Социальная психология такое стресс

Социальная психология такое стресс

Педагогические профессии традиционно считаются в наибольшей степени стрессогенными. Это вызвано преобладанием интеллектуальных нагрузок над физическими, высоким уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного участия во множестве непрерывно меняющихся ситуаций, часто принимающих конфликтные формы, которые требуют значимых усилий в процессе саморегуляции и регуляции возникающих социальных стрессов.

В настоящее время в литературе все чаще используются понятия «социальный стресс», «психосоциальный стресс». В качестве главной особенности этого вида стресса большинство авторов отмечают особый характер вызывающих его стрессоров: их источником является общество, социальная среда. Однако, эта особенность свойственна очень многим стрессорам, и понятие социального стресса постепенно стало очень широким. В настоящей статье поставлена задача проанализировать накопленные в социальной психологии данные о различных видах социального стресса, их влиянии на социальную адаптацию человека и роли системы образования в педагогической коррекции этого влияния.

Как известно, создатель учения о стрессе Г. Селье понимал под ним неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, вызывающее необходимость перестройки жизнедеятельности организма [6]. В дальнейшем были выделены физический стресс, связанный с воздействием стрессоров физической природы, и психический стресс, вызываемый различными психическими стрессорами – стимулами и ситуациями, воспринимаемыми как угрожающие, а также процессами, основанными на следах эмоциональных переживаний [12].

Уже в 70-х гг. ХХ века было отмечено влияние социальных условий, в которых живет индивид, на возникновение стрессовых реакций. Принадлежность к той или иной социальной группе, уровень и образ жизни, семейные отношения стали рассматриваться как источник стресса. Так, в работе S. Levine и N.A. Scotch источниками самых различных стрессоров считаются условия жизни, свойственные стране или району проживания, социальной группе, к которой принадлежит человек [13, с. 16–18]. Проживание в одних странах влечет за собой воздействие одних стрессоров, проживание в других странах – других. Это касается и различий в уровне образования, образе жизни (городском или сельском). Любые социальные условия содержат специфические стрессоры, задачу педагогической коррекции, хотя предоставляют и специфические виды ресурсов для адаптации.

Особенности жизни той или иной социальной, расовой или этнической группы также стали рассматриваться как источник специфического стресса. В работе B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend социальные стрессоры рассматриваются как объективные события, которые разрушают или угрожают разрушить обычную жизнь и деятельность индивида. Они различны у людей различных социальных, расовых, этнических групп. Основная причина различий в характере стрессоров – социальное неравенство. Так, специфическими источниками стресса для негров по сравнению с белыми в США в 70-е гг. ХХ в. выступали более низкий социальный и образовательный статус, более низкий уровень занятости, бедность, ограничения в расселении, нарушения безопасности. Медиаторами стресса, связанными с принадлежностью к тому или иному классу или расе являются такие переменные, как качество медицинского обслуживания, количество разводов, традиции семейной жизни, возможности усвоить уверенность в себе, сформировать высокую самооценку [10, с. 123–125].

Источником специфического стресса стала рассматриваться и семья. S.H. Croog в своей работе отмечал, что есть целая группа стрессоров, которые «появляются в семье и имеют именно в ней свои корни», например, разногласия супругов по поводу детей, по поводу финансов, по поводу совместного отдыха [9, с. 21]. Среди семейных стрессов автор выделяет «нормативные» стрессы, появляющиеся на основных стадиях развития семейной системы (рождение ребенка, конфликт ролей невестки и жены, занятость матери на работе) и ненормативные стрессы (рождение ребенка с отклонениями в развитии, потеря работы и статуса, серьезная болезнь). Дезинтеграция в семейной системе не только является самостоятельным источником стрессоров, но и может влиять на интеграцию всей системы социальной адаптации педагога.

