- Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
- Что такое эмпирическое познание?
- Методы эмпирического познания
- Функции эмпирического познания
- Отличия эмпирического познания от теоретического
- Заключение
- Эмпирическое познание мира. Признаки и методы
- Что значит эмпирическое познание?
- Эмпирическое познание в философии
- Признаки эмпирического познания
- Методы эмпирического познания
- Функции эмпирического познания
- Эмпирическое познание — виды
- 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
- Читайте также
- Чувственное и рациональное познание
- Эмпирическое и теоретическое познание
- Атман — это не эмпирическое «эго»
- 4.2. Чувственное познание
- 2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- 1. Абсолютная граница. Категориальные определения.Логика и теоретическое познание. Элеаты
- 1. Единство многообразного. Эмпирическое и теоретическое
- 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
- 1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
- Эмпирическое и теоретическое в технической теории
- 3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое
- 49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
- 4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира
Эмпирическое познание: понятие, методы, функции, особенности
Несмотря на всё многообразие форм и методов познания, у него существует всего два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретическое познание основывается на логических умозаключениях и математических расчётах, а эмпирическое – на взаимодействии с изучаемым объектом. Эти уровни часто противопоставляются, однако оба они одинаково важны для большинства современных научных дисциплин. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой эмпирическое познание, рассмотрим его методы и функции, а также подробно разберём, чем оно отличается от теоретического.
Что такое эмпирическое познание?
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами. Несмотря на существование разных способов восприятия внешнего мира, основным источником эмпирических знаний является созерцание.
Данный уровень подразумевает такие виды познавательной деятельности как:
- сбор и первичное обобщение фактов;
- составление формулировок и описаний;
- накопление сведений, получаемых в ходе наблюдений;
- систематизация и классификация информации.
Эмпиризм как направление гносеологии возник в 17-18 веках. Сторонники данного направления считали, что только чувственное познание и опыт являются источниками истинного знания.
В научном мире эмпирическое познание – это накопление информации об исследуемых объектах и явлениях посредством проведения экспериментов и наблюдений. Это подразумевает как визуальные наблюдения, так и всевозможные измерения. Также на данном уровне возможно построение эмпирических закономерностей (то есть, таких закономерностей, для которых ещё не найдено теоретическое объяснение, но экспериментально доказано их наличие).
Методы эмпирического познания
На данном уровне используются следующие методы:
- Наблюдение. Это организованное изучение объекта в естественных условиях. При этом на объект и среду, в которой он существует, не должно оказываться никаких существенных воздействий, иначе полученные данные могут быть неточными или недостоверными. Кроме того, важна объективность информации, поэтому наблюдатель должен фиксировать все релевантные факты, а не только те, которые показались интересными лично ему.
- Эксперимент. Основное отличие эксперимента от наблюдения заключается в том, что исследователь может влиять на объект и окружающую среду, намеренно создавая интересующие его условия. При этом результаты эксперимента также должны быть объективными и беспристрастными. Важным требованием к экспериментальным данным является повторяемость (другой исследователь, проводя аналогичный эксперимент в полностью воссозданных условиях, должен получить те же результаты).
- Сравнение. Этот метод позволяет выявить сходства и различия двух объектов. Сравнение производится только для характеристик, являющихся существенными для данного исследования. Это позволяет сравнивать между собой предметы, которые при этом не сравнимы по ряду других признаков, не имеющих значения в текущем контексте.
- Измерение. Данный метод основывается на сравнении исследуемого объекта с эталонными значениями для получения численных характеристик, выраженных в общепринятых единицах измерения.
- Описание. Данный метод заключается в фиксировании и формальном описании результатов познавательной деятельности (данных, полученных при помощи наблюдения, эксперимента или другого метода познания). При этом используются специальные термины и обозначения, гарантирующие однозначную интерпретацию описаний.
Функции эмпирического познания
Под функциями философской категории подразумеваются цели, достигаемые с её помощью и обосновывающие её полезность. В этом плане эмпирическое познание имеет следующие функции:
- Развитие и образование. Эмпирическое познание является основным механизмом развития интеллекта, получения знаний об окружающем мире и формирования необходимых навыков.
- Формирование модели поведения. Человек строит свою модель взаимодействия с обществом и миром на основании эмпирических наблюдений. К примеру, ребёнок подражает взрослым. При этом некоторые поступки приносят ему радость, а другие расстраивают. И на основании этого чувственного опыта формируется его характер.
