- Как социальная поддержка способствует психологическому здоровью
- Важность сильной сети социальной поддержки
- Социальная поддержка
- Социальная интеграция
- Пристальный взгляд на виды социальной поддержки
- Как социальная поддержка приносит пользу нашему здоровью
- Социальные группы могут поощрять здоровый выбор и поведение
- Социальная поддержка помогает людям лучше справляться со стрессом
- Социальная поддержка может улучшить мотивацию
- Воспринимаемая социальная поддержка
Как социальная поддержка способствует психологическому здоровью
Социальная поддержка часто определяется как ключевой компонент крепких отношений и крепкого психологического здоровья. Но что именно это означает? По сути, социальная поддержка предполагает наличие семьи и друзей, к которым вы можете обратиться в случае необходимости. Независимо от того, сталкиваетесь ли вы с личным кризисом и нуждаетесь в немедленной помощи, или просто хотите провести время с людьми, которые заботятся о вас. Эти отношения играют важную роль в вашей повседневной жизни.
Это социальная поддержка, которая укрепляет людей во время стресса. И часто дает им силы продолжать и даже процветать. Но, социальная поддержка, конечно, не улица с односторонним движением. Помимо того, что вы полагаетесь на других, вы также служите формой поддержки многих людей в вашей жизни.
Важность сильной сети социальной поддержки
Психологи и другие специалисты в области психического здоровья, часто говорят о важности наличия сильной сети социальной поддержки. Пытаясь достичь наших целей или справиться с кризисом. Эксперты часто умоляют людей опираться на своих друзей и семью в поисках поддержки. Исследования также продемонстрировали связь между социальными отношениями и многими различными аспектами здоровья и благополучия.
Плохая социальная поддержка была связана с депрессией, и было показано, что одиночество повышает риск депрессии, самоубийств, употребления алкоголя, сердечно-сосудистых заболеваний и изменения функции мозга. В одном исследовании мужчин среднего возраста за семилетний период, результаты показали, что те, у кого была сильная социальная и эмоциональная поддержка, реже умирали, чем те, у кого таких отношений не было.
Итак, какие аспекты нашей социальной среды так важны для здоровья? И как именно наша социальная среда влияет на наше общее благосостояние? Исследователь Шелдон Коэн из университета Карнеги-Меллона предполагает, что существуют два важных аспекта нашего социального мира. Которые способствуют здоровью: социальная поддержка и социальная интеграция.
Социальная поддержка
Социальная поддержка относится к психологическим и материальным ресурсам. Предоставляемым социальной сетью, чтобы помочь человеку справиться со стрессом. Такая социальная поддержка может прийти в разных формах. Иногда это может включать помощь человеку в выполнении различных повседневных задач. Когда он болен, или предоставление финансовой помощи, когда он в этом нуждается. В других ситуациях, это может включать совет другу, когда он сталкивается с трудной ситуацией. А иногда, это просто включает в себя заботу, сочувствие и заботу о близких нуждающихся.
Социальная интеграция
Социальная интеграция — это фактическое участие в различных социальных отношениях. Начиная от романтических отношений и заканчивая дружбой. Эта интеграция включает в себя эмоции, близость и чувство принадлежности к различным социальным группам. Таким как: принадлежность к семье, партнерству, социальной активности или религиозному сообществу. Эксперты предполагают, что интеграция в такие социальные отношения дает защитную выгоду от неадаптивного поведения и вредных последствий для здоровья.
Пристальный взгляд на виды социальной поддержки
Поддерживающие социальные сети могут принимать разные формы и играть разные роли в вашей жизни.
Иногда люди в вашей жизни оказывают эмоциональную поддержку. Они поддерживают вас, когда вам это нужно. И готовы прийти на помощь, когда дела идут не так, как вам хочется. Этот тип поддержки может быть особенно важен во время стресса, или когда люди чувствуют себя одинокими.
В других случаях, люди в вашей социальной сети могут оказать инструментальную поддержку. Они позаботятся о ваших физических потребностях и предложат руку помощи, когда вам это нужно. Это может включать в себя, — принести вам горячую еду, когда вы больны, или отвезти куда-то, когда ваша машина находится в ремонте. Такая поддержка важна, когда у людей есть насущные потребности, которые необходимо удовлетворить.
Люди могут также предоставить то, что известно как информационная поддержка. Это может включать предоставление руководства, совета, информации и наставничества. Такая поддержка может быть важна при принятии решений или больших переменах в жизни. Имея эту форму поддержки, люди могут меньше беспокоиться и испытывать стресс от проблем. Которые пытаются решить благодаря совету надежного друга, наставника или любимого человека.