В последние десятилетия усилилось внимание к стрессам, возникающим вследствие военных конфликтов и гражданских войн. В работе T.M. McIntyre, M. Ventura, посвященной психическим травмам у подростков в Анголе, было показано, что продолжительность пребывания в зоне военных действий и интенсивность «суровости» условий в данном очаге военного конфликта тесно связана с интенсивностью симптомов посттравматического стрессового расстройства. Вместе с тем, подтвердилась гипотеза о значении сопротивляемости личности по отношению к травмирующему воздействию. Несмотря на то, что ангольская молодежь относится к группе риска по возникновению психологических проблем, были выявлены протективные факторы, способствующие позитивному развитию личности даже в условиях военных действий, ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям или быстрому и эффективному излечению. К их числу были отнесены степень значимости племенных ценностей, наличие полной семьи, позитивная Я-концепция. Значительную роль играет гендерный фактор: девушки в большей степени подвержены возникновению симптомов тревоги, чем юноши [14]. Военный конфликт часто ведет к возникновению вынужденной миграции населения. В условиях вынужденной миграции большинство параметров среды становятся стрессорами: смена места жительства, изменение социокультурных условий, снижение уровня жизни, трудности поиска работы и т.д. Вследствие этого возникает пролонгированная психическая травматизация. При обследовании мигрантов разной этнокультурной принадлежности соматоформные расстройства были выявлены – у 80–90 %, депрессивные расстройства – у 40–60 %, тревожные расстройства – у 30–40 % [5].

Еще одна сфера жизни, являющаяся источником социальных стрессов, – экономическая. Бедность, неустойчивость материального положения и экономической независимости являются важнейшими источниками социального стресса. По данным А.Ф. Шафиркина и А.С. Штемберга, действие таких факторов, как низкий уровень доходов в семье, плохие жилищные условия, деформация семейных и трудовых отношений всегда влияет на психоэмоциональную устойчивость человека, а при их совокупном длительном действии скорость старения и снижения суммарного объема компенсаторных резервов увеличивается, определяя сокращение продолжительности жизни человека [7, с. 27].

Мы полагаем, что самостоятельным видом социального стресса можно считать стресс достижения, связанный в западной культуре с представлением о том, что человек должен добиться социального признания и успеха, продвинуться в обществе; тот, кто не сумел этого сделать, воспринимается другими и воспринимает сам себя в качестве неудачника. Один из ведущих исследователей социального стресса H. Kaplan отмечал, что данный вид стресса возникает тогда, когда индивид осознает наличие или предвидит возможность негативного развития событий, собственной или коллективной неуспешности, неспособности достигнуть желаемого социального статуса и дистанцироваться от нежелательного. Психосоциальный стресс является результатом негативного опыта, нескольких, следующих друг за другом, провалов и неудач. Он проявляется в таких явлениях, как самодискредитация (снижение самооценки, потеря веры в себя), когнитивные нарушения (снижение концентрации, потеря мысли) и тревога [11, с. 75–76].

На наш взгляд, есть еще один важный источник социального стресса – трудности самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей в обществе. Стресс самореализации – стресс новейшей эпохи. В отличие от человека традиционного общества, которого готовили к выполнению определенных функций в своей социальной нише, современный человек стремится к творчеству, к достижениям, реализации своего потенциала. После работ К. Роджерса, А. Маслоу эта потребность считается одним из критериев зрелости личности. На ее формирование нацелена современная система образования. Между тем, несмотря на кажущееся разнообразие возможностей, состояние рынка труда таково, что многие люди не могут позволить себе работать в той сфере деятельности, с которой для них связаны самореализация и творчество. Особенно это касается научного и художественного творчества, работы в учреждениях культуры, образования, здравоохранения. Да и далеко не все родители обладают достаточными ресурсами для того, чтобы дать своим детям желаемый уровень общего и дополнительного образования, дать им возможность для развития своих способностей в художественном творчестве, науке, спорте.

Читайте также:  Что делать если во время полового акта ничего не чувствую

Сказанное подчеркивает тезис, с которого мы начали обсуждение этой проблемы в самом начале статьи: социальный стресс считается сегодня исключительно актуальной проблемой в образовании (Зыбарева В.Н., Чухин С.Г., [4]); ещё не до конца изучено большинство составляющих социального стресса, сопровождающего профессиональную педагогическую деятельность (Захарчук Л.А., [3]); не выявлена система всех многообразных особенностей реакции современных педагогов на социальный стресс (Дунаевская Э.Б., Котова С.А., [2]); не созданы целостные антистрессовые программы (Баранова О.В., [1]).

