Социальные характеристики человека проявление эмоций

Социальная психология: конспект лекций

Пособие в компактной форме излагает учебный материал по курсу «Социальная психология». Книга позволит в сравнительно короткие сроки ознакомиться с основными понятиями учебной дисциплины, предусмотренными государственным стандартом, а также эффективно подготовиться к экзамену. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность — не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности — характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.

Макросреда — общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы — психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

Читайте также:  Человек настроение по другому

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I (дословно — «я») — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self («самость» человека, личность, личностное «я») — совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние — спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты — фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип — доминирует самосохранение;

2) генофильный тип — инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип — инстинкт альтруизма;

4) исследовательский тип — инстинкт исследования;

5) доминантный тип — инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип — инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип — инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой — активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития — это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Читайте также:  Хорошие витамины от стресса для мужчин

Факторы психического развития — то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек, внутренними — биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития — то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними — активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития — степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности — показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

Источник

Человеческие эмоции, их виды и особенности проявления

Вы будете перенаправлены на Автор24

Характеристика эмоций

Эмоция – это психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение индивида к существующим ситуациям.

Эмоция переживается как чувство, которое направляет восприятие, мышление и действие. Эмоция заставляет энергию мобилизоваться и руководит мыслительной и физической активностью индивида. Когда человека охватывает гнев, то он не убежит, а если испуган, то не решится на агрессию. Эмоция регулирует восприятие человека – счастливый человек умиляется обычным вещам и идет по жизни легкой походкой.

Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга и могут судить о состоянии человека, не пользуясь речью.

Люди, принадлежащие к разным культурам, могут по выражению лица человека безошибочно воспринимать эмоциональное состояние, например гнев, печаль, страх, что доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице.

Недавние исследования показали, что способность читать и сопереживать своим сородичам могут и антропоиды, испытывая при этом похожие эмоции. В их организме, как показали исследования, происходят аналогичные физиологические функциональные изменения, что и в организме «наблюдателей».

Надо сказать, что не все эмоционально-экспрессивные выражения являются врожденными. Некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания, т.е. прижизненно. Это относится в первую очередь к жестам, которые являются способом культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений к чему-либо.

Так же как и без ощущений, жить без эмоций нельзя.

Психологи под эмоциональными явлениями понимают субъективные переживания человека, его отношение к событиям, людям, явлениям, предметам.

В переводе с латинского «эмоция» означает возбуждать, волновать, но к серьезному исследованию этой проблемы психология обратилась сравнительно недавно.

Готовые работы на аналогичную тему

Появление эмоции у человека специалисты относят к процессу эволюции и считают, что каждая эмоция выполняла свои адаптивные функции. Её возникновение связывают с нейрофизиологическими процессами, вызываемыми внутренними и внешними факторами.

Эмоции человека имеют связь с его потребностями, поскольку, если потребности удовлетворены, то человек испытывает положительные эмоции, а в противном случае эмоции будут отрицательными.

Каждая эмоция оказывает свое воздействие на человека, несмотря на то, что их влияние генерализовано.

У человека, переживающего эмоцию, уровень активности головного мозга изменяется, в результате чего происходит напряжение или расслабление тех или иных мышц лица и тела.

Высота эмоционального порога у каждого человека своя – одни люди часто, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, от чего будут зависеть их взаимоотношения с окружающими людьми.

Читайте также:  Дискомфорт при мочеиспускании чувство неполного опорожнения

Эмоции и особенности их проявления

Источники эмоций, переживания, внешние проявления, способы их регуляции своеобразны.

Классификаций эмоций довольно много. На основе критериев мобилизации ресурсов организма, эмоции разделяют на положительные и отрицательные, стенические и астенические. Стенические эмоции вызывают прилив сил и энергии, а астенические действуют противоположным образом.

Фундаментальные эмоции были выделены К. Изардом. К ним он отнес:

Очень мощной эмоциональной реакцией является аффект, захватывающий психику человека полностью. Возникновение аффекта связано с экстремальными условиями, при которых человек не может справиться с ситуацией. Эта эмоция практически неуправляема и не подчиняется волевому контролю, поступки человека совершаются без учета обстановки. После аффекта возникает эмоциональный шок, и даже ступор.

