Социальный характер чувств людей

Эмоции и чувства, их социальные функции

Эмоции и чувства

Введение

Можно полагать, что исторически эмоции были первыми регуляторами поведения не только высших животных, но и человека. В борьбе за самосохранение они помогали отличать и соответственно реагировать на полезные и вредные предме­ты и явления. Лишь позже, в ходе дальнейшего развития эмо­циональная регуляция дополняется и корригируется действи­ем разума и волн, что позволило человеку целенаправленно планировать свои действия и поступки, согласовывать с дей­ствиями и поступками других людей, прогнозировать их пос­ледствия, прилагать усилия для достижения поставленных целей. Короче говоря, формируется механизм сознательной интеллектуально-эмоционально-волевой регуляции всей жиз­недеятельности человека.

Сегодня роль эмоций и чувств в жизни человека велика и многообразна. Они влияют на использование информационно­го и энергетического потенциала человека, являются важной направляющей и побудительной силой, регулятором и стиму­лятором поведения и деятельности человека, выполняют как диагностическую, так и прогностическую функции. Они возве­личивают человека, делают его героем, творцом прекрасных произведений литературы и искусства, научных открытий или приводят к нравственному падению личности; активизируют наш труд, помогают общению с другими людьми и установле­нию благоприятных отношений или делают нашу жизнь тя­гостной, безрадостной, ведут к разрыву отношений даже с близкими людьми.

Между тем эта важная и интересная проблема недоста­точно разработана в психологической науке, что значительно повышает ее актуальность.

Эмоции и чувства, их социальные функции

Эмоциональная сфера личности, будучи подструктурой ее психологической структуры, связанной с познавательной и во­левой подструктурами, представляет сложную динамическую систему, включающую большое число взаимно влияющих друг на друга эмоций и чувств. B общем виде эмоции и чувства выглядят как специфичес­кие формы психического отражения личностью и социальной общностью внешнего и внутреннего мира, которые проявляются как в субъективных переживаниях, так и в ре­чевых, двигательных, мимических и иных реакциях.

Под эмоциями мы понимаем относительно кратковремен­ные переживания средней интенсивности, например: радость, гнев, страх и т. п. (в переводе на русский язык слово «эмоция» означает душевное волнение, душевное движение). В то же время чувства отличаются, как правило, большей интенсив­ностью и устойчивостью. Они тесно связаны с предметами их вызвавшими. Так, чувство любви имеет разное содержание в зависимости от того, на кого (или на что) оно направлено. Любовь к Родине, ребенку, человеку противоположного пола—это одинаковые по названию, но разные по содержанию переживания. А эмоции—это ситуативные образования, ко­торые вызываются определенными ситуациями.

Как психические образования эмоции и чувства представ­ляют неразрывную органическую связь процесса и порождае­мого им результата: без соответствующего процесса нет и не может быть определенного результата. Процесс переживания человеком тех или иных фактов и событий внешнего мира, а также состояний организма порождает соответствующие эмоции и чувства как своеобразную форму отношения, при­чем в той мере, в какой все это затрагивает потребности и интересы индивида, его социальные установки н ценности. Все, что благоприятствует жизнедеятельности человека, пере­живается со знаком плюс, а то, что не благоприятствует,— со знаком минус.

«Условием возникновения эмоций и чувств является так называемая эмоциональная ситуация. П. Фресс и Ж. Пиаже считают, что подобная ситуация возникает «при избыточной мотивации по отношению к реальным прнспособнтельным воз­можностям индивида». Действительно, избыточная мотивация может быть причиной эмоциональных реакций. Студенты уз­нают результаты экзаменов: одни кричат и прыгают от ра­дости, а другие плачут от горя. Но эмоциогенным может быть и недостаток информации, например, при новизне ситуации, когда человек не подготовлен к встрече с кем-то или с. чем-то. Эго наблюдается, в частности, у больного, которому мало го­ворят о его состоянии, что порождает страх перед неизвест­ностью. Эмоция может возникнуть также и тогда, когда воз­действие ожидается, но превосходит ожидаемую интенсив­ность. Студент не ждал хороших экзаменационных результа­тов, но только не двойку, а получил именно ее. Внезапность мешает возможности адаптироваться к ситуации, что и опре­деляет характер эмоциональной реакции. Сильным эмоциогенным фактором являются конфликтные ситуации. От обще­ния с другими людьми человек стремится получить положи­тельные переживания, избегать эмоционального напряжения. Положительные эмоции поддерживают общение. В то же время конфликт разрушает общение: повышает эмоциональ­ную возбудимость участников этого процесса, вызывает у них гнев, возмущение, враждебные отношения друг к другу. С позиции информационной теории П. В. Симонова, эмоциогенную ситуацию можно понимать как рассогласование между информацией о том, что требуется для удовлетворения потребности, и тем, чем человек располагает. Если информа­ция о том, чем человек располагает, превосходит то, что не­обходимо для удовлетворения потребности, то возникают по­ложительные переживания, а при противоположной ситуа­ции— отрицательные. Эмоции и чувства могут вызываться также воспоминаниями о прежде бывших эмоциогенных си­туациях. Один вид пищи, которая ранее вызывала отрицатель­ную эмоцию, способен вызвать ее вновь. Может сработать механизм «заразительности» эмоций. Если кто-то из присут­ствующих обнаруживает определенную эмоцию (страх, ра­дость и др.), то мы нередко подражаем ему. Так формируют­ся групповые эмоциональные состояния, происходит «обмен» эмоциональной информацией».

