- «Социально — эмоциональное развитие дошкольников» статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Социально-эмоциональное развитие дошкольников
- Библиографическое описание:
- Похожие статьи
- Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников.
- Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического.
- Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского.
- Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
- Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника
- Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале.
- Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников.
- Способы развития эмоционального интеллекта у детей.
- Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста
«Социально — эмоциональное развитие дошкольников»
статья
Статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников.И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Социально — эмоциональное развитие дошкольников» | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тодораш Л.А. МАДОУ «ДС №250 г. Челябинска»
Аннотация: статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников. И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным. Вырастет ли он целенаправленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая, т. к. каждый новый период развития связан с перестройкой межфункциональных связей, видов деятельности, типов общения.
Эмоциональное благополучие человека- его уверенность в себе, жизненные успехи — во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые преобразования, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства как любовь, ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие является важнейшей основой нравственного воспитания.
Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то наши дети вырастут добрыми, правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.
Основным приоритетом в настоящее время выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Сегодня обществу требуются творческие личности, способные принимать решения и отвечать за них, планировать и прогнозировать, моделировать и создавать.
Программа социально – эмоционального развития » Я, ТЫ, МЫ» Князевой О.Л., направлена на становление базовых свойств личности ребенка, самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми, что соответствует новым требованиям времени, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное общество с его демократическими тенденциями развития.
Программа состоит из трех основных разделов.
— уверенность в себе
— чувства, желания, взгляды
Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, и по работе с родителями.
Цель программы — будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Мы педагоги творчески подходим к планированию, моделированию своей работы, и поэтому обратили внимание и остановились на данной программе.
Накопленный опыт, дал возможность выработать стратегию по педагогической работе. Содержание программы органично интегрируется в канву содержания основной программы.
Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной деятельности, театральной по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а так же с игровой деятельностью.
В нашем случае наиболее подходящая модель – включение программы в педагогический процесс, через кружковую деятельность.
Вместе с тем для большей эффективности используем разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, тренинги, отдельные режимные моменты.
Данная программа естественно и органично интегрировалась в целостный педагогический процесс.
Работая по данной программе возможно гибко распределять ее содержание в течение дня. Специально организованные занятия, тренинги проводить в первой половине дня, по подгруппам 10 – 12 человек. Продолжительность занятия соответствует норме возрастной группы. Количество занятий в неделю – одно, в месяц два, или три зависит от количества дней в месяце.
Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Дети порой требуют дополнительных объяснений, ответов на вопросы. И мы пришли к выводу, что наиболее эффективно воспитательно-образовательное взаимодействие педагога с детьми происходит через активный метод обучения — тренинг.
Тренинг (английский язык . training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Цель обучения – умение мыслить, размышлять, осмысливать, развивать мыслительную, творческую деятельность.
— тренинг- это своеобразная форма работы, когда при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения.
— тренинг- метод создания условий для самораскрытия ребенка и самостоятельного поиска способов решения своих проблем.
— введение в изучаемую проблему.
— постановка изучения задач конкретной ситуации.
— групповая, индивидуальная работа
— обсуждение различных точек зрения.
— оценка результатов анализа.
— выбор наилучшего решения.
— подведение итогов принятия решений
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что специфика проведения тренинга отличается от проведения занятия. Прежде всего, время проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. Но время проведения не должно превышать 20 – 25 минут. Значительна роль личности педагога. Упражнения, используемые им в работе, являются, не более чем инструментом, результат применения которого зависит не, сколько от качества инструмента, сколько от личности педагога. От его творчества, знаний детской психологии, умений зависят процессы самораскрытия и само актуализации детей.
Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог добивается чувственно – познавательной эго – вовлеченности.
— тренировка поведенческих навыков
Таким образом: специфическими чертами тренинга являются:
— объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении себя и друг друга.
— создание атмосферы доверия и творческой свободы.
— развитие и открытие новых качеств личности.