Вместе с тем, педагогу приходится решать профессиональные задачи часто в поле интеграции всех обсуждаемых социальных стрессов – семейного, профессионального, организационного, экономического, информационного, экологического стресса, стресса самореализации и стресса достижений, стресса, связанного с общением в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с детьми, предполагающего значительные энергетические затраты, личностные особенности и эмоциональную устойчивость.

В своих работах мы ранее уже обсуждали систему критериев и показателей развития эмоциональной устойчивости педагогов, среди которых названы когнитивный (познавательный), мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты.

Каждый из критериев конкретизируется рядом показателей, диагностика которых позволяет описать их проявления на нескольких уровнях, например, на высоком, среднем и низком. На низком уровне наблюдается стихийное развитие эмоциональной устойчивости, знания о развитии эмоциональной устойчивости и видах рациональных установок на восприятие событий не систематизированы, регуляция и коррекция уровня эмоционального напряжения вызывают затруднения, существуют затруднения в осуществлении самостоятельной практической деятельности, наблюдается стремление к копированию действий; теоретические представления об особенностях педагогической деятельности в сложном эмоциональном пространстве поверхностны. Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию этого важного качества.

Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с иными людьми, которые присутствуют под действием тех же социальных стрессов, они вполне могут стремительно перевоплотить своих коллег в категорию «выгорающих». Большая возможность того, что это произойдет, присутствует в образовательных организациях с высочайшим уровнем социальных стрессов.

Поэтому разрешение проблем преодоления и коррекции социальных стрессов является исключительно актуальной целью в процессе поиска личностью себя, её самореализации и адаптации.

Источник

Социальный стресс — Social stress

Социальный стресс — это стресс, который возникает из-за отношений с другими людьми и из социальной среды в целом. Согласно оценочной теории эмоций, стресс возникает, когда человек оценивает ситуацию как личную и понимает, что у него нет ресурсов, чтобы справиться с конкретной ситуацией или справиться с ней. Событие, превышающее способность справиться с ситуацией, не обязательно должно произойти для того, чтобы человек испытал стресс, поскольку угроза такого события может быть достаточной.

Существует три основных категории факторов социального стресса. Жизненные события определяются как резкие, серьезные изменения в жизни, требующие от человека быстрой адаптации (например, сексуальное насилие, внезапная травма). Хронические напряжения определяются как постоянные события, которые требуют от человека адаптации в течение длительного периода времени (например, развод, безработица). Ежедневные неприятности определяются как незначительные события, которые происходят в течение дня (например, плохой трафик, разногласия). Когда стресс становится хроническим, человек испытывает эмоциональные, поведенческие и физиологические изменения, которые могут подвергнуть его большему риску развития психического расстройства и физического заболевания.

Люди по своей природе социальные существа , поскольку обычно у них есть фундаментальная потребность и желание поддерживать позитивные социальные отношения. Таким образом, они обычно находят полезным поддержание позитивных социальных связей. Социальные отношения могут обеспечивать заботу, способствовать развитию чувства социальной интеграции и вести к репродуктивному успеху. Все, что нарушает или угрожает нарушить их отношения с другими, может привести к социальному стрессу. Это может включать низкий социальный статус в обществе или в определенных группах, выступление, собеседование с потенциальными работодателями, уход за ребенком или супругом с хроническим заболеванием, знакомство с новыми людьми на вечеринке, угроза или фактическая смерть близкого человека. , развод и дискриминация . Социальный стресс может возникать из-за микросреды (например, семейные узы) и макросреды (например, иерархической социальной структуры ). Социальный стресс, как правило, является наиболее частым типом стрессора, с которым люди сталкиваются в своей повседневной жизни, и влияет на них сильнее, чем другие типы стрессоров.