Как вы можете себе представить, люди в ваших социальных сетях могут играть разные роли. Учитель может предоставить информационную поддержку, в то время как родитель может предоставить все три типа. Имея надежную сеть социальной поддержки, вы с большей вероятностью получите тот вид поддержки, который вам необходим, когда он вам действительно нужен.
Как социальная поддержка приносит пользу нашему здоровью
Итак, теперь, когда мы понимаем, что наши системы социальной поддержки включают в себя. Как разные виды социальной поддержки, так и интеграцию в разные социальные группы. Пришло время более внимательно посмотреть, как именно эти социальные отношения влияют. Как на физическое, так и на психическое здоровье.
Социальные группы могут поощрять здоровый выбор и поведение
Участие в социальных группах оказывает нормативное влияние на поведение. Часто влияя на то, едят ли люди здоровую еду, занимаются ли они спортом, курят, пьют или употребляют запрещенные вещества. Очевидно, что социальные группы могут иногда оказывать негативное влияние в этом отношении. Когда давление и влияние сверстников приводят к плохому или даже опасному выбору для вашего здоровья. Тем не менее групповое давление и поддержка могут также побудить людей вести здоровый образ жизни.
Если вы когда-либо пытались отказаться от вредной привычки, такой как курение. Вы, вероятно понимаете, насколько важной может быть эта социальная поддержка. Если ваши социальные связи не поддерживают вас в достижении вашей цели. Это может усложнить ситуацию. Однако, если ваши друзья и семья предложат свою поддержку. Вы, возможно, обнаружите, что достижение вашей цели избавиться от вредной привычки и улучшить свое здоровье, гораздо более вероятно.
Социальная поддержка помогает людям лучше справляться со стрессом
Социальная поддержка также помогает людям справляться со стрессом. Как многим известно, стресс имеет серьезные последствия для здоровья. Начиная от снижения иммунитета, и заканчивая повышенным риском сердечных заболеваний. Окружение заботливыми и поддерживающими людьми, помогает людям лучше справляться со стрессами, которые преподносит жизнь. Исследования также показали, что сильная социальная поддержка во время кризиса, может помочь уменьшить последствия травматических расстройств.
Социальная поддержка может улучшить мотивацию
Социальные отношения также могут помочь людям оставаться мотивированными, пытаясь достичь своих целей. Люди, которые пытаются похудеть или бросить курить, часто обнаруживают, что это помогает при общение с людьми. Которые активно пытаются достичь тех же целей. Общение с людьми, которые проходят через тот же опыт, может быть источником поддержки и сочувствия.
Очевидно, что наши социальные отношения играют важную роль в нашем общем здоровье и благополучии.
Источник
Воспринимаемая социальная поддержка
Этот подход характеризуется тем, что исследуется восприятие индивидом социальной поддержки, получаемой им от сети социальных связей; респондентов, например, просят оценить не столько само наличие социальных контактов, сколько удовлетворенность ими, их адекватность и полезность поддерживающих связей.
[уменьшение воспринимаемой поддержки в семье и на работе на протяжении интервала между двумя измерениями было связано с усилением депрессии и психосоматическими симптомами.
Такой подход часто используется при исследовании воспринимаемой поддержки, имеющейся со стороны начальства и сотрудников. (Действительно, в настоящее время одна из наиболее известных моделей стресса на рабочем месте — модель «требования — контроль» Карасека (Karasek’s demand — control model) — часто используется в расширенном варианте, когда включается оценка восприятия связанных с работой поддерживающих отношений (Johnson and Hall, 1988). Имеется большое число исследований, использующих этот вид переменных в контексте производственных отношений. Например, в исследовании Флетчер и Джонс (1993) было показано, что социальная поддержка на произво-дстве объясняет больше различий показателя тревожности, чем все другие связанные с работой переменные (требо-вания и контроль), взятые вместе.
Хотя выяснение того, как люди воспринимают поддерживающие отношения, является довольно простым и интуитивно понятным методом изучения социальной поддержки, дело не обходится без методологических проблем, особенно если затем полученные показатели соотносить с показателями психологического благополучия, измеренного с помощью самоотчетов. Вполне вероятно, что при этом будет выявлена позитивная корреляция (см., например, Holahan and Moos, 1981; Fletcher and Jones, 1993), но направление причинной обусловленности может быть неясным. Возможно, что недостаток социальной поддержки ведет к депрессии, но дело может состоять и в том, что депрессия или тревожность обуславливают негативное оценивание людьми их отношений с другими и той поддержки, которую те предлагают. Не исключены и другие проблемы, связанные с обычными методами (которые обсуждались в главе 2). Хотя другие осно-ванные на самоотчетах методы, такие как, например, измерения предоставляемой социальной поддержки, обсуждае-мые в следующем разделе, не устраняют эти проблемы полностью, их преимуществом является более специфическая и иногда более объективная природа утверждений, которые включены в опросники.
