«Социально — эмоциональное развитие дошкольников»
статья
Статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников.И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Социально — эмоциональное развитие дошкольников» | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тодораш Л.А. МАДОУ «ДС №250 г. Челябинска»
Аннотация: статья знакомит с тем, как важно развивать социально — эмоциональную сферу дошкольников. И раскрывает понятие: тренинг как активный метод воспитания и обучения.
Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным. Вырастет ли он целенаправленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая, т. к. каждый новый период развития связан с перестройкой межфункциональных связей, видов деятельности, типов общения.
Эмоциональное благополучие человека- его уверенность в себе, жизненные успехи — во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые преобразования, симпатии, антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства как любовь, ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие является важнейшей основой нравственного воспитания.
Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то наши дети вырастут добрыми, правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.
Основным приоритетом в настоящее время выступает личностно- ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Сегодня обществу требуются творческие личности, способные принимать решения и отвечать за них, планировать и прогнозировать, моделировать и создавать.
Программа социально – эмоционального развития » Я, ТЫ, МЫ» Князевой О.Л., направлена на становление базовых свойств личности ребенка, самооценки и образа «Я», эмоционально – потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми, что соответствует новым требованиям времени, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное общество с его демократическими тенденциями развития.
Программа состоит из трех основных разделов.
— уверенность в себе
— чувства, желания, взгляды
Кроме того, в программе содержатся два раздела, включающие методические рекомендации по организации педагогического процесса в дошкольном учреждении, и по работе с родителями.
Цель программы — будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнения и предпочтения окружающих.
Мы педагоги творчески подходим к планированию, моделированию своей работы, и поэтому обратили внимание и остановились на данной программе.
Накопленный опыт, дал возможность выработать стратегию по педагогической работе. Содержание программы органично интегрируется в канву содержания основной программы.
Такая интеграция целесообразна, прежде всего, с содержанием занятий по изобразительной деятельности, театральной по ознакомлению с окружающим, экологическому и физическому воспитанию, а так же с игровой деятельностью.
В нашем случае наиболее подходящая модель – включение программы в педагогический процесс, через кружковую деятельность.
Вместе с тем для большей эффективности используем разнообразные формы работы: специально организованные занятия, игры и развлечения, тренинги, отдельные режимные моменты.
Данная программа естественно и органично интегрировалась в целостный педагогический процесс.
Работая по данной программе возможно гибко распределять ее содержание в течение дня. Специально организованные занятия, тренинги проводить в первой половине дня, по подгруппам 10 – 12 человек. Продолжительность занятия соответствует норме возрастной группы. Количество занятий в неделю – одно, в месяц два, или три зависит от количества дней в месяце.
Особая специфика Программы состоит в том, что даже конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Дети порой требуют дополнительных объяснений, ответов на вопросы. И мы пришли к выводу, что наиболее эффективно воспитательно-образовательное взаимодействие педагога с детьми происходит через активный метод обучения — тренинг.
Тренинг (английский язык . training от train «обучать, воспитывать») — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок.
Цель обучения – умение мыслить, размышлять, осмысливать, развивать мыслительную, творческую деятельность.
— тренинг- это своеобразная форма работы, когда при помощи позитивного подкрепления формируются нужные паттерны поведения.
— тренинг- метод создания условий для самораскрытия ребенка и самостоятельного поиска способов решения своих проблем.
— введение в изучаемую проблему.
— постановка изучения задач конкретной ситуации.
— групповая, индивидуальная работа
— обсуждение различных точек зрения.
— оценка результатов анализа.
— выбор наилучшего решения.
— подведение итогов принятия решений
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что специфика проведения тренинга отличается от проведения занятия. Прежде всего, время проведения варьируется, это зависит от количества запланированных упражнений. Но время проведения не должно превышать 20 – 25 минут. Значительна роль личности педагога. Упражнения, используемые им в работе, являются, не более чем инструментом, результат применения которого зависит не, сколько от качества инструмента, сколько от личности педагога. От его творчества, знаний детской психологии, умений зависят процессы самораскрытия и само актуализации детей.
Интенсификация обучения достигается приемами, которыми педагог добивается чувственно – познавательной эго – вовлеченности.
— тренировка поведенческих навыков
Таким образом: специфическими чертами тренинга являются:
— объективная оценка чувств и эмоций участников в отношении себя и друг друга.
— создание атмосферы доверия и творческой свободы.
— развитие и открытие новых качеств личности.
— реализация творческого потенциала и достижения оптимального уровня жизнедеятельности.
Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность в воспитании и обучении детей в детском саду и в семье является непременным условием социально – эмоционального развития ребенка.
И поэтому совместное проведение тренингов с родителями и детьми несет позитивный заряд в совместной работе. На наш взгляд эта форма взаимодействия приобретает более открытый и дружеский характер и в результате чего достигается лучшее взаимодействие педагога, родителей, детей.
В связи с возможностью варьировать содержание, формы и методы работы мы включаем в планирование совместную работу с родителями и детьми один раз в месяц. Время проведения вторая половина дня, продолжительность 40 – 50 минут. Количество не превышает 6 – 8 семей.
Таким образом: используя в педагогической деятельности тренинг — методы достигаются более высокие результаты в работе с детским коллективом, по повышению уровня личной, интеллектуальной, социально- психологической готовности детей к школьному обучению многокомпонентному образованию.
Сплав компонентов, которых способствует возникновению нового отношения детей к себе, к окружающей среде, формированию в них начальных умений в области учебной деятельности, формированию таких качеств, благодаря, которым они общаются с другими людьми, с учителем. Включаются в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.
Дети в нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка
- «Концепция дошкольного воспитания.»
- «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А.
- «Психологические игры и тенинги в детском саду» Чернецкая Л.В.
- Программа социально — эмоционального развития дошкольников «Я-Ты-Мы» Князева О.Л.
- «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры» Минаева В.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональное развитие:-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;-эффективное общение;-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Материал предназначен для воспитателя детского сада,его можно использовать для консультаций для родителей.
Данный проект содержит материал по образовательным областям «Познавательное развитие» и «социально коммуникативное развитие» В проекте представлена система занятий, направленная на развитие и коррекци.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к пр.
В данном материале представлена рабочая программа кружка «Я и мир вокруг». Программа имеет профилактическое направление, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений.
Коррекционно — развивающая программа по формированию социально — эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Рекомендована психологам и воспитателям ДОУ. .
Источник
Социально-эмоциональное развитие дошкольников
статья по теме
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialno-emocionalnoe_razvitie_doshkolnika.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-эмоциональное развитие дошкольников.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Этой цели не достичь без социально-эмоционального развития дошкольников.
-умение справляться со своими эмоциями, чувствами;
-отношения с самим собой, с близкими людьми, с друзьями, с семьёй, с обществом.
Социально-эмоциональное развитие некоторые авторы ещё называют развитием
Зачем необходимо развиваться социально-эмоционально? Чем раньше ребёнок научится
понимать состояние окружающих, чем легче будет он осваиваться в любом коллективе, находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребёнка является одной наиболее важных и сложных
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения
содержанием, но и обязательно становление самооценки и образа «Я», а также достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
С поступлением ребёнка в детский сад начинается новый этап его эмоционального развития. Мощным побудителем проявления эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, образовательная деятельность, прогулки), где ребёнок приобретает эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определённое отношение к самому себе.
Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями
детской деятельности и поведения.
Основная цель социально-эмоционального развития:
ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определённые моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребёнок сможет создать свой собственный эмоциональный фонд, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.
Социально-эмоциональное развитие-процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность)
Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. Изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и остальных трёх. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения)
Тревожность чувство недоверие к себе
Социально-личностное развитие (социально-эмоциональное)
В этой сфере происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в игре, еде, одежде и др.).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих — радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: помогают осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Важным аспектом социального развития ребенка в дошкольном возрасте является освоение элементарных правил этикета (приветствовать, благодарить, вести себя за столом и пр.). Следует знакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому можно обратиться, если потерялся на улице, назвать свое имя, домашний адрес и т.п.).
Важно создавать условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т.п.
Предлагаю Вашему вниманию материалы для оформления стенда для родителей
Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья
Уважаемые папы и мамы,
дедушки и бабушки!
Вы — первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа — ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни.
Малыш всему учиться в общении со взрослым, ранний опыт ребёнка создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать.
«Годы чудес»- так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всём дальнейшем поведении и образе мысли человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по – настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребёнка можете во многом помочь ему
в этом нелёгком труде, если начнёте прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него появляется представление
Рекомендации для родителей:
Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами
- нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
- следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на приобщение ребёнка к жизни общества является решающим.
- старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка
в любви и разнообразии впечатлений.
Для ознакомления с эмоциями человека рекомендуется:
- рассматривать сюжетные картинки с изображением людей, животных в различных эмоциональных состояниях, спросить
например, у ребёнка: «Как ты думаешь, весело или грустно этому
Как ты догадался, что ему весело?
Давай улыбнёмся также, нам тоже весело.
- попросить ребёнка нарисовать портрет мальчика или девочки в спокойном состоянии, затем нарисовать портреты детей в других эмоциональных состояниях (радостных, грустных, удивлённых, злых, печальных)
- Инсценировать прочитанные вами сказки, стихотворения, рассказы
Старший воспитатель ГДОУ №127 Цветкова Светлана Васильевна
Источник