СОДЕРЖАНИЕ

Определения

Исследователи по-разному определяют социальный стресс и факторы социального стресса. Вадман, Дуркин и Конти-Рамсден (2011) определили социальный стресс как «чувство дискомфорта или беспокойства, которое люди могут испытывать в социальных ситуациях, и связанную с этим тенденцию избегать потенциально стрессовых социальных ситуаций». Илфилд (1977) определил социальные стрессоры как «обстоятельства повседневных социальных ролей, которые обычно считаются проблемными или нежелательными». Дорманн и Цапф (2004) определили социальные стрессоры как «класс характеристик, ситуаций, эпизодов или поведения, которые связаны с психологическим или физическим напряжением и в какой-то мере являются социальными по своей природе».

Измерение

Социальный стресс обычно измеряется с помощью анкет самоотчета. В лаборатории исследователи могут вызывать социальный стресс с помощью различных методов и протоколов.

Самостоятельные отчеты

Для оценки экологического и психосоциального стресса используется несколько анкет. Такие меры самоотчета включают Тест на отрицательный социальный обмен, Тест на адаптацию к браку, Анкету для семей с повышенным риском, Опросник стресса Холмса – Рэйэ, Опись Триера для оценки хронического стресса, Ежедневный опросник стресса, Опросник содержания работы и т. Д. шкала воспринимаемого стресса и инвентарь стресса и невзгод.

В дополнение к анкетам самооценки исследователи могут использовать структурированные оценки интервью. График жизненных событий и трудностей (LEDS) — один из самых популярных инструментов, используемых в исследованиях. Цель этого типа мер — зондировать участника, чтобы подробно рассказать о его стрессовых жизненных событиях, а не отвечать на отдельные вопросы. Интервью UCLA Life Stress Interview (LSI), которое похоже на LEDS, включает вопросы о романтических партнерах, самых близких отношениях, других дружеских отношениях и семейных отношениях.

Индукция

В моделях грызунов , социальные потрясения и социальное поражение две общих парадигмы социальных стресса. В парадигме социального разрушения агрессивного грызуна вводят в клетку, в которой содержатся самцы грызунов, которые естественным образом уже установили социальную иерархию. Агрессивный «злоумышленник» нарушает социальную иерархию, вызывая у жителей социальный стресс. В парадигме социального поражения агрессивный «злоумышленник» и другой неагрессивный самец грызунов сражаются.

В исследованиях на людях широко используется Трирское задание на социальный стресс (TSST), чтобы вызвать социальный стресс в лаборатории. В TSST участникам говорят, что они должны подготовиться и выступить с речью о том, почему они могут быть отличным кандидатом на свою идеальную работу. Экспериментатор снимает на видео участника, пока он произносит речь, и сообщает участнику, что судейская коллегия оценит его выступление. После компонента публичных выступлений экспериментатор выполняет математическую задачу, которая включает в себя обратный отсчет с определенными приращениями. Если участник ошибается, экспериментатор предлагает ему начать заново. Угроза отрицательной оценки — это социальный стрессор. Исследователи могут измерить реакцию на стресс, сравнивая уровни кортизола в слюне до стресса и уровни кортизола в слюне после стресса. Другими распространенными показателями стресса, используемыми в TSST, являются показатели самооценки, такие как оценка состояния и тревожности, и физиологические показатели, такие как частота сердечных сокращений.

В ходе лабораторного обсуждения конфликта пары определяют несколько конкретных областей конфликта в своих отношениях. Затем пары определяют пару тем для обсуждения позже в эксперименте (например, финансы, воспитание детей). Пары просят обсудить конфликт (ы) в течение 10 минут, пока их снимают на видео.

Брауэр и Хогерворст (2014) разработали стресс-тест «Спой песню» (SSST), чтобы вызвать стресс в лабораторных условиях. После просмотра нейтральных изображений с последующими 1-минутными периодами отдыха участнику предлагается спеть песню после завершения следующего 1-минутного периода отдыха. Исследователи обнаружили, что проводимость кожи и частота сердечных сокращений значительно выше во время интервала сообщения после песни, чем в предыдущие 1-минутные интервалы. Уровни стресса сопоставимы с уровнем стресса, вызванным в Трирском задании на социальный стресс. В 2020 году систематический обзор TSST предоставил несколько рекомендаций по стандартизации использования TSST в исследованиях.

