Социальная функция чувств это

Социальные функции чувств

Вопросы для обсуждения

1. Проблема межличностных отношений.

2. Чувство как единица определения межличностных отношений.

3. Переживание как фактор социальной адаптации.

Литература

1. Андриенко Е. В. Социальная психология. – М., 2000. – С. 160-178.

2. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1998. – С. 273-279, 338-363.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.

Тема 6. Гармонизация процессов адаптации-индивидуализации как условие успешной интеграции ребенка в социальное пространство дошкольного образовательного учреждения

Важнейшей проблемой социального становления человека с точки зрения общества является проблема обеспечения успешной социализации подрастающего поколения.

Для того, чтобы определить, что понимать под успешной или неуспешной социализацией человека, необходимо обратиться к сущностному смыслу данного понятия, которое раскрывается через такие процессы, как адаптация, индивидуализация, интеграция, саморазвитие и самореализация человека, а также через соотношение понятий «человек как объект» и «человек как субъект социальных отношений».

Можно выделить два основных подхода к решению данной проблемы. Первый подход сложился в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Пар-сонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация» и понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление к культурным, психологическим, социологическим факторам.

Второй подход разрабатывался в рамках гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс). В ней социализация рассматривается как процесс самоактуализации Я-концеп-ции, самореализации личностью своих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Эти два подхода не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт, чтобы не быть в оппозиции к обществу. С другой стороны, в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, к формированию собственной позиции, неповторимой индивидуализации.

Нахождение человеком гармоничного соотношения этих двух сторон и обеспечивает его успешную социализацию в обществе.

Особенности взаимодействия этих двух сторон социализации, процессов адаптации и индивидуализации личности в процессе вхождения в новую социальную группу раскрываются в концепции социально-психологического развития ребенка и подростка, предложенной А.В. Петровским.

В общем виде развитие личности А.В. Петровский представляет как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. На каждом этапе развития личности в относительно стабильной общности могут быть выделены три основные фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция.

Первая фаза предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. На этой фазе у ребенка возникает объективная необходимость «быть таким, как все», максимально адаптироваться в общности. Как отмечает А.В. Петровский, это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий при возможной иллюзии растворения в «общей массе» [2, с. 81]. Объективно уже на этом этапе человек при известных обстоятельствах может выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный для него факт.

Вторая фаза – индивидуализация — порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации, то есть тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.

Третья фаза – интеграция – характеризуется появлением новообразований, которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимый «вклад» в жизнь группы.

Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз в связи с тем, что социальная ситуация развития человека меняется, и он имеет возможность входить в различные референтные для него общности или вынужден входить в состав новых социальных групп неоднократно. Процесс подобной адаптации-интеграции в новую социальную группу часто обозначается как первичная социализация в конкретных условиях.

Процесс первичной социализации ребенка в дошкольном образовательном учреждении включает в себя две составляющие: процесс адаптации к дошкольному учреждению и непосредственно процесс первичной социализации в группе сверстников. И в том и в другом случае у ребенка возникает немало трудностей, проблем, в разрешении которых ему необходима помощь со стороны окружающих.

Так, например, если ребенку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу индивидуализации, то у него могут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в себе, в своих возможностях. Если в продолжение всего пребывания в детской группе ребенок «пробуксовывает» на фазе адаптации, то это может привести к серьезной личностной деформации. Серьезные проблемы возникают также, если ребенок «застревает» на фазе индивидуализации. Если, предъявляя свои индивидуальные отличия окружающим, ребенок столкнется с тем, что его отвергают, то это может способствовать развитию таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки.

Кроме того, нередко наряду с трудностями, возникающими у ребенка в отношениях со сверстниками, у него имеются и проблемы во взаимоотношениях с родителями, другими членами семьи, с педагогами. Поэтому своевременная поддержка и помощь ребенку-дошкольнику в процессе его интеграции в детско-взрослое сообщество дошкольного образовательного учреждения поможет успешному социальному становлению и развитию ребенка, профилактике различных форм дезадаптации подрастающего поколения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как вы понимаете понятия «успешная социализация» и «неуспешная социализация»?

2. Охарактеризуйте две основные составляющие социального развития ребенка.