— реализация творческого потенциала и достижения оптимального уровня жизнедеятельности.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоционального развития ребенка.
И поэтому совместное проведение тренингов с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе. На наш взгляд эта форма взаимодействия приобретает более открытый и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие педагога, родителей, детей.
В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы мы включаем в планирование совместную работу с родителями и детьми один раз в месяц. Время проведения вторая половина дня, продолжительность 40 – 50 минут. Количество не превышает 6 – 8 семей.
Таким образом: используя в педагогической деятельности тренинг — методы достигаются более высокие результаты в работе с детским коллективом, по повышению уровня личной, интеллектуальной, социально- психологической готовности детей к школьному обучению многокомпонентному образованию.
Сплав компонентов, которых способствует возникновению нового отношения детей к себе, к окружающей среде, формированию в них начальных умений в области учебной деятельности, формированию таких качеств, благодаря, которым они общаются с другими людьми, с учителем. Включаются в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.
Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка
- «Концепция дошкольного воспитания.»
- «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А.
- «Психологические игры и тенинги в детском саду» Чернецкая Л.В.
- Программа социально — эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы» Князева О.Л.
- «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Минаева В.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей.
Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекци.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к пр.
В данном материале представлена рабочая программа кружка «Я и мир вокруг». Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений.
Коррекционно — развивающая программа по формированию социально — эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. .
Источник
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
Рубрика: Развитие дошкольника
Дата публикации: 23.01.2019
Статья просмотрена: 1603 раза
Библиографическое описание:
Плотникова, К. М. Социально-эмоциональное развитие дошкольников / К. М. Плотникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3889/ (дата обращения: 13.10.2021).
Социализация личности — данная проблема в истории отечественной педагогики была актуальной всегда, это отраженно в исследовательских работах известных педагогов, таких, как В. С. Мухина. Она рассматривала в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А. П. Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе становления личности.
Задача развития детей в первые годы их жизни состоит в том, чтобы приобрести навыки, которые позволят им стать независимыми и способными действовать в социальных отношениях и соответствующим образом реагировать на свои чувства и чувства других. Эти задачи развития, могут решаться только детьми в стабильной социально-эмоциональной среде.
Мир ребенка красочен и разнообразен, полон захватывающих и определяющих переживаний. Ежедневные новые впечатления приносят с собой широкий спектр эмоций, с которыми ребенок обычно сталкивается неподготовленными. В эти моменты мы часто с удивлением обнаруживаем, насколько сильно ребенок испытывает эмоции, и как трудно нам чувствовать его. С первых дней жизни у ребенка возникают определенные эмоции от внешнего мира, особенно от его родителей. Эти ранние улыбки, смех, радость в глазах родителей еще больше определяют здоровое развитие малыша. Положительные эмоции помогают развивать память, язык и движение. В ответ вы видите, что ребенок улыбается или плачет, зная, что именно так ваш ребенок общается с вами. Очень важно способствовать проявлению положительных эмоций, нормальному развитию ребенка.
Эмоции — постоянный компаньон человека, влияющий на все его мысли и действия. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания человека по социально значимым признакам: человечность и отзывчивость.
В дошкольном возрасте, эмоции играют весомую роль в развитии ребенка. Они помогают понимать действительность и откликаться на нее. Проявляясь в поведении, они сообщают взрослым, о том, что ребёнку нравится, что радует или наоборот расстраивает и печалит. По мере того, как ребенок развивается и растет, его эмоциональный мир становится все более разнообразным и богатым. Из ведущих эмоций (страх, радость) он переходит к наиболее сложному спектру чувств. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше вникает в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н. С.).
На этапе дошкольного детства, развитие происходит быстрее, чем когда-либо. Маленький ребенок не имеет возможности держать под контролем свои собственные эмоции. Его эмоции быстро появляются и так же быстро исчезают. Через эмоциональное развитие в дошкольном возрасте эмоции становятся более здравыми и подчиняются мышлению. Но это случается, когда ребенок учит моральные нормы и соотносит с ними свои действия и поступки.