Статистические показатели стресса в больших группах

Статистический индикатор стресса, одновременное увеличение дисперсии и корреляций , был предложен для диагностики стресса и успешно использован в физиологии и финансах. Его применимость для ранней диагностики социального стресса в больших группах продемонстрировал анализ кризисных ситуаций. Он был исследован в длительном стрессовом периоде, предшествовавшем украинскому экономическому и политическому кризису 2014 года . Одновременно увеличилась общая корреляция между 19 основными общественными опасениями в украинском обществе (примерно на 64%), а также их статистический разброс (на 29%) в докризисные годы.

Душевное здоровье

Исследования неизменно демонстрируют, что социальный стресс увеличивает риск развития негативных последствий для психического здоровья . В одном проспективном исследовании более полутора тысяч финских сотрудников спрашивали, были ли у них «значительные трудности с [своими] коллегами / начальством / подчиненными в течение последних 6 месяцев, 5 лет, ранее или никогда». Информация о самоубийствах , госпитализациях из-за психоза , суицидального поведения , алкогольного опьянения , депрессивных симптомов и лекарств от хронических психических расстройств была затем собрана из национальных регистров смертности и заболеваемости. Те, кто сталкивался с конфликтами на рабочем месте с коллегами или руководителями за последние пять лет, с большей вероятностью были диагностированы с психиатрическим заболеванием.

Исследования населения ЛГБТ показали, что люди, которые идентифицируют себя как ЛГБТ, больше страдают психическими расстройствами, такими как злоупотребление психоактивными веществами и расстройства настроения , по сравнению с теми, кто идентифицирует себя как гетеросексуалы. Исследователи пришли к выводу, что более высокий риск проблем с психическим здоровьем у ЛГБТ связан с их стрессовой социальной средой. Группы меньшинств могут регулярно сталкиваться с высоким уровнем стигмы, предрассудков и дискриминации, что приводит к развитию различных психических расстройств.

Депрессия

Риск развития клинической депрессии значительно увеличивается после социального стресса; Депрессивные люди часто испытывают межличностные потери, прежде чем впасть в депрессию. Одно исследование показало, что у депрессивных людей, которых отвергли другие, депрессия развивалась примерно в три раза быстрее, чем у тех, кто испытал стресс, не связанный с социальным отторжением. В группах населения, не страдающих клинической депрессией , люди с друзьями и семьей, которые предъявляют слишком много требований, критикуют и создают напряженность и конфликты, как правило, имеют более депрессивные симптомы. Конфликт между супругами приводит к еще большему психологическому стрессу и депрессивным симптомам, особенно у жен. В частности, несчастливые супружеские пары в 10-25 раз больше подвержены риску развития клинической депрессии. Точно так же социальный стресс, возникающий в результате дискриминации, связан с более выраженными депрессивными симптомами. В одном исследовании афроамериканцы и белые неиспаноязычные жители рассказали о своем повседневном опыте дискриминации и депрессивных симптомах. Независимо от расы, у тех, кто воспринимал большую дискриминацию, были более выраженные депрессивные симптомы.

Беспокойство

Биологическая основа тревожных расстройств кроется в последовательной активации стрессовой реакции. Страх , который является определяющей эмоцией тревожного расстройства, возникает, когда кто-то воспринимает ситуацию (фактор стресса) как угрожающую. Это активирует стрессовую реакцию. Если человеку трудно регулировать эту стрессовую реакцию, она может активироваться некорректно. Следовательно, стресс может возникнуть, когда настоящего фактора стресса нет или когда что-то на самом деле не угрожает. Это может привести к развитию тревожного расстройства ( панические атаки , социальная тревожность , ОКР и т. Д.). Социальное тревожное расстройство определяется как страх быть осужденным или оцененным другими, даже если на самом деле такой угрозы нет.

Исследования показывают связь между социальным стрессом, например травматическими жизненными событиями и хроническим перенапряжением, и развитием тревожных расстройств. Исследование, в котором изучалась подгруппа взрослых, как молодого, так и среднего возраста, показало, что те, у кого паническое расстройство диагностировали во взрослом возрасте, также подвергались сексуальному насилию в детстве. Дети, которые сталкиваются с факторами социального стресса, такими как физическое и психологическое насилие, а также потеря родителей, также более подвержены риску развития тревожных расстройств во взрослом возрасте, чем дети, которые не испытывали таких факторов стресса.

