Социально эмоциональное развитие дошкольников пособия

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Наталья Черникова
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы.

Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребёнок взаимодействует с окружающим миром, познаёт его. Они важны для социального и особенно нравственного развития детей.

С целью развития эмоциональной сферы у детей мы обогащаем предметно-развивающую среду группы, изготавливаем дидактические пособия.

Задачи: развивать умение определять эмоциональное состояние другого человека,

содействовать проявлению своих чувств,

развивать воображение, речь.

Сейчас на просторах интернета можно найти всевозможные картинки. Их надо только распечатать и придумать, как преподнести детям.

Так, у нас появилось пособие «Ромашка настроения»

Элементы пособия на шпателях. Их удобно взять в руки, рассмотреть и назвать эмоцию. Если нужно, повторить, изобразить, соотнести с эмоциональным состоянием какого-либо героя художественного произведения.

Ещё у нас появилось пособие «Человечки»

Сделано из деталей конструктора Лего.

Подобрала по три детали разного цвета. В собранном виде это 4-е человечка.

Разобрала каждую конструкцию и приклеила к каждой части картинку, на которой заранее нарисовала глаза, нос и рот.

Вот примерные черты лица. Но их можно нарисовать по собственному замыслу.

Интересно то, что дети могут изменить эмоции человечков. Пособие мобильно.

И ещё об одном пособии хотелось бы рассказать «Настроение мальчика и девочки»

Выполнено из картона и ксероксной бумаги, держателей-шпателей. Лица детей распечатаны на принтере. Они в виде кружков. Кружки согнуты пополам и склеены между собой, как книга. Края склеенной конструкции приклеены к картонной основе.

Настроение детей тоже можно изменить, можно сделать одинаковым путём перелистывания.

Пособия можно использовать на занятии, в индивидуальной работе с детьми, дети могут использовать в самостоятельной игровой деятельности.

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции — психические процессы, связанные с непосредственной оценкой.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства» «Эмоции и чувства» Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах Образовательные задачи: познакомить детей.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры с использованием пособия «Парашют» Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры» с использованием дидактического пособия «парашют».

Мероприятия в ДОУ как средство развития эмоциональной сферы ребенка Эмоции – непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство развития личности. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в процессе.

Методы развития эмоционально — чувственной сферы детей старшего дошкольного возраста. Введение Современный человек достиг невиданных высот. Ему доступны тайны мироздания, он покорил Космос и морские глубины. Но осталась непознанной.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность. 1 слайд: Визитная карточка. Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее — специальное образование.

Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Ролевая игра как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «… хотя ребенок создаёт в ходе ролевой игры.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. «Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

В мире эмоций. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку осознать свои эмоции?Что бы ответить на этот вопрос, мы в нашей группе создали уголок эмоций. Подобрали материал, который.

Источник

Учебно-методический комплект «Социально-эмоциональное развитие детей»

Концепция учебно-методического комплекта (УМК) «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» базируется на положениях современной отечественной психологической науки о социализации ребёнка и развитии социальной компетенции, а также учитывает результаты зарубежных исследования и разработок в области развития эмоционального интеллекта.

Программа социально-эмоционального развития детей в первую очередь решает задачу социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников. Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора.

«Курс распространен на всю жизнь класса. На литературном чтении, на математике работаем по УМК – ищем, какие проявлены эмоции… Дети приходят в понедельник, и у нас первым уроком занятие по УМК СЭР. Это заряд на всю неделю, который я пытаюсь держать… Они уже начинают в этом жить, и для них это не становится отдельным предметом. Если будет высоко развит социально-эмоциональный интеллект, то все остальное придет. Дети сейчас живут в других реалиях, они не такие, как мы». Участник апробации УМК «Социально-эмоциональное развитие детей»

Предложенные инструменты и техники применимы и за рамками специальных занятий. Они легко интегрируются в другие виды деятельности дошкольника и школьника, в том числе в область предметного преподавания, влияя на мотивацию детей и, как следствие, их академическую успеваемость.