3. Какова взаимосвязь между воспитанием и социализацией ребенка?

4. Проработайте понятия «инфантилизм личностный» и «инфантилизм социальный». Каковы основные факторы возникновения инфантилизма как социального явления?

Литература

Основная литература

1. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. – С.123-139.

2. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. – С. 77-84.

3. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

Дополнительная литература

1. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991. – С. 52-72.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 43-61.

3. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. – 1984. — № 4.

4. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. – М., 1999. – С. 180-196.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы

Источник

В. андриенко социальная психология

Таким образом, социальные функции чувств можно рассматривать как уникальный саморазвивающийся механизм приспособления людей друг к другу в процессе социальных отношений. Данный механизм развивается не только в процессе филогенеза, но и онтогенеза. И у каждого человека имеет свою специфику.

Все люди чувствуют. Но все чувствуют по-разному. В одной и той же ситуации один человек почувствует горе, другой страх, третий тревогу. Особенности субъективного чувствования определяются индивидуальными характеристиками человека, его социальным опытом и теми типичными эмоциональными проявлениями родителей, которые он наблюдал в своем детстве. Э.Берн отмечал, что примерно до десяти лет у ребенка формируется комплекс переживаний, которые будут преобладать в его жизни. Излюбленное чувство будет выступать как своеобразный пусковой сигнал переживаний в той или иной ситуации. При этом чувство может быть совершенно неадекватным ситуации. В то же время большинство людей склонны расценивать свои переживания как естественные, универсальные и неизбежные реакции на ситуацию. Многие люди, имеющие проблемы в межличностных отношениях и социальной адаптации, скорее всего обладают неадекватными стереотипами эмоционального реагирования, которые, в свою очередь, приводят к неверной интерпретации обстоятельств. В таких случаях нарушается позитивная реализация социальной функции чувств и становится необходимой психолого-педагогическая коррекция отношений.

Читайте также:  Гуманные чувства детей старшего дошкольного возраста

Самая простая и обобщенная типология чувств выделяется по критериям положительных и отрицательных отношений и уровню осознанности. Таким образом, можно выделить положительные, отрицательные, амбивалентные, осознаваемые и неосознаваемые чувства. Положительные или конъюнктивные чувства сближают людей, отрицательные или дизъюнктивные разъединяют; амбивалентные представляют собой противоречивые отношения, при которых к одному и тому же человеку испытывают как положительные, так и отрицательные чувства в зависимости от особенностей личности и характера человека.

Не все межличностные отношения сопровождаются чувствами. Человек может и не испытывать никаких чувств по отношению к другому, т.е. быть равнодушным. Отсутствие чувств, так называемое безэмоциональное состояние, это тоже характеристика контекста отношений. А.Б. Добрович выделял равнодушие как свойство эмоциональной сферы человека, возникающее в ситуации взаимодействия. Равнодушие в отношении к другому человеку трактуется как неблагоприятный фактор, если взаимодействие длительное. В то же время субъект каждый день вступает в общение с людьми, к которым он, скорее всего, не может испытывать никаких чувств (кассиры, продавцы, водители общественного транспорта и т.д. ). В таких случаях равнодушие или безэмоциональное состояние является вполне нормативным.

Что касается сознаваемых и неосознаваемых чувств, то они определяются не только личностью человека, но также и социальным контролем. По отношению к одному и тому же человеку индивид может испытывать одни чувства на осознаваемом уровне и совершенно другие на неосознаваемом. Если чувства вступают в противоречие с общественными нормами, то человек часто не осознает их, поскольку нормы, санкции и экспектации социального контроля интериоризируются в процессе воспитания, развития и социализации. Проблема некоторых людей заключается в том, что они не совсем понимают, какие именно чувства испытывают в той или иной ситуации, если на осознаваемом и неосознаваемом уровне чувства не совпадают.

Наиболее часто амбивалентные чувства возникают как по отношению к себе, так и по отношению к другому человеку. Они также связаны и с противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями. Вполне понятно, что человек, испытывающий амбивалентные чувства, затрудняется в принятии решений и определении своего поведения по отношению к другому человеку. В то же время следует иметь в виду, что чем амбивалентнее чувство, тем большей устойчивостью и глубиной оно обладает.

