Социальная психология социальный стресс

Социальная психология социальный стресс

Педагогические профессии традиционно считаются в наибольшей степени стрессогенными. Это вызвано преобладанием интеллектуальных нагрузок над физическими, высоким уровнем эмоционального напряжения из-за постоянного участия во множестве непрерывно меняющихся ситуаций, часто принимающих конфликтные формы, которые требуют значимых усилий в процессе саморегуляции и регуляции возникающих социальных стрессов.

В настоящее время в литературе все чаще используются понятия «социальный стресс», «психосоциальный стресс». В качестве главной особенности этого вида стресса большинство авторов отмечают особый характер вызывающих его стрессоров: их источником является общество, социальная среда. Однако, эта особенность свойственна очень многим стрессорам, и понятие социального стресса постепенно стало очень широким. В настоящей статье поставлена задача проанализировать накопленные в социальной психологии данные о различных видах социального стресса, их влиянии на социальную адаптацию человека и роли системы образования в педагогической коррекции этого влияния.

Как известно, создатель учения о стрессе Г. Селье понимал под ним неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование, вызывающее необходимость перестройки жизнедеятельности организма [6]. В дальнейшем были выделены физический стресс, связанный с воздействием стрессоров физической природы, и психический стресс, вызываемый различными психическими стрессорами – стимулами и ситуациями, воспринимаемыми как угрожающие, а также процессами, основанными на следах эмоциональных переживаний [12].

Уже в 70-х гг. ХХ века было отмечено влияние социальных условий, в которых живет индивид, на возникновение стрессовых реакций. Принадлежность к той или иной социальной группе, уровень и образ жизни, семейные отношения стали рассматриваться как источник стресса. Так, в работе S. Levine и N.A. Scotch источниками самых различных стрессоров считаются условия жизни, свойственные стране или району проживания, социальной группе, к которой принадлежит человек [13, с. 16–18]. Проживание в одних странах влечет за собой воздействие одних стрессоров, проживание в других странах – других. Это касается и различий в уровне образования, образе жизни (городском или сельском). Любые социальные условия содержат специфические стрессоры, задачу педагогической коррекции, хотя предоставляют и специфические виды ресурсов для адаптации.

Особенности жизни той или иной социальной, расовой или этнической группы также стали рассматриваться как источник специфического стресса. В работе B.S. Dohrenwend, B.P. Dohrenwend социальные стрессоры рассматриваются как объективные события, которые разрушают или угрожают разрушить обычную жизнь и деятельность индивида. Они различны у людей различных социальных, расовых, этнических групп. Основная причина различий в характере стрессоров – социальное неравенство. Так, специфическими источниками стресса для негров по сравнению с белыми в США в 70-е гг. ХХ в. выступали более низкий социальный и образовательный статус, более низкий уровень занятости, бедность, ограничения в расселении, нарушения безопасности. Медиаторами стресса, связанными с принадлежностью к тому или иному классу или расе являются такие переменные, как качество медицинского обслуживания, количество разводов, традиции семейной жизни, возможности усвоить уверенность в себе, сформировать высокую самооценку [10, с. 123–125].

Источником специфического стресса стала рассматриваться и семья. S.H. Croog в своей работе отмечал, что есть целая группа стрессоров, которые «появляются в семье и имеют именно в ней свои корни», например, разногласия супругов по поводу детей, по поводу финансов, по поводу совместного отдыха [9, с. 21]. Среди семейных стрессов автор выделяет «нормативные» стрессы, появляющиеся на основных стадиях развития семейной системы (рождение ребенка, конфликт ролей невестки и жены, занятость матери на работе) и ненормативные стрессы (рождение ребенка с отклонениями в развитии, потеря работы и статуса, серьезная болезнь). Дезинтеграция в семейной системе не только является самостоятельным источником стрессоров, но и может влиять на интеграцию всей системы социальной адаптации педагога.