- Оценка окружающего мира. Эмпирические наблюдения помогают нам найти своё место в мире, сформировать принципы поведения, морали и нравственности, определить взаимоотношения с окружающими.
- Целеполагание. Именно чувственный опыт является основным источником вдохновения и мотивации, помогающим нам находить новые цели и устанавливать правильные векторы развития.
Если рассматривать эмпирическое познание как научную категорию, то основной его функцией является сбор и систематизация «сырых» данных об исследуемом объекте или явлении. При этом оно не ставит перед собой задачу устранения противоречий, но стремится к максимальной полноте знаний.
Отличия эмпирического познания от теоретического
Чтобы лучше понять, что такое эмпирическое познание, нужно хорошо разобраться, чем оно отличается от теоретического. Рассмотрим фундаментальные отличия между этими уровнями.
- Разные предметы изучения. При познании одного и того же объекта на эмпирическом и теоретическом уровнях предметы познания отличаются. Эмпирическое познание направлено на изучение явлений, связанных с объектом, измерение его характеристик и проявлений его сущности. На теоретическом уровне выявляются закономерности и сущностные связи с другими объектами.
- Разные уровни объективности. Задача эмпирического познания состоит в том, чтобы получить объективные данные об объекте. Чтобы избавиться от субъективности восприятия, применяются специальные подходы к сбору фактов. В теоретическом познании субъективные качества исследователя играют более существенную роль, ведь он сам определяет, на каких закономерностях сосредоточить внимание.
- Разные формы взаимодействия с познаваемым объектом. Эмпирическое познание использует непосредственное взаимодействие с объектом (либо частично опосредованное при использовании различных исследовательских инструментов). Теоретическое познание вообще не подразумевает взаимодействия с исследуемым объектом, а полностью опирается на анализ уже имеющихся данных, полученных эмпирическим либо теоретическим путём.
- Разные инструменты познания. На эмпирическом и теоретическом уровнях используются разные наборы инструментов и понятийные аппараты. На эмпирическом изучаются реальные свойства объекта и используются термины, отражающие эти свойства. На теоретическом уровне изучается абстрактная модель объекта, наделённая фиксированным набором заранее заданных свойств. При этом используются инструменты из других наук.
- Разные требуемые направления и уровни подготовки. Субъектом эмпирического познания может быть человек с меньшим уровнем подготовки, при условии, что имеющиеся в его распоряжении инструменты позволяют фиксировать или измерять все необходимые свойства. При этом он может обладать меньшими знаниями в области точных наук, но должен хорошо понимать природу исследуемого объекта. Для теоретического познания обычно требуются знания из логики, математики, физики и других наук.
- Разные способы организации знания. Фундаментальным требованием к теоретическим знаниям является отсутствие противоречий. Соответственно, при теоретическом познании приходится следить за системностью и непротиворечивостью получаемых знаний. Любое логическое противоречие или несоответствие расчётных величин говорит о наличии ошибки. В эмпирическом познании противоречия вполне допускаются. На данном уровне просто собирается информация, а выяснение того, по каким причинам возникают противоречивые данные – задача теоретического познания.
Заключение
Эмпирическое познание – это познание, полностью основанное на чувственном опыте. Содержание полученного знания может быть передано в виде простых утверждений, описывающих отдельные характеристики объекта познания. Для эмпиризма характерно приуменьшение значимости рациональных методов познания, в связи с чем эмпирическое и теоретическое познание часто противопоставляются. Но лучше избегать такого противопоставления, поскольку оба уровня познания не могут существовать друг без друга. Эмпирический уровень необходим для сбора и обобщения данных, а теоретических для понимания сути исследуемых явлений.
Источник
Эмпирическое познание мира. Признаки и методы
Эмпирическое познание. Человек при контакте с окружающим его миром не может использовать только научные факты и бесчувственное логическое суждение. Намного чаще ему требуется эмпирическое познание для живого созерцания и работы органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Что значит эмпирическое познание?
Весь процесс познания принято делить на две части: теоретическую и эмпирическую. Первая считается высшей, исходя из того, что она строится на проблемах и законах, являющихся их решением. Суждение о ней, как об идеале, спорно: теория хороша для уже изученных процессов, признаки которых давно рассмотрены и описаны кем-то другим. Эмпирическое познание – это совсем иная форма знания. Она первоначальна, потому что теорию нельзя создать без анализа собственных ощущений от объекта исследования. Его также называют чувственным созерцанием, что означает:
- Первичную обработку знаний об объекте. Пример примитивен: человечество так и не узнало бы, что огонь – горячий, если бы однажды его пламя кого-нибудь не обожгло.
