Социальные эмоции это виды социальных эмоций

Социальные эмоции

Вся наша жизнь эмоционально окрашена сильными, спонтанными, зачастую незабываемыми эмоциями. Эмоции — это смесь физиологического возбуждения, экспрессивного поведения и сознательного опыта.
Эмоции – это беспристрастное переживание смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств у потребностям человека [В.Б.Шапарь, с.784].

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений ( П.И. Смирнов, А.В. Парняков. Клиническая психология, с206).
С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» пишет: «С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» пишет: » Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные измерения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то , что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций» (с. 551).

Эмоции — это сильные психические состояния связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии. Эмоции дают начало чувствам и страстям. Эмоции бывают положительными или отрицательными с сильными переживаниями.Теорию эмоций разработали У.Джеймс и К Ланге.
У.Джеймс в книге » Психология» пишет, что Эмоция есть стремление к чувствованиям и имеют соответсвующие телесные проявления. Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наибелее грубые эмоции: гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки их. Они тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Более утонченные эмоции — моральные, интеллектуальные и эстетические чувствования, которыми обыкновенно связаны значительно менее сильные телесные возбуждения.
Эмоции пронизывают все аспекты нашей жизни. Каждый момент бодроствлвания характеризуется оттенком чувств, движением эмоций, настроением и аффектом.
Наши эмоции находятся в постоянном движении, изменении, и мы можем в даннуу минуту испытывать удовольствие, а в следующую — скуку.

Жизнь входит через эмоции.
Пол Гриффитс считает, существует три типа эмоций: основные (врожденные), культурно-обусловленные и «высшие когнитивные эмоции», например, любовь. Механизм функционирования высших когнитивных эмоций характеризуется не только спонтанностью, скоростью реакции и выраженной мимикой. Любовь с первого взгляда возможна, но встречается сравнительно редко. В большинстве случаев она постепенно нарастает в течении нескольких дней, недель или месяцев. Если основная (врожденная) эмоция, например, страх завладевает человеком мгновенно и с особым выражением лица, то для выражения любви специальной мимики не существует.
Высшие когнитивные эмоции, такие как эмоциональное состояние, например, любовь действует на кору головного мозга, нежели врожденные (основные) эмоции. К высшим когнитивным эмоциям можно отнести чувство вины, стыда, смущения, гордости, зависти и ревности.
Высшие когнитивные эмоции сформировались в процессе естественного отбора по мере того. как человек справлялся с социальными проблемами. Эти эмоции являются ядром человеческого общества.
Некоторые врожденные (основные) эмоции. Выполняющие социальную функцию, могут считаться примером высшей когнитивной эмоции. Так, отвращение, испытываемое при виде испражнений, является основной (врожденной) эмоцией. В данном случае чувство отвращения позволяет защитить человека от возможных инфекций или отравления. Однако отвращение при совершении аморального поступка уже выполняет социальную функцию. Защищая человека от человеческой безнравственности.

Материал Википедии
Пол Гриффитс является профессором философии в университете Сиднея и работает в основном в философии науки и, более конкретно, философии биологии. Родился в Англии в 1962 году, получил степень бакалавра в Кембриджском университете в 1984 году и степень кандидата философских наук в австралийском Национальном университете в 1989 году под руководством Ким Стерельни. Ранее он преподавал в университете Питтсбурга, университете Квинсленда и университете Отаго. Он проводит часть каждого года в университете Эксетера в Egenis: центр изучения наук о жизни. Гриффитс является членом американской Ассоциации содействия развитию науки и австралийской Академии гуманитарных наук.
Гриффитс вместе с Расселом Греем разработал теоретическую перспективу биологического развития, наследственности и эволюции, известную как теория систем развития (DST).
Вместе со своим бывшим советником Кимом Стерельным, в 1999 году Гриффитс опубликовал «секс и смерть», комплексное лечение проблем и альтернативные позиции в философии биологии. Эта книга включала в себя ряд позиций, разработанных в предыдущих статьях по ряду тем в философии биологии.
Его последняя книга, опубликованная в 2013 году в сотрудничестве с Каролой Стоц, посвящена философии генетики.

Альфрид Ланге в своей книге» Эмоция и Экзистенция» пишет, что «Весь наш жизненный путь украшен узором из чувств, и даже наше тело сформировано под их влиянием… Они могут рассказать о человеке, а именно, какие эмоциональные состояния преобладают в его жизни…Разум бессилен перед чувствами… Долгое отрицание чувств приводит лишь к тому, что они скрывают свою силу (власть) за силой (властью) тела. Тогда они дают знать о себе, проявляясь в бессоннице, мигрени, расстройствах желудка, одышках и психосоматических нарушениях.

Источник

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Читайте также:  Чувство стиля это как

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Дата добавления: 2015-02-13 ; просмотров: 1753 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Виды социальных эмоций

Влияние значимых других на чувства и эмоции

Социальные эмоции

Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с ограниченным числом людей, входящих в его окружение. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления его «Я-концепции», и те, от кого зависит ее подтверждение, могут быть обозначены как значимые другие. Каждый из нас весьма чувствителен к требованиям таких лиц, поскольку мы не можем себе позволить потерять поддержку этой аудитории.

