Социально эмоциональное развитие дошкольников по фгос

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
статья по теме

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи на работе и счастье в семейной жизни. Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на познавательные процессы, эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения и рефлексии, что обусловливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и для развития гражданской позиции в дальнейшем.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnogo_intellekta_v_organizatsii_obrazovatelnogo_protsessa_v_detskom_sadu_v_sootvetstvii_s_fgos_do.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО .

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 компенсирующего вида Центрального района

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

Целевая установка, согласно ФГОС ДО, ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность дошкольника.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

В качестве одного из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования выступает умение ребенка общаться: «. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Одной из областей развития, обозначенных в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, является социально-коммуникативное развитие, которое направленно «. на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависят общее благополучие человека, его удовлетворенность отношениями с другими людьми, успехи в работе и счастье в семейной жизни.

Развитие эмоционального интеллекта оказывает влияние на эффективность межличностного взаимодействия, повышает культуру общения, способствует развитию эмпатичного поведения, рефлексии и на познавательные процессы, что обуславливает общую успешность ребенка в будущем, в том числе будет способствовать эффективной адаптации в школе и развитию гражданской позиции в дальнейшем.

Умение понимать свои эмоции, эмоции других людей поможет ребенку облегчить разрешение конфликтных ситуаций, в межличностном взаимодействии при возникновении каких-либо проблем, и будет способствовать развитию товарищества и взаимоподдержки среди детей.

Для создания наиболее благоприятных условий для развития эмоционального интеллекта и гармоничного развития воспитанников в целом, деятельность педагога-психолога ДОО может осуществляется по следующим направлениям:

1). Направление «Психопрофилактика, психогигиена и психологическое просвещение»

Психопрофилактика состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие личности ребенка, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога по повышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.

2). Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция» (В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.)

Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо:

  • расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;
  • формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;
  • развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;
  • повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

Формы работы по развитию эмоциональной сферы воспитанников могут быть самыми различными и осуществляться в различных видах деятельности, в течении всего периода пребывания ребенка в ДОО: игровые обучающие ситуации, дискуссии, решение ситуативных задач; посещение комнаты психологической разгрузки; комфортная организация режимных моментов; обучающие беседы с психологом и воспитателем, в том числе чтение художественной литературы, дидактические и творческие игры; игротерапия; сказкотерапия; музыкотерапия, арт-терапия; психогимнастика, «календарь эмоций», использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы) и т. д.

В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. (Ю.Б. Гиппенрейтер: «Ребенку, который хочет рассказать что-то маме — нужен способ, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций. А еще привычка делиться, семейная традиция, живое общение со взрослыми».)

Целевыми ориентирами для педагога-психолога ДОО могут служить:

  • снижение эмоционального напряжения ребёнка,
  • повышение самоуважения и самооценки ребёнка,
  • освоение ребенком способов эффективной работы со своими эмоциями,
  • освоение навыков сотрудничества, улучшение коммуникации со сверстниками и взрослыми.
  • развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открытие перед ребенком новых возможностей усвоения от окружающих различного рода знаний и умений.
  • развитие умения сотрудничать друг с другом, усвоение новых ролей, норм, правил поведения.
  • развитие самосознания, формирование «образа Я», осознание себя и свое существование, и своей роли в окружающем мире.
  • развитие осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения.

3). Направление «Психологическое консультирование» (консультирование и ознакомление всех участников образовательного процесса с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта).

Формы работы с педагогами: индивидуальное и групповое консультирование; выступление на педсоветах, методических объединениях; групповые занятия, семинары и тренинги.

Работа с родителями может осуществляться в форме психологического тренинга; консультаций психолога, оформления информационных стендов; бесед; выступления на групповых родительских собраниях, проведения совместных досуговых праздников и мероприятий; открытых занятий; организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми и т.д.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта является очень важным фактором в ходе всего образовательного процесса, так как непосредственно участвует в «. формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования».

Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями и родителями). Важно помнить, что «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» являются одним из основных принципом дошкольного образования.

Список использованной литературы:

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» — М: УЦ Перспектива, 2014.

2. Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога в ДОО» — Волгоград — Изд. «Учитель» — 2015г.

3. Николаева Е.И. «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождения в начальной школе». -М.: ООО «Мой учебник», 2007.

4. Куракина А.О. Эмоциональный интеллект дошкольника: структура, условия и механизмы развития. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» — М: АСТ, 2014 г.

Источник

Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС до путем интеграции

Анна Андреевна Жаркова
Актуальность формирования эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС до путем интеграции

Актуальность формирования эмоциональной феры старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО путем интеграции форм и методов взаимодействия педагога с ребенком.

Обращение к проблеме развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО обусловлено необходимостью поиска путей ее гармонизации и стабилизации в сензитивный период дошкольного возраста.

В содержании ФГОС ДО достаточно «размыто» представлен этот вопрос. Например, только в рамках одной из пяти образовательных областей, «Социально-коммуникативное развитие» поднимается вопрос о развитии «…эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания» [60]. Так, несмотря на прогрессивные изменения содержания образовательных программ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обнаруживается прерогатива интеллектуального развития, что в свою очередь ведет к существенному изменению коммуникативного и личностного развития ребенка.

Многие исследователи также отмечают дефицитарность в отношении внимания к развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. В аспекте данной проблематики в отечественной науке накоплено немало теоретических и экспериментальных работ, исследующих вопросы развития эмоциональной сферы, ее общей структуры, параметров и закономерностей развития.

Отдельное внимание заслуживают работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, согласно которым, только слаженное функционирование эмоциональных и когнитивных структур, их гармония и общность может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности [8]. Также работы К. Изарда отражают наиболее полную специфику этого вопроса, согласно которым «Эмоции энегрезируют и организовывают восприятие, мышление и действие» [17].

Но с позиции современной образовательной ситуации приходится резюмировать глубинное взаимопротиворечие между востребованностью педагогического познания и обогащения технологий организации рационального воздействия в процессе становления эмоциональной сферы дошкольников, при недостатке применения как передовых вариативных ресурсов, средств, форм и методов организации работы с детьми, так и потребностью научно – методического обеспечения и сопровождения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования, поиска принципиально новых оснований развития эмоциональной сферы.

Анализ последних публикаций и результатов исследований показывают, что на сегодняшний день система образования меняет свои подходы к целеполаганию в образовательной деятельности. Проблематика вопросов развития личности и ее единства актуальна в связи с санкционированием потребности установления «субъект – субъектных» отношений, общей гуманизацией процессов воспитания и обучения, в противовес отточенному автоматизму «традиционных» методов образования.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно – методического сопровождения образовательного процесса, повышения компетентности каждого педагога.

Средством достижения этой цели может и должна стать практика внедрения интегративных подходов к организации взаимодействия педагога с ребенком, направленная на создание условий для качественного обновления содержания образования, ведущего к гармоничному развитию и функционированию когнитивных и эмоциональных структур психического строя дошкольника.

Интеграция форм и методов взаимодействия педагога с ребенком позволяет объединять, углублять и обогащать образное содержание, разносторонне осмысливать создаваемые образы, глубже осознавать явления жизни, открывает возможности к чувствам, пониманию эмоциональных состояний, эмпатии.

Неоценимое значение для эмоционального формирования личности ребенка дошкольника средствами интеграции заключается и в том, что важнейшей составляющей интеграционных занятий является искусство, как особая форма познания и отражения жизни.

Таким образом, вопрос о гармоничном формировании эмоциональной сферы дошкольников в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», в процессе реализации ФГОС ДО имеет большую социальную значимость.

Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук «Формирование ключевых компетентностей дошкольников путем реализации методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук» Успешность процесса.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС «Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО» «Умение ребёнка позитивно.

Игровой тренинг «Волшебное путешествие» для развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы старших дошкольников В тренинге может участвовать группа детей 5 – 7 летнего возраста (не более 10 чел., как мальчиков, так и девочек) желательно одного возраста,.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : — продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

Конспект занятия по развитию эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников «Грусть» Конспект «Грусть» Цель: Развитие эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Расширить представление детей об эмоции грусти.

Монотипия как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Монотипия, как средство развития воображения у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В трудах современных исследователей Казаковой.

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях» 2. Условия формирования опыта. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется.

План-конспект занятия по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников «Эмоции человека» План-конспект занятия с использованием экспрессивных средств «Эмоции человека» Аудитория: дети подготовительной к школе группы Тема:.

Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Описание проведения исследовательской работы и анализ результатов исследования по развитию связной речи дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Экологическое воспитание старших дошкольников путем проведения систематического обучения на занятиях. «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной.

Источник

Читайте также:  Как вылечить послеоперационную депрессию
Оцените статью