Социальное настроение как социально психологическое явление

Публикации

Васильева О.В. Социальное настроение как актуальный феномен современности с позиций постнеклассической социологии 12.11.2014 21:32

Социальное настроение – понятие социальной психологии и социологии для обозначения преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский) [1].На рубеже XIX-XX вв. в работах философов, психологов и социологов начинает рассматриваться роль настроения в историческом процессе, его место в общественном сознании и поведении.

Эволюцию подходов к рассмотрению социального настроения можно представить как переход от понимания его как преимущественно ситуационного, личностного, психического явления (С.Л. Рубинштейн) к представлению о нём как о групповом явлении, проявляющемся во всех сферах жизни общества
(В.М. Бехтерев), и затем к общему пониманию социального настроения как социально-психологического образования, характеризующегося предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное) и характером и уровнем эмоционального накала: апатия, депрессия, подъем, энтузиазм (Б. Д. Парыгин, Г.М. Андреева) [2]. Это эволюция понимания социального настроения от психологического к социологическому. Оно всё более трактуется не просто как сторона или структурный элемент сознания и поведения, а как фактор, обращение к которому становится центральным, решающим при объяснении сдвигов в общественной жизни [3].

Социальная жизнь находит отражение в настроении, настроение способно оказывать влияние на все области социальной жизнедеятельности. Таким образом, социальная практика и настроение людей взаимообусловлены. И, как справедливо отмечает Б.Д. Парыгин, «всякое настроение, будь то настроение группы или индивида, социально, если употреблять это понятие в самом широком смысле, имея в виду, что всякое настроение отражает не только сугубо личные переживания человека, но и его отношения с окружающей социальной средой»[4]. Таким образом, можно говорить о том, что не существует несоциального
настроения и о том, что настроение всегда социально ввиду отсутствия обуславливающих его социальных практик за пределами социальной реальности.

Рассмотреть структурно-динамические характеристики социального настроения как развивающейся системы позволяет универсумная социологическая парадигма, разработанная В.Г. Немировским [5]. Принцип минимального универсума представляет собой матрицу, на основе которой осуществляется процесс
развития любой системы. Согласно данному принципу, в основе любой развивающейся системы лежат два полярных элемента; в процессе изменения система образует как минимум три иерархических уровня; на каждом из уровней система проходит пять стадий: рождение, развитие, изменение, увядание, исчезновение; в системе образуются семь слоев, отражающих последовательность ее эволюционного развития [5, 6].

Двумя элементами, образующими социальное настроение, выступают оптимистические и пессимистические его содержания. Это два противоположных способа восприятия окружающего мира, две противоположные мировоззренческие установки, первая из которых проникнута жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонностью во всем видеть хорошее, вторая связана с восприятием окружающего мира, проникнутым унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее, склонностью во всем видеть только плохое [7].

Социальное настроение обладает динамическим измерением, которое определяет его изменяющиеся элементы, стадии и формы. Оно служит промежуточным звеном между объективным миром и человеческой деятельностью в процессе преобразования мира и самого субъекта [3].

Как описывает Д.О. Труфанов, три иерархических уровня, образуемых развивающейся системой, – вещественно-энергетический, функционально-организационный и информационный. Как и социальная рациональность, социальное настроение обнаруживает в своём развитии данные уровни, которые мо-
гут быть соотнесены с тремя уровнями морального развития человека по Л.Колбергу [9, 10].

Социальное настроение на вещественно-энергетическом уровне предстаёт как зависимое от психофизиологических элементов, связанных с простейшими индивидуальными психическими и физическими процессами восприятия мира (ощущение, эмоции, связанные, например, с обеспечением безопасности). Социальное настроение этого уровня связано преимущественно с активностью субъекта по обеспечению физиологического существования. Данный уровень социального настроения – преконвенциональный.

Социальное настроение функционально-организационного уровня конвенционально и связано с социальным аспектом существования индивидов, где на первый план выходит социальный опыт, установки и мироощущение, формирующиеся в процессе взаимодействия людей. Настроение этого уровня находит
реализацию преимущественно в групповых формах поведения или поведении индивида, обусловленном ценностями групп.