Предоставляемая социальная поддержка
Этим понятием обозначается социальная поддержка в терминах того, что «люди действительно делают, когда они оказывают поддержку другому человеку» (Barrera, 1986). Многие авторы разрабатывали таксономии предоставляемой поддержки, и эти таксономии часто включают такие факторы, как эмоциональная /оценочная поддержка, инструмента-льная (или реальная) поддержка и информационная поддержка (см., например, Cohen and Wills, 1985). Оценочная, или эмоциональная, поддержка означает признание и принятие чувств. Информационная поддержка включает советы и руководство, а инструментальная — реальную практическую помощь. Коэн и Вилле включают также дополнительную категорию — совместное проведение досуга.
Исследователи обычно используют данный подход к социальной поддержке в тех случаях, когда они стремятся точно определить, какой вид поддержки будет полезен применительно к специфическому типу стрессора. Например, Дакоф и Тейлор (1990) интервьюировали больных раком на предмет того, как они воспринимают оказываемую им поддержку — что они считают наиболее полезным, а что бесполезным из того, что им говорят или для них делают. Ответы пациентов были классифицированы соответственно типам поддержки на три категории: а) оценочная или эмоциональная поддерж-ка, б) информационная поддержка, в) реальная поддержка. Исследование показало, что оценочная/эмоциональная поддержка была наиболее полезным видом поддержки, получаемой от семьи и друзей, а информационная и реальная — наименее ценными. Низкие уровни эмоциональной поддержки или неподходящие формы поддержки от близких родственников также расценивались как особенно бесполезные, например, когда супруги слишком интенсивно выража-ли свои чувства. Что касается поддержки, исходящей от других больных и от врачей, то многими людьми признается полезность информационной поддержки.
Следующее исследование, выполненное Мартин и соавторами (1994), расширило подход Дакоф и Тейлор, применив его к изучению хронических заболеваний, не несущих угрозы жизни. Авторы использовали такой же метод структурирован-ного интервью, как и описанный выше, но участниками их исследования были пациенты, страдающие синдромом раздражения кишечника (irritable bowel syndrome — IBS), и лица, страдающие постоянными головными болями. Результаты, полученные на этих двух группах, были сопоставлены с результатами выше описанного исследования, участни-ками которого были больные раком. Предполагалось, что лица, страдающие IBS и головными болями, будут отличаться от больных раком в том, как они воспринимают полезную и бесполезную поддержку. В частности, ожидалось, что вслед-ствие обусловленного раком страха оценочная/эмоциональная поддержка может расцениваться раковыми больными как более важная. С другой стороны, дискомфорт, создаваемый головными болями и синдромом IBS, как ожидалось, может вести к тому, что реальная поддержка будет рассматриваться больными, страдающими такими расстройствами, как более важная. Однако исследователи также предполагали, что в отличие от пациентов, страдающих головными болями, пациенты с IBS, вследствие того, что это расстройство связано с чувством стыда, будут расценивать реальную поддержку как менее полезную.
Главный результат этого исследования состоял в том, что, как и предсказывалось, пациенты, страдающие головными болями и синдромом раздражения кишечника, в отличие от больных раком, большее значение придавали реальной помощи и меньшее — оценочной/ эмоциональной поддержке. Однако наблюдалось меньше различий между пациен-тами из групп «головная боль» и «синдром раздражения кишечника»; они одинаково часто расценивали все три типа поддержки как полезные. Пациенты, страдающие головными болями и IBS, как и раковые больные, вспоминали больше случаев полезной поддержки, чем бесполезной, хотя сообщения о попытках бесполезной поддержки не были чем-то необычным. Эти два исследования демонстрируют способы, посредством которых могут быть реализованы конкретные подходы к социальной поддержке, открывающие новые возможности оказания более эффективной помощи людям, страдающим изматывающими заболеваниями.
Измерения и связи между различными показа теля ми
Соответственно разнообразию подходов, разработано множество показателей социальной поддержки, определяемых посредством интервью либо опросников. Опубликованные результаты исследований основаны на измерении большого разнообразия показателей, которые не могут быть четко отнесены к какой-либо из указанных выше категорий (напри-мер, см. исследование, описанное далее во врезке 8.2). Это обстоятельство создает большие трудности в плане сравнения данных, полученных в разных исследованиях. Хейтсман и Каплан (1988) проанализировали 23 методики, и утверждают, что во многих случаях отсутствуют данные о валидности и надежности, а выбор той или иной из них, вероятно, зависит от конкретного понимания поддержки, предпочитаемого исследователем. Например, исследователь, интересующийся воспринимаемой поддержкой, может использовать Опросник социальной поддержки (SSQ — Social Support Questionnaire; Sarason et al.,1983), состоящей из 27 утверждений, каждое из которых содержит две части. Респондентов просят сначала назвать людей, которым они могли бы довериться и на поддержку которых они могли бы рассчитывать в данных обстоятельствах, и затем оценить свою общую удовлетворенность такой поддержкой.
Исследователь, интересующийся реальной поддержкой, может использовать Опросник предоставляемых поддержива-ющих действий Баррера (1981). Опросник состоит из 40 утверждений, и респонденты оценивают, как часто другие люди выполняли для них определенные поддерживающие действия в течение прошедшего месяца. Вот два примера таких действий: «одолжили Вам более $25» или «поддержали Вас, выразив нежную привязанность и теплые чувства».
Другой подход был разработан Тюрнер и Нойч (1983). Авторы использовали «виньетки» (краткие описания) людей, а респонденты должны были сказать, на кого из описанных персон они сами больше всего похожи. С помощью этой методики определяется как количественный показатель поддержки, так и потребность в ней, желание ее получить. Во врезке 8.1 приводится пример подобной «виньетки», использованной Джиммотт и Мэджлори (1988).
Ронни | Стюарт | Питер |
Люди преданны Ронни и | Люди обычно любят Стюарта. | Люди не демонстрируют |
любят его. Они всегда | Могут симпатизировать ему, | ему своей преданности. |
поддерживают его, готовы | Они не оказывают ему | |
его выслушать, выражают | но не всегда выслушивают | Поддержки. |
ему свою симпатию. | и поддерживают его. | Они не заботятся и не |
любят его. | ||
Я такой, Я что-то среднее | Я такой, Я что-то среднее Я такой | |
как Ронни между Ронни и | как Стюарт между Стюартом как Питер | |
Стюартом | и Питером |
Врезка 8.1. «Виньеточный» подход к оценке социальной поддержки. (Jemmortand Magloire, 1988)
Подобные «виньетки» используются при изучении предпочитаемой социальной поддержки, например: «Кевин все время испытывает потребность в том, чтобы люди посвящали себя ему и любили его. Он постоянно чувствует потребность в том, чтобы люди выражали ему свои симпатии и заботились о нем». Два утверждения затем могут комбинироваться с тем, чтобы получить оценку воспринимаемой поддержки относительно той, потребность в которой человек испытывает.
Опросники, позволяющие провести полную оценку социальной поддержки, неизбежно включают слишком много вопро-сов, что может препятствовать их использованию в изучении стрессовых ситуаций (например в условиях производствен-ных отношений), где необходимо оценить также большое число других параметров. Поэтому исследователи стресса часто прибегают к использованию других, более удобных методик, например, основанных на кратких оценках восприни-маемой поддержки со стороны коллег, начальства и т. д. (см., например, Parkes, Mendham and von Rabenau, 1994; Fletcher and Jones, 1993). Однако возможности таких методик, по-видимому, более ограничены.
Вследствие разнообразия имеющихся подходов и отсутствия их эквивалентности невозможно непосредственно интерпретировать данные, полученные в разных исследованиях. Действительно, результаты измерения социальной включенности, воспринимаемой социальной поддержки и предоставляемой социальной поддержки часто обнаруживают лишь слабые корреляции (Barrera, 1986). Число друзей и членов семьи из нашего списка может мало отражать наше общее восприятие того, как много поддержки мы получаем, что, в свою очередь, может лишь в слабой степени соотноситься с реальной предоставляемой поддержкой, которую мы ощущаем.
Две категории поддержки, а именно, воспринимаемая поддержка и воспринимаемое качество отношений, как представляется, более тесно связаны между собой. Однако Пирс, Сарасон и Сарасон (1991) сравнили результаты измерения общего восприятия социальной поддержки (в том числе по опроснику SSG) с результатами измерения поддержки, получаемой от конкретных людей. Они обнаружили, что уровень воспринимаемой поддержки от матерей и друзей позволяет прогнозировать возникновение в дальнейшем чувства одиночества (обратный характер связи) с существенно большей достоверностью, чем общий уровень воспринимаемой социальной поддержки. Авторы пришли к выводу, что суждения людей о конкретных отношениях разнятся с их общим восприятием социальной поддержки, и что последнее может отражать их личностные особенности. В частности, по утверждению авторов, оно отражает «чувство поддержки», которое
. включает убеждения человека в том, что его любят, ценят и заботятся о нем, и что другие люди всегда рады сделать все, что могут, чтобы ему помочь, независимо -от своих личных обстоятельств (Pierce, Sarason and Sarason, 1991, с. 1037).
Таким образом, как представляется, различные типы поддержки необходимо рассматривать отдельно, и они могут влиять на психологическое благополучие посредством различных психологических механизмов. Некоторые из этих механизмов рассматриваются ниже.
Источник