В педагогике можно встретить деление чувств на эстетические, практические и интеллектуальные, в зависимости от объекта направленности человеческого внимания.

Чувства рассматриваются как уникальное явление, связанное с развитием человека в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое развитие чувств человека как уникального живого и социального существа прошло четыре стадии развития: протоплазматическая (досознательная) стадия, на которой чувства выражались лишь в изменениях раздражимости тканей; стадия потребностей, в процессе которой появляются первые признаки переживания удовольствия — неудовольствия; стадия примитивных эмоций, к которым относятся эмоции органического характера: боль, гнев, половое чувство; стадия абстрактных чувств — моральных, интеллектуальных, этических, эстетических (Т. Рибо). На последней стадии человек создает различные знаковые системы, которые имеют личностные и социальные смыслы.

Онтогенетическое развитие чувств включает в себя также четыре стадии. Первая стадия (наблюдается у новорожденных) характеризуется преобладанием инстинктов и прежде всего инстинкта самосохранения (включая пищевой). Вторая стадия (до 3-4 лет) органического чувствования. Ее основой является связь нестойких образных представлений с переживаниями ребенка: удовлетворения — неудовлетворения, приятного — неприятного и т.д. Третья стадия (с 3-4 лет до 12-14 лет) связана с развитием так называемых эпикритических эмоций, т.е. , с одной стороны, преобладают связи развивающихся эмоций с органическими потребностями (примерно до 10-12 лет); с другой — чувства и эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение. В эмоциональных реакциях начинает преобладать социальная коррекция органических потребностей и влечений. На четвертой стадии формируются высшие человеческие эмоции, полное развитие которых достигается к 20-22 годам. К этому периоду чувства становятся подвластными рассудку, они могут корригироваться интеллектуальной деятельностью. В этот же период уже возможно подавление внешних проявлений эмоций, мимических реакций и выразительных движений (Н.М. Жариков, Л.Г. Урсова, Д.Ф. Хритинин).

Несмотря на различие конвенциональных норм и социального контроля, люди во все времена испытывали схожие чувства, и в этом их социальная уникальность. Именно поэтому нам понятны переживания героев различных литературных произведений, хотя формы проявления чувств могут быть различными.

Переживания требуют больших энергетических затрат и поэтому некоторым людям свойственно негативное отношение к ним. Они воспринимают их как фактор, мешающий деятельности, особенно если эти чувства отрицательные. Между тем чувства своеобразная личностная система приспособления людей друг к другу и окружающему миру. Поэтому переживание выступает одновременно и как человеческая проблема и как фактор социальной адаптации. Переживание как фактор социальной адаптации рассматривается крайне редко в социальной психологии. Многие психологи связывают адаптацию человека к социальным условиям только с интеллектом и волей.

Нормальный человек стремится избежать негативных переживаний при взаимодействии с другими людьми. Сама природа позаботилась о том, чтобы помочь ему освободиться от чрезмерных негативных чувств. Так, механизмы психологической защиты действуют на подсознательном уровне и представляют собой систему регуляции и стабилизации личности, направленную на устранение негативных переживаний. Нормативный уровень психологической защиты есть у каждого человека. Однако существуют индивиды, у которых действие психологической защиты является чрезмерным и отрицательно влияет на качество жизни в целом. Это именно те люди, которые имеют дезадаптивные переживания, т.е. переживания, не обеспечивающие социальную адаптацию индивиду, а напротив, разрушающие ее.

Следует иметь в виду, что адекватное переживание — это уже социальная адаптация. Каждый человек может попасть в критическую ситуацию, связанную с конфликтом, кризисом, фрустрацией или стрессом. Но чтобы адаптироваться к неблагоприятным событиям, надо переживать их. Люди, которые боятся собственных переживаний, нередко избегают их, принимая алкоголь или уходя в другие виды аддикции. Или они скрывают чувства, стараясь в любом случае не отреагировать свои эмоции. На самом деле неотреагированные эмоции опасны для самого человека, поскольку со временем они могут провоцировать соматические заболевания, такие как язва желудка или сердечные заболевания.