Самым распространенным видом аффекта является стресс – это состояние сильного и продолжительного психологического напряжения, при котором нервная система человека получает эмоциональную перегрузку. Длительные стрессы оказывают влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье, являясь главными «факторами риска» при обострении сердечнососудистых заболеваний и желудочно-кишечного тракта.

Собственно эмоции выражают оценочное отношение к складывающимся ситуациям, носят ситуативный характер и могут слабо проявляться во внешнем поведении.

К более устойчивым эмоциональным состояниям относятся чувства, имеющие обычно предметный характер, т.е. чувство к кому-то или чему-то. Возникают они при удовлетворении потребностей высокого порядка, поэтому их называют «высшими» эмоциями. Чувства человека и его общее эмоциональное состояние в течение длительного времени связано с настроением. Настроение не является предметным, оно личностно и растянуто во времени.

Эмоции могут выражаться в экспрессивном поведении человека. Экспериментальное исследование эмоций состоит в изучении выразительного их компонента – это пантомимики, мимики, интонации и др.

Проявляются они в выразительных движениях, например, мимика проявляется в выразительном движении лица, а пантомимика – в выразительных движениях всего тела.

Некоторые эмоциональные состояния с точки зрения внешних признаков и качества субъективных переживаний имеют четкую дифференцированность. В ряде шкал эмоциональных состояний в основе лежат общие характеристики эмоций.

Эмоции – это одна из загадочных областей психологии, сложность исследования которых связана с высоким уровнем субъективности их проявлений. Из всех выделяемых процессов эмоции относятся к наиболее психологическим.

Античные философы считали, что с одной стороны, эмоции оказывают на поведение человека нарушающее, дезорганизующее влияние, а с другой стороны – они оказывают важнейшее стимулирующее и мобилизующее воздействие.

Функции эмоций

Человек является самым эмоциональным представителем животного мира, а о биологической целесообразности эмоций говорил ещё Ч. Дарвин.

Специалисты различают несколько основных функций эмоций.

Знакомство с человеком начинается с его оценки, эта функция дает возможность быстро оценить смысл изолированного раздражителя и, если первое впечатление будет благоприятным, то в дальнейшем разрушить позитивный настрой будет достаточно сложно. Человек, показавшийся неприятным, реабилитации практически не подлежит.

Функция мобилизации, в первую очередь, проявляется на физиологическом уровне – эмоция страха заставляет адреналин выбрасываться в кровь и бежать. Правда, высокая доза адреналина приводит человека к ступору.

При интенсивных эмоциональных состояниях наблюдается феномен «сужения сознания» и организм сосредотачивает все усилия на том, чтобы преодолеть негативную ситуацию.

При дефиците информации, необходимой для принятия решения срабатывает функция компенсации информационного дефицита.

Дефицит информации объясняет гипотеза П.В. Симонова. Потребности усиливаются в результате положительных эмоций, а их интенсивность снижается при отрицательных эмоциях.

В ситуации информационного дефицита, когда человек не может принять решение, он может опереться на эмоцию, т.е. получить «эмоциональный аванс».

Важнейшей функцией эмоций является коммуникативная. Человек, выражая свои эмоции, проявляет, таким образом, свое отношение к действительности, к другим людям.

Эффективное протекание деятельности могут нарушить интенсивные эмоции, длительное действие которых обуславливает развитие состояния дистресса, приводящего к расстройству поведения и здоровья – это функция дезорганизации.

Мотивационная функция эмоций побуждает человека к тем или иным действиям.

Предвосхищающая функция предполагает прогнозирование дальнейшего развития событий, а регуляторная функция проявляется в способности эмоций оставлять след в опыте индивида, закрепляя удавшиеся и неудавшиеся действия.

Одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные эмоциональные проявления, в которых выражается глубина внутренней жизни человека. Эмоциональные реакции зависят от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.

Источник

Оцените статью