Эмоции человека
Содержимое разработки
План-конспект урока » Эмоции человека».
Цель урока: разъяснить детям новые понятие «эмоции»
— познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, их многообразием, со способами разрядки, показать влияние эмоций на здоровье человека;
— формировать навыки культурного поведения и управления своими эмоциями и
— воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Форма обучения: групповая
Планируемые результаты: научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к учебному предмету, способность к самооценке.
Познавательные УУД: осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
Форма обучения: групповая
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир 3 класс»
(УМК «Планета знаний»), конверты с карточками слов для работы в группах,
карточки для рефлексии.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
А теперь улыбнемся друг другу и будем работать.
-Ребята, вы уже знаете, что человек – сложный живой организм. Мы говорим, что человек здоров, когда он хорошо себя чувствует, т.е. у него нормальное и физическое, и психическое состояние.
Слайд №1. Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о выражении лица этого человека ?
( смеется, злится, удивляется, обижается : испытывает разные чувства) Или мы говорим, что у человека разное настроение.
( Настроение у нас бывает разное — и прекрасным может быть и безобразным)
— С помощью чего наше настроение выражается на лице?
Т.е. с помощью мимики, жестов можно узнать об эмоциональном состоянии человека
2. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить:
Какие бывают эмоции? Как эмоции влияют на здоровье, поступки человека?
— Можно ли управлять эмоциями?
Давайте искать ответ
3.Основная часть. «Открытие» детьми нового знания
-Ребята, давайте поиграем. Встаньте.
Я буду называть ситуацию, а вы с помощью мимики, жестов покажете, как отреагируете.
— какое настроение, когда вы получили «5», а «2»
— вы получили шоколадку…
— хотели шоколадку, а получили ..селедку..
— Представьте, что навстречу вам идет тигр… а друг
— уроки закончились, пора домой!
— Ребята, я заметила, что сейчас каждый из вас по- разному передавал свои чувства .
Как вы думаете, почему ? ( все мы разные , по-разному воспринимаем окружающий мир, у каждого свои эмоции)
— Так что такое эмоции?
Выберите ответ Эмоции — это:
Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение человека к
к окружающему миру и к самим себе.
РАБОТА В ГРУППАХ
—Р-та, сейчас вы будете работать в группах.
Поэтому давайте вспомним ПРАВИЛА совместной работы. ……….
Не забывайте их!
4. Самостоятельная работа в группах.
Дети, у вас на столах лежат конверты. В конвертах есть карточки со словами, которые обозначают разные эмоции.
— Разделите эти эмоции на две группы. 2 мин
-На какие группы вы разделили слова ?
— Какие слова в 1 группе? Назовите (Восхищение, радость, восторг, удовольствие, удивление, веселье, счастье, любовь, ликование, одобрение.)
Это какие эмоции — хорошие или плохие?
Как еще можно назвать хорошие эмоции? ( Хорошие, положительные)
— Какие эмоции во 2 группе?
(грусть, стыд, горе, боль, тоска, ненависть, отвращение, злость, обида, гнев, страх.)
— Какие это ? (Плохие, отрицательные)
— Как можно эти группы назвать? (противоположные — антонимы)
-Какие слова можно добавить в каждую группу?
5. Работа с картинками Слайд 4. Картинки на столах каждой группы .
— Итак, вы узнали, что эмоции бывают положительными и отрицательными.
— Сейчас рассмотрите картинки.
— Расскажите об эмоциях детей и как эмоции отражаются на здоровье человека?
— Что чувствуют дети , которые его окружают?
Вывод Положительные эмоции благотворны для человека и для окружающих его людей. Они несут в себе заряд энергии и как бы заряжают другого человека хорошим настроением. Хорошее настроение укрепляет здоровье.
Отрицательные эмоции — это стресс для психики, они вредят здоровью человека.
( может голова заболеть, сердце. настроение плохое будет..)
— Ребята, скажите, в школе бывают у вас положительные эмоции? Приведите пример.
(Когда получаем «5», когда понимаем урок, когда не деремся, а дружим, когда хорошо отвечаем…)
— Ребята, когда в школе вы испытываете отрицательные эмоции?
( когда «2» получаем, когда боимся контрольной (страх испытываем), когда ругаемся ( злость), когда урок не понимаем, когда учебник забываем( сожаление)…)
— Р-та, можно управлять своими эмоциями ? (можно)
— Как можно «прогнать» плохое настроение ? Посоветуйте.
— Ребята, за нами весь урок наблюдал Доктор Айболит. Он принес ПАМЯТКИ
с Советами, как можно улучшить настроение, а, значит, здоровье. Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей, друзей.
— Сейчас встаньте. Давайте разучим некоторые упражнения, как владеть собой.
— Потопать ногами на месте. 10 раз (Вы дадите выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдёт и плохое настроение.)