Нормальный человек, столкнувшись, например, с потерей близкого человека, скорее всего будет переживать горе, и это переживание станет единственной адекватной реакцией в данной ситуации. Более того, отсутствие такой нормальной реакции свидетельствует о нарушении эмоционального баланса. Оно грозит появлением чувства потери чувства (мучительного бесчувствия), когда человек утрачивает способность реагировать на происходящие события. Это серьезное эмоциональное расстройство, характеризующее неспособность индивида принять и пережить реальную ситуацию. Так, например, одна из героинь романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — княгиня Ростова (мать Наташи) не могла пережить смерть убитого на войне младшего сына Пети. Оставаясь вполне нормальным человеком, она, тем не менее, весьма неадекватно реагировала на все, что касалось ее младшего сына, и говорила о нем так, как если бы он был жив. Она отлично знала, что он убит, но не могла этого принять, поскольку переживание было выше ее сил. Она так и не адаптировалась к данной ситуации.

Читайте также:  Какого вкуса не чувствуют собаки

Кроме чрезмерного действия психологических защит выделяют некоторые специфические нарушения при переживании человеком тех или иных событий и отношений: эмоциональное застревание и эксплозивность. Эмоциональное застревание представляет собой состояние, при котором возникшая аффективная реакция фиксируется на длительное время и оказывает влияние на мысли и поведение. Например, пережитая обида надолго «застревает» у злопамятного человека. Эксплозивность — повышенная возбудимость, склонность к бурным проявлениям аффекта, неадекватная по силе реакция. Яркие эмоциональные проявления можно наблюдать у таких людей даже по незначительному поводу. Таким образом, чрезмерные психологические защиты, утрата способности чувствовать в критических ситуациях, эмоциональное застревание и эксплозивность представляют собой наиболее распространенные виды нарушения переживания.

Но какое же переживание может быть рассмотрено как адаптивное? Ответ на этот вопрос дал в свое время отечественный психолог Ф.Е. Василюк, исследовав различные типы переживаний человека. Он определил переживания человека как процесс преодоления критических ситуаций, изучая данное явление в новом аспекте. Ф.Е. Василюк вышел за пределы понимания переживания только как субъективного отношения к событию. Рассматривая переживание человека как внутреннюю интеллектуально-волевую работу по восстановлению душевного равновесия и утраченного смысла существования, он выделил четыре типа переживаний в зависимости от уровня интеллектуального развития личности и ее отношения к окружающему миру.

Гедонистическое переживание проявляется в том, что человек либо игнорирует, либо не осознает проблему, поддерживая иллюзию благополучия в собственных глазах. Вполне понятно, что не решая проблемы или внутренне искажая значение того или иного события, субъект не приобретает необходимого духовного опыта постижения смысла некоторых явлений. Он как бы приостанавливает собственное личностное развитие. За гедонистическим переживанием лежит страх несостоятельности и страх преодоления самого себя. Человек делает шаг назад вместо того, чтобы сделать шаг вперед. А.Маслоу полагал, что страх переживания связан с недостатком бескорыстия, боязнью человека показать свою слабость и самомнением, возникшим на основе комплекса неполноценности. Люди, у которых преобладает гедонистический тип переживания, имеют большое количество защитных реакций, они нередко имеют гипертимный склад характера, отличительной чертой которого является поверхностность переживаний при относительно высоком жизненном тонусе. Такие люди не допускают глубоких переживаний и игнорируют их познавательную функцию. Конечно, никогда не следует усиливать переживание, но его нельзя делать и более слабым. Оно должно быть адекватным и адаптивным. Хотя далеко не всякое адекватное переживание является адаптивным.

Реалистическое переживание представляет собой именно адекватный тип переживаний человека. Оно подчиняется принципу реальности, в основе которого лежит механизм терпения. Человек принимает и понимает ситуацию, приспосабливает свои потребности к новым условиям, но вновь и вновь попадает в похожие ситуации. Он ничего не меняет в себе, а только все время приспосабливается к новым условиям жизни. Большинство людей с преобладающим реалистическим переживанием склонны к конформному, пассивному типу поведения. Условия приспособления диктуются извне и не связаны с личностным ростом индивида.