Программа является важным элементом средообразования и создаёт условия для формирования в образовательной организации культуры, готовой к изменениям и развитию. Особое внимание в программе уделено вовлечению родителей, так как максимальная эффективность обучения может быть достигнута только при условии сотрудничества всех участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей.

Авторы материалов учебно-методических комплектов:

  • Макарчук Анна Владимировна, программный директор Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, среди которых «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающихся «Я — Россиянин», «Интерактивные методы формирования толерантности среди детей и молодежи»;
  • Горинова Елена Валерьевна, ведущий тренер Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности, автор и ведущий программ профессионального развития педагогов, психолого-педагогического сопровождения детей;
  • Дворецкая Ирина Александровна, директор Детского центра Еврейского музея и центра толерантности. Член экспертного совета проекта PJ LIBRARY in Russia – «Пижамная библиотечка«, руководитель проекта «У ребёнка 100 языков«;
  • Олег Евгеньевич Хухлаев, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ. Автор и ведущий тренинговых программ в области межкультурной коммуникации, специалист по кросс-культурному менеджменту.
  • Катеева Марина Ивановна, психолог, профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
  • Рычка Нина Евгеньевна, психолог, методист Благотворительного фонда «Вклад в будущее».

УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для дошкольников и младших школьников прошел психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендован к интеграции в систему дошкольного и общего образования, а также к использованию в рамках развития личностного потенциала детей.

Учебно-методический комплекс включает в себя два УМК, направленных на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет) и детьми младшего школьного возраста (1-4 класс). Для каждого года обучения разработаны методические пособия для педагога, рабочие материалы для детей, рекомендации для родителей.

Читайте также:  Как отдохнуть эмоционально за выходные

Все материалы, необходимые для проведения занятий с детьми и мероприятий для родителей, вы найдете в информационно-библиотечном ресурсе ресурсе УМК «Школа возможностей».

В нашей библиотеке в материале Ресурсы для родителей УМК «Школа возможностей» мы собрали для вас, родители, статьи, онлайн-курсы, подкасты, игры и видеоматериалы, которые позволят вам не только с удовольствием, но и с пользой провести время с детьми, в кругу семьи.

Тематические вебинары помогут вам в социально-эмоциональном развитии детей и в работе с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей».

Источник

Методическое пособие «Развитие эмоций дошкольников через игровую деятельность»
методическая разработка

В методическом пособии указанны актуальность проблемы, методы и приемы работы. Разработан перспективный план по возрастам (5-7 лет). Подобран игравой материал.

Скачать:

Вложение Размер
emotsii_doshkolnikov.doc 104 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 16 «АЛЕНКА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
« РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Составила: Дмитриченко Татьяна

МДОУ № 16 «Аленка»,

г.о. Спасск-Дальний, высшая

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений и рассчитано на творческое использование. Ориентировано на детей 4 – 7 лет.

Основная цель данного пособия: предложить систему игр, направленную на развитие эмоциональной сферы детей.

Предполагаемый результат после использования системы работы:

  • понимание своего эмоционального состояния и окружающих людей;
  • наличие представлений о способах выражения собственных эмоций.

Методическое пособие дополнено конспектами игр.

В данном методическом пособии дано системное изложение учебного материала, адресованного в первую очередь педагогам. Материал отражает актуальность сегодняшнего дня. Рассчитан на детей 4-7 лет.

Автор раскрывает методы и приемы, помогающие развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Содержание подобрано, согласно возрастным возможностям детей. Прослеживается система в изложении материала.

1. Аннотация стр. 3

2. Рецензия стр. 4

3. Оглавление стр.5

4. Пояснительная записка стр. 6

5. Основная часть стр.9

6. Список литературы стр. 14

7. Приложение стр. 16

« Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже

поступки наши не выражают так ясно

и верно нас самих и наше отношение

к миру, как наши чувствования: в них

слышен характер не отдельной мысли,

не отдельного решения, а всего

содержания души нашей и ее строя»

Эмоции – особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами. Эмоции выражаются в непосредственном переживании удовольствия, радости, удовлетворения, неудовольствия, огорчения, страха и так далее. Благодаря эмоциям человек регулирует свое поведение и соотносит его с поведением других людей, с которыми он вступает в общение.