Долгосрочные эффекты

Социальный стресс, возникающий в раннем возрасте, может иметь психопатологические эффекты, которые развиваются или сохраняются во взрослом возрасте. Одно лонгитюдное исследование показало, что дети чаще страдают психическими расстройствами (например, тревожными, депрессивными, деструктивными, личностными расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ) в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте, когда их родители проявляют более неадаптивное поведение при воспитании детей (например, громкие споры между родителями, словесные оскорбления, трудности с контролем гнева по отношению к ребенку, отсутствие родительской поддержки или доступности и суровое наказание). Темперамент ребенка и психические расстройства родителей не объясняют эту связь. Другие исследования документально подтвердили прочную взаимосвязь между социальным стрессом детей в семейной среде и депрессией, агрессией , антиобщественным поведением , тревогой , суицидом и враждебным, оппозиционным и делинквентным поведением.

Рецидив и рецидив

Социальный стресс также может усугубить текущие психопатологические состояния и поставить под угрозу выздоровление. Например, у пациентов, выздоравливающих после депрессии или биполярного расстройства , вероятность рецидива в два раза выше при наличии семейного напряжения. Люди с расстройствами пищевого поведения также более склонны к рецидиву, если члены их семьи будут более критически относиться к этому, будут более враждебными или чрезмерно вовлеченными. Точно так же амбулаторные пациенты с шизофренией или шизоаффективным расстройством демонстрируют более сильные психотические симптомы, если самый влиятельный человек в их жизни критичен, и с большей вероятностью рецидивируют, если их семейные отношения отмечены напряжением.

Что касается злоупотребления психоактивными веществами, люди с кокаиновой зависимостью сообщают о повышении тяги к кокаину после воздействия социального стрессора. Травмирующие жизненные события и факторы социального стресса также могут вызвать обострение симптомов психических расстройств. Социально-фобические дети, которые переживают стрессовое событие, могут стать еще более избегающими и социально неактивными.

Физическое здоровье

Исследования также обнаружили прочную взаимосвязь между различными социальными факторами стресса и аспектами физического здоровья.

Смертность

Социальный статус, макросоциальный фактор стресса, является надежным предиктором смерти. В исследовании, проведенном с участием более 1700 британских государственных служащих, социально-экономический статус (SES) был обратно пропорционален смертности. У людей с самым низким SES показатели здоровья и смертности ниже, чем у людей с самым высоким SES. В других исследованиях воспроизведена взаимосвязь между СЭС и смертностью от ряда заболеваний, включая инфекционные, пищеварительные и респираторные заболевания. Исследование, изучающее связь между СЭС и смертностью пожилых людей, показало, что уровень образования, семейный доход и престиж профессии — все это связано с более низкой смертностью у мужчин. Однако у женщин только доход домохозяйства был связан с более низкой смертностью.

Точно так же социальные стрессоры в микросреде также связаны с повышенной смертностью. Основополагающее лонгитюдное исследование почти 7000 человек показало, что социально изолированные люди имеют больший риск смерти по любой причине.

Социальная поддержка , которая определяется как «комфорт, помощь и / или информация, получаемые через формальные или неформальные контакты с отдельными лицами или группами», была связана с последствиями для физического здоровья. Исследования показывают, что три аспекта социальной поддержки, доступные привязанности, воспринимаемая социальная поддержка и частота социальных взаимодействий могут предсказать смертность через тридцать месяцев после оценки.

Заболеваемость

Социальный стресс также делает людей более больными. Люди, у которых меньше социальных контактов, подвергаются большему риску развития заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых заболеваний. Социальный статус нижней, тем более вероятно , что он или она должна иметь сердечно — сосудистой системы , желудочно — кишечного тракта , опорно — двигательного аппарата , опухолевые , легочные , почечные , или другие хронические заболевания . Эти связи не объясняются другими, более традиционными факторами риска, такими как раса, поведение в отношении здоровья, возраст, пол или доступ к медицинскому обслуживанию.