Социальное настроение информационного уровня соответствует постконвенциональному уровню. Здесь на первый план выходят состояния сознания и поведения, связанные с самоактуализацией индивида, выражающейся в уникальных способах отношения к миру, в духовных устремлениях. На этом уровне уместно говорить о таких компонентах сознания, как воля, воображение и вдохновение. Содержание социального настроения информационного уровня обусловлено высокой автономией индивида от человеческих ассоциаций с их нормами и стандартами.

Социальное настроение складывается под воздействием социальной практики и формируются на основе ценностных ориентаций. Ценностные ориентациикак совокупность фиксированных социальных установок личности формируются в результате взаимодействия потребности и ценности. Потребность относится к сфере бессознательного, а ценность есть объект, выбранный индивидом на основании актуального интереса [6]. Таким образом, социальное настроение образует семь эволюционных уровней, отражающих процесс его развития в соответствии с происхождением тех или иных эмоций от групп потребностей — биологических, социальных и идеальных. Они могут быть представлены с помощью концепции иерархии базовых потребностей А. Маслоу [10].

Важно то, что сущность социального настроения как эмоционально-рационального состояния обусловлена также зависимостью его от степени разрешаемости проблем и удовлетворения интересов. Можно отметить усложнение степени разрешаемости проблем от проблем преконвенционального к проблемам постконвенционального уровня.

Причины, взывающие настроение, многочисленны – от органического самочувствия до взаимоотношений с окружающими [11]. При обращении к вопросу о социальном настроении, важно указать на эмоциональный интеллект как способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению и управлять собой так, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту [12].

Американский психолог Д. Гоулман, отмечал, что успех индивида зависит не столько от его умственного интеллекта, сколько от эмоционального [13]. В связи в этим можно сделать вывод о том, что социальное настроение наращивает интенсивность субъектности и силу эмоционального интеллекта при движении от вещественно-энергетического к информационному уровню.

В ситуациях, поддающихся произвольному контролю человека, пессимисты могут показывать большую эффективность при решении проблем. Данные в пользу такого предположения были получены в исследовании Р. Селлерса и К. Петерсона. Однако, в ситуациях, на которые трудно повлиять, более эффективными становятся оптимисты. То, что в одних ситуациях выглядит как пессимизм, в других может рассматриваться как благоразумие, осторожность или скептицизм, а эти качества имеют довольно существенное значение во многих сферах деятельности. Следовательно, понятия положительности и отрицательности эмоций требуют уточнения.

Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, точнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют психологической энтропии, и такие, которые облегчают конструктивное поведение [11]. Это говорит о том, что для социального настроения постконвенционального уровня в наибольшей степени характерно присутствие творчества, нестандартности и воображения. Недаром ученые обратили внимание на возможность предотвращения депрессии с помощью сознательного настроя людей на восприятие позитивных сторон социальной реальности: не лечить человека от психологического расстройства, а учить воспринимать положительные стороны действительности, параллельно изменяя её и себя к лучшему.

Итак, социальное настроение можно определить как доминантную форму общественного сознания (и соответствующего ему поведения) в определенный период времени, основанную на способе эмоционально-рационального восприятия индивидуальными или групповыми субъектами социальных ориентаций,
формирующихся в процессе практической деятельности.

Источник

СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Субъектом С.Н. может выступать как индивид , так и определенная социальная группа и общество в целом.

С.Н. по-разному интерпретируется различными дисциплинами: 1) социальной психологией — как массовидное психическое явление; 2) социологией — как феномен общественного сознания. Принципиальное отличие первого подхода от другого заключается в том, что некоторые эмоциональные переживания, чувства и состояния социального характера могут не осознаваться субъектом С.Н., однако определять его деятельность и поведение.

Интерпретация С.Н. социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму С.Н. рассматривается все его содержание; 2) как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением ; 3) как элемент собственно общественного мнения. Социологический подход к исследованию С.Н. позволяет исследовать данный феномен расчлененно — в зависимости: 1) от предметной направленности: политическое, экономическое С.Н. и т.п.; 2) от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей как социальное самочувствие или социальное умонастроение. С.Н. эмпирически проявляется в нескольких вариантах: состояния; отношения, мнения, убеждения; взаимосвязи установок, социальных ожиданий.

