Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_emocialnoy_psihologicheskoy_diagnostiki1.doc | 81 КБ |
Методики психологической диагностики.
Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира
Краткое описание методики
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.
Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.
«Человек под дождем»
Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
«Домики» Ореховой О. А.
Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:
Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.
Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.
Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:
Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен
Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.
Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»
Рисуночный тест Сильвер
(техника стимульного рисования)
Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.
Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.
Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.
Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.
Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.
Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.
Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.
Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.
Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.
Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.
Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.
Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Ребенку предлагают нарисовать свою семью.
Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.
Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то — аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета — какие захотите.
Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые , которые вызывают данные переживания.
Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.
Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.
Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.
Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)
Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.
Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
ЦТО — Цветовой тест отношений (А.Эткинд).
Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.
Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу».
В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.
Интервью «Волшебный мир»
Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.
В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.
Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.
Источник
Необходимо выбрать правильное название эмоции, которую выражает лицо на картинке
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 415 428 641 499 просмотров — 03 марта 2019 Пройти тест
Насколько вы привлекательны?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 382 270 758 410 просмотров — 08 января 2017 Пройти тест
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
HTML-кодАнна Количество прохождений: 363 213 523 734 просмотров — 24 февраля 2020 Пройти тест
В чём ваш мозг крут
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 489 321 894 408 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 664 953 1 043 470 просмотров — 22 декабря 2016 Пройти тест
Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 296 499 517 230 просмотров — 21 марта 2019 Пройти тест
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 301 841 486 639 просмотров — 10 марта 2019 Пройти тест
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 296 397 483 324 просмотров — 24 декабря 2018 Пройти тест
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
HTML-кодВладлена Количество прохождений: 426 937 657 028 просмотров — 31 марта 2020 Пройти тест
Насколько хорошо вы знаете географию России?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 322 166 496 047 просмотров — 28 января 2019 Пройти тест
Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 460 474 737 861 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 455 838 680 324 просмотров — 15 января 2019 Пройти тест
Сможем ли мы определить ваш пол, узнав, что вы ненавидите?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 303 146 448 064 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
Цветовой тест на возраст
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 371 152 577 563 просмотров — 27 августа 2018 Пройти тест
Этот тест определит ваш кругозор
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 370 380 606 745 просмотров — 20 июня 2018 Пройти тест
Что вас ждет в старости?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 393 110 650 794 просмотров — 09 сентября 2018 Пройти тест
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 523 477 1 028 376 просмотров — 28 февраля 2019 Пройти тест
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 355 916 673 642 просмотров — 26 июня 2018 Пройти тест
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 294 597 475 839 просмотров — 27 февраля 2019 Пройти тест
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 672 531 1 354 066 просмотров — 16 ноября 2019 Пройти тест
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Тест на умение узнавать и называть эмоции, от 7 лет
HTML-кодЛевин Игорь Количество прохождений: 1 182 5 698 просмотров — 23 марта 2017 Пройти тест
Тест на знание эмоций, для детей 4-5 лет
HTML-кодЛевин Игорь Количество прохождений: 359 2 729 просмотров — 18 марта 2017 Пройти тест
Тест на умение узнавать и называть эмоции, от 7 лет
HTML-кодЛевин Игорь Количество прохождений: 1 182 5 698 просмотров — 23 марта 2017 Пройти тест
Тест на знание эмоций, для детей 4-5 лет
HTML-кодЛевин Игорь Количество прохождений: 359 2 729 просмотров — 18 марта 2017 Пройти тест
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 415 428 641 499 просмотров — 03 марта 2019 Пройти тест
Насколько вы привлекательны?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 382 270 758 410 просмотров — 08 января 2017 Пройти тест
Вы — настоящий интеллигент, если сможете закончить 10 крылатых фраз — ТЕСТ
HTML-кодАнна Количество прохождений: 363 213 523 734 просмотров — 24 февраля 2020 Пройти тест
В чём ваш мозг крут
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 489 321 894 408 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 664 953 1 043 470 просмотров — 22 декабря 2016 Пройти тест
Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 296 499 517 230 просмотров — 21 марта 2019 Пройти тест
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 301 841 486 639 просмотров — 10 марта 2019 Пройти тест
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 296 397 483 324 просмотров — 24 декабря 2018 Пройти тест
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
HTML-кодВладлена Количество прохождений: 426 937 657 028 просмотров — 31 марта 2020 Пройти тест
Насколько хорошо вы знаете географию России?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 322 166 496 047 просмотров — 28 января 2019 Пройти тест
Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 460 474 737 861 просмотров — 22 ноября 2018 Пройти тест
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 455 838 680 324 просмотров — 15 января 2019 Пройти тест
Сможем ли мы определить ваш пол, узнав, что вы ненавидите?
HTML-кодНикитин Константин Количество прохождений: 303 146 448 064 просмотров — 20 декабря 2016 Пройти тест
Цветовой тест на возраст
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 371 152 577 563 просмотров — 27 августа 2018 Пройти тест
Этот тест определит ваш кругозор
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 370 380 606 745 просмотров — 20 июня 2018 Пройти тест
Что вас ждет в старости?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 393 110 650 794 просмотров — 09 сентября 2018 Пройти тест
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 523 477 1 028 376 просмотров — 28 февраля 2019 Пройти тест
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 355 916 673 642 просмотров — 26 июня 2018 Пройти тест
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 294 597 475 839 просмотров — 27 февраля 2019 Пройти тест
Тест на интеллект: Если наберете 9/9, то уровень вашего IQ точно выше среднего
HTML-кодАндрей Количество прохождений: 672 531 1 354 066 просмотров — 16 ноября 2019 Пройти тест
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Создавайте тесты онлайн, всё бесплатно. У нас можно бесплатно: создать тест онлайн для для учеников, друзей, сотрудников, для вашего сайта, с ответами и результатами — Все Бесплатно!
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Конструктор Тестов ру — это огромное количество интересных и бесплатных тестов на сообразительность, IQ, зрение, знания правил дорожного движения, программирования и многое другое. Если Вам понравилось, обязательно поделитесь со своими друзьями в социальных сетях или просто ссылкой. А еще Вы можете легко создать свой тест и его будут проходить десятки тысяч людей.
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Источник