В последние десятилетия усилилось внимание к стрессам, возникающим вследствие военных конфликтов и гражданских войн. В работе T.M. McIntyre, M. Ventura, посвященной психическим травмам у подростков в Анголе, было показано, что продолжительность пребывания в зоне военных действий и интенсивность «суровости» условий в данном очаге военного конфликта тесно связана с интенсивностью симптомов посттравматического стрессового расстройства. Вместе с тем, подтвердилась гипотеза о значении сопротивляемости личности по отношению к травмирующему воздействию. Несмотря на то, что ангольская молодежь относится к группе риска по возникновению психологических проблем, были выявлены протективные факторы, способствующие позитивному развитию личности даже в условиях военных действий, ее устойчивости к неблагоприятным воздействиям или быстрому и эффективному излечению. К их числу были отнесены степень значимости племенных ценностей, наличие полной семьи, позитивная Я-концепция. Значительную роль играет гендерный фактор: девушки в большей степени подвержены возникновению симптомов тревоги, чем юноши [14]. Военный конфликт часто ведет к возникновению вынужденной миграции населения. В условиях вынужденной миграции большинство параметров среды становятся стрессорами: смена места жительства, изменение социокультурных условий, снижение уровня жизни, трудности поиска работы и т.д. Вследствие этого возникает пролонгированная психическая травматизация. При обследовании мигрантов разной этнокультурной принадлежности соматоформные расстройства были выявлены – у 80–90 %, депрессивные расстройства – у 40–60 %, тревожные расстройства – у 30–40 % [5].

Еще одна сфера жизни, являющаяся источником социальных стрессов, – экономическая. Бедность, неустойчивость материального положения и экономической независимости являются важнейшими источниками социального стресса. По данным А.Ф. Шафиркина и А.С. Штемберга, действие таких факторов, как низкий уровень доходов в семье, плохие жилищные условия, деформация семейных и трудовых отношений всегда влияет на психоэмоциональную устойчивость человека, а при их совокупном длительном действии скорость старения и снижения суммарного объема компенсаторных резервов увеличивается, определяя сокращение продолжительности жизни человека [7, с. 27].

Мы полагаем, что самостоятельным видом социального стресса можно считать стресс достижения, связанный в западной культуре с представлением о том, что человек должен добиться социального признания и успеха, продвинуться в обществе; тот, кто не сумел этого сделать, воспринимается другими и воспринимает сам себя в качестве неудачника. Один из ведущих исследователей социального стресса H. Kaplan отмечал, что данный вид стресса возникает тогда, когда индивид осознает наличие или предвидит возможность негативного развития событий, собственной или коллективной неуспешности, неспособности достигнуть желаемого социального статуса и дистанцироваться от нежелательного. Психосоциальный стресс является результатом негативного опыта, нескольких, следующих друг за другом, провалов и неудач. Он проявляется в таких явлениях, как самодискредитация (снижение самооценки, потеря веры в себя), когнитивные нарушения (снижение концентрации, потеря мысли) и тревога [11, с. 75–76].

На наш взгляд, есть еще один важный источник социального стресса – трудности самореализации, раскрытия своих способностей и возможностей в обществе. Стресс самореализации – стресс новейшей эпохи. В отличие от человека традиционного общества, которого готовили к выполнению определенных функций в своей социальной нише, современный человек стремится к творчеству, к достижениям, реализации своего потенциала. После работ К. Роджерса, А. Маслоу эта потребность считается одним из критериев зрелости личности. На ее формирование нацелена современная система образования. Между тем, несмотря на кажущееся разнообразие возможностей, состояние рынка труда таково, что многие люди не могут позволить себе работать в той сфере деятельности, с которой для них связаны самореализация и творчество. Особенно это касается научного и художественного творчества, работы в учреждениях культуры, образования, здравоохранения. Да и далеко не все родители обладают достаточными ресурсами для того, чтобы дать своим детям желаемый уровень общего и дополнительного образования, дать им возможность для развития своих способностей в художественном творчестве, науке, спорте.

Читайте также:  Голова у меня депрессия

Сказанное подчеркивает тезис, с которого мы начали обсуждение этой проблемы в самом начале статьи: социальный стресс считается сегодня исключительно актуальной проблемой в образовании (Зыбарева В.Н., Чухин С.Г., [4]); ещё не до конца изучено большинство составляющих социального стресса, сопровождающего профессиональную педагогическую деятельность (Захарчук Л.А., [3]); не выявлена система всех многообразных особенностей реакции современных педагогов на социальный стресс (Дунаевская Э.Б., Котова С.А., [2]); не созданы целостные антистрессовые программы (Баранова О.В., [1]).

Вместе с тем, педагогу приходится решать профессиональные задачи часто в поле интеграции всех обсуждаемых социальных стрессов – семейного, профессионального, организационного, экономического, информационного, экологического стресса, стресса самореализации и стресса достижений, стресса, связанного с общением в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта с детьми, предполагающего значительные энергетические затраты, личностные особенности и эмоциональную устойчивость.