Значимые другие – это все, с кем человек близко знаком. Высокая степень интимности при этом не является необходимой. Учитель или популярный актер могут оказывать очень большое влияние, даже если человек не знаком с ними в личной жизни. Круг значимых других включает, согласно данным целого ряда исследований, от 3 до 22 человек. Он образуется родными и друзьями, число которых приблизительно одинаково (52 и 48 %). Однако, если учитывать продолжающиеся отношения и уже завершенные, то среди партнеров, отношения с которыми продолжаются, 65 % составят родственники и 35 % друзья, а среди тех, с кем отношения завершились, – 15 % родные и 85 % друзья. Следовательно, отношения с друзьями менее устойчивы, более конечны и заменяемы, чем отношения с родственниками.

Мужчины склонны относить к категории значимых скорее мужчин (65 %), женщины – женщин (56%). Однако и те и другие самые главные роли в своей жизни отводят женщинам: мужчины – женам и матерям, женщины – матерям и дочерям. В целом иерархия значимых людей выглядит следующим образом: мать и отец, затем – супруги, дети, друзья, подруги.

С возрастом увеличение близости с другими людьми отмечают 57 % женщин и только 25 % мужчин, увеличение дистанции в отношениях – 50 % мужчин и лишь 7 % женщин.

Материалы о том, как люди относятся друг к другу, собираются путем интенсивных интервью, наблюдений в заранее подготовленной ситуации и разнообразных тестов. Например, чрезвычайно информативна стандартная процедура ТАТ (Тест Тематической Апперцепции): интерпретируя двусмысленные рисунки, человек почти неизменно обнаруживает свои характерные ориентации по отношению к межличностным ролям. Это позволяет определить, как он понимает свое место в системе межличностных отношений.

Социальные эмоции – это эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

Позитивные чувства обычно возникают тогда, когда люди преследуют общие цели, достижение которых приносит каждому определенное удовлетворение. Участники общения в таких ситуациях взаимозависимы: инициатива и активность одного зависит от вклада, внесенного другими. Соответственно, каждая сторона рассматривает другую в качестве желаемого объекта. Возлюбленным или товарищем дорожат, о таком человеке заботятся, его защищают, поддерживают, одаривают, иногда способствуют развитию его способностей.

Положительные чувства варьируются по интенсивности от слабого предпочтения до глубокой преданности. При переживании положительных чувств партнеру, как правило, приписываются только самые желательные намерения. Тот факт, что желание воспринимающего может не соответствовать объективным качествам объекта любви, легко обнаружить, понаблюдав за поведением влюбленного человека: он приписывает своему партнеру самые возвышенные мотивы, во всем его оправдывает, упорно не замечает недостатков и наделяет его именно теми качествами, которыми привык восхищаться.

Негативные чувства обычно возникают в тех случаях, когда успех одного человека влечет за собой какую-то неудачу для другого. Возникает ситуация соперничества, следствием которой, как правило, оказывается конфликт: противник рассматривается как опасный объект, его необходимо вывести из строя или уничтожить. Дизъюнктивные чувства поддерживаются с помощью контрастных концепций. В поведении противоположной стороны замечается только то, что считается отвратительным. Поскольку почти каждый поступок человека может получить несколько толкований, то, как правило, реальное поведение оппонента не имеет значения. Если тот держится мужественно, его называют фанатиком, если перед лицом внушительной оппозиции он отступает, его называют трусом. Поскольку врага расценивают как нечто низшее, по отношению к нему оправдывают использование принципа «цель оправдывает средства» . Противники приписывают друг другу нереалистические мотивы и затем эмоционально реагируют на образы, которые сами сконструировали. Этим объясняется тот факт, что соперники и враги редко понимают друг друга.

Читайте также:  Как называется чувство повтора события

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни (см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

• Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня

вскоре назначена встреча?»).

• Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

• Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я
люблю шахматы»).

• Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда
рядом лежит вилка»).

• Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).

• Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем. как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Причину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось,
пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

2) указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком
расшатанном стуле»;

3) воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со
мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть.Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

Зависть проявляется на трех уровнях (Муздыбаев, 1997):

• на уровне сознания — как осознание более низкого своего положения;

• на уровне эмоционального переживания — как чувство досады, раздражения или
злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция —
ситуативная зависть, и как чувство — устойчивая зависть, и как страсть —
всеохватывающая зависть);

• на уровне реального поведения — как разного рода деструктивные акты,
направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например,
распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).__________________________

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Фундаментальная предпосылка зависти — превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий

интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Читайте также:  Экономическая эмоциональная репродуктивная активная досуговая правовая функции семьи

Незлобная зависть — стремление иметь то, что другой имеет.

Злобная зависть — стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором — унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего — стать таким же, добиться того же — можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего — разрушить, отнять, устранить предмет зависти — принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность — из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не

Важнейшая функция ревности — защита Я-концепции (Муздыбаев, 1997). Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками — из-за расположения начальства, между детьми — за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями.

Выделяют несколько форм ревности.

Деспотическая ревность — ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае — инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма — ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания — это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Оцените статью