План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Юлия
План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Педагога-психолога Кафлиной Ю. В.
Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
Цель: повысить собственную профессиональную квалификацию по вопросам формирования и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Задачи:
-изучить теоретические основы эмоционального развития личности дошкольников;
-выявить особенности эмоционального развития детей;
-изучить диагностику эмоционального неблагополучия детей;
-изучить влияние семьи на эмоциональное развитие детей;
-рассмотреть способы преодоления негативных эмоций;
-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства
Предполагаемый результат:
1. Повышен собственный профессиональный уровень в вопросах эмоционального развития детей дошкольного возраста;
2. Повышен уровень компетенции родителей в вопросах эмоционального развития детей;
3. Сформированы знания у детей в понимании собственных эмоциональных состояний и чувств;
4. Закреплены способы и приемы преодоления негативных эмоций.
Форма отчёта: групповые и индивидуальные консультации, материал – презентация, картотека диагностического инструментария, информационные листы в уголках психолога, памятки, буклеты, материал с презентацией, публикации в интернет — ресурсах.
Литература:
1. Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобыребенок рос счастливым». – Харьков. — «Книжный клуб», 2008г
2. Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г
3. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольниклв» — Тв. центр. : Москва,2010г.
4. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель».
5. Родительские собрания в детском саду: старшая группа / авт. -сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2009г.
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб. : Издательство «Речь», 2006г.
7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт. -сост. Е. В. Доценко. — Волгоград: Учитель, 2010г.
8. Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей1 старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г.
9. Социально – эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013
10. Р. Р. Калинина «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. – СПб. : Речь, 2003
11. О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г.
Раздел плана Сроки Форма работы Практический выход (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки и т. д)
1. Организационно – ознакомительный
Сентябрь
Подбор и изучение психолого – педагогической литературы по данной теме
Составление картотеки книг, статей журналов, подбор статей интернет –сайтов.
Составление перспективного плана работы по самообразованию
Октябрь
Подбор материала, консультаций, памяток и рекомендаций, презентаций по развитию эмоциональной сферы у детей
Создание, обновление и пополнение
пространственной среды в кабинете
Информационные листы на тему:
«Что такое эмоциональное неблагополучие и его причины»
Консультации, буклеты, памятки по теме
Подготовка информационных листов в папки- передвижки для средних, старших и подготовительных групп
2. Практический
Ноябрь «11 признаков психологического неблагополучия ребенка, которые можно определить по его игре»
«Уровни эмоционального самочувствия детей»
Игры и упражнения на снятие тревожности и агрессивности, устранение страхов, расслабление
Информация для родителей в папку-передвижку в уголке психолога
Подготовка картотеки игр и упражнений для проведения педагогами с детьми
Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников
Занятия с детьми старших групп по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С. В. Крюкова, С. В. Слободняк
Декабрь
Диагностика эмоционального неблагополучия
1. Детский рисунок «Моя семья»
2. Методика «Лесенка»
3. Тест «Шкала тревожности»
Набор методик для диагностики эмоционального благополучия
Январь
«Преодоление эмоционального напряжения: борьба со страхами, методы профилактики стресса»
Подготовка инструкций для родителей по вопросам снятия эмоционального напряжения, его профилактики
Февраль
«Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»
Роль семейного общения в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Подготовка для родителей памяток о влиянии семьи на эмоциональное развитие детей
Март
«Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции. Как научить ребенка владеть собой» (презентация)
3. Заключительный
Апрель
«Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Подготовка и проведение семинара-практикума с педагогами
Май
Публикация в интернет ресурсах на профессиональном сайте maam.ru материала с презентацией «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». Итоги работы за год.
Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Подготовка материала для публикации в интернет ресурсах.
Выводы: Самоанализ реализации и выполнения плана по самообразованию. Обмен опытом в интернет – ресурсах по данной теме. Выступление на педагогическом совете по результатам самообразования.
Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №186» КАРТОТЕКА Игр и упражнений, направленных на.
Опыт работы «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей» Введение Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.
План работы по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Актуальность: Огромную роль в умственном.
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.
План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: — Развитие зрительных ощущений: учить.
План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»г. Ртищево Саратовской области План по самообразованию воспитателя.
План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.
План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: » Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.
Источник
Планирование работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Валентина Манагарова
Планирование работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
месяц Вид деятельности Цель
октябрь Твоя любимая сказка.
Инсценировка сказки «Петушок и птичка». -Определять вместе с детьми их предпочтение по отношению к сказкам.
-Дать детям представления об их собственных эмоциях и эмоциях других людей.
-Приобщать к традициям общения, помочь в освоении правил этикета при приветствии.
ноябрь Комплименты «Что мне нравится в тебе».
«Сказочные персонажи» — беседа о «добрых» и «злых» персонажах.
Ролевая игра «У нас гости». -Помочь детям обрести уверенность в своих силах, способствовать объединению и раскрепощению детей.
-Учить определять эмоции по картинкам, графическим изображениям.
-Учить позитивным приёмам общения со сверстниками; помочь понять, в чём состоит роль хозяина дома.
декабрь Подвижная игра «Смелые мышки».
Игра «Найди пару» (по цвету глаз, волос) .
«Музыкальные картинки». -Закреплять формы общения в совместных играх, создавать добрую атмосферу.
-Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание.
-Обучать умению соотносить условные изображения эмоциональных состояний на карточках с разнохарактерными музыкальными фрагментами.
январь Дидактическая игра «Азбука настроений» (индивидуальная работа) .
«Конкурс хвастунов» — кто лучше похвастается, но не собой, а своим соседом, другом… -Учить распознавать различные эмоции по иллюстрациям.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения в группе.
февраль Урок вежливости в Школе игрушек.
«Открытки в подарок» (рисование, аппликация)
Решение проблемных ситуаций (индивидуальная и подгрупповая работа). -Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Учить детей делать подарок, формировать гуманные, доброжелательные отношения.
-Учить самостоятельно решать конфликты (уметь уступать, извиняться, соблюдать очерёдность) .
март Инсценировка по стихотворению С. Маршака «Шалунишки-котятки потерялиперчатки» (театральная пятница) .
Игры «Фу!», «Поступи правильно».
Физкультурный досуг, весёлые старты. -Учить детей определять и изображать настроение котят в различных ситуациях.
-Формировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках.
-Содействовать сотрудничеству детей, взаимодействию, взаимопомоши.
апрель Чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище».
«Карлсон в гостях у детей»
Дидактическая игра «Слушаем музыку». -Помочь понять некоторые причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.
-Учить детей правилам этикета, умению употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность.
-Закреплять умение определять настроение музыкального произведения.
«С кем ты хочешь подружиться?»
Игра «Пересядьте все, кто…».
Кукольный спектакль «Лучшие друзья»
-Учить детей обращать внимание на своих сверстников, их действия; показать, что все игроки являются равноправными партнёрами.
-Определять предпочтения детей при выборе друга.
-Сравнивать свои предпочтения с предпочтениями других.
-Формировать представления о том, как важно иметь друзей.
Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей
через различные виды детской деятельности
месяц Вид деятельности Цель
октябрь «Ты и твои родители» — рассматривание фотографий.
Беседа «Как можно общаться без слов».
Игра «Коврик эмоций». -Побеседовать с детьми о внешности, семейном сходстве и различиях.
-Учить детей передаче эмоционального состояния с помощью жеста, мимики.
-Развивать эмоционально-нравственную сферу, знакомить с разнообразием человеческих эмоций.
ноябрь Развлечение «День рождения».
Подвижная игра «Мышь и мышеловка». -Воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребёнка участвовать в подготовке и проведении концерта для именинника.
-Предложить угадать сказку по элементам костюма героя, его характеру, по тому, как герой сказки решил трудную задачу.
-Помогать детям справляться со своими страхами, быть уверенными в себе.
декабрь Этюды у зеркала.
Чтение рассказа К. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно».
Украсим группу к Новому году. -Учить детей основам актёрского мастерства, развивать умение выражать основные эмоции.
-Обсудить с детьми разнообразные ситуации, учить анализировать причины ссоры.
-Учить детей навыкам совместной работы.
январь Эксперименты с масками, головными уборами, одеждой.
Игра с зеркалом «Похвали себя».
Нарисуй портрет веселья, любви, грусти, счастья. -Помочь понять, что внешность человека может меняться, открывая неожиданные черты характера.
-Помочь детям в налаживании контактов.
-Помочь избавиться от неловкости, робости и стеснительности.
-Учить передавать настроение в цвете (краски весёлые и грустные) .
февраль «Стань волшебником».
Подвижные игры (выбор водящего) .
«Сладкий стол» -Предложить сделать подарок другу, учить доставлять радость другому человеку.
-Учить договариваться, подчиняться результатам считалки, соблюдать очерёдность.
-Учить разнообразным видам сервировки стола к чаю, закреплять навыки культуры еды и общения.
март «Что видел Незнайка»
Игры-эстафеты -Используя сказочные ситуации, показать непривлекательность плохих поступков. Вызвать у детей желание активно противостоять им.
-Учить речевым формам формулам вежливости во время знакомства. Воспитывать доброжелательность.
-Подвести детей к пониманию того, что успех команды зависит от слаженных действий каждого.
апрель Упражнения: пройдись так, чтобы было понятно, что ты потерял варежку… надолго уехала мама… только что съел вкусное мороженое…
Дидактическая игра «Слушаем музыку»
Чтение рассказа Осеевой «До первого дождя»
-Учить передаче разных эмоций с помощью жестов, поз, мимики.
-Закреплять умение детей определять настроение музыкального произведения.
-Формировать представления детей о дружбе и о нормах поведения между людьми, пробуждать желание следовать хорошим примерам.
май Строительные игры «Дом для поросёнка»
Игра «Рассмеши Несмеяну»
Беседа по русским народным сказкам «Лиса и журавль», «Мужик и медведь».
Изготовление подарков для малышей. -Дать первоначальные представления о процессе постройки дома. Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение выслушивать товарища, считаться с его мнением, помогать.
-Обогащать словарь детей эмоциональной лексикой, учить подбирать слова, характеризующие людей (плаксивая, капризная, невесёлая) .
-Учить различать эмоции радости и гнева на примере сказочных персонажей.
Учить доставлять радость другим, дать возможность испытать положительные эмоции.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
через различные виды детской деятельности
(подготовительная к школе группа)
месяц Вид деятельности Цель
сентябрь «Похож – не похож» — рассматривание фотографий.
«Путешествие в страну чувств».
Игра «Расколдуй картинки». -Помочь ребёнку почувствовать себя свободно и раскованно, увидеть себя как бы со стороны.
-Расширять представления детей о духовной жизни человека: настроении, чувствах, переживаниях; упражнять в решении различных этических задач.
-Развивать нравственные представления детей. Обратить внимание, что любое негативное поведение можно изменить.
октябрь «Пейзажная поэзия». Чтение стихов.
Игра «Весёлый мячик». -Отметить, как поэт передаёт различные настроения, связи между переживаниями человека и состоянием природы.
-Побуждать детей к экспериментированию со своей внешностью.
-Развивать речевое общение и навыки совместной деятельности, доброжелательного отношения друг к другу.
ноябрь Рассказ Л. Толстого «Котёнок»
Рисование «Ветер и солнце».
Развлечение «Путешествие в страну этикета». -Обсудить с детьми такие качества как «смелость» и «трусость» и их значение для общения. Предложить рассказать случаи из своей жизни.
-Учить детей через цвет передавать личное отношение к героям сказки, вести диалог.
-Формировать элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих поступках.
декабрь Дидактическая игра «Мы разные»
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»
Изготовление подарков для малышей -Формировать понятие,что люди не похожи друг на друга: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других людей.
-Знакомить с эмоциями, предлагая их в сравнении. Развивать эмпатию, воображение.
-Учить доставлять радость другим, дать детям возможность испытать положительные эмоции.
январь Игра «Прорвись в круг».
Чтение рассказа Л. Толстого «Филиппок».
Тренинг «Волшебница Темнота» -Помочь ребёнку поверить в себя, преодолеть робость, увереннее войти в коллектив сверстников.
-Побеседовать о чувствах мальчика, который первый раз переступил порог первого класса.
-Создать условия, направленные на профилактику и коррекцию страха темноты.
февраль Как помириться? Чтение сказки «Невоспитанный мышонок».
Физкультурный досуг (перетягивание каната, игры с мячами)
Сделай подарок для больного друга. -Помочь детям понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликта.
-Формировать партнёрские отношения.
-Вызывать чувство сострадания, сочувствия и желание помочь больному товарищу.
март «Клоунский проход» (театральная пятница») .
Беседа «Что такое дружба».
-Предложить придумать походку, жесты клоуну, рассмешить всех своим выходом (словами или с помощью атрибутов: шляпа, зонтик, калоши)
-Рассказывать о людях с тяжёлыми заболеваниями, об инвалидах. Воспитывать чувство толерантности, сострадания, желание оказывать помощь.
-Формировать у детей понятие «друг», «дружба», учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, воспитывать потребность в общении со сверстниками.
апрель Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдёт?»
Беседа по рассказу «Добрый поступок Вани».
Этюды на выражение различных эмоциональных состояний. Развивать мимику и пантомимику, показывать значение поз, походки, других выразительных движений в той или иной ситуации.
Дать детям представление о том, что не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло.
Закреплять представления детей об эмоциях, учить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.
Перспективное планирование по ОО «Музыка» в соответствии с ФГТ во второй младшей группе Дорогие коллеги! Не за горами новый учебный год. Сегодня я хочу представить Вашему вниманию перспективное планирование (сентябрь, 2 младшая.
Планирование работы в процессе социально-эмоционального развития дошкольников Примерное планирование работы по социально-эмоциональному развитию детей через различные виды детской деятельности (средняя группа) 1 2.
Источник