В одном лабораторном исследовании исследователи опросили участников, чтобы определить, испытывали ли они социальные конфликты с супругами, близкими членами семьи и друзьями. Затем они подвергли участников воздействию вируса простуды и обнаружили, что у участников с конфликтными отношениями в два раза больше шансов заболеть простудой, чем у тех, у кого не было такого социального стресса. Социальная поддержка, особенно с точки зрения поддержки факторов социально-экономического стресса, обратно пропорциональна физической заболеваемости. Исследование, посвященное изучению социальных детерминант здоровья в городских трущобах в Индии, показало, что социальная изоляция, стресс и отсутствие социальной поддержки в значительной степени связаны с такими заболеваниями, как гипертония, ишемическая болезнь сердца и диабет.

Долгосрочные эффекты

Воздействие социального стресса в детстве также может иметь долгосрочные последствия, повышая риск развития заболеваний в более позднем возрасте. В частности, взрослые, которые подверглись жестокому обращению (эмоциональному, физическому, сексуальному насилию или пренебрежению) в детстве, сообщают о большем количестве исходов болезней, таких как инсульт , сердечный приступ , диабет и гипертония, или о большей серьезности этих исходов. Исследование неблагоприятного детского опыта (ACE), в котором приняли участие более семнадцати тысяч взрослых, также показало, что вероятность возникновения сердечных заболеваний увеличивалась на 20% для каждого вида хронического семейного социального стресса, испытанного в детстве, и это не было связано с типичными причинами. факторы риска сердечных заболеваний, такие как демографические данные, курение, физические упражнения, ожирение , диабет или гипертония.

Выздоровление и другие болезни

Социальный стресс также был связан с ухудшением состояния здоровья пациентов, которые уже болеют. Пациенты с терминальной стадией почечной недостаточности сталкивались с повышенным на 46% риском смертности, когда было больше негативных отношений с их супругом, даже при контроле тяжести заболевания и лечения. Точно так же женщины, пережившие острое коронарное событие, имели в три раза больше шансов испытать другое коронарное событие, если они испытали от умеренного до тяжелого семейного напряжения. Этот результат остался даже после учета демографии, поведения в отношении здоровья и статуса болезни.

Что касается ВИЧ / СПИДа , стресс может повлиять на переход от вируса к болезни. Исследования показывают, что ВИЧ-положительные мужчины, у которых больше негативных жизненных событий, социального стресса и отсутствия социальной поддержки, прогрессируют к клиническому диагнозу СПИДа быстрее, чем ВИЧ-инфицированные мужчины, у которых уровень социального стресса меньше. Для ВИЧ-инфицированных женщин, которые также заразились вирусом простого герпеса , стресс является фактором риска высыпаний генитального герпеса .

Физиология

Социальный стресс приводит к ряду физиологических изменений, которые опосредуют его связь с физическим здоровьем. В краткосрочной перспективе описанные ниже физиологические изменения являются адаптивными, поскольку они позволяют организму, находящемуся в стрессе, лучше справляться с ситуацией. Нарушение регуляции этих систем или их многократная активация в долгосрочной перспективе может нанести вред здоровью.

Симпатическая нервная система

Симпатическая нервная система (СНС) активируется в ответ на стресс. Симпатическая возбуждение стимулирует мозговое вещество в мозговом секретируют адреналин и норадреналин в поток крови, что облегчает реакцию борьбы или полета . Артериальное давление, частота сердечных сокращений и потоотделение увеличиваются, вены сужаются, позволяя сердцу биться с большей силой, артерии, ведущие к мышцам, расширяются, а приток крови к частям тела, не имеющим существенного значения для реакции борьбы или бегства, уменьшается. Если стресс сохраняется в течение длительного времени, артериальное давление остается повышенным, что приводит к гипертонии и атеросклерозу , которые являются предвестниками сердечно-сосудистых заболеваний .