- Исходный момент общего познавательного процесса. Во время него у человека активизируются все органы чувств. Например, обнаружив новый вид, ученый использует эмпирическое познание и устанавливает за ним наблюдение и фиксирует все изменения поведения, веса, цвета особи.
- Взаимодействие личности с внешним миром. Человек все же сам является млекопитающим, а потому в процессе чувственного изучения полагается на инстинкты.
Эмпирическое познание в философии
У каждой науки есть уникальное видение необходимости использования чувств в процессе изучения окружающей среды и общества. Философия считает, что эмпирический уровень познания – это категория, служащая укреплению связей в социуме. Развивая наблюдательные способности и воображение, человек делится опытом с окружающими и вырабатывает мыслящее созерцание – конструктивное восприятие, возникающее из симбиоза чувств и внутреннего взора (точки зрения).
Признаки эмпирического познания
Черты, характерные любому изучаемому процессу, называют его особенностями. В философии используют аналогичное понятие – признаки, раскрывающие характеристики происходящего процесса. Особенности эмпирического познания включают:
- сбор фактов;
- их первичное обобщение;
- описание наблюдаемых данных;
- описание сведений, приобретенных во время эксперимента;
- систематизация и классификация информации.
Методы эмпирического познания
Понять механизм философской или социологической категории нереально без предварительной выработки правил проведения исследования. Эмпирический путь познания нуждается в таких методах, как:
- Наблюдение – стороннее изучение объекта, полагающееся на данные органов чувств.
- Эксперимент – направленное вмешательство в процесс или его воспроизведение в лабораторных условиях.
- Измерение – придание результатам эксперимента статистической формы.
- Описание – фиксация представления, полученного от органов чувств.
- Сравнение – анализ двух схожих объектов ради выявления их схожести или различий.
Функции эмпирического познания
Функции любой философской категории означают цели, которых можно достичь ее применением. В них раскрывается сама необходимость существования понятия или явления с точки зрения полезности. Эмпирический способ познания имеет следующие функции:
- Образовательная — развивает интеллект и имеющиеся навыки.
- Управленческая — может сказываться на управлении человеком своим поведением.
- Оценочно-ориентационная — эмпирическое познание мира способствует оценке действительности бытия и своего места в ней.
- Целеполагающая – приобретение верных ориентиров.
Эмпирическое познание — виды
Чувственный способ получения знаний может принадлежать к одной из трех разновидностей. Все они взаимосвязаны друг с другом и без этого единства невозможен эмпирический метод познания мира. В число этих видов входят:
Источник
9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
Чувственное и эмпирическое познание — не одно и то же. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Ощущение и восприятие. Исходным чувственным образом в познавательной деятельности является ощущение — простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т. д.
Многообразие ощущений верно отображает объективный характер качественного многообразия мира и вызвано им. Не менее богатую информацию дают ощущения в отношении количественной характеристики явлений. Ощущения весьма точно отражают различие между звуками одного тона по их силе, оттенки цвета, температурные и другие различия вещей и процессов. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания.
Ощущения обладают широким спектром модальности: зрительные, слуховые, вибрационные, кожно-осязательные, температурные, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия и ускорения, обонятельные, вкусовые, общеорганические. Каждая форма ощущений отражает через единичное общие свойства данной формы и вида движения материи, например электромагнитные, звуковые колебания, химическое воздействие и т. д.
Любой предмет обладает множеством самых разнообразных сторон и свойств. Возьмем, например, кусок сахара: он твердый, белый, сладкий, имеет определенную форму, объем и вес. Все эти свойства объединены в одном предмете. И мы воспринимаем и осмысливаем их не порознь, а как единое целое — кусок сахара. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы, чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Восприятие человека включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического воздействия человека на внешний мир, в труде, в результате активной работы органов чувств.
Необходимость ориентировки организма в мире макроскопических, целостных вещей и процессов организовала наши органы чувств так, что мы воспринимаем вещи как бы суммарно. Если бы было иначе, то все сливалось бы в сплошное марево движущихся частиц, молекул, и мы не увидели бы вещей и их границ (вообразите, что мы на все смотрим через мощнейший микроскоп). Орган зрения развивался в направлении наилучшего отражения световых явлений действительности, играющих важную роль в жизни организма. Поэтому можно сказать, что глаз в результате воздействия существующего в природе светового режима оказался как бы «смонтированным» для восприятия света, ухо — для восприятия звуковых колебаний и т. д. Специфичность органов чувств не только не препятствует правильному познанию внешнего мира, как это пытались представить «физиологические» идеалисты, но, напротив, она обеспечивает наиболее полное и точное отражение объективных свойств предметов.
