, целеустремлённости, инициативности, а в быту домом приходится решать различные бытовые вопросы, и проблемы, связанные с детьми. И в этом случае никак не обойтись без таких необходимых качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность.
В ходе проведенных психологических исследований EQ у женщин возрастных групп 25-35 лет и 40 -45 лет, выяснилось, что представительницы старшей группы в общем имели более высокий уровень. В этой группе были отмечены более высокие показатели эмоциональной осведомленности, эмпатии, самомотивации, они более способны управлять своими эмоциями и понимать других.
Необходимость развития
Социальный интеллект является необходимым аспектом развития личности. Взаимодействие с другими людьми не может быть успешным, если партнеры не научатся понимать свое собственное поведение и деятельность других.
Высший уровень развития социального интеллекта характеризуется:
- гуманистической направленностью;
- носителем этой способности является социо-зрелая личность, которая обладает адекватной самооценкой;
- у человека с высшим уровнем социального интеллекта чрезвычайно развито чувство собственного достоинства;
- такая личность обладает высоким социальным потенциалом, который проявляется в способности позитивно влиять на окружающих.
Эмоциональный интеллект характеризуется двумя важными аспектами:
- внутриличностный, когда человек умеет управлять собой;
- межличностный – умение контролировать отношения с окружающими.
Характерным признаком высоко развитого EQ является доброжелательность человека. Такой человек приятен в общении, умеет избегать конфликтов, никогда сам их не провоцирует. Данная личность самодостаточна и независима, способна реалистично оценивать свои возможности.
Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта являются лидерами в коллективе, способны достигать успехов в бизнесе и в карьере, они счастливы и уверены в себе.
Способность контролировать и управлять эмоциями, понимать действия окружающих вас людей и действовать адекватно обстановке чрезвычайно важна в профессиональной деятельности специалистов, которые постоянно взаимодействуют с большим количеством людей. Только обладая высокоразвитым социальным и эмоциональным интеллектом возможно стать эффективным руководителем, способным повести за собой людей, мотивировать их на достижение целей.
Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.
А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.
Источник