В своих работах мы ранее уже обсуждали систему критериев и показателей развития эмоциональной устойчивости педагогов, среди которых названы когнитивный (познавательный), мотивационно-целевой, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный компоненты.

Каждый из критериев конкретизируется рядом показателей, диагностика которых позволяет описать их проявления на нескольких уровнях, например, на высоком, среднем и низком. На низком уровне наблюдается стихийное развитие эмоциональной устойчивости, знания о развитии эмоциональной устойчивости и видах рациональных установок на восприятие событий не систематизированы, регуляция и коррекция уровня эмоционального напряжения вызывают затруднения, существуют затруднения в осуществлении самостоятельной практической деятельности, наблюдается стремление к копированию действий; теоретические представления об особенностях педагогической деятельности в сложном эмоциональном пространстве поверхностны. Низкий уровень развития эмоциональной устойчивости свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию этого важного качества.

Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с иными людьми, которые присутствуют под действием тех же социальных стрессов, они вполне могут стремительно перевоплотить своих коллег в категорию «выгорающих». Большая возможность того, что это произойдет, присутствует в образовательных организациях с высочайшим уровнем социальных стрессов.

Поэтому разрешение проблем преодоления и коррекции социальных стрессов является исключительно актуальной целью в процессе поиска личностью себя, её самореализации и адаптации.

Источник

Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте

Дата публикации: 11.11.2020 2020-11-11

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Сысоева, В. Н. Социальный стресс и его проявления в подростковом возрасте / В. Н. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 540-544. — URL: https://moluch.ru/archive/336/75016/ (дата обращения: 12.10.2021).

В работе рассматриваются такие понятия как «стресс», «социальный стресс», «психологическая устойчивость личности». Выделяются особенности проявления социального стресса в подростковом возрасте. Выделяются факты формирования психологической устойчивости у подростков.

Ключевые слова: стресс, социальный стресс, подросток, психологическая устойчивость личности, подростковый возраст.

По определению ВОЗ, подростками являются молодые люди в возрасте 10–19 лет. Состояние нервно-психического здоровья подростков в настоящее время вызывает особую обеспокоенность. За последние 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами поведения подростков в возрасте от 15–17 лет увеличилась на 11,3 %. Проблемой подросткового возраста часто является невротические расстройства, связанные со стрессом (приступы страха, тревоги, депрессии) [15, 2].

Подростки, подверженные стрессу и не способные с ним справиться, превратятся в таких же взрослых, потому что опыт из детства перенесется во взрослую жизнь [3]. Чем раньше подростки научаться справляться со стрессами и событиями, выходящими из-под контроля, и уменьшать их воздействие на организм, тем здоровее и энергичнее будут в зрелом возрасте.

Изначально понятие «стресс» появилось в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») возникающие в ответ на разнообразные неблагоприятные или экстремальные воздействия (Г. Селье) [2]. «Стресс» в переводе с английского слово означает давление, натяжение, усилие, а также создающее это состояние, внешнее воздействие, Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции — «эустрессом» [23].

Сегодня в психологической науке широко используется понятие «социальный стресс». Это, в первую очередь, связано с повышенной психологической напряженностью в жизни современного человека, с взаимоотношения в семье и коллективе, конфликтами, профессиональной деятельностью, с социально — экономическим положением, а также макроэкономическими, политическими, социальными проблемами [4, 300].

В многочисленных исследованиях подросткового периода (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Холл и др.) особенно подчеркивается его критический, переходный характер, когда изменяются и перестраиваются отношения ребёнка к себе, к окружающим и к миру в целом. Эти кардинальные изменения порождают у подростка неизбежные конфликты с окружающими и самим собой, что влечет за собой развитие стресса [21].

Основные новообразования подросткового возраста являются потребности в общении и самоутверждения, межличностные отношения, склонность к оценке дружественных отношений как личностных достижений, объединение в неформальные группы, отдаление от взрослых [13].

На основании исследования стрессоров, воздействующих на подростков (Т. Л. Крюкова, 2002) больше всего подростков волнуют проблемы учебной деятельности, на втором месте — личное будущее, на третьем — взаимоотношения со сверстниками и проблемы взаимоотношения с взрослыми, далее проблемы самооценки и романтические отношения. Поэтому основным фактором стресса у подростков может определяться жизненными ситуациями, которые формируются в системах взаимоотношений «семья — подросток», «школа — подросток», «сверстники — подросток». Все эти взаимоотношения могут становиться ядром конфликтных ситуаций, которые приводит к возникновению социального стресса [7].

Социальная жизни играет большое значение в жизни современного подростка. Подростки много времени проводят со сверстниками и часто придают друзьям большее значение, чем своей семье. В данной ситуации родителям необходимо изменить модель взаимоотношений, чтобы избежать конфликтов и проблем, при этом стрессовые ситуации могут возникнуть на фоне не правильного поведения родителей: чрезмерные требования, властность, агрессия и недостаток внимания. Общая конфликтность в семье также может являться источников стрессов у подростка [12, 1037].

Читайте также:  Когда при беременности ребенок начинает чувствовать маму

При возникновении стресса изменяется не только характер психологической и физиологической активности, но и показатели активности общения. В основном это отражается на взаимодействии подростка с социальной средой: со сверстниками и коллективом, в который он включен [8]. Отсутствие близких друзей негативно складывается на эмоциональном состоянии подростка, формируя глубокие переживания, такие как чувство одиночества, неверие в себя.

Социальный стресс может иметь положительную функцию, и выполнять адаптивную роль во взаимодействии личности с социальной средой. Социальный стресс, связанный с воздействие стрессоров, которые являются общими для социальной группы, может изменить социальную среду, так как социальная среда изменчива и доступна к влиянию человека [4, 308].

В подростковом возрасте появляется большое количество «трудных детей» [7]. Но даже «благополучные дети» испытывают обычные стрессы, связанные с взрослением и социализацией [11] и их характеризует неустойчивость настроения и поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость и неадекватные реакции. Этот возраст настолько богат конфликтами, что иногда подростковый возраст рассматривают как один сплошной затянувшийся конфликт [7].

Под воздействием хронического или повторяющегося стресса у подростков появляются депрессивные, тревожные развития личности с возникновением риска развития алкоголизма, лекарственной зависимости, суицидального поведения [23]. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний [22]. Наиболее привычная реакция на стресс является тревожность [23]. Признаками тревожности могут быть внутренние, соматические признаки, такие как учащенное сердцебиение, сухость во рту, дрожание рук и др. и поведенческие признаки тревоги. Напряжение тревожного ожидания иногда так велико, что человек может причинять себе боль. Во избежание неприятностей ребенок может прибегать к фантазиям и вранью, стать рассеянным и забывчивым [9].

Причиной стресса у подростков может стать недостаточная способность к адекватному формированию эмоций в поведении и может быть обусловлена стремлением контролировать свое поведение, соответствовать принятой норме поведения в коллективе. С одной стороны такое поведение снижает возможность возникновения конфликтов и улучшает межличностное отношение, а с другой стороны приводит к стрессу, так как психосоматические нарушения, происходящие на фоне внутреннего конфликта и одновременного существования противоположных антагонистических эмоций: страха и агрессии, гнева и депрессии и т. д. [24]. При этом выражение чувств принято считать достаточно эффективным средством преодоления воздействия стрессоров [7]. Чувство контроля над происходящим важно для подростков, иначе он теряется и ощущает свою беззащитность перед ситуацией [11].

Во многом качество жизни подростков определяет социально-экономический статус. Как показали исследования, в среднем дети родителей с низким социально-экономическим статусом имеют более высокий уровень тревожности и низкий уровень успеваемости часто страдают от недостатка внимания и общения со стороны взрослых, от неправильного воспитания в семье, чем дети родителей с высоким социально-экономическим статусом. Оставленные без внимания со стороны взрослых, подростки часто имеют проблемы с основными школьными предметами, трудности с концентрацией, негативный настрой на учебу и предрасположенность к стрессу [16].

М. В. Рыбакова выявила, что дети с признаками хронического социального стресса, не удовлетворены имущественным положением семьи, в первую очередь, они не удовлетворены качеством и количеством одежды, также количеством и качеством личных вещей, а каждый второй ребенок с признаками хронического социального стресса, отмечает недостаток игрушек как фактор социальной фрустрации [20, 456].