-Подпрыгнуть высоко несколько раз.
— Закрыть глаза, досчитать до 10 и обратно.
— Смыть плохое настроение. (Умыться и ощутить, как вода смывает плохое настроение)
— Несколько раз глубоко подышать.
— Надуть злостью шарик и отпустить его, а вместе с ним плохое настроение улетит далеко.
— Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
— Улыбаться нужно чаще. ( Смех продливает жизнь 1мин смеха =15 мин жизни)
Вывод. Вот такие способы разрядки существуют, чтобы избавиться от отрицательных эмоций.
-Р-та, отрицательные эмоции мы испытываем не только, когда получаем плохие оценки , но и в процессе общения, когда вы обижаете друг друга.
Откройте учебники на стр42 .
-Прочитайте текст « Об обиде» про себя, найдите ответ на вопрос:
1-2 группа — Почему люди обижаются друг на друга? ( Не понимают друг друга воспринимают мир по- своему, думают несколько иначе Мы все разные, )
— На что обижаетесь вы? Приведите примеры
3-4 группа — Как можно избежать обиды?
Можно воспользоваться вот такой мирилкой.
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
— Р-та, так можно ли управлять своими эмоциями?
8.Домашнее задание. Познакомьте своих родных со способами, помогающими избавиться от плохого настроения.
9. Подведем итог урока.
Рефлексия– Продолжи высказывание:
Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я научился…
— Сейчас на смайлике покажите эмоции от нашего урока.
ОЦЕНКИ Попрощаемся с нашими гостями !!
Сказка про чувства.
В одном волшебном лесу жил лисёнок, рыжий, пушистый, очень живой, добрый и искренний. И был он совершенно особенный, ведь внутри его, в самом-самом его сердечке каждую минуту рождались ЧУВСТВА.
Чувства радости, нежности, благодарности, любви, добра. Это были солнечные чувства. Когда лисенок выпускал их на свободу, Все вокруг становилось теплым, красивым, радостным и солнечным.
Но иногда в его сердечке рождались дождливые чувства.. Это были чувства обиды, злости, зависти и вины. Они были как маленькие дождливые тучки и, когда, лисенок выпускал их на свободу, Они улетали на небо, а если чувство было очень сильное, то из тучки капала капелька дождя. И вот однажды, когда лисенок гулял по своему волшебном лесу, он встретил СОМНЕНИЕ и разговорился с ним. И сказало СОМНЕНИЕ лисенку, что, если он хочет быть хорошим и чтобы его все любили, лисенок не должен проявлять свои дождливые чувства и тогда он станет самым хорошим и любимым. И правда, подумал Лисенок, какая всем польза от моих тучек. и решил не выпускать их. И стали эти тучки оставаться жить в его сердце. И стало там темно, грустно и сыро. И не осталось в сердце лисенка места для солнечных чувств. Загрустил лисенок. Стал думать, кто ему может помочь и вспомнил, что по соседству живут тетушки ДОВЕРИЕ и ПРИНЯТИЕ. Поделился он своей историей с тетушками ДОВЕРИЕМ И ПРИНЯТИЕМ. Внимательно выслушали его тетушки и рассказали, что есть у лисенка ПРАВА, их много, и среди этих прав, Есть ПРАВО на ЧУВСТВА. Это значит, сказало ПРИНЯТИЕ, что любое чувство, которое в тебе рождается, имеет ПРАВО на жизнь и на свободу. А ДОВЕРИЕ сказала, что все любят лисенка просто так, За то, что он просто есть. Хорошо, сказал лисенок, но сейчас у меня так много маленьких дождливые туч, что, если я их выпущу, начнется ураган и потоп, и может быть, даже, цунами. Я боюсь. — Попробуй, сказала ему ДОВЕРИЕ. Отпускай по одной маленькой тучке и говори ей вслед: «Мне обидно.
Другой — Мне больно.
Еще одной — Я злюсь». А мы будем рядом с тобой. И отпустил на свободу лисенок все тучки. И на месте каждой тучки сразу рождались солнечное чувство. И стало лисенку радостно и тепло, поблагодарил он ДОВЕРИЕ и ПРИНЯТИЕ и отправился дарить тепло и любовь своим близким, ведь теперь он знал, что ДОВЕРИЕ И ПРИНЯТИЕ живут рядом с ним и ЛЮБОВЬ просто есть и его любят просто так, за то, что он есть.
Источник
Проект «Мои эмоции, мое настроение»
Буканова Тамила
Проект «Мои эмоции, мое настроение»
Тема проекта;
«Мои эмоции, мое настроение«
Тип проекта: творческий, среднесрочный, групповой
Участники проекта: педагог-психолог, учитель -логопед, воспитатели, дети старшей логопедической группы, родители.
Цель создания проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников, познание себя и других, посредством различных видов деятельности.
