Социальные эмоции определение для

Социальные эмоции

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Социальные эмоции» в других словарях:

ЭМОЦИИ — (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически … Философская энциклопедия

Эмоции — (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

ЭМОЦИИ — (от лат emoveo потрясаю, волную), переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе Э проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т и Будучи тесно связанными с потребностями, Э отражают в форме непосредств. переживаний… … Российская педагогическая энциклопедия

Эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Э. проявляются в виде удовольствия, радости, страха и т.п. Э. служат одним из гл. механизмов внутренней регуляции психической деятельности … Педагогический терминологический словарь

Социальные предубеждения — отрицательная установка в отношении определенной социальной группы, содержащая негативные эмоции и враждебное поведение … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Эмоция — (лат. emovere – возбуждать, волновать) исторически этот термин, по словам Р.Ребера, оказался чрезвычайно резистентным к попыткам его определить, возможно, никакой другой термин в психологии не сочетает такую неопределённость с частотой его… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПСИХОЛОГИЯ — наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Чувствование — обозначение одного из трех наиболее общих классов душевных явлений (интеллект, Ч., воля). Психология Ч. разработана гораздо меньше психологии познания, и самый термин Ч. дает повод к глубоким разногласиям: 1) иногда словом чувство, чувствование… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Социальные эмоции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.
Читайте также:  Настойка пиона при стрессе

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Источник

Социальные эмоции — Social emotions

Социальные эмоции — это эмоции, которые зависят от мыслей, чувств или действий других людей, «пережитых, вспомненных, ожидаемых или воображаемых из первых рук». Примеры: смущение , вина , стыд , ревность , зависть , возвышение , сочувствие и гордость . Напротив, основные эмоции, такие как счастье и печаль, требуют только осознания собственного физического состояния. Таким образом, развитие социальных эмоций тесно связано с развитием социального познания , способности представлять себе психические состояния других людей, которые обычно развиваются в подростковом возрасте . Исследования показали, что дети в возрасте от 2 до 3 лет могут выражать эмоции, напоминающие вину и раскаяние . Однако, в то время как пятилетние дети могут представить себе ситуации, в которых будут ощущаться основные эмоции, способность описывать ситуации, в которых могут возникать социальные эмоции, появляется только в семилетнем возрасте.

Читайте также:  Способность понять чувства собеседника

Люди могут не только делиться эмоциями с другими, но также могут испытывать физиологическое возбуждение, аналогичное другим, если они чувствуют социальную связь с другим человеком. Лабораторное исследование, проведенное Квиром, Каром, Уолтоном и Спенсером (2011), показало, что, когда участник испытывал чувство социальной связи с незнакомцем (соучастником исследования), участник испытывал эмоциональные состояния и физиологические реакции, похожие на те, что были у испытуемого. незнакомец, наблюдая за незнакомцем, выполняет стрессовую задачу.

Социальные эмоции иногда называют моральными эмоциями, потому что они играют важную роль в морали и принятии моральных решений. В нейроэкономике роль социальных эмоций в теории игр и принятии экономических решений только начинается.

СОДЕРЖАНИЕ

Поведенческая нейробиология

После того, как функциональная визуализация — в частности, функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — стала популярной примерно десять лет назад, исследователи начали изучать процесс принятия экономических решений с помощью этой новой технологии. Это позволяет исследователям исследовать на неврологическом уровне роль эмоций в принятии решений.

Развивающая картина

Способность описывать ситуации, в которых будут возникать социальные эмоции, появляется примерно в возрасте 7 лет, а к подростковому возрасту опыт социальных эмоций пронизывает повседневный социальный обмен . Исследования с использованием фМРТ показали, что при выполнении социально-когнитивных и социально-эмоциональных задач задействованы разные области мозга в разных возрастных группах. В то время как такие области мозга, как медиальная префронтальная кора (MPFC) , верхняя височная борозда (STS) , височные полюса (TP) и предклинье, граничащие с задней поясной корой , активируются как у взрослых, так и у подростков, когда они рассуждают о намерении других, медиальный PFC является больше активируется у подростков, а правильный STS больше у взрослых. Подобные возрастные эффекты были обнаружены у более молодых участников, так что, когда участники выполняют задачи, связанные с теорией разума , увеличение возраста коррелирует с увеличением активации в дорсальной части MPFC и снижением активности в вентральной части. MPFC наблюдались.

Исследования, сравнивающие взрослых и подростков в их обработке базовых и социальных эмоций, также предполагают сдвиги в развитии вовлеченных областей мозга. По сравнению с подростками левый височный полюс более активен у взрослых, когда они читают рассказы, вызывающие социальные эмоции. Считается, что временные полюса хранят абстрактные социальные знания. Это говорит о том, что взрослые могут использовать социально-семантические знания чаще, думая о социально-эмоциональных ситуациях, чем подростки.

Нейроэкономика

Чтобы исследовать функцию социальных эмоций в экономическом поведении, исследователей интересуют различия в участках мозга, участвующих в игре, когда участники играют или думают, что играют с другим человеком, а не с компьютером. Исследование с помощью фМРТ показало, что для участников, которые склонны сотрудничать в играх «доверие и взаимность» для двух человек, полагая, что они играют с другим участником, активировалась префронтальная кора головного мозга , в то время как уверенность в том, что они играют с компьютером, — нет. Этой разницы не наблюдалось у игроков, которые склонны не сотрудничать. Авторы интерпретируют это различие как теорию разумов, которую кооператоры используют, чтобы предвидеть стратегии оппонентов. Это пример того, чем принятие социальных решений отличается от других форм принятия решений.

