Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Оксана Давыдова
Проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
Проект
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально — личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна.Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Вид проекта – практико-ориентированный.
Описание проекта:
Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т. д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)
Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека», анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи», наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.
Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.
Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.
В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.
Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С. В.Крюковой:
1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!».
Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.
Вводная часть – это введение в тему, создание эмоционального настроя.
В рабочей части проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.
В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.
Ниже приводится одно из занятий.
Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников
«Закрепление знаний о чувствах»
— закрепление умения различать чувства;
— закрепление мимических навыков;
— повышение у детей уверенности в себе;
— формировать навыки саморегуляции.
— игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)
1. Давайте поздороваемся друг с другом.
Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).
А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).
2. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».
Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).
3. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.
Упражнение «Зеркало».Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т. п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала»играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)
4. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)
Воспитатель: «Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».
5. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).
Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой. (дети выполняют упражнение)Отлично! Молодцы!
6. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».
Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
Воспитатель: «А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).
Хорошо. Садитесь на стульчики.
И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.
Воспитатель: «Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п. т.)
Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.
Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детейи в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др.,а также игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения, терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр; работу в уголке настроения.
И, конечно, для решения поставленных задач я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитиии воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.
Формы работы с семьёй:
— анкетирование «Какие мы родители?»,
— индивидуальные беседы по текущим проблемам,
— консультации «в мире детских эмоций»
— проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»
— дни открытых дверей,
— оформление групповых фотовыставок.
В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%, с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.
Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.
1. Программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь!»
2. КряжеваН. Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А. В. Можейко.— М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
4. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М. :Генезис, 2011г.
Источник
Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Лариса Азарова
Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель,
Автор проекта: воспитатель — Азарова Л. П.
Тип проекта:
• По направленности деятельности участников – практико — ориентированный
• По продолжительности – долгосрочный (учебный год)
• По составу участников – групповой.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, приобретается первоначальный опыт социальных отношений. Необходимость работы по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста назрела давно, так как что дошкольное воспитание в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако, особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками,но и в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Цель проекта: создание условий для самопознания ребёнка, его гармоничного взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нём добрых чувств, стремления к сотрудничеству.
Задачи проекта:
1. Развитие у детей уверенности в себе и своих силах.
2. Формирование умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды.
3. Принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах, потребностях.
4. Развитие умения формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей его разрешения.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Развитие понимания взаимозависимости и необходимости людей друг для друга.
Ожидаемые результаты: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Научить детей воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Сформировать у детейэтически ценные формы и способы поведения в отношениях с людьми: умения устанавливать и поддерживать контакты,кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Формы реализации проекта
— Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала и дидактических пособий.
— Разработка плана занятий с детьми, форм работы с родителями.
— Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
— Составление перспективного плана мероприятий.
— Игры и игровые упражнения
— Художественно – творческая деятельность
— Чтение художественной литературы
— Подведение итогов реализации проекта
— Выставка детских работ «Волшебная страна эмоций»
— Создание фотоальбома «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
План реализации проекта:
ООД : «Разгляди себя в зеркале», «Что между нами общего», «Твоя любимая игрушка» «Любимая игрушка друга», «Спорящие лица», «Учимся выражать эмоции», «Улыбка делает чудеса», «Друзья», «Портрет друга», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Мимические признаки эмоций», «Твои поступки и чувства других», «Какой ты, что тебе нравится?», «Грусть, радость, спокойствие», «Вместе с друзьями», «О дружбе»
Беседа по теме : «Поможем себе победить злость», «Улыбка делает чудеса»,
«Друзья», «Ссора», «Твои поступки и чувства других», «Красивое -безобразное», «Робкий», «Смелый», «Совместные игры»
Игры,игровые упражнения: «Говорящее зеркало», «Узнай, про кого я расскажу», «Водяной», «Найди меня», «Потерянные вещи», «Радио», «Кто поет?», «Узнай по голосу», «Узнай на вкус», «Винегрет», «Разбери по зернышку», «Зеркало», «Пожалуйста», «Похвали себя», «Скажи хорошо о своем товарище», «Скажи другу комплимент», «Спина к спине», «Разорви круг», «Я — разведчик», «Настроение», «Я — модельер», «Чья любимая вещь?», «Найди хозяина», «Общий круг», «Клубочек», «Что нам нравится осенью (зимой, весной, летом?».
Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных времен и народов, поссорившихся детей, материала на темы «Грусть», «Радость», «Спокойствие», «Печаль», «Горе», «Злость», «Гнев», «Страх».
Художественная литература: А. Барто «Мой сосед — Иван Петрович», рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», рассказывание сказки Аксакова «Аленький цветочек», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Птичка», сказки А. Н. Толстого
«Приключение Буратино», русской народной сказки «У страха глаза велики»,
Житков «На льдине», Л. Толстого «Котенок», стихотворение Е. Серова «Нехорошая история», Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Заучивание пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
Оценка результатов деятельности: дети обладают чувством собственного достоинства, проявляют достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, активно познают действительность, чувствуют уверенность в своих силах. Сформирована положительная самооценка, способность адекватно, в том числе и критически, оценивать результаты собственных действий и действий других. Понимают своё и окружающих людей эмоциональное состояние, делятся своими чувствами и переживаниями, с уважением и терпимо относятся к людям, независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, способны оказать помощь и принять её от других, владеют разными формами и средствами общения.
Методическая литература: Громова Т. В. Страна Эмоций. 2009.
Князева О. Л. Я –ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. — М. : Мозаика — Синтез, — 2003 .
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : ГЕНЕЗИС, 2006.
Ковалец И. В. Азбука эмоций Владос 2004 г.
Мирилова, Т. Л. Эмоциональное развитие ребёнка. –Волгоград: Корифей, 2009. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003 Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003
Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.
Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии — Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» — это особая современная.
Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка I часть Зимние каникулы, как обычно в нашей семье, были посвящены участию в различных мероприятиях, которых.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста II часть Итак, на мой взгляд, детям младшего дошкольного возраста достаточно участия в мероприятиях, проводимых в знакомой обстановке, например,.
Участие в культурно-массовых мероприятиях как фактор социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Часть III Если ребенок хорошо усвоил элементарные правила поведения в общественных местах (в музеях, в транспорте, на улицах города, с.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.
Источник