1. Познакомить и научить детей понимать и различать эмоции и настроение человека.
2. Формировать умения соотносить свои эмоции и настроение с эмоциями и настроением других людей, сравнивать их и саморегулировать их так, что бы было комфортно им самим и окружающим людям.
3. Разработать систему занятий, комплекс игр и упражнений, психологических и логопедических этюдов по формированию эмоциональной сферы дошкольников.
4. Внедрить проект в образовательный процесс.
5. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей- дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться- в наших силах. И это делать целесообразно, пока ребёнок маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребёнка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы, ведь эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.
По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых чувств (страха, радости и р.)он переходит к более сложной гамме: восторгается, удивляется, сердится, грустит, ревнует. И нашей задачей на данном этапе развития является умение оказать своевременную психологическую помощь и направить ее в нужное русло. Мы считаем, что в целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать работу в этом направлении уже в детском саду, пока ребенок еще мал.
Ведь эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов. Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.
Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обедненную эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно.
Поэтому наш проект нацелен на развитие и гармонизацию психического склада личности в целом, умеющей понимать состояние другого человека и сопереживать ему.
Гипотеза: активное включение детей в игровую и творческую деятельность, проигрывание основных базовых эмоциональных состояний человека, будет способствовать их благополучному эмоциональному развитию.
Риски: потеря интереса к проекту в процессе его реализации, недостаток методического материала по тематике проекта, низкая заинтересованность родителей.
Список используемой литературы.
1. Е. Н. Юрчук «Эмоциональное развитие дошкольников» метод. рекомен-и, Творч. Центр Москва 2008
2 Крюкова С. В., Слободянин Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М. 2000
3. Справочник педагога-психолога. «Калейдоскоп эмоций» № 2, 2013 М.
4. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей». Екатеринбург. 2004
План по образовательным областям
1. Какую роль играют эмоции в жизни человека
2. Что такое эмоции и настроение и их связь между собой
3. Загадки и пословицы
5. Чтение сказок «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
1. Мое настроение
2. Как ты себя чувствуешь?
4. Ролевое проигрывание ситуаций
6. «Свет мой зеркальце скажи.»
1 Рисование своего настроения
2. Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3 «Я хороший, я плохой»
4 «Психологическая лепка»
1. Подвижные игры «Ловишка, схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам»,
Пальчиковые игры; «Человечек»
Логопедические игры: логоритмическое упражнение «На лужайке». «Морщинки».
Дидактические игры: «Подбери настроение», «Удивительный мир эмоций», «Зоопарк настроений», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроения», «Ребята нашего двора», «Путешествие в мир эмоций»
Театрализованные игры; «Как Саша победил свой страх»
Игры в центре песка: «Волшебный песок», «Необыкновенные следы», «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты»
Заучивание стихов: Про радость, грусть, злость, страх, удивление, печаль, восхищение.
Презентация- «Основные эмоции», мелодии чувств и настроений, «Определи по звуку какая эмоция», просмотр краткометражных мультфильмов.
Методы и приемы
1. Словесные; беседы, заучивание стихов, чтение книг, сказок и рассказов, загадок, пословиц, игры, прослушивание мелодий.
2. Наглядные; просмотр презентаций, иллюстраций, дидактического материала.
3. Практические; игры с песком, подвижные игры, рисование, лепка, сочинение сказок с иллюстрациями.
Работа с родителями
1. Анкета «Эмоциональная личность моего ребенка»,
2.Стендовый материал: консультация для родителей «Мое настроение»
3. Совместная творческая деятельность детей и родителей Сказка про мою эмоцию»
4. Памятка для родителей «Как формировать положительные эмоции с самого детства!
Этапы осуществления проектной деятельности
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МАДОУ ЦРР д. с №66 «Яблонька», с детьми коррекционной логопедической группы 5-6 лет, через специально организованную деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов и группы детей и их родителей, в самостоятельной детской деятельности с педагогами (в условиях проведения активной методической работы).
В процессе создания психолого-педагогического проектамы всю работу разделили на этапы:
I Подготовительный этап- планирование
В начале работы педагоги определяли;
1. Тему и название проекта
2. Составляли план реализации проекта
3. Подбирали разнообразный методический материал, конспекты занятий, картотеку игр, этюды, психокоррекционные и логопедические упражнения.
4. Готовили наглядные пособия для презентаций, дидактический материал, иллюстрации, медиаобъекты, анкету для родителей необходимые для работы в проекте.
II Практический этап-
Создание проекта «Мои эмоции, мое настроение»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь лишь в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса; детей, родителей и педагогического коллектива.
1. Выбор темы проекта. В результате долгих размышлений и опираясь на актуальность и возраст детей нами было решено создать психолого-педагогический проект «Мои эмоции, мое настроение»
2. План проекта составляли с учетом психологической комфортности и безопасности деятельности, а также имеющегося дидактического и мультимедийного оборудования.