Ценностное переживание можно рассматривать не только как тип переживания, но и как его более высокий, адаптивный уровень, когда личность осознает смысл утраты или критическую ситуацию, переживает ее, но не принимает пассивно. Напротив, человек стремится понять и осознать невозможность прежних жизненных отношений в изменившейся ситуации и строит новое содержание жизни. Потерявшая ребенка мать, пережив смерть самого дорогого ей человека, может родить или усыновить другого ребенка, вдова продолжает дело мужа и т.д. Такое переживание требует »более высокого уровня личностного развития, веры в свои силы, мудрости.

Творческое переживание рассматривается Василюком как наиболее адаптивное. Это переживание сложившейся волевой личности, способной даже в самой сложной ситуации найти выход. Более того, при творческом переживании человек не только созидает новое качество жизни, но и поднимается на более высокий уровень собственного личностного развития. Знаменитый врач, психолог и психотерапевт, Виктор Франкл, попав во время Второй мировой войны в концентрационный лагерь, не только смог выжить и помогать заключенным, но также понять некоторые уникальные духовные механизмы жизнедеятельности человека, которые действуют в чрезвычайных и неблагоприятных условиях. Оставаясь заключенным, он создал особый метод психотерапии (логотерапию), который и в наше время не потерял своей актуальности. Более того, ему удалось разработать основы новой теории, связанной со значением постижения смысла жизни, особенно в критических ситуациях. Биография А.И. Солженицина также может служить примером социальной адаптированности творческого переживания.

Наблюдая за ребенком в процессе воспитания и социализации, можно сделать вывод о типе доминирующих переживаний. И хотя в различных критических ситуациях индивид проявляет различные чувства, тот или иной тип переживаний обычно преобладает. Изменение доминирующего типа переживания является обычно следствием изменения всего образа жизни и некоторых личностных качеств человека.

Модификация переживаний человека может быть связана и с катарсисом — эмоциональным потрясением, который он испытывает в критической ситуации. Понятие катарсис пришло в психологию из древнегреческой философии, где оно обозначало сущность эстетического переживания и очищение духа при помощи страха и сострадания. Термин был введен Аристотелем для обозначения душевной разрядки, испытываемой зрителями в процессе сопереживания во время просмотра трагедии. Современная психология использует данное понятие для обозначения эмоционального потрясения, которое приводит к модификации чувств. Л.С. Выготский считал, что мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому уничтожению, переходя в противоположные и вызывая сложное превращение чувств. Е.В. Руденский смотрит на проблему еще более конкретно, отмечая, что в последние годы катарсис понимается в психологии как эмоциональная трансформация — превращение отрицательных эмоций в положительные. Катарсис необходим в ситуации, когда отрицательные переживания долго накапливаются в человеке и не имеют социального выхода (о соматическом выходе отрицательных эмоций мы уже упоминали). Однако только психотерапевтические аспекты деятельности психолога и педагога при высоком уровне их профессионализма могут обеспечить позитивный результат.

Таким образом, чувства человека являются уникальной основой всех его отношений к себе, другим людям и окружающему миру. Именно чувства определяют межличностные отношения в социальной группе.

Вполне понятно, что в любой социальной группе, существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать те или иные эмоциональные предпочтения субъектов по отношению друг к другу. Американский психолог Джекоб Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал всемирно известную теорию социометрии. Социометрия — это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы.

Читайте также:  Как научиться чувствовать габариты автомобиля начинающему водителю

Социометрическая структура группы представляет собой совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. В целом, социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту — положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в группе.

Самыми высокостатусными являются так называемые социометрические звезды — члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Это люди, к которым обращены симпатии большинства или, по крайней мере, многих членов группы. Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов. Есть группы, в которых нет социометрических звезд, а есть только высокосредне-, низкостатусные.

На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. Позиция изолированного человека в группе — одна из наиболее неблагоприятных, поскольку свидетельствует о том, что к данному индивиду другие члены группы совершенно равнодушны. Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. На последней ступени иерархической лестницы социальных предпочтений находятся пренебрегаемые или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных.

Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу. В то же время можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такое сочетание является крайне редким. Человек часто утрачивает симпатии окружающих, становясь лидером. Социометрическая звезда вызывает доброе отношение прежде всего потому, что другие люди чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности. Что касается лидера, то его социально-психологическая функция — вести за собой как человеку, наиболее знающему дело и понимающему ситуацию. Лидер может вызывать такие негативные чувства как зависть или ревность. Социометрическая звезда, как правило, подобных чувств не вызывает.

Проблема совмещения в одном лице лидера и социометрической звезды является крайне острой как для самого человека, так и для группы в целом. Иногда, в критических социальных ситуациях это может провоцировать некоторые тенденции фанатического поведения членов группы, что ведет к крайне неблагоприятным социальным и личностным результатам. Не очень удачные попытки такого совмещения мы можем наблюдать в деятельности современных политиков, бизнесменов или профессионалов любого уровня. В обычной семье роли могут распределяться следующим образом: отец — лидер, мать — социометрическая звезда.

Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. Группы и общества, имеющие тройную социометрическую структуру, рассматриваются как нормативные. Группу можно разделить на три подгруппы почти по любому критерию. Так, школьный класс, рассматриваемый по критерию успеваемости, делится на «сильных», «средних» и «слабых» учеников. То же самое можно сказать и о профессиональной группе по критерию отношения к работе и уровню профессионализма. Общество с точки зрения социальной стратификации делится на три большие социальные группы: элиту, средний класс, низший класс. В межличностных отношениях происходит то же основное тройное деление. К кому-то люди относятся лучше, к кому-то хуже. Но здесь низкий статус не всегда означает неблагоприятное положение в группе. Для более глубокого анализа положения человека в группе необходимо учитывать не только статус, но и другие характеристики социометрической структуры, о чем будет сказано ниже. Однако стоит заметить, что изолированные, отверженные и пренебрегаемые члены группы, безусловно, входят в группу риска по критериям межличностных отношений.

Следует обратить особое внимание на позицию изолированного человека. Во многих случаях она оказывается более неблагоприятной, чем позиция отверженного или даже пренебрегаемого. К.Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения, поскольку отрицательный стимул лучше, чем его отсутствие. Иногда переход человека из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного является большим наказанием. Хорошо известен феномен влияния бойкота — прекращения отношений с человеком, отсутствия реагирования на его слова и поступки и проявлений различных чувств по отношению к нему. При бойкоте человек оказывается не в позиции пренебрегаемого, к которому направлены негативные чувства окружающих, а в позиции изолированного, к которому окружающие совершенно равнодушны. Здесь показательным примером может служить ситуация, описанная А.С. Макаренко в его «Педагогической поэме». Один из вновь прибывших в колонию воспитанников, некто Ужиков, вызывал резко негативное отношение со стороны других колонистов. Это неприятие было обусловлено поведением, манерами и привычками Ужикова — неопрятного, опустившегося мальчика, который воровал по ночам вещи у колонистов, ничего не делал и демонстрировал явно социопатическое поведение. Некоторое время он находился в колонии в качестве ее пренебрегаемого члена. Но это все равно было какое-то отношение, которое воспринималось Ужиковым как привычный стимул. Ни педагоги, ни коллектив не могли повлиять на него до тех пор, пока не объявили ему бойкот, т.е. перевели из позиции пренебрегаемого в позицию изолированного. Это привело к поразительному по эффективности положительному результату — Ужиков вынужден был пережить и осмыслить свое отношение к себе и другим людям, и в конечном счете изменить свое поведение.

Изменение социометрического статуса члена группы является важной проблемой для педагога или руководителя. Дело в том, что статус человека часто представляет собой относительно устойчивую величину, т.е. переходя из одной группы в другую, человек переносит и свой статус. Однако с точки зрения развития личности неизменность социометрического статуса рассматривается как фактор риска, даже если это статус социометрической звезды. Необходимость изменения социометрического статуса диктуется потребностями человека вырабатывать гибкие стратегии поведения для социальной адаптации в различных условиях жизни. Поэтому целесообразно пройти через различные статусы в разных группах. Сложность проблемы заключается также и в том, что люди по-разному воспринимают и относятся к своему статусу. Большинство имеет представление о том, какой статус они занимают в первичной группе. Среднестатусные члены группы, как правило, воспринимают свое положение адекватно. Но крайние статусные категории вследствие действия психологических защит часто воспринимают отношения других людей к себе неадекватно. Чаще всего именно социометрические звезды и пренебрегаемые члены группы не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе.

Источник

Оцените статью