- Помощь при стрессе
- Зачем нужна помощь при стрессе?
- Причины стресса
- Почему у диких животных не бывает подобных переживаний?
- Требуется ли ребенку помощь при стрессе?
- Что происходит при стрессе?
- Факторы возможного стресса
- Обычная помощь при стрессе
- Ошибки
- Возможные осложнения после стресса
- Помощь при стрессе в клинике
- Психологи рассказали, как соцработнику справиться со стрессом
Помощь при стрессе
Помощь при стрессе и после стрессового воздействия на психику человека требует особых, индивидуальных решений. Это связано не только с индивидуальными особенностями формирования и становления нервной системы. Следует учитывать и особенности окружения человека, его привычной среды, привычек и социальные факторы.
Помощь при стрессе — горячая линия +74951350109
Звоните, мы помогаем в самых тяжелых ситуациях. Наше лечение подбирается строго индивидуально и не нарушает привычного ритма жизни. Мы используем новейшие разработки восстановительной терапии. Наши терапевтические программы работают всегда!
Зачем нужна помощь при стрессе?
Стресс — это деструктивная реакция организма на конфликт между объективной и субъективной реальностью. По сути, это защитная реакция организма. Однако, это может серьёзно навредить психической деятельности человека.
Каждый день человек испытывает на себе воздействие различных физических и психических факторов. Жизнь — это процесс, в ней постоянно что-то меняется. И наша психическая деятельность направлена на встраивание новых элементов в нашу реальность. Мы делаем это каждую секунду. Здоровая личность быстро и конструктивно приводит в соответствие субъективные и объективные факторы, сохраняя общую картину мира. Это называется в обществе целостной личностью.
Последствия стресса могут сформировать более сложные психические расстройства. Это связано с тем, что в момент стрессовой нагрузки головной мозг работает в режиме перегрузки. Может произойти срыв высшей нервной деятельности, даже с изменением обменных процессов головного мозга. Поэтому квалифицированная помощь при стрессе необходима практически каждому человеку.
Причины стресса
Наша зона комфорта сохраняется только тогда, когда есть согласованность между внутренним и внешним. Но бывает, что несколько новых факторов появляются одновременно и они резонируют, либо возникает один фактор, но очень значительный. В связи с этим человек становится неспособным быстро сориентироваться в ситуации и привести ее в соответствие со своим внутренним представлением о мире. И тогда неразрешенный конфликт приводит к стрессу.
Почему у диких животных не бывает подобных переживаний?
Животное не разделяет вещи на объективные и субъективные, у него нет двойственности и, соответственно, не возникает внутреннего конфликта. В любой ситуации оно делает все, что зависит от его физических способностей: может убежать либо покусать врага, уйти от холода, направить все силы на поиск пищи и воды. Зверь однозначно оценивает окружающую ситуацию, свои силы и место в общественной иерархии, так как опирается на свой опыт, а не на логику (абстрактный ум). Он не рассуждает, почему он находится внизу иерархической лестницы, а пробует пробиться наверх, путем определенных ритуалов и схваток с соплеменниками.
Человек же более развитое существо. У него есть представление об идеале (часто навязанном) и собственные индивидуальные потребности. Также его ограничивают культурные и моральные рамки: нормы, правила, запреты, требования, сложившийся этикет, долг перед близкими или Родиной, психологический гнет и т. д. Все это, время от времени, приводит к конфликту интересов. Ребенок захотел на уроке в туалет, но боится строгого учителя или есть страх публичного заявления. Он терпит и не поднимает руки.
Требуется ли ребенку помощь при стрессе?
У ребенка возникает конфликт между его объективным знанием, что сходить в туалет это вполне доступно и легко, и искажением воспитания из-за своих субъективных установок. Ему предстоит принять решение: потерпеть до конца урока и признать себя слабаком, либо открыто заявить перед всем классом о своей потребности. Если он продолжает метаться между двумя решениями — возникает психологическое давление.
Возьмем другую ситуацию — неизлечимую болезнь. В идеале, при неизлечимой болезни, мозг перестраивает свою деятельность, чтобы справиться с ситуацией: вырабатывает обезболивающие вещества (боль, как защитный фактор уже не нужна организму) и постепенно готовит организм к умиранию, поэтапно отключая органы тела. Либо он решает бороться за жизнь любой ценой и тогда организм тоже начинает вырабатывать все необходимые лечебные факторы для выздоровления.
Но, необходимо помнить, что нервная система у ребенка ещё не окрепшая и большие стрессовые нагрузки способны нарушить биологический баланс. Именно поэтому помощь ребенку при стрессе так же, а может и в большей степени, необходима.
Что происходит при стрессе?
Что же происходит на самом деле, при сформированной в настоящем обществе культуре? Неизлечимо больной в первом случае (если принимает факт смертельной болезни) начинает винить врачей и неразвитые технологии, которые упустили диагностирование болезни на раннем этапе, возникает ощущение несправедливости к себе: судьбы и Бога. Он уверен, что мог прожить еще, если бы не данная несправедливость. Отсюда идут страдания.
Теперь рассмотрим больного со вторым типом реагирования — собственную веру в выздоровление. Такой человек начинает бороться за свою жизнь, активно использует открытия научной медицины, альтернативные способы лечения, перестраивает свое мировоззрение на новый лад. И тут он сталкивается с сопротивлением общества. Врачи упорно твердят ему о конечной стадии болезни, родственники сожалеют, но отказываются помогать ему, собственные знания и описания болезни в литературе так же описывают его ближайший уход. Налицо — конфликт собственных потребностей и знаний общества. Нужно иметь немалую силу духа, чтобы сохранить равновесие и продолжать бороться до победного. Во врачебной практике, литературе и интернет-источниках появляется все больше и больше таких историй.
Человек консервативный, ригидный более подвержен стрессовым ситуациям, чем динамичный и гибкий. Ему сложно принять факт нового, и в его реальности происходит разрыв между его миром и «миром снаружи». Это относится к личностным факторам стресса.
Факторы возможного стресса
- Психологический (эмоциональный, травматический и информационный)
- Физиологический
- Кратковременный и хронический
- Эустресс и Дистресс.
Эмоциональный — связанный с переживанием сильных эмоций. Причем не важно, являются ли эти эмоции положительными (эустресс) или отрицательными (дистресс). Помощь при этом виде стресса: уход из стрессирующей ситуации: необходимо время, чтобы дать эмоциям остыть, а самому успокоиться.
Посттравматический или, правильнее, посттравматическое стрессовое расстройство — это болезненное состояние после пережитой травмирующей ситуации (трагическая потеря близких, нахождение в зоне боевых действий, катастрофы, изнасилование, прямая угроза жизни и т. д.) Помощь при посттравматическом стрессе включает медикаментозную терапию, общеукрепляющие процедуры, глубинную психологическую проработку остаточных явлений, обучение саморегуляции и расслаблению, работу с эмоциями.
Информационный связан с факторами экстремального воздействия учебного процесса или профессиональной деятельности (так называемое заболевание оператора), когда происходит перегрузка когнитивных функций человека большим потоком новой информации. Первой помощью при информационном стрессе является смена обстановки и рода деятельности: посетить музей, заниматься спортом. Немаловажное значение придается переходу на самостоятельную работу в учебном или производственном процессе, без контроля со стороны.
Физиологический — проявляется при воздействии на человека неблагоприятных физических факторов: жара, холод, голод, жажда. Это можно проследить на примере голодания в качестве метода похудания. Вместо того, чтобы организму использовать накопленные жировые отложения он блокирует доступ к запасам. Таков ответ на внешний стрессовый фактор. Такие женщины жалуются на стабилизацию веса и отсутствие эффекта похудания от голодной диеты. Параллельно появляется напряжение, раздражительность и эмоциональная нестабильность. Основной помощью при стрессе, связанном с воздействием физических факторов является устранение самого фактора. Требуется смена отношения к нему, общеукрепляющие процедуры и выработка толерантности к физическим внешним воздействиям.
Обычная помощь при стрессе
Обычно, когда человек длительное время находится поз воздействием стресс фактора или уже по окончанию этого воздействия, он начинает ощущать слабость, потерю аппетита, расстройство сна, утомляемость. Как правило с этими жалобами он приходит к терапевту. Терапевт использует общую тактику, старается убрать симптоматику. Но, обычно, рекомендует посетить психиатра для назначения специфической терапии, которая предупреждает развитие психических расстройств. Необходима так называемая постстрессовая терапия.
Терапевт может ограничиться лишь общими советами по антистрессовой терапии, это:
- восстановление режима труда и отдыха,
- общеукрепляющая терапия (витамины, фитотерапия, ароматерапия, водные процедуры, включая закаливание),
- пройти обучение способам саморелаксации и саморегуляции организма,
- назначает легкие успокоительные препараты.
Психологи предлагают первую помощь при стрессе:
- глубокое и спокойное дыхание,
- остановка внутреннего диалога,
- диссоциированность от ситуации (посмотреть на себя со стороны),
- выражение мышечного напряжения вовне (удар кулаком по стулу, крик, бег на месте, бой посуды, танцы под громкую музыку и т. д.).
Сколько психологов, столько будет и самых разнообразных советов. Но это не решит главного вопроса — предупреждение формирования постстрессового расстройства. Не будет специфического лечения. Хотя большинство этих советов можно присовокупить непосредственно к необходимой терапии при стрессах.
Ошибки
Основными ошибками при стандартных советах психолога и терапевта является то, что не учитывается биологическое негативное влияние на физиологические процессы головного мозга. Если терапевт рекомендует пациенту посетить психиатра, то это не означает, что человек превратился в психа. Эта рекомендация говорит лишь о грамотном подходе специалиста к проблеме. Он желает, чтобы пациент полностью смог избавиться от возможных последствий.
Психолог, который пытается самостоятельно решить эту проблему, скорее всего малообразован. Он не понимает всю возможную опасность развития последствий полученного человеком стресса. И это не удивительно так как психолог имеет педагогическое образование. В своём стремлении помочь не может видеть возможные биологические изменения в организме.
Главной ошибкой является то, что человек боится на данный момент обратиться к психиатру. К тому специалисту, который может реально помочь и предотвратить возможные последствия. Однако, не стоит бояться! Идите на прием к психиатру и это поможет Вам не только избежать последствий стрессовой нагрузки, но и укрепит нервную систему.
Возможные осложнения после стресса
- тревожные расстройства;
- депрессии;
- неврозы;
- психосоматические расстройства;
- фобии.
Вот перечень основных, наиболее распространенных психических состояний которые чаще всего формируются у человека после стрессового воздействия. К сожалению они формируются именно потому, что люди вовремя не обратились к психиатру. Позже эти расстройства приобретают хроническое состояние от которых потом очень не легко избавиться.
Помощь при стрессе в клинике
Наша клиника впервые обратила внимание на стрессовые и пост стрессовые расстройства как конфликт между реальностью и внутренним восприятием ее человеком. Мы разработали новый подход к избавлению от острого состояния при стрессовых нагрузках и предупреждению возможных осложнений. Наши методики основаны на как устранении биологических изменений обменного характера, так и на дезактуализации деструктивного влияния факторов через их осознание и включение в свою систему мира. Если резонирующих факторов слишком много, то выделение приоритетных и уход от остальных, как второстепенных.
Мы успешно применяем антистрессовые комплексные программы уже более 20 лет которые помогли сотням людей.
Пройти антистрессовую программу и качественно повысить уровень жизни Вы можете, записавшись по телефонам указанным на сайте.
Источник
Психологи рассказали, как соцработнику справиться со стрессом
Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др. Существует достаточно много способов и методов борьбы со стрессом — как организационного, так и индивидуального применения.
- Первое правило: полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия стресса? Это происходит сразу, как говорят, с пол-оборота, или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием?
- Второе правило: неожиданно оказавшись в стрессовой ситуации, необходимо волевым усилием заставить себя остановиться, чтобы резко затормозить дальнейшее развитие стресса.
Упражнение «Остановиться» поможет быстро отвлечься от состояния тревоги и настроиться на расслабление. Инструкция: соберите в кулак всю свою волю и скомандуйте себе: «СТОП». «Затормозите» так, как будто, сидя за рулем автомобиля, вы неожиданно увидели запрещающий дорожный знак. Дайте себе установку: «прекращаю нервничать — начинаю думать о своем здоровье».
- Третье правило: стремитесь перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение. Например, переберите свои деловые бумаги, полейте цветы на подоконнике, заварите чай; подойдите к окну и посмотрите на небо и деревья, порадуйтесь погоде за окном; обратите внимание на идущих по улице людей. Попробуйте вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайдите в ванную комнату и на две-три минуты опустите ладони под холодную воду.
- Четвертое правило: посвятите время позитивному планированию — что больше радует, чем занимаетесь с увлечением. Составьте расписание дел, которых вы могли бы с нетерпением дожидаться, — своего рода меню вознаграждений из интересных или радостных событий на следующий день, неделю, месяц или год.
- Пятое правило: используйте техники работы с дыханием. Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения и для снятия напряжения, как мышечного, так и психического.
Если у вас беспокойный сон, то вам может помочь техника «Ритмичное дыхание через одну ноздрю» для быстрого расслабления и засыпания. Закройте правую ноздрю большим или указательным пальцем правой руки и дышите левой ноздрей. Если есть возможность, то можно перевернуться на правый бок, положив голову на подушку так, чтобы правая ноздря была закрыта. Продолжительность — 3–5 минут.
Прием «Бумажный пакет». Метод выдыхания в ладони или в бумажный пакет способствует накоплению углекислого газа в крови — тем самым мы выравниваем дыхание. Необходимо плотно прижать руки или пакет ко рту, медленно и ровно дышать в ладони или пакет до тех пор, пока равновесие не восстановится, а дышать не станет легче.
Техника «Дыхание в три этапа» поможет вам восстановиться от любого напряжения. Дыхание: сделайте вдох через нос, задержите дыхание, сделайте выдох через нос — все на равный счет (например, вдох на пять счетов, задержка дыхания на пять счетов и выдох на пять счетов). Положение рук во время выполнения упражнения: соедините кончики пальцев.
- Шестое правило: тонирование — это один из способов успокоить мозг, стабилизировать внутренние ритмы. Тонирование представляет собой произнесение или пение длинных звуков.
Упражнения «Тонирование звуков». Все приведенные ниже звуки произносятся с движением под ритмическую музыку.
Звук первый — «м-м-м». В течение пяти минут попробуйте мычать. Не старайтесь воспроизводить какую-то мелодию, а просто подберите тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию мычания внутри организма.
Звук второй — «а-а-а». Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, расслабьте мышцы нижней челюсти и несколько минут произнесите негромкое «а-а-а».
Звук третий — «и-и-и». Это самый стимулирующий из всех гласных звуков. Он активизирует дух и тело, действуя, как «звуковой кофеин».
Звук четвертый — «о-о-о». Пять минут произнесения этого звука приводят к мышечной релаксации, углублению дыхания и улучшению его ритма, снижению частоты сердечных сокращений. Это очень мощное средство быстрой нормализации состояния организма.
- Седьмое правило: релаксация. В целях утраченного равновесия используйте четыре вида модальности (вижу, слышу, ощущаю, чувствую). Приемы помощи:
Представьте медленно текущую реку и мысленно ее опишите (вижу), отмытый дождем асфальт с поднимающимися вверх воздушными струйками — испарениями воды в жаркий полдень или «посмотрите» на пламя огня печи и почувствуйте его тепло.
Представьте, как стучат по стеклу, подоконнику последние капли летнего дождя (слышу) или поют птицы рано на рассвете летним утром.
Представьте, что в ваших руках оказалась только что погасшая спичка. Один край ее деревянный, а другой — опаленный, еще горячий. «Подержитесь» мысленно за эти края. Ощутите разность этих краев (ощущаю) или «лягте» мысленно в лодку и покачайтесь на волнах реки, ощущая каждое движение лодки.
Почувствуйте, как пахнет лес после дождя (запах) или любимые духи.
Попробуйте представить ярко-желтый лимон и, отрезав мысленно от него кусочек, «возьмите» его в рот и «пожуйте» (ощущаю).
Источник