3. В ходе работы педагоги ответственно и творчески подошли к выбору материалов необходимых для проекта, учитывая специфические особенности группы детей. своими руками были изготовлены атрибуты для подвижных игр и психологических упражнений, подобрано соответствующее музыкальное сопровождение и видео файлы. Была проведена работа с родителями для привлечения их в совместном участии с детьми в проекте., что способствовало стимулированию познавательной активности детей и созданию благоприятной психологической обстановки в группе, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Были разработаны следующие формы работы с проектом:
Познавательная: Что дают людям эмоции?
Цель: рассказать детям об эмоциях и о настроении, что это такое, что их объединяет и различает?
1. Рассматривание иллюстраций в книгах и на слайдах
2. Беседа на тему «Какие эмоции дети знают и как они проявляются»,
«Знакомство с эмоциями человека и животного мира»
3.Дидактические игры: «Зоопарк настроений», «Путешествие в мир эмоций», «Наши чувства и эмоции», «Театр настроений», «Ребята нашего двора»
4. Разгадывание загадок, кроссвордов, музыкальных этюдов на тему «Угадай эмоцию»
5. Проведены подвижные игры «Ловишка схвати ленту», «Змейка», «Быстро по местам».
6.Игры в центре песка: «Я и мои друзья», «Сказочные сюжеты», «Необыкновенные следы», «Волшебный песок»
7.Чтение сказок: «Крошка Енот», «Подарок для слона», рассказы Носова «Огурцы», «Сказка о полезных эмоциях», «Краденое солнце».
8.Словесные игры: «Мое настроение», «Как ты себя чувствуешь?», «Лица» «Ролевое проигрывание ситуаций», «Школа улыбок», «Свет мой зеркальце скажи.»
9. Разработка конспектов, интегрированных занятий педагога-психолога и учителя -логопеда, педагога-психолога и воспитателей группы
10. Нами были проведены занятия по Художественному творчеству (рисование, лепка)
1) Рисование своего настроения
2) Иллюстрации к сказкам «Эмоция в сказке»
3) «Я хороший, я плохой»
4) «Психологическая лепка»
11. Работа с родителями
Совместное создание психологических сказок об эмоциях «Мини-сказки о простых, человеческих эмоциях»
III Заключительный этап- Подведение итогов
Хочется отметить, что работа по созданию проекта увлекает педагогов, обогащает и развивает детей (они учатся управлять своими эмоциями, определять настроение других людей, что способствует налаживанию контактов, нравится родителям, вносит новизну в повседневную жизнь, она действительно приносит пользу и взаимное удовлетворение. в ходе работы был найден эмоциональны отклик не только детей, но и их родителей. Отношения педагогов и родителей изменились, еще больше сплотились, и установились партнерские отношения.
Итогом совместной работы явилась книга сказок об эмоциях и настроениях выполненная руками воспитанников и их родителей, а также выставка рисунков «Мое настроение сейчас».
Конспект занятия для детей второй младшей группы «Я и мои чувства, эмоции и настроение» Лексика представляет собой словарный запас нашего языка. Содержание словарной работы в детском саду усложняется от одной возрастной группы.
Конспект занятия по НОД «Эмоции» Конспект НОД в старшей группе по теме «Эмоции». Программное содержание : — учить детей понимать эмоциональное состояние других людей;.
Кроссворд «Эмоции и чувства» Автор: Никитина Татьяна Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №44» г. Усолье-Сибирское Красных Партизан, 46 Кроссворд «Эмоции и чувства».
Лэпбук «Эмоции» Лэпбук «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы средней группы дошкольников. Задачи: — научиться узнавать, показывать эмоции, словесно.
Лэпбук «Эмоции». 1 часть Лэпбук состоит из листов А4, проламенированых и обрезаны по необходимым частям. Развивает зрительное, слуховое внимание памяти, речи; формирует.
Лэпбук «Эмоции» ЛЭПБУК «НАШИ ЭМОЦИИ» Цель: учить сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть и показывать ее. Актуальность:.
Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории «Радужное настроение» [ МБДОУ ДС №4 b]Тип проекта:[/b] Творческий Цель проекта: Благоустройство и озеленение парадной зоны и территории детского сада для обеспечения.
Проект «Эмоции» У детей с ТНР очень часто наряду с поражениями мышц речевого аппарата присутствуют нарушения мимических мышц лица, отчего лицо таких детей.
Тестирование «Эмоции» Тестирование на тему: «Эмоции». Трансдисциплинарная тема: «Как мы себя выражаем». Центральная идея: «Изучая эмоции, я понимаю, как выразить.
Презентация «Эмоции человека» В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и.
Источник