В жизни детей эмоции играют важную роль, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу.

В последние годы становится все больше детей с нарушением психоэмоционального развития.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения.

Поэтому очень важно сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у детей. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

Цель пособия: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

  1. Дать детям представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
  2. научить понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей.
  3. Учить управлять своими чувствами и эмоциями.

Для успешной реализации поставленных задач необходим союз педагогов и родителей. Изучив литературу, разработала систему игр, упражнений, направленных на понимание своего эмоционального состояния и окружающих людей, способов выражения собственных эмоций, способности управлять своими чувствами и эмоциями.

В пособии предложен материал, с помощью которого можно обсудить и закрепить полученные знания и умения.

Научное философское обоснование.

Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания «эмоция». Другие же, утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Есть мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие считают, что лучшим выходом из ситуации является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности. Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность данной проблемы для изучения.

Соответствие современным достижениям педагогики.

Материал соответствует требованиям государственного стандарта и подобран в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Методическими рекомендациями к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Программа учитывает уровень развития детей. Существует связь между возрастными группами. В каждой возрастной группе идет усложнение материала.

Методы, формы, приемы.

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.

  • Игры, направленные на развитие воображения: вербальные и невербальные.
  • Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
  • Релаксационные методы – использование упражнений, основанных на методе активных нервно-мышечной релаксации.
  • Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств
  • Направленное рисование – рисование на определенные темы.

Реализация данной работы предполагает осуществление специально организованных игр. Игры проводятся раз в неделю продолжительностью 15 минут для детей 4-5 лет, 20-25 минут для детей 5-6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.

Большая роль в реализации данной работы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Для эффективной поддержки детей используется и индивидуальная форма работы.

Пособие предназначено воспитателям ДОУ и родителям. Рассчитано на детей 4-7 лет.

  • дети научились понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей;
  • имеют представление о способах выражения собственных эмоций.

Данное пособие помогает решить многие проблемы детей:

  • оказывает благоприятное влияние на психическое состояние детей;
  • умение управлять своими эмоциями и чувствами;
  • умение понимать чувства и эмоции другого человека;
  • умение налаживать взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками.

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Некоторые дети изображают подобие улыбки. На них необходимо обратить особое внимание.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Эту игру можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Котенок, который хотел порадовать свою маму»

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», — подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», — и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».

После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце игры можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

Игра «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Игра «Прогони злость»

Педагог: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону».

Дети выполняют задание, а воспитатель следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Дети не должны кидать комки друг в друга. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

Игра «Про Обидку и Грустинку»

Педагог объясняет детям, почему они иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Оказывается, дети в этом совсем не виноваты, просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное ее найти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа педагога можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения.

Игра «Раскрась дракончика»

на листе бумаги изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами нужно раскрасит каждую голову тем цветом, каким видится это настроение. В старших группах дети после рисования объясняют свой выбор.

Игра «Медвежонок, который делал все кое-как»

Педагог предлагает детям послушать еще одну историю.

В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из дощечек дом для птицы. «Давайте помогу, — воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы-то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», — сказал медвежонок и, как ни в чем не бывало, побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь», — закричал медвежонок. С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки-то и выпустил. «Ну, извини», — сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, — улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, — сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», — с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама?! Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», — сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял, почему.

Педагог обсуждает с детьми эту историю, еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, что слово «извини» должно идти от сердца.

Игра «Рассмеши принцессу-несмеяну»

Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку»

Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Игра «Посмеемся над страхами»

Эту игру лучше выполнять, сидя на ковре. Ребята вспоминают ситуации, когда им было страшно, и вместе со взрослым ищут в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и всем вместе похохотать от души.