Читайте также:  Как сделать чувства приятными

В зависимости от социально-психологического и собственно социологического подхода различаются и методики исследования С.Н.: в социальной психологии применяются тесты, направленные на описание состояния, в частности тест САН (самочувствие, активность, настроение), разработанный сотрудниками Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова; в социологии — индексы, построенные на основе оценок и мнений, в частности разработанная Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) методика ИСН — индекс С.Н., который состоит из суммы индексов положения семьи, положения республики, ожидания, настроения, потребительского настроения. По мнению разработчиков данной методики, ИСН обладает большими прогностическими возможностями при исследовании влияния субъективного фактора на развитие общества в целом и на реальное поведение населения. Данная методика применяется в ходе исследования общественного мнения методом опроса.

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ» в других словарях:

НАСТРОЕНИЕ — общий эмоциональный тон переживаний человека, его целостное состояние, жизнеощущение. В Н. находят выражение установки и потребности личности, соответствие поступков человека жизненной ситуации, функциональный тонус организма, т. н. физич. его… … Российская социологическая энциклопедия

настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в течение определенного времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Большая психологическая энциклопедия

Настроение общественное — превалирующее, доминирующее состояние чувств, интеллектуальной направленности, социальной ориентированности определенных социальных общностей в столь же определенный период. Общественное настроение, будучи одним из самых массовидных явлений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов т ех или иных социальных групп в опр. период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Настроение общественное — преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Н. о. представляет собой не только самое массовидное явление социальной психологии, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к… … Психологический лексикон

Действие социальное — Социальное действие действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу… … Википедия

Общественное настроение — социально психологический феномен, проявляющийся в определенном состоянии чувств и умов, типичных для конкретной социальной группы (класса, слоя), общества в целом в данный период времени или для некоторой социальной ситуации. О. н. отражает… … Социологический справочник

ТОЩЕНКО Жан Терентьевич — (1935) российский социолог и философ. Основные научные интересы теоретико методологические проблемы социологии, социальная инфраструктура, социальное проектирование и планирование. С 1980 х годов исследует политическое сознание и поведение,… … Российская социологическая энциклопедия

Тощенко — Тощенко, Жан Терентьевич Жан Терентьевич Тощенко 250px Российский ученый Дата рождения: 3 января 1935(1935 01 03) (75 лет) Место рождения: д.Павловка Климовского р на Брянской области Научная сфера: Социология … Википедия

Парыгин, Борис Дмитриевич — Борис Дмитриевич Парыгин Дата рождения … Википедия

Источник

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Психология Масс

Не менее сложным вопросом оказывается определение специфики «социально­сти» тех или иных настроений. Помимо попыток прямой и грубой социологиза-ции настроений, эту специфику искали как в социальном происхождении настро­ений, так и в социальном характере содержания и субъекта настроений — особен­но массовых. Для обозначения социального характера настроений возниклопонятие «общественное настроение» — социальное и по происхождению, и по со­держанию, и по характеру субъекта (группа, общность), нормативное настроение,испытываемое человеком как членом социума. Однако массовые настроения несводятся к «общественному настроению». Массовые настроения возникают и раз­виваются на основе настроений индивидуальных — как одинаковые переживаниямассой индивидов соответствия нормативного «общественного настроения» ихсобственному, внутреннему состоянию. Массовые настроения — это особые состо­яния, отражающие переживания теми или иными множествами людей соответ­ствия диктуемых обществом норм и нормативных «общественных настроений»реальным, практическим возможностям их осуществления. С социально-психо­логической точки зрения, такие настроения — это особый феномен, сущность ко­торого заключена в переживании субъектом и наделении им неким смыслом сво­ей принадлежности к определенной социальной общности или общественно-по­литической системе в целом. Позитивная или негативная окраска субъективногоотношения к жизни и условиям реализации потребностей человека определяетхарактер возникающих таким образом массовых настроений.