Читайте также:  Как уснуть при сильном стрессе

Взаимодействие мозга человека с объективным миром имеет своим результатом, как знания, так и самые различные переживания. При этом по мысли Р. Зайонца, эмоции и чувства имеют известные преимущества перед интеллектом. «Че­ловек,— пишет он, — чувствует больше, чем знает и может сказать. Эмоции «срабатывают» раньше когнитивной обработки и оказывают известное влиянием на оценку ситуа­ции, на выбор схемы поведения».

Человеческие эмоции и чувства «очеловечены» социальны­ми условиями жизнедеятельности и в этой жизнедеятельнос­ти выполняют ряд функций, они — полифункциональны. Сре­ди этих функций исходной, базисной, на наш взгляд, являет­ся сигнальная функция. Вместе с познавательными процесса­ми эмоции и чувства дают информацию о значимости тех или иных объектов для удовлетворения потребностей, о ходе их удовлетворения (неудовлетворения); дают знания о том, что хорошо, а что плохо в поведении людей и о многом другом.

С сигнальной функцией тесно связана диагностическая функция эмоций и чувств. Внешние выражения этих пережи­ваний могут быть индикаторами, в частности, психофизичес­кого состояния человека. По ним можно судить об эмоцио­нальной жизни: степени возбудимости, силе переживаний, их действенности и т. п. Эмоциональная неустойчивость может быть одним из показателей нарушения мозгового кровообращения; повышенная раздражительность наблюдается при болезнях желудка; тревожность, бурные эмоции отмечаются при болезнях печени и др.

Существенной функцией эмоций и чувств может быть при­знана прогностическая, проявляемая в предчувствиях чело­века о своих будущих успехах (неудачах) в деятельности и поведении, а также о будущем других людей, особенно тех, с которыми эмоционально близки. Так, известно много случа­ев, когда мать предчувствовала несчастье, которое произой­дет с ее сыном, находящимся на фронте, и это предчувствие, к сожалению, оправдывалось.

«Эмоции и чувства выполняют также регуляторную функ­цию. Во-первых, они помогают понять, почему человек зани­мается определенной деятельностью и совершает поступки, г. е. влияют на направление его активности. Во-вторых, эмо­ции и чувства являются мотивами активности человека. Как заметил Гельвеции, «любовь отточила карандаш первого ху­дожника». В-третьих, они влияют на использование челове­ком потенциальных сил и способностей, тем самым могут по­вышать, понижать и даже затормаживать активность челове­ка. При этом имеют значение как настоящие (сиюминут­ные), так и бывшие прежде и возможные в будущем эмоцио­нальные состояния. Понятно, что активность человека в ко­нечном итоге зависит от психофизических энергетических «за­пасов», но в рамках этих «запасов» значение эмоций и чувств велико».

Эмоции способны выполнять интегрирующую функцию. Они могут почти моментально объединить функции организма человека, во-первых, для того, чтобы ответить на вопрос: полезно или вредно для организма то или иное воздействие, и, во-вторых, для определения «синтезированного» ответа на –воздействие.

«Онтогенетически (как, вероятно, и филогенетически) первичными являются эмоции, а чувства образуются на базе эмоций и из них, как здание из кирпичиков. Однако если здание не есть простая сумма кирпичей, то и чувство — не проcтая ассоциация эмоций. Под влиянием внешних воздействий, их характера у человека возникают определенные эмоции. Каждая эмоция оставляет след в сознании человека и закрепляется в нем. Повторение одних и тех же эмоций ведет к образованию чувства».