В поведенческой экономике жестко критикуют то, что люди не всегда действуют полностью рационально, как предполагают многие экономические модели . Например, в игре ультиматум двух игроков просят разделить определенную сумму денег, скажем, x . Один игрок, называемый предлагающим , определяет соотношение, по которому делятся деньги. Другой игрок, называемый респондентом , решает, принимать это предложение или нет. Если респондент принимает предложение, скажем, сумму денег y , то предлагающий получает сумму xy, а респондент получает y . Но если отвечающий отказывается принять предложение, оба игрока ничего не получают. Эта игра широко изучается в поведенческой экономике. Согласно модели рационального агента , наиболее рациональный способ действия предлагающего — сделать y как можно меньше, а наиболее рациональный способ действия отвечающего — принять предложение, поскольку небольшая сумма денег лучше, чем отказ. Деньги. Однако эти эксперименты, как правило, показывают, что предлагающие обычно предлагают 40% от x , а предложения ниже 20% будут отклонены респондентами. Используя сканирование фМРТ, исследователи обнаружили, что социальные эмоции, вызванные предложениями, могут играть роль в объяснении результата. Когда предложения несправедливы, а не справедливы, активны три области мозга: дорсолатеральная префронтальная кора (DLPFC) , передняя поясная кора (ACC) и островок . Островок — это область, активно регистрирующая дискомфорт в теле. Он активируется, когда люди, помимо прочего, чувствуют социальную изоляцию. Авторы интерпретируют активность в островке как отвращающую реакцию, которую испытывают при столкновении с несправедливостью, активность в DLPFC как обработку будущего вознаграждения за хранение денег, а ACC является арбитром, который взвешивает эти два противоречивых входа для принятия решения. Будет ли отклонено предложение или нет, можно предсказать (с корреляцией 0,45) по уровню активности островка респондента.

Читайте также:  Очень плохо чувствую запахи коронавирус

Нейроэкономика и социальные эмоции также тесно связаны в изучении наказания. Исследования с использованием ПЭТ- сканирования показали, что, когда игроки наказывают других игроков, активируется активность в прилежащем ядре (части полосатого тела ), области, известной обработкой вознаграждений, полученных за действия. Это показывает, что мы не только чувствуем себя обиженными, когда становимся жертвами несправедливости, но также считаем, что наказание обидчика психологически полезно, даже если это наносит ущерб нашей собственной полезности.

Социальный или моральный аспект

Некоторые социальные эмоции также называют моральными эмоциями из-за фундаментальной роли, которую они играют в нравственности. Например, чувство вины — это дискомфорт и сожаление, которое человек испытывает по поводу своего проступка. Это социальная эмоция, потому что она требует осознания того, что это действие причиняет другому человеку боль; и это также имеет значение в морали, так что виновный субъект, в силу чувства огорчения и вины, принимает на себя ответственность за проступок, который может вызвать желание исправить или наказать самого себя.

Не все социальные эмоции являются моральными эмоциями. Гордость, например, — это социальная эмоция, которая включает в себя восприятие восхищения другими людьми, но исследования роли, которую она играет в нравственном поведении, дает проблематичные результаты.

Эмпатический ответ

Сочувствие определяется Айзенбергом и его коллегами как аффективная реакция, которая возникает из предчувствия или понимания эмоционального состояния или состояния другого человека и аналогична тому, что другой человек чувствует или, как ожидается, почувствует. Вина, которая является социальной эмоцией с сильным моральным подтекстом, также сильно коррелирует с эмпатической реакцией; тогда как стыд, эмоция с меньшим нравственным привкусом, отрицательно коррелирует с эмпатической реакцией при контроле за виной.

Воспринимаемая управляемость также играет важную роль в модулировании социально-эмоциональных реакций и эмпатических реакций людей. Например, участники, которых просят оценить академические успехи других людей, с большей вероятностью назначат наказания, если низкая успеваемость интерпретируется как низкое усилие, а не как низкое. Стигмы также вызывают более эмпатическую реакцию, когда они воспринимаются как неконтролируемые (т. Е. Имеющие биологическое происхождение, например наличие определенного заболевания), а не контролируемые (т. Е. Имеющие поведенческое происхождение, например ожирение).

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Экономика и психология — новое многообещающее междисциплинарное направление. Кембридж, Массачусетс, MIT Press. 2007. ISBN978-0-262-06263-3 . http://econpapers.repec.org/bookchap/mtptitles/0262062631.htm
  • Эмоциональное, регулятивное и нравственное развитие . Нэнси Айзенберг. http://psych.colorado.edu/

tito/sp03/7536/Eisenberg_2000.pdf

  • Вайнер, Бернард (2006). Социальная мотивация, справедливость и моральные эмоции: атрибутивный подход. Махва, Нью-Джерси [ua]: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс. ISBN0-8058-5526-2 .
  • Источник

    Оцените статью