Положение об ощущении как субъективном образе объективного мира направлено своим острием против механического деления качеств на первичные и вторичные. С этой точки зрения первичные качества (форма, объем и т. д.) являются отражением объективно существующих особенностей предметов, а вторичные (цвет, звук и т. д.) носят чисто субъективный характер. Одному и тому же ощущению могут соответствовать разные свойства вещей: ощущение белого цвета отражает и смесь электромагнитных свойств всех длин волн видимого спектра, и смесь любой пары дополнительных цветов (красного и сине-зеленого, желтого и фиолетового). Из этого делается ошибочный вывод, будто нельзя рассматривать белый цвет как объективное свойств волны или поверхности вещи. Черный цвет не есть свойство волны: его условие отсутствие излучения видимого спектра. Волна не может передавать информацию о том, чего нет. Отсюда ложный вывод: цвет, запах — это не свойства предметов, а наши ощущения (Э. Мах); словом «цвет» обозначается определенный класс психических переживаний (В. Оствальд). Мир же беззвучен, лишен красок, запахов. В нем нет ни холода, ни тепла. Все это — только наши ощущения.
Тут необходимо различение двух сторон вопроса: каков источник ощущений и каков их психофизиологический механизм.
Качественная определенность образа воспроизводит качественную определенность предмета. То, что тело отбрасывает своей поверхностью или само излучает именно эти электромагнитные колебания, зависит от строения тела, от его температуры и других свойств. Например, каждый металл окрашивает пламя в свой цвет; каждое вещество при превращении его в раскаленный газ излучает свой цвет. Цвет — это свойство тела, заключающееся в поглощении излучения одной части спектра и отражении другой. Снег бел не потому, что мы его воспринимаем таковым, а, напротив, мы его воспринимаем таковым потому, что он в действительности белый. Нельзя согласиться с механицистами и субъективистами, которые считают, что предмет имеет цвет только тогда, когда на него смотрят, запах — только тогда, когда его нюхают, и т. д. Сам глаз с его цветоощущающим аппаратом возник и существует постольку, поскольку существует воспринимаемый им цвет.
Память, представления и воображение. Хотя ощущения и восприятия являются источником всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по его исчезновении: ведь о нем остается определенное представление. Душа обретает возможность оперировать образами вещей, не имея их в поле чувственного восприятия. «Размышляющей душе представления как бы заменяют ощущения»[374]. И с закрытыми глазами нам что-то представляется. Мудрая латинская пословица гласит: знаем столько, сколько удерживаем в памяти.
Таким образом, мы видим, сколь сложен путь к истине: он предполагает мобилизацию по существу всех сил души — и памяти, и воли, и воображения, и интуиции, и всей мощи разума. Возьмем, например, память. Можно ли рассуждать о познании, игнорируя память? Конечно, нет: душа без памяти — что сеть без рыбы. Никакое познание немыслимо без этого чудесного феномена.
Процессы ощущения и восприятия оставляют после себя «следы» в мозгу, суть которых состоит в способности воспроизводить образы предметов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, необходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления.
Представления — это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление — это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением.
Познание невозможно без воображения: оно есть свойство человеческого духа величайшей ценности. Воображение восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Сила воображения не только снова вызывает имеющиеся в опыте (в подсознании) образы, но и связывает их друг с другом и, таким образом, поднимает их до общих представлений. Воспроизведение образов осуществляется силой воображения произвольно и без помощи непосредственного созерцания, чем эта форма появления представлений отличается от простого воспоминания, которое не обладает такой самодеятельностью, но нуждается в живом созерцании и допускает непроизвольное появление образов.
Воображение, когда оно блеснуло впервые у дикаря или у ребенка, распахнуло дверь для свободного полета духа в дали непосредственно не воспринимаемого: человек получил возможность мыслить и рассуждать о вещах и событиях, которых он никогда не видел и не воспринимал как-либо иначе и, быть может, никогда не увидит: мы лишены возможности видеть элементарные частицы, мозговые процессы, порождающие психические феномены, все прошлое и все грядущее.