Ряд исследований на животных и людях подтвердили, что социальный стресс увеличивает риск негативных последствий для здоровья за счет увеличения активности социальных сетей. Исследования на грызунах показывают, что социальный стресс вызывает гипертонию и атеросклероз. Исследования на нечеловеческих приматах также показывают, что социальный стресс закупоривает артерии. Хотя люди не могут быть рандомизированы для получения социального стресса из-за этических соображений, исследования, тем не менее, показали, что негативные социальные взаимодействия, характеризующиеся конфликтом, приводят к повышению артериального давления и частоты сердечных сокращений. Социальный стресс, возникающий из-за кажущейся ежедневной дискриминации, также связан с повышенным уровнем артериального давления в течение дня и отсутствием снижения артериального давления ночью.

Гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальная ось (HPA)

В ответ на стресс гипоталамус выделяет кортикотропин-рилизинг-гормон (CRH), стимулируя выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ) передней долей гипофиза . Затем АКТГ стимулирует кору надпочечников к секреции глюкокортикоидов , включая кортизол . Социальный стресс может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья из-за хронической активации оси HPA или нарушения системы HPA. Существует ряд исследований, которые связывают социальный стресс и признаки нарушения оси HPA; например, младенцы обезьян, которым пренебрегали их матери, демонстрируют длительную реакцию кортизола после тяжелого события.

У людей, подвергшихся насилию, женщины демонстрируют длительное повышение уровня кортизола после стандартизированного психосоциального лабораторного стрессора по сравнению с женщинами, не имевшими в анамнезе злоупотреблений. У детей, подвергшихся жестокому обращению, уровень кортизола по утрам выше, чем у детей, подвергшихся жестокому обращению. Их системы HPA также не восстанавливаются после стрессового социального взаимодействия с опекуном. Со временем у детей с низким СЭС выработка кортизола постепенно увеличивается. Хотя эти исследования указывают на нарушение системы HPA, объясняющей связь между социальным стрессом и физическим здоровьем, они не включали исходы болезней. Тем не менее считается, что дисфункциональная реакция HPA на стресс увеличивает риск развития или обострения таких заболеваний, как диабет, рак, сердечно-сосудистые заболевания и гипертония.

Воспаление

Воспаление — это иммунный ответ, который имеет решающее значение для борьбы с инфекциями и восстановления поврежденных тканей. Хотя острое воспаление является адаптивным, хроническая воспалительная активность может способствовать неблагоприятным последствиям для здоровья, таким как гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, депрессия, диабет и некоторые виды рака.

Исследования выявили взаимосвязь между различными социальными стрессорами и цитокинами (маркерами воспаления). Хронические социальные факторы стресса, такие как уход за супругом, страдающим деменцией, приводят к увеличению циркулирующих уровней цитокина интерлейкина-6 (ИЛ-6), в то время как задачи, связанные с острым социальным стрессом в лаборатории, вызывают повышение провоспалительных цитокинов . Точно так же, столкнувшись с другим типом социального стресса, а именно с угрозой социальной оценки, участники показали повышение уровня IL-6 и растворимого рецептора фактора некроза опухоли-α . Увеличение воспаления может сохраняться с течением времени, поскольку исследования показали, что хронический стресс в отношениях был связан с увеличением выработки ИЛ-6 через 6 месяцев, а дети, выросшие в стрессовой семейной среде, отмеченной пренебрежением и конфликтами, как правило, демонстрируют повышенный уровень С-реактивного белок , маркер IL-6, во взрослом возрасте.

Взаимодействие физиологических систем

Существует множество свидетельств того, что вышеуказанные физиологические системы влияют на функционирование друг друга. Например, кортизол имеет тенденцию оказывать подавляющее действие на воспалительные процессы, а провоспалительные цитокины также могут активировать систему HPA. Симпатическая активность также может стимулировать воспалительную активность. Учитывая взаимосвязь между этими физиологическими системами, социальный стресс может также косвенно влиять на здоровье, воздействуя на определенную физиологическую систему, которая, в свою очередь, влияет на другую физиологическую систему.

Источник

Читайте также:  Изменения кровотока при стрессе включают
Оцените статью
Часть серии по
Психология
  • Контур
  • История
  • Подполя