В социально-политической сфере массовые настроения наиболее адекватно мо­гут быть исследованы с помощью методов политико-психологического анализа —

4. 182 Часть 2. Массовые настроения

одного из разветвлений социально-психологического подхода в целом. Его прин­ципиальная суть заключается в вычленении и рассмотрении психологических факторов и механизмов, обеспечивающих динамику социально-политических процессов со стороны деятельности субъекта этих процессов. Массовые полити­ческие процессы не могут быть адекватно поняты без мотивационных механизмов, формирующих массу и приводящих ее в социально-политическое действие.

Природа массовых политических настроений. Я Субъект массовых настроений. 9 Воз­никновение и развитие массовых настроений. Ш Основные виды и функции массовых на­строений. Ш Механизмы воздействия на массовые настроения. Ш Прогнозирование мас­совых настроений.

Рассмотрение феноменологии, места и роли массовых настроений в историческом развитии, изучение данных общепсихологических и социально-психологических ис­следований настроений; обоснование возможности политико-психологического ана­лиза массовых настроений — все это позволяет сформулировать самостоятельную концепцию массовых настроений и их функционирования в политических процессах. Такая концепция строится по шести основным параметрам:

обобщаются и формулируются ключевые представления о предмете массовыхполитических настроений и их природе;

рассматривается субъект таких настроений в общем и конкретных планах;

описываются истоки возникновения и динамика развития массовых настроений;

выявляются их основные виды (проблема типологии) и функции;

исследуются механизмы воздействия на такие настроения;

анализируются возможности прогнозирования их развития.

Природа массовых политических настроений

Массовые настроения в политике — это особые психические состояния; однородная для большого количества людей субъективная сигнальная реакция, особые пере­живания комфорта или дискомфорта, в интегрированном виде отражающие три основных момента: во-первых, степень удовлетворенности или неудовлетвореннос­ти общими социально-политическими условиями жизни; во-вторых, субъективную оценку возможности реализации социально-политических притязаний людей в дан­ных условиях; в-третьих, стремление к изменению условий ради осуществления при­тязаний.

184 Часть 2. Массовые настроения

Массовые настроения как сигнал

Специфическая сигнальная роль политических настроений состоит в том, что лишь настроения из всей совокупности психических явлений интегрируют в себе сразу три момента: тот или иной объективный стимул (фактор социально-политической жиз­ни), социально-политическую оценочную реакцию на него (причем не эмоциональ­но-ситуативного, а стратегического, потребностного характера) и готовность к тому или иному политическому действию. Если эмоции отражают просто оценку и пере­живание, мнения — знание, то настроение в скрытом виде интегрирует и то и другое, также включая в себя готовность к действенным проявлениям. Поэтому они одновре­менно могут относиться как к эмоциональной, так и рациональной сферам, а также к сфере действенной готовности субъекта. Это достаточно целостный феномен.

Политическая сторона массовых настроений задана тем, что они возникают как реакция именно на социально-политические факторы, существуют как переживания социально-политических аспектов бытия, связаны с пониманием и осмыслением этих аспектов и отражают готовность к политическим действиям. Из всего многообразно­го спектра существующих массовых настроений мы выделяем именно политические как наиболее яркие и заметные настроения, порожденные факторами политического порядка, связанные с оценками, имеющими политическую окраску, ведущие к дей­ствиям, направленным на политические аспекты и отличающиеся политическими по­следствиями.

Понятно, что в принципе любое настроение, скажем, недовольства, может быть на­правлено в политическую сферу, — история и современность дают немало примеров того, как это происходило с националистическими, религиозными или просто вуль­гарно-экономическими настроениями. Однако перечисленные настроения не обяза­тельно попадают в разряд политических. Во-первых, они не всегда вызываются поли­тическими факторами, во-вторых, не обязательно несут в себе политические оценки (как оценки удовлетворенностью или неудовлетворенностью политическими факто­рами — условиями жизни). Но главное даже не в этом. Они не обязательно влекут за собой собственно политические действия и собственно политические последствия. В определенных ситуациях названные настроения могут играть политическую роль, но могут и не играть ее.