Наблюдение, эксперимент и описание. Люди стремятся познать то, чего они еще не знают. Но для начала они должны, хотя бы в самом общем виде, знать, чего же они не знают и что они хотят знать. «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем», — гласит восточное изречение. Проблемы, «мучающие» человечество, — показатель уровня его развития: проблемы, которыми жило древнее общество, резко отличаются от современных. Человечество ставит перед собой, как правило, такие проблемы, которые оно в состоянии разрешить: ведь сама проблема возникает тогда, когда условия ее решения созрели.
Поставить проблему порой не менее трудно, чем найти ее решение. Правильная постановка проблемы направляет поиски ее решения. Пытаться найти решение поставленной проблемы можно двумя путями: искать нужную информацию в существующей литературе или самостоятельно исследовать проблему с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления.
Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, например с помощью микроскопа и т. п. Ныне визуальному наблюдению с помощью электронного микроскопа стали доступны молекулы. Наблюдение — это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач. Каждый человек, желающий познать что-либо, должен приучить свой глаз к наблюдательности.
Умение видеть и замечать важное и существенное в том, что большинству кажется недостойным внимания, — вот что составляет секрет новаторства в науке и искусстве И характеризует ум проницательный, творческий и оригинальный. Наблюдение требует специальной подготовки. Важнейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения. Наблюдение фиксирует то, что предлагает сама природа. Но человек не может ограничиться ролью наблюдателя. Проводя эксперименты, он является и деятельным испытателем. Эксперимент — это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления.
Основным методом эксперимента является метод изменения условий, в которых обычно находится исследуемый предмет. Он дает возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Одновременно данный метод позволяет обнаружить те новые свойства предметов, которые не проявляются в естественных условиях, например, в лабораториях искусственного климата можно более или менее точно определить воздействие температуры, света, влажности и т. п. на рост и развитие растений. Поскольку с изменением условий изменяются (иногда возникают вновь) определенные свойства предмета, а другие при этом не претерпевают существенных изменений, мы можем отвлечься от последних. Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процессов и использование инструментов и приборов. Человек может впасть во всевозможные заблуждения. Приборы лишены этого недостатка. Благодаря микроскопу, телескопу, рентгеновскому аппарату, радио, телевидению, телефону, сейсмографу и т. п. человек значительно расширил и углубил свои возможности восприятия. Успехи науки, особенно естествознания, теснейшим образом связаны с совершенствованием методов и средств экспериментирования, которые позволяют со все возрастающей гибкостью и тонкостью проводить наблюдения. За последние годы ученые получили возможность использовать, например, компьютеры, которые включены теснейшим образом в сам процесс научного творчества.
Эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений. Для постановки эксперимента, так же как и для наблюдения, необходимы предварительные знания, требуется, как отметил И.П. Павлов, известное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий. Эти общие представления, предположения, рабочие гипотезы берутся из предшествующих наблюдений, экспериментов и из совокупного опыта человечества. Они-то и направляют эксперимент. Наблюдение, эксперимент фактический или мысленный, производимые наобум, без ясно осознанной цели, не могут привести к эффективному результату. Без идеи в голове, говорил И.П. Павлов, вообще не увидишь факта.
В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и символически в виде математических, химических формул и т. п. Основное научное требование к описанию — это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определенную систематизацию материала, т. е. его группировку и некоторое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного творчества.
Научный факт. Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного исследования. Факт — это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А. Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.
Констатация бытия объекта — это первая, и очень бедная, ступень познания. Ученый, находящийся на этой ступени, недалек еще от героя гоголевского «Вия» Хомы Брута, который знал о своих родителях только одно что они есть, не имея понятия о том, каковы они. Установление факта состава преступления имеет первостепенное значение для суда. Суд должен быть уверен в том, что факт, который исследуется, в действительности имел место.
Точно так же хирург не может приступать к операции, а терапевт не имеет права прописывать лекарство и способ лечения без диагноза, т. е. установления факта определенной болезни.
Научный факт представляет собой результат достоверного наблюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюдения объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетельствами очевидцев, и т. д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного познания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить закономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.
Факт содержит немало случайного. Науку интересует прежде всего общее, закономерное. Основой для научного анализа является не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Фактам нет числа. Из обилия фактов должен быть сделан разумный отбор некоторых из них, необходимых для понимания сути проблемы.
