Социальный характер эмоций человека

Виды социальных эмоций

Влияние значимых других на чувства и эмоции

Социальные эмоции

Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления его «Я-концепции», и те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как значимые другие. Каждый из нас весьма чувствителен к требованиям таких лиц, поскольку мы не можем себе позволить потерять поддержку этой аудитории.

Значимые другие – это все, с кем человек близко знаком. Высокая степень интимности при этом не является необходимой. Учитель или популярный актер могут оказывать очень большое влияние, даже если человек не знаком с ними в личной жизни. Круг значимых других включает, согласно данным целого ряда исследований, от 3 до 22 человек. Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48 %). Однако, если учитывать продолжающиеся отношения и уже завершенные, то среди партнеров, отношения с которыми продолжаются, 65 % составят родственники и 35 % друзья, а среди тех, с кем отношения завершились, – 15 % родные и 85 % друзья. Следовательно, отношения с друзьями менее устойчивы, более конечны и заменяемы, чем отношения с родственниками.

Мужчины склонны относить к категории значимых скорее мужчин (65 %), женщины – женщин (56%). Однако и те и другие самые главные роли в своей жизни отводят женщинам: мужчины – женам и матерям, женщины – матерям и дочерям. В целом иерархия значимых людей выглядит следующим образом: мать и отец, затем – супруги, дети, друзья, подруги.

С возрастом увеличение близости с другими людьми отмечают 57 % женщин и только 25 % мужчин, увеличение дистанции в отношениях – 50 % мужчин и лишь 7 % женщин.

Материалы о том, как люди относятся друг к другу, собираются путем интенсивных интервью, наблюдений в заранее подготовленной ситуации и разнообразных тестов. Например, чрезвычайно информативна стандартная процедура ТАТ (Тест Тематической Апперцепции): интерпретируя двусмысленные рисунки, человек почти неизменно обнаруживает свои характерные ориентации по отношению к межличностным ролям. Это позволяет определить, как он понимает свое место в системе межличностных отношений.

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Читайте также:  Управление эмоциями у ребенка

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Социальная роль эмоций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная обусловленность эмоций

В широком смысле эмоции — это отношение человека к миру, ко всему, что он делает и чувствует, причем это отношение это выражается в форме переживания, которое одновременно зависит от конкретных социально-экономических и политических условий общественной жизни, а также создает социальные последствия в самых разных сферах жизни человека.

Социальные эмоции — это определенные переживания, которые появляются у человека только в результате удовлетворения его социальных потребностей.

Эмоции как социокультурный феномен рассматриваются в рамках социологии эмоций. С помощью эмоций осуществляется регулирование социальных взаимодействий между людьми, формируя как положительные взаимоотношения, так и негативные, вплоть до игнорирования.

Являясь важным механизмом становления отношений внутри семьи, положительные эмоции, демонстрируемые взрослыми и детьми, крайне сильно влияют на взаимную привязанность, и наоборот.

Несмотря на то, что эмоции возникают вследствие удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей, сами потребности обусловлены и социальным опытом человека, и социальной средой. Социальные же факторы необходимо рассматривать как стимулы, которые возникают и до, и после, и, что важно, во время самого переживания.

Эмоции и социальные настроения влияют не только на конкретного индивида, но и на всю социальную структуру и происходящие в обществе социальные процессы.

Значимые события в истории развития общества практически всегда были связаны с включенностью больших масс, которые демонстрировали повышенный уровень эмоциональности.

Готовые работы на аналогичную тему

П. Сорокин, который исследовал поведение общества в моменты революций, утверждает о несостоятельности концепции рациональности, поскольку человек представляет собой существо эмоциональное, на которое влияет настроение толпы, а потому, оказываясь внутри «потока», человек лишается определенного уровня рациональности и становится элементом социальной силы, которая влияет на социальные процессы.

Поэтому эмоции рассматриваются не только как реакция на стимулы окружающей среды, но и как фактор, который способен управлять социальными процессами и может производить социальные последствия.

Читайте также:  Окончив с отличием политехнический институт слезы радости

Эмоции принято разделять на первичные и вторичные, и если первые являются результатом филогенеза и обусловлены психологически, то вторые (социальные) — формируются в процессе социализации и связаны с отношением к нормам, ценностям и поведению, принятым в обществе. Также существуют теории, которые все эмоции рассматривают как социальный конструкт. Концепция Ст. Гордона утверждает то, что социальные процессы являются источником возникновения эмоций, то есть эмоции появляются в результате определенных ситуаций (которые априори социальны) и с людьми (которые активно включены в социальные отношения).

Функции эмоций в контексте социологии

Д. Келтнер и Дж. Хайд выделяют социальные функции эмоций в контексте четырех уровней анализа:

  1. Индивидуальный: информирование человека о социальном событии и подготовка к действиям.
  2. Диадический: координирование социального взаимодействия.
  3. Групповой: идентификация с членами группы.
  4. Культурный: формирование эмоций культурными практиками и воздействие на них.

Можно выделить следующие функции эмоций в контексте социологии:

  1. Отражательная (оценочная) — проявляется в отношении человека к определенным явлениям социальной действительности.
  2. Коммуникативная — проявляется в необходимости эмоций как социально информативных сигналов, которые нужны для понимания людьми друг друга
  3. Интерактивная — проявляется в том, что эмоции способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и формированию (или поддержанию) идентичности в процессе интеракции. Поведенческий репертуар человека содержит «эмоциональные заготовки», которые Е.П. Ильин предлагает называть энграммами.
  4. Сигнальная — проявляется в информировании человека о социальной ситуации, в которой он находится, об успешности или неуспешности осуществляемых человеком в ней действий.
  5. Защитная — проявляется в защите человека в результате появления страха (например, в какой-либо неизвестной социальной ситуации).
  6. Манипулятивная и мотивационная (побуждающая) — проявляется в использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей с целью изменения их поведения для достижения собственных целей.
  7. Социализирующе-адаптивная — проявляется в том, что эмоции не только социализируются, но и выступают в качестве управленческого ресурса, воздействующего на процесс социализации.
  8. Конструктивно-деструктивная — проявляется в том, что эмоции способствуют формированию и воспроизводству определенных социальных отношений, институтов и структур, при этом в качестве деструктивной силы эмоции проявляются во времена потрясений, катаклизм и социальных преобразований.

Источник

Социальные эмоции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.
Читайте также:  Что вы чувствовали когда вас предали

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Источник

Оцените статью