«История наших чувствований,—писал К. Д. Ушинский,— и есть история нашей души». Точнее, можно сказать, что история чувства есть не что иное, как история наших взаимоотношений с людьми, связей с природой и произведениями искусства и литературы. Отсюда понятно, что чем шире круг общения, чем больше человек видел и слышал, созерцал прекрасного в природе и искусстве (живописи, музыке, скульптуре), читал произведении литературы, тем богаче спектр его чувств.

Образовавшиеся чувства могут находиться в потенциаль­ном или актуальном состоянии. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Так, мы можем сильно любить человек, с которым постоянно живем, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет нам всю глубину нашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свое отечество, если случай, на­пример, долговременное удаление, не обнаружит для него са­мого всю силу этой любви».

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания профилактика профессионального выгорания

Очень ярко показал силу скрытой любви Н. В. Гоголь в «Старосветских помещиках».

И действительно, в каждодневных делах и заботах мы по­рой не замечаем в себе то или иное чувство, хотя оно в нас есть. Но достаточно угрозы близкому человеку или другого неприятного события, как это чувство набирает «силу» и об­наруживает себя.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО. ОБЩИННЫЙ ДУХ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА

После стремления к власти наиболее важную роль в развитии характера играет социальное чувство. Так же как стремление к самоутверждению, оно находит свое выражение в первых побуждениях ребенка, особенно в его желании общения и нежности. Ранее мы объясняли, какие условия необходимы для развития социального чувства; здесь мы снова хотим вкратце остановиться на этом предмете. Общинный дух, или социальное чувство, находится под влиянием как чувства собственной неполноценности, испытываемого человеком, так и компенсаторного стремления к власти. Люди очень восприимчивы ко всякого рода комплексам неполноценности. Процесс психического развития, рост тревожности, которая заставляет искать компенсации и безопасности, начинается в тот момент, когда появляется чувство неполноценности. В правилах воспитания детей должно быть учтено то, что мы понимаем присущее детям ощущение собственной неполноценности. Эти правила можно сформулировать следующим образом: не делайте жизнь для ребенка слишком мрачной и не позволяйте ему слишком рано увидеть темную сторону жизни. Дайте ему шанс ощутить радость бытия. По экономическим причинам применить эти правила на практике не всегда представляется возможным. К несчастью, многие дети вырастают в условиях бедности и нужды. Физические дефекты также играют важную роль, поскольку они делают нормальную жизнь невозможной и внушают ребенку мысль, что он нуждается в особых привилегиях. Дети, познавшие на собственном опыте, что такое бедность или увечье, с неизбежностью будут считать, что жизнь дурно с ними обошлась. От этого, в свою очередь, возникает большая опасность того, что их социальное чувство будет аномальным.

Мы не можем судить о каком-либо человеческом существе иначе, как используя в качестве мерки социальное чувство и оценивая мысли и действия данного человека с помощью этой мерки. Мы должны придерживаться этой точки зрения, поскольку любой индивидуум внутри общественного организма обязан быть его частью. Мы должны осознать свой долг по отношению к себе подобным. Мы со всех сторон окружены обществом и должны жить согласно логике общественного существования. Эта логика определяет тот факт, что для оценки себе подобных нам требуются какие-то ясные критерии. Степень развития социального чувства у того или иного индивидуума — единственный критерий человеческих ценностей, чья величина абсолютна. Мы не можем отрицать нашу психологическую зависимость от него. Никто из людей не способен полностью игнорировать свое социальное чувство.

Всем нам отлично известно, что у нас есть обязанности по отношению к себе подобным. Наше социальное чувство постоянно напоминает нам об этом. Это не означает, что оно постоянно присутствует в нашем сознании и мыслях; однако для того, чтобы отказаться от социального чувства и отвергнуть его, требуется некоторая решительность. Кроме того, социальное чувство настолько всеобъемлюще, что никто не способен начать ни одного действия, не сверившись предварительно с ним. Необходимость найти оправдание каждому поступку и мысли порождается нашим бессознательным ощущением общественного единства. По крайней мере, это причина того, почему мы ищем смягчающих обстоятельств для оправдания наших действий. Интересно, что социальное чувство настолько фундаментально и важно, что даже если эта способность учитывать интересы других у нас отстает в развитии от уровня большинства людей, мы тем не менее прилагаем усилия к тому, чтобы казаться не хуже их. Это означает, что притворное социальное чувство порой используется для прикрытия антисоциальных мыслей и поступков, которые являются истинными проявлениями натуры данной личности. Рассмотрим несколько примеров, демонстрирующих злоупотребление социальным чувством.