Но, конечно, нельзя забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого-то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределен», что он не позволяет человеку превращать свои знания в раз и навсегда завершенную и полную истину, не нуждающуюся в дополнении и развитии.
Подтверждая истину, практика как бы выдает ей бессрочный паспорт и тем самым абсолютизирует ее, на какой-то период выводит из-под контроля быстротекущей жизни. И только новый, более богатый уровень практики «отбирает» у истины этот паспорт и ограничивает ее права или лишает их совсем, объявляя бывшую истину заблуждением. Под практикой прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная деятельность отдельного человека, сколько совокупная деятельность человечества, к тому же не только ближайшая, но и отдаленная от проверяемых результатов познания десятками или сотнями лет. Речь идет об опыте всего человечества в его историческом развитии. Этот опыт — высшая инстанция для науки: лишь его голос обладает силой авторитета.
Сам способ выхода теории в практику, характер практической проверки истины имеет весьма различные формы. Теория не просто погружается в практику, как утка в воду. Теоретические положения — это идеальные образования, абстракции, при этом нередко очень высоких уровней. Они при своем практическом воплощении должны быть заменены материальными вещами и процессами. Абстракции должны быть как бы удалены практически мыслящими людьми, которые умеют читать теоретические вещи на конкретном практическом языке. При этом удалении абстракций происходит некоторое упрощение и корректировка самой теории и ее проверка «на прочность».
Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их истолковывающая, если есть метод их классификации, если они осмыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать. Из тенденциозно подобранных фактов можно построить любую теорию, однако она не будет иметь никакой научной ценности.
Читайте также
Чувственное и рациональное познание
Чувственное и рациональное познание Начиная со времён древней Греции, чувственный и рациональный методы познания — были противопоставлены друг другу. Возникло два направления в гносеологической мысли (в теории познания), связанных с этим: сенсуализм — отводил главную
Эмпирическое и теоретическое познание
Эмпирическое и теоретическое познание Следующие методы познания — представляются как два основных компонента, прежде всего, научного познания:Эмпирический метод познания — это постановка экспериментов, проведение наблюдений, делание измерений, т.е., в общем —
Атман — это не эмпирическое «эго»
Атман — это не эмпирическое «эго» Под аргументами Будды против отождествления атты с чувствами, телом, умом, сознанием, охотно бы подписались и брахманисты, сторонники учения о высшем Атмане. Мишель Юлен полагает, что буддисты не проводили различия между идеей вечного,
4.2. Чувственное познание
4.2. Чувственное познание Материальные объекты со стороны их явления отражаются в ощущениях, восприятиях и представлениях. С помощью органов чувств организм отражает свойства материальных объектов, изменения в окружающей среде, регулирует свои реакции на эти изменения.
2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
2. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Знание как системаВажнейшим для теории познания вопросом является вопрос, что такое знание, каково его строение, как оно возникает. Недаром Гёте писал: Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос. На этот счет у нас
1. Абсолютная граница. Категориальные определения.Логика и теоретическое познание. Элеаты
1. Абсолютная граница. Категориальные определения.Логика и теоретическое познание. Элеаты Мысль есть активный акт, акция суждения, определения предмета. Мыслящее постижение действительности есть постижение ее как мира определенных форм, сущностей, наделенных
1. Единство многообразного. Эмпирическое и теоретическое
1. Единство многообразного. Эмпирическое и теоретическое Научно-теоретическое познание не сводится к простой регистрации того, что дано в непосредственном созерцании. Оно представляет собой активную деятельность, состоящую в переработке данных чувственного созерцания
4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ
4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ Человек для аналитики конечного бытия выступает как причудливая двойственность эмпирического и трансцендентального, ибо это существо, которое по себе самому может познать, что же делает возможным всякое познание. Однако разве не ту
1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем
Эмпирическое и теоретическое в технической теории
Эмпирическое и теоретическое в технической теории Эмпирический уровень технической теории образуют конструктивно-технические и технологические знания, являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т. д. технических
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое
3. Познание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическое Невозможно допустить совершенной пассивности субъекта в познании. Субъект не может быть зеркалом, отражающим объект. Объект не
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ Чувственное познание — это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.Эмпирическое познание — это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает:
4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира
4. Процесс познания. Восприятие как чувственное познание мира Познание, начинаясь с ощущений и восприятий и продолжаясь отвлеченным мышлением в понятиях, представляет собой единый процесс. Поскольку ощущение и понятие существенно отличаются друг от друга, есть все
Источник