Читайте также:  Фантомные боли от стресса

Настроения как оценка

Нас интересуют такие массовые настроения, которые вызываются имеющими прямое отношение к политике факторами жизни, обладают политической определенностью оценочного рода и, главное, включают в себя стремление к политическим действиям, политические последствия. Последнее условие является решающим. Если те или иные экономические, националистические, религиозные и т. п. настроения порожда­ют такие действия и последствия, они могут рассматриваться как политические; если же не порождают, то они должны рассматриваться как самостоятельные варианты массовых настроений.

Трансформация неполитических настроений через их направленную полити­зацию прослежена в литературе. В социальной психологии метаморфозы подобного рода иногда обозначаются как «поиск козла отпущения». Недовольство масс всегда.

Глава 2.3. Массовые настроения в политике 185

направлялось в нужное тем или иным силам русло. Для этого в истории использова­лись и религия (недовольство объяснялось результатом отступления от «истинной веры» и трансформировалось в угар «богоугодных» настроений и действий по иско­ренению еретиков на кострах святой инквизиции и т. д. 1 ), и национальные чувства (недовольство объяснялось происками представителей иных национальностей и трансформировалось в различного рода погромы и притеснения как национального, так и расового характера 2 ), и многие другие психологически срабатывающие каналы. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, например, стереотип «русского убий­цы», усиленно создававшийся оппозицией в Венгрии в 1956 г. 3

Выражая определенные психические состояния, массовые политические настро­ения отражают принадлежность испытывающих их людей к определенной социаль­но-политической общности. Это не классическая общность, выделяемая на основании анализа социальной структуры и политической системы общества, а динамическая, политико-психологическая общность, функционально образуемая данными настро­ениями и потенциальными действиями. В таком, теперь уже комплексном выраже­нии двух, психологической и политической, сторон, массовые политические настрое­ния — это прежде всего общая эмоционально-рациональная оценка значительными количествами людей соответствия реальной социально-политической действитель­ности, тех или иных ее аспектов притязаниям, потребностям и интересам этих людей, осуществление которых связано с данной действительностью, с данными аспектами. «Вступая в качестве характеристики общего психического состояния социальной общности, настроение. определяет направление, тенденцию и характер проявления. решений и действий» (Заргаров, 1969).

Здесь важно подчеркнуть, что речь идет о функциональных общностях (подроб­нее об этом — в разделе о субъекте массовых настроений), возникающих на основе общей настроенческой оценки социально-политической действительности, которая и определяет направление, тенденцию и характер действий. Как уже говорилось выше, массовые настроения не совпадают с «общественными настроениями», как бы предписываемыми людям в силу их принадлежности к тому или иному элементу со­циальной структуры и политической системы. Массовые настроения могут включать социально-нормативные составляющие, но суть их — в переживании соответствия «общественных» (системных) нормативов реальной жизни, в выработке к ним соб­ственного отношения. Именно поэтому массовыми могут становиться не только сис­темные «общественные», но подчас и «антиобщественные» настроения. Так, револю­ционные настроения сторонников большевиков в России перед переворотом 1917 г. были явно антиобщественными по отношению к господствовавшему социальному строю.

1 Детальный анализ религиозных настроений и их влияния в современной общественно-политическойжизни см.: Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура. // Вопросынаучного атеизма. М., 1971. Вып. II. С. 65-79.

2 Социально-психологический анализ национализма, включая соответствующие настроения, был проде­лан Ю. А. Шерковиным. См.: Современное революционное движение и национализм. М., 1973. С. 98-140 (особенно с. 134-137).

3 См.: Пристер Е. Венгерский репортаж. М., 1957.

186 Часть 2. Массовые настроения

Настроения как устремления

Политико-психологическая природа массовых настроений проявляется в том, что они становятся заметными при расхождении двух факторов: притязаний (ожиданий) людей, связанных с общими для значительного множества, массовыми потребностя­ми и интересами, обычно порождаемыми социально-политической системой, с одной стороны, и реальных условий социально-политической жизни — с другой. Активные настроения, своеобразная готовность к политическим действиям возникают тогда, когда притязания и ожидания людей вступают в конфликт с возможностями их удов­летворения, причем это противоречие переживается и связывается людьми с теми или иными социально-политическими моментами. Тогда настроения становятся массовы­ми, превращаясь в особое состояние массового сознания, предшествующую действи­ям массовую психологическую реакцию на рассогласование желаемого и действи­тельного. Такая реакция может принимать различные формы — от ненависти к тем, кто «мешает», до восторга по отношению к тем, кто «помогает» воплощению желае­мого в жизнь. Особая форма — пассивные настроения типа безразличия и апатии, когда массы не верят в политические возможности преодоления разрыва между при­тязаниями и достижениями. Обычно это — своеобразный «паралич» притязаний, лишенных опор в действительности, паралич мотивации и активных политических действий.