Однажды молодой человек рассказал нам, как он с несколькими товарищами отправился на остров в море, где они провели некоторое время. Случилось так, что один из его спутников, наклонившись с обрыва, потерял равновесие и упал в море. Наш молодой человек с большим интересом наблюдал, как падает его товарищ. Позднее, размышляя над этим случаем, он осознал, что такое поведение не показалось ему странным. Правда, упавший в море молодой человек был спасен, но мы со всем основанием можем утверждать, что социальное чувство рассказчика минимально. Мы не изменим это мнение, даже если узнаем, что он за всю жизнь не причинил никому вреда или что порой он был кому-то добрым другом.

Читайте также:  Чувствует ли новорожденный что мамы нет рядом

Наше предположение должно быть подкреплено другими фактами. Часто этому человеку приходила в голову одна и та же мечта: жить в изоляции от всех людей в хорошеньком домике посреди леса. Эта картина была также любимым мотивом его рисунков. Всякий, кто понимает что-то в фантазиях, а также знает предыдущую историю его жизни, легко распознает присущий ему недостаток социального чувства, подтвержденный и его грезами. Будет справедливо сказать, что психика молодого человека развивалась неравномерно: ему явно не хватает социального чувства.

Разницу между подлинным и фальшивым социальным чувством показывает следующий анекдот. Старушка, пытаясь сесть в автобус, поскользнулась и упала в снег. Она не могла встать, и немало людей в спешке пробежали мимо, не замечая ее положения, пока не подошел мужчина и не помог ей встать. В этот момент другой мужчина, который где-то прятался, вышел и приветствовал ее благородного спасителя такими словами: «Слава Богу! Наконец-то я нашел приличного человека. Я стоял здесь пять минут и смотрел, не поможет ли кто-нибудь старушке. Вы — первый, кто это сделал!» Этот случай демонстрирует, как можно злоупотреблять мнимым социальным чувством. С помощью такого очевидного обмана один человек поставил себя судьей над всеми остальными. Он считает себя вправе хвалить и порицать, но сам не шевельнул и пальцем, чтобы помочь.

Есть и более сложные случаи, в которых оценить социальное чувство того или иного человека не так легко. Единственное, что можно предпринять, — это произвести тщательный анализ. Стоит сделать его, и нам сразу же все станет ясно. Таков, например, случай с генералом, который, зная, что бой уже проигран, продолжал его, что привело к бессмысленной гибели тысяч солдат. Этот генерал заявил, что действовал в интересах страны, и многие с ним согласились. Тем не менее, какими бы соображениями он ни оправдывал свое решение, трудно считать его хорошим человеком.

Чтобы составить верное суждение о таких неясных случаях, нам требуется оценивать их с некоей универсальной точки зрения. В психологии личности такой точкой зрения может служить понятие социальной полезности и блага человечества, «всеобщего благоденствия». Если мы примем эту точку зрения за основу, мы легко сможем принимать решения по конкретным вопросам.

Степень развития социального чувства проявляется во всех действиях индивидуума. Она может очень заметно проявляться внешне, например, в его манере смотреть на других людей, манере пожимать руки, манере говорить. Вся его личность тем или иным способом производит на нас неизгладимое впечатление, которое мы воспринимаем почти интуитивно. Порой из поведения того или иного человека мы бессознательно делаем такие далеко идущие выводы, что все наше отношение к нему в дальнейшем основывается исключительно на этих выводах. В своих лекциях мы только переводим это интуитивное знание в сферу сознания, тем самым давая себе возможность проверить и оценить его и таким образом избежать многих глубоких заблуждений. Ценность этого переноса бессознательной оценки в сферу сознания заключена в том, что благодаря ему мы становимся свободнее от предрассудков (которые появляются, когда мы составляем свои мнения в бессознательном, где они не поддаются нашему контролю и мы не имеем возможности их изменить).

Повторю еще раз: никакую оценку характера человека нельзя делать в отрыве от контекста. Если мы вырвем из его жизни отдельные явления и будем судить их по отдельности — например, только его физический статус, или его социальную среду и воспитание, — мы неизбежно сделаем ошибочные заключения. Это немаловажный факт, поскольку он немедленно снимает с плеч человечества огромный груз. Высокая степень самопознания позволяет нам вести себя более разумно и больше получать от жизни. Наш метод позволяет вмешиваться и оказывать благоприятное влияние на других, особенно на детей, и спасать их от злой судьбы, которая была бы им уготована в ином случае. Таким образом, никто не будет обречен страдать всю жизнь просто из-за того, что воспитывался в плохой семье или его биография складывалась неблагоприятно. Если только мы сможем достичь этого, это будет для нашей цивилизации огромным шагом вперед. Целое новое поколение вырастет, не ведая страха и сознавая, что оно является хозяином своей судьбы!

Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 566 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью