Социальная природа чувств это

Социальные эмоции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Читайте также:  Какие бывают органы чувств у рыб

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Источник

Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Ирина Барсукова
Консультация для родителей «Социальные чувства: искусство жить в обществе»

Каждые родители традиционно обращают внимание на развитие умственных способностей ребенка, стараются в первую очередь познакомить с различными предметами окружающего мира. Выходя с малышом на прогулку, мама старается показать, рассказать ребенку о деревьях, птицах, разных насекомых. Дома рассматривая книжки, читая сказки с красивыми иллюстрациями, обращает внимание на сказочных героев. Некоторые родители пытаются уже в три года научить ребенка считать до десяти, а также знакомят с буквами.

Правила поведения малыш усваивает, наблюдая за взрослыми окружающими его дома. Родители, старшие братья и сестры являются основным источником для формирования социально обусловленных чувств.

Маленький ребенок всеми силами стремится к гармонии своего внутреннего мира с миров внешним.

Построение отношений непростая задача для ребенка. Обучение способам общения с людьми начинается с усвоения внешних форм выражения их желаний, стремлений. Речь идет не столь о поступках, сколько об эмоциях, проявления которых ребенок наблюдает с первых дней жизни. Сначала это эмоции матери по отношению к малышу. Чуть позже ребенок сталкивается с проявлением эмоций других взрослых – как по отношению к нему самому, так и по отношению друг к другу. На формирование социальных чувств оказывают влияние и те и другие.

Так что же такое «социальные чувства»?

Социальные чувства не даны от рождения, их необходимо формировать с двух, трех лет. Именно в этом возрасте начинается формирование уверенности в себе, гордости, стыда, совести, любви к близким людям. С ростом самосознания ребенок способен испытывать чувство долга, ответственности.

Как же формируются социальные эмоции?

В отличие от взрослых ребенок еще не научился анализировать причины своих неудач – слишком мал его жизненный опыт. Однако ребенок четырех лет уже способен задуматься почему, например папа на него сердится, а мама отказалась от покупки мороженного. Выводы, которые делает малыш, существенно отличаются от ожидаемых взрослыми.Логика ребенка может привести к умозаключению: «Меня не любят», «Я ни кому не нужен» и т. д. Испытывая переживания, ребенок совершенствует свои, пока еще примитивные, попытки самоанализа. Поэтому родителям не стоит огорчатся по поводу того, что ребенок обижается или плачет. Он еще не умеет направлять свою отрицательную эмоцию на поиск тех причин, которые привели к неудачному поведению. Когда ребенок научится этому, плач и капризы станут постепенно исчезать.

Читайте также:  Лучшие комедии при депрессии

«Чем больше любви в детстве получил ребенок, а точнее сказать, чем лучше родители дали ему понять, что они его любят, чем более адекватными способами показывали свою любовь к ребенку (говорить о своей любви ребенку очень важно, но только этого не достаточно, тем легче будет ребенку потом в жизни и тем большего он достигнет».

Разберемся в аспектах формирования культуры эмоций.

1. Негативные эмоции. При каждом проявлении негативных эмоций следует вместе с ребенком разобраться в том, почему его ожидания не совпали с результатом. Делать это надо тактично, ни в коем случае не ущемляя достоинства ребенка. Взрослый и ребенок – партнеры, которые ищут варианты преодоления конфликтной ситуации.Выходов из этой ситуации как минимум два: оставить все как есть, объяснив причины невозможности изменения ситуации, или внести изменения в привычные установки.

«Ваня надеялся, что за ним в детский сад, как всегда, придет мама и они вместе пойдут в парк. Но за мальчиком приехала бабушка и сказала, что мама занята и придется сразу поехать домой. Ваня очень расстроился, и у него на глазах появились слезы. Бабушка, заметив их, подумала, что внук не желает общаться с ней. Она стала его торопить, повышая голос. Мальчик совсем расплакался.

В приведенном примере установка ребенка «меня должна забрать мама» не совпала с реальной ситуацией. Ребенок еще слишком мал, чтобы объяснить причину своего огорчения.В таком случае бабушке следовало иначе повести разговор с внуком: «Ванечка, ты ждешь маму? Мама сегодня, к сожалению, очень занята, ей дали на работе срочное задание. Она, очень расстроилась, что сегодня не сможет пойти с тобой в парк. Завтра вы обязательно туда сходите. А сейчас давай соберемся, пойдем домой и будем вместе ждать маму. Ты согласен?»

Такой или схожей формой общения с ребенком взрослый человек может заранее предупредить проявление отрицательной эмоции и сгладить ее проявление.

По мере взросления, ребенка следует обучать методам самостоятельного поиска причин того, что не все его желания могут реализоваться в полной мере. Необходимо постепенно формировать умение спокойно, воспринимать те ситуации, когда приходится временно отказываться даже от привычных давно ожидаемых удовольствий. Именно так утверждается у человека способность контролировать свои отрицательные эмоции уже в раннем детстве.

2. Позитивные эмоции. Положительные эмоции возникают тогда, когда результат превосходит наши ожидания, то есть жизнь преподносит некий сюрприз. Например, ребенок давно мечтал о подарке. Но подарок, обещанный, родителями оказался лучше, чем представлялся в мечтах. Такое приятное несовпадение действительности с установкой ребенка вызывает большую радость.

Кажется, что никакого специального воспитания подобных эмоций не требуется, ведь это так естественно – выражать восторг. Однако и в этом случае существуют некоторые правила. Ребенок, которого не учили способам проявления радости, восторга, может проявлять свою радость настолько сильно, что в конечном итоге его действия будут отрицательно оценены окружающими.

Заметим, что сила положительных эмоций бывает достаточно велика и такие эмоции также требуют выхода. Ребенок в силу особенностей его развития еще не может сам самостоятельно направлять их в другое русло. Как же быть? Возможно, родителям стоит поддержать желание ребенка разделить с ними радость? Ведь всегда приятно видеть, как малыш весел, улыбается и чувствует себя очень довольным. Но, скорее всего, механизм направленности положительных эмоций должен быть тот же, что и у отрицательных. То есть, позволив ребенку выразить свою радость, необходимо еще раз проговорить о том,что ее вызвало: «Тебе очень понравился подарок? Я очень рада!». Затем переключить внимание на другую деятельность,то есть направить энергию в другое русло: «А теперь давай попробуем разложить игрушки …» После того как ваш ребенок поймет, что вы разделяете его чувства, понимаете их, он вполне может занять себя самостоятельно. Со временем ребенок научится контролировать свои эмоции, пока же ему необходимо в этом помогать.

Читайте также:  Чем опрыскивать растения от стресса

3. Уместность проявления чувств. Маленький ребенок эгоцентричен. Поэтому, выражая бурно свой восторг, он не обращает внимание на плохое самочувствие или настроение окружающих, считая, что все вокруг должны чувствовать тоже, что и он. Однако в возрасте трех – пяти лет у ребенка развивается эмпатия – способность сопереживать. Если в семье родители всегда относятся к друг другу с чуткостью, ребенок перенимает этот способ отношения к людям. Правда, и умение сопереживать не приходит само собой. «Бабушка болеет поэтому мы сегодня постараемся вести себя потише»,или: «У папы был трудный день, давай не будем ему мешать». Ребенок способен понять если не смысл, то необходимость уважительного отношения к эмоциям и чувствам других.

Пусть вашему ребенку и не сразу удается выражать свои эмоции с учетом характера ситуации, однако при соответствующей воспитательной работе взрослых, их способности понять потребности и желания малыша уже в четыре – пять лет он сам может задать себе установку на поведение, которое наиболее приемлемо в конкретной ситуации.

Фоторепортаж с награждения по итогам конкурса «Социальные проекты» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хотела бы немного рассказать о главном увлечении в моей жизни это реализация социально-значимых.

Играя, ребенок учится жить (Консультация для воспитателей) “Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них- средство воспитания,.

Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Консультация для родителей к Дню друзей на МAAM «Искусство дружить» В нашем современном обществе одиночество становится нормой и найти настоящего друга всё сложнее и сложнее. Неужели дружба потеряла свою.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Источник

Оцените статью