В данном контексте интерес представляет понятие «политическое бессилие». Так. М. Олсен полагает, что такое бессилие есть, с одной стороны, объективная реальность в те или иные моменты. С другой же стороны, это особое настроение «недееспособ­ности в отношении политики», «ощущение невозможности повлиять на нее» (Olsen. 1976). Явления такого плана исследовались в контексте «политического отчуж­дения».

В целом же политические настроения — это субъективная оценка социально-по­литической действительности, как бы пропущенной сквозь призму соответствующих интересов, потребностей и притязаний массы. В политическом отношении особенно важно, что такие настроения быстро распространяются. Они заразительны. Их про­межуточный аффективно-когнитивный статус ведет к тому, что над ними затруднен контроль сознания. Они легко и быстро объединяют людей, находящихся в сходном социально-политическом положении, формируя чувство общности «мы». Этот на­строй, как правило, направлен против неких «они», от которых зависит не устраива­ющее людей положение дел.

При быстром распространении, становясь массовыми и влиятельными, настрое­ния подчиняют себе многие другие (в определенных ситуациях практически все) ком­поненты психики. В особенности это относится к менее глубинным по отношению к настроениям, социально производным рациональным компонентам, например к та­ким слагаемым социального сознания, как ценности и установки. Анализ показывает, что в рабочем классе любой страны есть люди, ориентированные на активное участие в забастовочном движении; есть рабочие, не обладающие такой ориентацией, и есть принципиально отрицающие забастовочную борьбу. Однако известно, что в периоды обострения конфликтов даже многие противники забастовок, охваченные соответ­ствующим настроением, включаются в общие действия (Cousins, Brown, 1975).

Глава 2.3. Массовые настроения в политике 187

Согласно распространенному мнению, настроение есть фактор «сдвига», динами­ки поведения. Соответственно, принято считать, что массовые настроения обычно со­держат определенный деструктивный в социально-политическом отношении заряд. Как правило, они направлены против той или иной стороны прежнего или нынешне­го укладов жизни. «Настроения всегда активно направлены не только к чему-либо, но еще более против чего-либо» (Поршнев, 1966). Это состояние, стимулирующее де­ятельность, движимое по каким-либо социально-политическим причинам нереализу­емыми притязаниями и ожиданиями. Это состояние отрицания тех или иных аспек­тов социально-политического устройства.

Даже в случае «пассивных настроений» очевиден некий молчаливый протест. Не­верие в возможность реализации притязаний и есть психологическое отрицание сис­темы, которая обездвижила активность людей. Такие настроения редко бывают дли­тельными — конфликт с системой рано или поздно прорывается в активных настрое­ниях и антисистемных действиях.

Даже те настроения, которые внешне представляются настроениями успокоенно­сти, довольства, удовлетворения, имеют скрытую отрицательную направленность. Они весьма негативны по отношению к потенциальным нарушениям покоя, достиг­нутого статуса и, как следствие, равновесия между притязаниями и возможностями их достижения. Такие настроения, например, отличали верхушку советского обще­ства в период так называемого «застоя». При таком «настроении обороны» люди ра­дуются одержанным победам, преодоленным трудностям и торжествуют над против­никами, которые им мешали. Причем все это может происходить как реально, так и иллюзорно.

Субъект массовых настроений

Субъектом массовых политических настроений, по определению, является некая мас­са, то или иное множество людей, объединенных в некую общность за счет действия единого политико-психологического фактора. К числу таких факторов относятся те или иные аффекты, эмоции, чувства и другие психологические явления и процессы, отражающие социально-политическую жизнь и политическое поведение людей. Так, даже возникший по совершенно иным причинам некий «субъект общественного мне­ния» может быть внезапно охвачен теми или иными настроениями. Однако «чистым» случаем субъекта массовых настроений являются общности, возникающие на основе самих настроений. Такое «замкнутое» определение нуждается в специальном разъяс­нении.