Школа является одним из основных источников социального стресса для подростков. Стремление быть первым и зацикливание на учебе порождает массу проблем психического плана [12, 1037]. Стресс оказывает негативное влияние на учебную деятельность и может быть вызван сугубо ситуационными факторами, так и совместно с индивидуальными особенностями подростка. Примерно к середине подросткового возраста ценность школьной оценки обесценивается и она теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в типичной фразе подростка: «Двойка? Ставьте двойку, мне все равно» [14]. Часто подросток использует в своем поведение негативизм и демонстративные реакции. Подобное поведение адресованы учителям, однако косвенными свидетелями такого поведения становятся одноклассники, благоприятные отношения с которыми характеризуют психологическое благополучие подростка. Некоторые подростки используют попытку «произвести впечатление» своей смелостью или принципиальностью как способ снизить состояние тревоги и стресса.

На эмоциональное состояние школьника оказывают влияние регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации, такая проверка относится к психологически дискомфортной для подростка и может вызвать стресс [14]. Основное негативное воздействие оценочно-экзаменационных моментов на психическое и эмоциональное состояние подростка часто связано со следующими факторами: неуверенность в себе и своих знаниях, заниженная самооценка, высокая личностная и школьная тревожность [21], а отсутствие явных признаков тревожности может свидетельствовать о замаскированной форме тревожности, о компенсаторной реакции отрицания проблем, страхов, тревоги в эмоциональных ситуациях [17, 64].

Смена школьного коллектива является мощным стрессом для подростка, поскольку предполагает необходимость обретения новых друзей и налаживания контактов не только с одноклассниками, но и с педагогами. К. А. Шиняев в ходе исследования взаимодействия психолого-педагогических факторов с психологической устойчивостью выявил, что при смене школьного коллектива подросток проходит адаптационный период, стремится больше получить трудных заданий, проявите интерес к школе, что приводит к накоплению, усталости и чрезмерной загруженности, это приводит нейротизму. При этом, чем выше психологическая устойчивость личности, тем более выражен нейротизм [26, 202]. Чем выше психологическая устойчивость у подростков, тем успешнее взаимосвязь с классом и школой [26, 204].

Неадекватные ожидания со стороны родителей или требования учителей являются причиной повышения стрессового состояния у подростков и вызывающего у него внутриличностный конфликт. Негативное влияние различных стрессовых ситуаций отражается на успеваемости подростка, его отношениях со сверстниками и педагогами, его поведении и влечет за собой возникновение еще новых стрессовых ситуаций [3].

При постановке задачи ребенку необходимо учитывать его возможности и развитие, так как слишком легкие задания не вызывают включенности (мотивации), а слишком трудные — приводят к стрессу и снижению психологической устойчивости [25, 29]. Переутомление ведет к неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, формирует неуверенность в себе, эмоциональную нестабильность и — новые неудачи [9].. В случае, если подросток подвергается многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.) это может стать причиной психического срыва [25, 29]. Заниженная самооценка и неуверенность в себе снижают возможность человека контролировать свою жизнь и делают его менее устойчивым по отношению к стрессу [18]. Подростки с заниженной самооценкой, застенчивые и тревожные особенно остро переживают проблемы в общении [27].

Подросток проявляет довольно противоречивые методы коммуникативного поведения. С одной стороны в общении с друзьями подростки проявляют стремление быть как все, а с другой стороны хотят выделиться и отличаться от сверстников, в определенный момент с одной стороны стремятся получить уважение и авторитет товарищей, а с другой — пренебрегают собственными недостатками. Негативные переживания, возникающие при общении подростка с одними людьми, могут компенсироваться позитивными, возникающими в ходе общения с другими. Вероятность возникновения стресса у подростка возрастает, если у него нет возможности для компенсаторного общения или если он ее получает в асоциальной среде [1].

Читайте также:  Эмоциональная память станиславский кратко

Неудача в завязывании романтических отношений может стать причиной стресса у ребят позднего подросткового возраста, а также явится фактором неуверенности в себе и низкой самооценки. Подростки особенно сильно могут переживать чувства сексуальной неполноценности. Для некоторых подростков просто вступать в общение с человеком противоположным полом может вызвать чувство тревоги и страха [19].

Дезадаптация личности при недостаточном развитии механизмов устойчивости личности приводит к нарушению психологического здоровья, и дезорганизации поведения [27]. Особенно важно для подростков овладеть методами преодоления воздействия стрессов, от того, как он научится справляться со стрессом, будет зависеть его дальнейшее психическое здоровья. Стресс может накапливаться, подростки могут буквально «коллекционировать» свои переживания даже по самым незначительным поводам, и тратят много сил на их переживание, испытывая постоянно утомление и раздражение.