Дети очень любят эту игру. Она поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята могут стесняться друг друга, не смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезает.

Игра «Угадай эмоцию»

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

Дети получают карточки и перед зеркалом пытаются изобразить данное состояние, предварительно определив его.

Дети определяют выражение лица, изображают перед зеркалом противоположное или зарисовывают его.

Ведущий с помощью мимики изображает настроение человека, игроки находят на карточках соответствующее изображение.

Игра «Читаем настроение»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по набору карточек, послушать стихотворение, определить о каком настроении идет речь, и показать соотвествующую карточку.

И.Токмакова. «Ничья кошка».

Это – ничья кошка.

Имени нет у нее.

У выбитого окошка

Какое ей тут житье?

Холодно ей и сыро,

У кошки лапа болит…

В.Приходько. «Король Боровик»

Шел Король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был Король Боровик не в духе

— Короля покусали мухи.

А.Кондратьев. «По ночам».

Говорят, в больших кустах

По ночам таится страх.

Я пошел к большим кустам:

«Кто же там и что же там?»

М.Бородицкая. «Колдунье не колдуется».

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется,

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

А появился – здрасьте вам! –

Из Африки буран.

А.Усачев. «Что я могу?»

Могу плясать, и рисовать, и петь,

Могу стоять на голове

И в телескоп смотреть!

Могу допрыгнуть до Луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…

А.Барто. «Светит солнышко в окошко».

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши –

Очень рады солнышку.

По прочитанным отрывкам дети раскладывают слева направо карточки с выбранными рисунками, затем вместе с воспитателем обсуждают, что получилось.

Стихотворные отрывки могут быть заменены на другие, важно, чтобы в них говорилось о том эмоциональном состоянии, которое изображено на рисунке.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Игра «Подарок другу»

Педагог предлагает детям выбрать себе пару. Один из детей в паре садится на стульчик, он именинник. Другой ребенок – гость. Он приносит имениннику подарок. Нужно без слов показать, что ты подарил. Задача именинника – угадать, что это за предмет. Затем ребята меняются местами.

Игра «Что было бы, если бы..»

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

Игра «Испорченный телевизор»

Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий молча показывает «неспящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся».

После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и кончая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.

Возможные вопросы для обсуждения:

По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?

Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?

Трудно ли было тебе понять другого участника?

Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Ведущий с помощью жестов и позы изображает состояние человека, игроки находят карточки с соответствующими изображениями.

Играющие определяют состояние человека на карточке и находят аналогичное в определенных иллюстрациях.

Играющие определяют состояние человека на иллюстрациях и подбирают соответствующие карточки.

Игра «Рисуем настроение»

Воспитатель раздает листочки с шаблонами, затем объясняет, что сегодня дети будут рисовать настроение, а потом выберут подходящее по цвету платье и раскрасят человечков.

Показывает рисунок, обращает внимание на положение бровей, глаз. «На этом рисунке нарисовано спокойное настроение. Постарайтесь показать мимикой спокойное настроение. Теперь попробуем нарисовать это настроение. Возьмите листы бумаги и простые карандаши. Нарисуйте спокойное лицо у первого человечка». Дети рисуют. «Подберите спокойному человечку цвет одежды». Дети самостоятельно подбирают цвет. Затем выбор цвета обсуждается.

« Переходим к следующему изображению. Это смущение. Вот как мы смущаемся когда нас хвалят. Мы улыбаемся, нам приятно, но в тоже время немного не по себе, поэтому и брови сдвинуты, как бы напряжены». Детям предлагается нарисовать это настроение подобрать подходящий цвет платья. Выбранные цвета обсуждаются.

Воспитатель предлагает определить настроение, изображенное на последнем рисунке. Затем дети начинают рисовать и подбирать цвета. Проводится обсуждение.

Источник

Читайте также:  Доброго утра арбузного настроения
Оцените статью