Читайте также:  Посмотри глазами радости плюс

Как говорилось в первой части книги, многочисленные попытки дать определе­ние понятию «массы» не привели к общепризнанному результату. Однако был вы­явлен некоторый ряд специфических признаков, позволяющих очертить наиболее существенные черты данной общности. Напомним: обобщая многие подходы, Б. А. Грушин полагал, что: «массы — это ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)» (Грушин, 1987).

188 Часть 2. Массовые настроения

Гетерогенность и ситуативность

Для массовых настроений наиболее существенно, что субъектом таких настроений как раз и выступают общности, ситуативно возникающие и гетерогенные по своему составу. Именно так политические настроения формируют своего субъекта, распро­страняясь среди людей и становясь «массовыми». Создаваемые ими массы включают индивидов, принадлежащих к разным группам и слоям общества (отсюда — соци­альная гетерогенность), охваченных в тот или иной момент времени (ситуативность) общими настроениями. В таком контексте массы — это специфические социально-психологические образования настроенческого типа, внеструктурные «острова» в групповой структуре социума, не устойчивые, а как бы «плавающие» в составе более широкого целого 1 . Ситуативность и гетерогенность масс определяется именно настро­ениями. Как указывал Б. Ф. Поршнев, «люди, охваченные однородным настроением и выражающие его более или менее совместно, тем самым составляют общность» (Поршнев, 1966) — несмотря на все существующие между ними иные различия.

Такая трактовка основана на функциональном подходе и позволяет исследовать динамику политических процессов в отличие от статики, понимание которой дости­гается за счет традиционного группового, классового или стратификационного под­ходов к социальной структуре.

Главным в понимании массы является то, что это особое объединение людей на основе общих настроений и действий, прямо не следующих из особенностей отдель­ного слоя, группы или даже класса. Напомним: «Понятие «массы» изменчиво, соот­ветственно изменению характера борьбы. Когда революция уже достаточно подго­товлена, понятие «массы» становится другим: несколько тысяч рабочих уже не состав­ляют массу. Это слово начинает означать нечто другое. Понятие массы изменяется в том смысле, что под ним разумеют большинство, и притом не простое лишь большин­ство рабочих, а большинство всех эксплуатируемых; другого рода понимание недо­пустимо. всякий другой смысл этого слова становится непонятным» (Ленин, 1967-1984).

Наиболее существенно в понимании массы в кризисные времена не то, что она «рабочая» или какая-то иная, а то, что она именно «масса», т. е. общность, которая де­монстрирует единый способ поведения, единую психологию. Поэтому у авторов того времени понятия «рабочая масса», «мелкобуржуазная масса» и т. п., как правило, со­провождаются уточнением характера действий и психологии массы как «революци­онной» или «реакционной», «неразвитой» или «недовольной», или же «полной реши­мости действовать».

Исследования социально-политических механизмов поведения масс в кризисные периоды общественного развития позволяли выходить на анализ психологии этих масс, стоящих за теми или иными действиями характерных черт, специфики поведе­ния. На таких этапах в подобные моменты развития общества как раз и возникали возможности изучать настроения и потребности масс, мнения и устремления, степень сознательности и подверженности «предрассудкам».

1 Выражение Э. Я. Баталова — см.: Баталов Э. Я. Массовое политическое сознание современного аме­риканского общества: методология исследования. // Общественные науки. 1981. № 3. С. 118.

Глава 2.3. Массовые настроения в политике 189

Формирование настроенческих масс

Развитие масс зависит от степени охвата людей настроениями. Созревая первоначаль­но в рамках того или иного класса, группы или слоя, настроения людей могут распро­страняться, захватывая представителей других групп и слоев. На основе этих настро­ений и готовности к действиям внутриклассовая (или внутригрупповая) масса может разрастаться, принимая характер межклассовый, межгрупповой. Такие настроения выступают в качестве «ядерных» для заражения ими представителей иных общ­ностей.

«Масса» предстает перед исследователем в разнообразных обличиях. Как уже го­ворилось, толпа — наиболее простой случай субъекта массовых настроений: «Толпа — это временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непо­средственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Людей в толпе объединяет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов. » (Щепаньский, 1969). Внимание исследователей, начиная с Г. Лебона и Г. Тарда, 1 фиксировалось на наиболее ярких, эмоциональных проявлениях уже сложившейся толпы. Именно поэтому недостаточ­ное внимание было уделено фактору, который собирает толпу, образует массу еще до того, как она становится «эмоциональным организмом». Этот фактор — сходные на­строения людей. Именно они как бы притягивают людей друг и другу, группируют их в общность. Распространяясь, настроения быстро достигают значительной интен­сивности, перерастают в эмоции, растворяются в них и становятся незаметными на их фоне. Но стоит схлынуть эмоциям, как вновь настроения становятся заметными: «Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возникшее у него настроение может сохраняться долго» (Щепаньский, 1969).

Сходные настроения индивидов образуют толпу как частный случай субъекта массовых настроений. Распадаясь, со спадом эмоций, толпа перестает существовать как эксплицитно представленный субъект настроений. Однако настроения сохраня­ются достаточно явно на уровне индивидов — их конкретных носителей, а в неявной, имплицитной, потенциальной форме и в качестве массовых, но временно разобщен­ных настроений.

Другой частный случай — «публика», представляющая собой специально органи­зуемого субъекта массовых настроений. Специфические политические акции (напри­мер, торжественные заседания, собрания и т. п. в особенно наглядных ритуальных формах сталинско-брежневского периода) как раз и преследовали цель формирова­ния и распространения определенных настроений. На действие этого механизма ука­зывал еще Я. Щепаньский: «Публика в кино, на концерте или в театре осознает рож­дающиеся у нее настроения, и это осознание может усиливать впечатление, вызван­ное действием общего стимула» (Щепаньский, 1969).

В целом же и толпа, и публика как частные случаи демонстрируют, что настрое­ния, формируя определенную политико-психологическую общность, превращают ее из субъекта настроений в субъект активных действий и затем обусловливают то или иное массовое политическое поведение. «Значение толп и публики проявляется в периоды социальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, ко-

См.: Тард Г. Социальные этюды.СПб, 1902.

190 Часть 2. Массовые настроения

гда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою очередь — в борющуюся группу, если толпою овладеют организованные груп­пы, которые сумеют ее направить» (Щепаньский, 1969).

От толпы — к «средним слоям»

В современном мире не всегда просто представить охваченное одним и тем же поли­тическим настроением большинство населения той или иной страны. Это возможно лишь в периоды экстремальных социально-политических напряжений, причем при достаточно обобщенной оценке настроений, которые доминируют в обществе. В обыч­ных же ситуациях циркулируют более или менее выраженные, многообразные, отно­сительно массовые настроения. Дифференцированность этих настроений связана с разным положением групп и слоев в социально-политической структуре, а также с тем, что разные группы, образующие такую массу, с разной быстротой захватывают­ся возникающими настроениями. Группы и слои с высоким уровнем социального са­мосознания менее подвержены настроениям, поскольку последние быстро осознают­ся и подчиняются ранее выработанным мнениям, позициям, программам действий и т. д. Другие слои общества, в силу меньшей определенности их социального положе­ния, с большей легкостью попадают под действие настроений.

Говоря о субъекте массовых настроений в общественно-политической жизни со­временных государств, надо помнить о возрастании роли так называемых «средних слоев». В свое время говорилось: «Капитализм не был бы капитализмом, если бы «чи­стый» пролетариат не был окружен массой чрезвычайно пестрых переходных типов от пролетария к полупролетарию (тому, кто наполовину снискивает себе средства к жизни продажей рабочей силы), от полупролетария к мелкому крестьянину (и мел­кому ремесленнику, кустарю, хозяйчику вообще), от мелкого крестьянина к средне­му и т. д.; если бы внутри самого пролетариата не было делений на более и менее раз­витые слои, делений земляческих, профессиональных, иногда религиозных и т. п> (Ленин, 1967-1984).

Источник

Оцените статью