Не менее важно развитее эмоциональной грамотности.
Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей. Это значимый компонент социально-эмоционального становления, так как он может помочь детям понять их собственные эмоциональные переживания и в то же время помогает им понимать и принимать эмоциональные переживания других людей. Эмоциональная грамотность может помочь детям решать проблемы и регулировать свои эмоции; эти навыки важны для успеха в дошкольных учреждениях и за его пределами.
Социально развитые дети обладают способностью развивать отношения с сверстниками и взрослыми, необходимые для успеха. Многие факторы могут повлиять на то, как дети выражают свои социальные навыки или эмоциональную компетентность или скорость, с которой дети приобретают социальные навыки или эмоциональную компетентность. К таким факторам относятся: факторы риска для окружающей среды, такие как проживание в небезопасном обществе, получение помощи в условиях некачественного ухода за детьми, факторы семейного риска, такие как депрессия матери или психическое заболевание в семье, злоупотребление наркотическими веществами, насилие в семье, бедность и факторы риска, связанные с ребенком, такие как суетливый темперамент, задержки и серьезных проблем со здоровьем. Все эти факторы необходимо принимать во внимание при сборе информации для полного понимания и поддержки социального и эмоционального здоровья детей.
В этом смысле социально-эмоциональная развитие может, рассматривается как важный защитный фактор для маленьких детей, буферизируя их от стрессов и помогая предотвратить развитие серьезных эмоциональных и поведенческих трудностей в более поздней жизни.
Неправильная дошкольная среда может нанести ущерб развитию социальных навыков, в результате чего дети подвергаются стрессу чрезмерным, слишком сложным взаимодействием со сверстниками.
Фактически, ровесники одинакового возраста, не являются хорошими учителями. Как говорит биологический антрополог Гвен Дьюар: «Вам нужны люди, чтобы изучать навыки людей». Дошкольники должны учиться эмпатии, терпению, эмоциональному самоконтролю, социальному этикету и оптимистичному, конструктивному отношению к решению социальных проблем.
Эти уроки не могут быть изучены через одноранговый контакт. Дошкольные учреждения населены импульсивными, социально некомпетентными маленькими людьми, которые склонны к внезапным припадкам гнева или отчаяния. Да, дошкольники могут предлагать друг другу важный социальный опыт. Но их статус развития делает их ненадежными, как социальные наставники. Ребенок, который копирует других детей, может забрать хорошие привычки, но она также может забрать плохие.
Вот почему, необходимо помогать ребенку развивать социальные навыки в дошкольных учреждениях, к ним нужно подходить так тщательно и сознательно, как преподавать ему чтение или математику.
Одна из важнейших функций детского сада — научить детей тому, как социально взаимодействовать с другими. Дети, которые продолжают выражать гнев и разочарование, ударяясь, кричат и бросают предметы, не только затруднят время, чтобы их потребности были поняты, но и могли бы также изолировать себя. Зная, что есть более продуктивные способы выразить себя и что то, что они говорят и делают, затрагивает других людей, играет ключевую роль в том, чтобы подружиться и стать частью детского коллектива. Так же приходит понимание, как быть вежливым, ребенок начинает по очереди, делиться, разговаривать и играть с другими детьми без необходимости напоминания и использования вежливого языка. Однако освоение этого навыка — это непрерывный процесс, и дети просто изучают его. Это может занять некоторое время, прежде чем дошкольник сможет поделиться и быть вежливым.
Дети должны иметь возможность самостоятельно работать без постоянного перенаправления, так как по мере развития детского сада возрастают групповые и независимые рабочие времена. Мало того, что это готовит ребенка к будущему обучению, но также помогает построить чувство выполненного долга и понимание того, что он человек, способный делать все сам по себе.
Развитие сильных социальных навыков означает осознание ценности, которую другие люди привносят в нашу жизнь, справедливо оценивая сверстников и взрослых развивая навыки вежливости, необходимые для зрелого взаимодействия, и развивая базовое доброжелательное отношение к людям.
Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей. Вот несколько советов о том, как способствовать конструктивному повышению эмоционального интеллекта вашего ребенка:
– Объяснять собственные чувства
Объясните своему ребенку, как вы себя чувствуете в конкретной ситуации, например: «Сейчас я действительно раздражен, потому что не могу найти свои очки». Говоря о ваших чувствах, ребенок может научиться говорить эмоционально, по-другому. В то же время он начинает понимать причины, по которым у кого-то возникают определенные чувства, а также попросить других членов семьи поделиться своими чувствами и их происхождением.
– Говорить о чувствах других
Помогите ребенку следить за эмоциями окружающих его людей, персонажами книги или фильма, журналами или фотографиями. Вы могли бы сказать: «Смотри, девушка, которая покупает мороженое! У нее такая большая улыбка, я думаю, она с нетерпением ждет своего мороженого!» Или:«Ты видишь фотографию мальчика, который выглядит таким злым?»Может быть, его мама сказала ему, что он не получит шоколадку». Распознавание чувств, других помогает вашему ребенку понять их и развить сострадание.
– Признавать чувства вашего ребенка
Ответьте, если ваш ребенок проявляет чувство разочарования, например, от домашней работы. Вы можете сказать: «Ты выглядишь разочарованным. Иногда домашняя работа действительно тяжелая». Распознавание и описание чувств вашего ребенка даст ему больше возможностей выражать свои чувства в дальнейшем.
– Использовать более сложные термины чувств
Как только ваш ребенок поймет основные эмоциональные термины, такие как «счастливый», «грустный» и «злой», вы должны перейти к более сложным терминам, чтобы неуклонно расширять его словарный запас. Вот несколько примеров:
– Воссоздавать чувства, через игру
Воспроизведите эмоции, которые должен угадать ваш ребенок, а затем поменяйтесь ролями. Спойте одну и ту же песню с изменяющимся эмоциональным тоном, таким как усталый или возбужденный голос. Играйте сцены из книг или создавайте свои собственные истории и указывайте на настроение людей. Например: «Девушка на фотографии выглядит напуганной, поэтому я говорю тихо и робким голосом».
- Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. / Н. С. Ежкова. — М.: Гуманитар, 2010.
- Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я. З. Неверович. — М.: Знание, 2005.
- Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1974
- Мещерякова С. Ю. К вопросу о природе комплекса оживления // Экспериментальные исследования по проблемам общей и пед. психологии. — М., 1975.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского и др. — М., 1990.
- Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов /С. Г. Якобсон. — М.: «Воспитание дошкольника», 2003. — 112 с.
Похожие статьи
Развитие эмоциональной компетентности у дошкольников.
Сделать вывод об эмоциональной компетентности детей с нарушением речи и детей с
В исследовании приняли участие дошкольники подготовительной группы МБДОУ «Детский сад
При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в.
Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического.
Если ребенок приходит в детский сад не в духе или же у него портится настроение в течение дня, необходимо исправить эту ситуацию. Для этого можно создавать игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: различные молоточки, волшебные палочки.
Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского.
В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут
В группе детского сада мы создали такую обстановку, чтобы у ребёнка возникало
Цель пособия: распознание и закрепление эмоций человека. В особенности детям нравятся.
Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка
Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно.
Воспитание оптимизма у ребенка-дошкольника
Жизнь детей наполнена разнообразными эмоциями, чувствами и требует от ребенка их правильного понимания и соответствующего реагирования на них. Дети часто находятся под влиянием переполняющих их чувств и не всегда способны управлять своими эмоциями.
Эмоциональное развитие дошкольника | Статья в журнале.
Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень
Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих
В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне.
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников.
Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо
Эмоции — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе
Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия художественной.
Способы развития эмоционального интеллекта у детей.
В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции. В первую очередь речь идет о развитии эмпатии.
Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста
Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка. Эмоции — это основа благополучного душевного состояния.
Источник