Для развития психологической устойчивость к социальным стрессам подростка необходима активная просветительная деятельность, обучение методам совладения со стрессами [24], а также формирование свободной и самостоятельной личности, при этом чрезмерный уровень стресса снижает результативность работы и негативно сказываться на ее результатах [5]. Важно понимать, что уровень стресса зависит от того, как подросток относится событиям своей жизни, от его психологической устойчивости и его способности к управлению стрессом. Важную роль играют индивидуальные особенности подростка, такие как: тип нервной системы, уровень личностной тревожности, уровень притязаний и амбиций, общая эмоциональность [21].

Куликов Л. В. дает определение, что «психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях» [10].

М. Тышкова при исследовании личности детей и подростков в трудных ситуациях, пришла к выводу, что психологическая устойчивость — это целостная характеристика личности, которая формируется одновременно с развитием личности и обеспечивает ее устойчивость к негативному воздействию фрустрирующих и стрессогенных факторов, и зависит от типа нервной системы человека, от приобретенных ранее навыков поведения и действий, от уровня развития основных познавательных структур личности [6].

Психологическая устойчивость личности — это сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей, которая поддерживает личностными и внешними факторами. К личностным факторам относятся терпимость, чувство общности, эмоции и чувства, поведение и деятельность и др. К факторам социальной среды относятся: факторы, поддерживающие самооценку, условия, которые способствуют самореализации и адаптации, а также психологическая поддержка окружения [10].

По мнению Л. В. Куликова, «если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности» [10].

Также можно выделить важную составляющую психологической устойчивости это позитивный образ Я, в котором, большую роль играет позитивная групповая идентичность личности.

Так как социальная среда является особенно важной для существования личности, то особую роль приобретает психологическая устойчивость в межличностном взаимодействии, и здесь на передний план выходит уверенность и способность к уверенному поведению. Дефицит этих качеств может проявляться в агрессивном поведении, для которого характерно выражать свои мысли, чувства и желания в приказном тоне, обвинениях и оскорблениях, стремлении переложить ответственность на других, манипуляции [10]. Высокая психологическая устойчивость направляет личность на достижение успеха и стремление к власти и проявляет тенденцию к аффиляции (групповому признанию и уважению) при этом способствует снижению уровня стресса, восприятию адекватной самооценки и стремлению к ответственности [26, 204].

Эффективной для коррекции и профилактики социального стресса и повышения психологической устойчивости у подростка может быть программа с применением активных методов социально-психологического тренинга, с использованием релаксационных техник, упражнений и игр на развитие самообладания, повышения уровня самооценки и уверенности в себе, дискуссий по поводу преодоления стресса.

Таким образом, подростки испытывают социальный стресс, связанный с взаимоотношения с родителями, социальной средой и сверстниками. Учитывая, что подростковый период является самым сложным периодом в жизни человека, то для снижения негативных последствий этого периода и уменьшения воздействия множества социальных стрессоров на подростков, необходимо повышать его психологическую устойчивость. Для этого нужно проводить различные мероприятия, которые помогут подростам повысить самооценку, развить коммуникативные навыки и уверенность в себе, самореализоваться, выработать стратегии преодоления стресса и стать полноценными членами общества.

  1. Александрова, Ю. В. Возрастная психология: Юнита 3 / Ю. В. Александрова. — М.: СГУ, 1999. — 66 с.
  2. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.
  3. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т. Г. Бохан. — Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. — 267 с.

4. Василенко, Е. А. Проблема сущности и функций социального стресса в психологии / Е. А. Василенко // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2019. — № 3. — С. 1–21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-suschnosti-i-funktsiy-sotsialnogo-stressa-v-psihologii (дата обращения: 09.07.2020).

  1. Грецов, А. Г. Научись преодолевать стресс: информационно-методические материалы для подростов / А. Г. Грецов, Е. Г. Попова. — СПб.: СПбНИИ физической культуры, 2006. — 56 с.
  2. Казанков, В. В. Психология устойчивости / В. В. Казанков. — М., 2019. — 310 с.
  3. Киселева, Н. В. Стресс и его преодоление подростками: монография / Н. В. Киселева, под.науч.ред. Л. В. Марищук. — Минск: Четыре четверти, 2011. — 224 с.
  4. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык. — М.: Издательство Наука, 1983. — 368 с.
  5. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова. — М.: Знание, 1988. — 80 с.
  6. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  7. Левис, Ш Подросток и стресс / Ш. Левис, Ш. Левис. — СПб.:Питер пресс, 1996, 208 с.

Источник

Оцените статью