- Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет статья (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Эмоциональное и социальное развитие детей 6-7 лет
- Особенности развития социальных эмоций у детей
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет
статья (старшая группа) на тему
Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lavruhina_yuv.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений.
В этот период происходит становление эмоционально-личностной сферы. Как утверждают отечественные психологи, эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. В связи с этим они выделяют три аспекта эмоциональных процессов:
1. Аспект переживания.
2. Аспект отношения.
3. Аспект отражения.
Согласно первой точке зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. По мнению С.Л. Рубинштейна, «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». То есть, чувства выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. «Психические процессы, взятые в конкретной целостности, – это процессы не только познавательные, но и эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности».
Другой точка зрения на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. П.М. Якобсон считает, что «человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира».
Изначально эмоционально-личностная сфера ребенка развивается и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В проводившихся исследованиях Е.И. Захаровой выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как ребенок усваивает нравственные нормы и правила поведения.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.
Под термином «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?), и оценочную, или самооценку (Какой я?).
Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Другой компонент эмоционально-личностной сферы дошкольников 6-7 лет, изученный нами – социальный интеллект.
Работа интеллекта становится гарантией личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. По мнению М.А. Холодной, чем в большей мере человек использует свой интеллект для анализа и оценки происходящего, тем в меньшей мере он податлив по отношению к любым попыткам манипулирования им извне.
Особый интерес в этой связи представляет феномен социального интеллекта, как совокупности когнитивных функций индивида, обеспечивающих способность к самопознанию и самоуправлению для успешного решения задач по взаимодействию с окружающей действительностью. Понятие социального интеллекта является новым для современной психологии. Определенный интерес представляет вопрос о соотношении интеллекта как уровня умственного развития и социального интеллекта человека.
Благодаря исследованиям Дж. Гилфорда, выделившего его среди компонентов общего интеллекта, термин «социальный интеллект», предложенный Э. Торндайком еще в 1920 году, обрел подлинную реальность для психологической науки.
К области взаимодействия интеллекта с окружающим миром относят социальный интеллект Р. Стернберг, С. Блок и М. Кремен. По мнению Стернберга, социальный интеллект есть умственное самоуправление своим поведением, служащее для обеспечения взаимоотношений индивида и окружающей среды.
Как уже говорилось ранее именно в период с 6 до 7 лет процесс формирования у ребенка представлений о социуме и его конкретной роли в нем идет очень активно. Проще говоря, социальный интеллект — способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Эта способность выступает одной из ключевых, способствующей нормальному существованию человека в социуме.
Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания.
Одно из таких мотивов – чувство долга. Оно проявляется в 6-7 лет. Ребенок опознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Отсюда еще одна характерная черта детей 6-7 лет тревожность. Как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте. Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие человека.
Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя. Тревожный ребёнок становиться социально дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир. Он становиться хамелеоном по принципу: «Я – как все». Так же тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием ребенка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п.
Учитывая особенности периода 6-7 лет, можно сказать, что возрастные проявления тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка. Но это требует педагогической компетенции от родителей, которая включает в себя умение общаться со своим ребенком, необходимость уделять ему достаточно времени и сил.
Говоря о периоде 6-7 лет для детей, можно подытожить, что в это время организуется собственный опыт взаимодействия со средой и людьми, складывается способность к самостоятельному эмоциональному контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания, быть отвергнутыми другими. Именно в это время мы судим о развитости у ребенка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, самооценке, тревожности, социальном интеллекте, как основных компонентах эмоционально-личностной сферы, позволяющих детям успешно функционировать в обществе.
1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989.
2. Якобсон, П.М. Изучение чувств у детей и подростков / П.М. Якобсон. – М.: Московское издательство,1961.
3. Захарова, Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду . – 1998 – №1.
4. Корниенко, Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности/ Н.А. Корниенко. – Новосибирск: НГПУ, 1995.
5. Филиппова, Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка. К проблеме определения понятия. Центр Семьи и Детства РАО Научный Центр Психического Здоровья РАМН. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование эмоционально – личностных качеств личности детей дошкольного возраста через развлечения
в материале описаны роль и значение развлечений в эмоционально- личностном развитии детей дошкольного возраста, а также их формы и виды.
особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста.
мастер-класс «Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.
Особенности эмоционально-личностной сферы детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст не случайно выбран в качестве центральной темы нашей статьи. Данный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческ.
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме.
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста
материал на тему.
Занятие «Мальчики и девочки» по эмоционально-личностному развитию для детей подготовительной к школе группе
Занятие «Мальчики и девочки» по эмоционально-личностному развитию для детей подготовительной к школе группе.Цель: развивать навыки общения мальчиков и девочек; дать детям представление о м.
Источник
Эмоциональное и социальное развитие детей 6-7 лет
Эмоциональное и социальное развитие детей 6-7 лет играют важную роль в формировании личности. С 6 лет ребенок начинает осознавать себя среди других людей. К 7 годам он уже лучше понимает и может управлять своими чувствами, поведение становится менее импульсивным, улучшается общение со сверстниками и взрослыми. В индивидуальном развитии чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, особенно ее мотивационной сферы.
Показатели гармоничного эмоционального и социального развития детей 6-7 лет:
- появляются новые социальные формы взаимодействия с окружающими и мотивы поведения (осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения);
- появляется интерес к новыми видам деятельности (основным видом деятельности остается игра, но игра с правилами), интерес к миру взрослых (стремление быть похожим на них);
- происходят изменения в социальном развитии (дети уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, хорошо ориентируются в знакомой и незнакомой обстановке);
- появляется способность управлять своим поведением (знают границы дозволенного);
- появляется оценка результатов своей деятельности (стремятся быть «хорошими», «первыми», очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменение отношения к ним взрослых);
- формируются нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства (эмоции у детей разнообразны и глубоки, но в то же время, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях).
Но не у всех детей к старшему дошкольному возрасту достаточно ровно идет эмоциональное и социальное развитие. Дети этого возраста могут не проявлять интерес к новым видам деятельности, не происходят явные изменения в социальном развитии, могут не понимать границы дозволенного и не иметь достаточных навыков самоконтроля.
Детям 6-7 лет, у которых есть проблемы в социально-эмоциональном развитии, поможет комплекс занятий с нейропсихологом.
Родителям следует обратить внимание, если ребёнок слишком эмоционален или, наоборот, слабо проявляет эмоции, не умеет контактировать с взрослыми и сверстниками, действовать по правилам, управлять своим поведением.
Занятия с нейропсихологом, направленные на коррекцию эмоциональной сферы, дают возможность избавиться от поведенческих проблем и подготовить будущего первоклассника к школьному обучению.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните по телефонам центра: +7(4842)75-12-83, +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.
Источник
Особенности развития социальных эмоций у детей
В статье рассмотрено понятие социальных эмоций, способы и особенности развития их в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_sotsialnyh_emotsiy_u_detey.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития социальных эмоций у детей»
составила педагог-психолог Чванова Ю.И.
Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.
Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.
Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.
Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.
Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.
Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.
Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.
Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, , не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.
Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.
Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.
Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.
Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.
Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.
Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.
По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.
На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.
Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.
Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.
Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.
Источник