Состав триады поведения при структурном анализе стресса

Три стадии стресса

Стресс — одно из нормальных состояний организма, поскольку связан с повышением адаптационных механизмов. Стресс является неотъемлемым проявлением жизни. Стрессовые реакции филогенетически помогали человеку справляться с трудностями, поэтому в этом аспекте стрессовые реакции полезны. Однако, когда стресс имеет яркое выражение и длительное проявление, в таком случае он причиняет вред здоровью человека.

Виды стресса

По типу воздействия стресс бывает системным и психическим. Системный стресс отражает ответную реакцию организма на травмы, воспаление, инфекции и проч. Психический стресс сначала вызывает изменения в психо-эмоциональной сфере, а затем проявляется на биологическом уровне.

Наблюдения Селье

Ганс Селье считается родоначальником теории биологического стресса. Модель общего адаптационного синдрома Ганса Селье представляет чёткое биологическое объяснение того, как организм реагирует и приспосабливается к стрессу.

В своих исследованиях Селье заметил, что организм приспосабливается к внешним стрессорам с точки зрения биологической модели, которая пытается восстановить и сохранить внутренний баланс. В своей попытке сохранить гомеостаз организм использует гормональную ответную реакцию, которая непосредственно осуществляет борьбу со стрессором. Борьба организма против стресса является главной темой общего адаптационного синдрома.

Еще одно наблюдение, которое обнаружил Селье, заключалось в том, что стрессовые реакции имеют свои пределы. Ограниченный запас энергии организма для адаптации к стрессовой среде истощается, когда организм постоянно подвергается воздействию стрессора.

Три фазы стрессовой реакции

Общий адаптационный синдром — это модель, которая состоит из трёх элементов или фаз, которые описывают реакцию организма на стресс:

1. Стадия тревоги

На стадии реакции тревоги, сигнал бедствия посылается в часть мозга, которая называется гипоталамус. Гипоталамус обеспечивает высвобождение гормонов, называемых глюкокортикоидами.

Глюкокортикоиды запускают выброс адреналина и кортизола. Адреналин дает человеку заряд энергии: сердечный ритм увеличивается, кровяное давление повышается, уровень сахара крови также повышается. Эти физиологические изменения регулируются частью вегетативной нервной системы человека, называемой симпатической ветвью.

Надпочечники начинают активно вырабатывать повышенное количество кортизола и находятся в состоянии гиперфункции. Это состояние можно подтвердить, используя паттерн изменений в гормональном профиле слюны, при котором будут следующие показатели: повышенный уровень кортизола/нормальный уровень DHEA.

2. Стадия сопротивления

Во время стадии сопротивления организм пытается противодействовать физиологическим изменениям, которые произошли во время стадии реакции тревоги. Стадия сопротивления регулируется частью вегетативной нервной системой, которая называется парасимпатической.

Парасимпатическая нервная система пытается вернуть тело в норму: уменьшается количество вырабатываемого кортизола, частота сердечных сокращений и артериальное давление начинают возвращаться к норме. Уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов.

Если стрессовая ситуация заканчивается, на этапе сопротивления тело возвращается в нормальное состояние. Однако, если стрессогенный фактор остаётся, организм остаётся настороже, чтобы бороться с его проявлениями.

Надпочечники адаптируются к этой стадии, уже используя механизм, называемый «захват прегненолона». Прегненолон является метаболитом холестерина и представляет собой исходное химическое вещество для производства как кортизола, так и половых гормонов, включая тестостерон. При изменении метаболизма прегненолона, уровень тестостерона, вырабатываемого в организме, снижается. При этой стадии, паттерн гормонального профиля в слюне будет представлен следующими показателями: повышенный уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

3. Стадия истощения

На этом этапе стресс сохраняется в течение длительного периода. Организм начинает терять способность бороться со стрессором и уменьшать его вредное воздействие, поскольку истощается вся адаптивная способность. Стадия истощения может приводить к стрессовым перегрузкам и к проблемам со здоровьем, если они не будут решены немедленно.

В этой стадии надпочечники больше не способны адаптироваться к стрессу и исчерпали свои функциональные возможности. Сначала при исследовании гормонального профиля в слюне будут выявляться нормальный уровень кортизола/низкий уровень DHEA (или уровень кортизола, характерный для гиперфункции и сниженной функции будет сочетаться с нормальным уровнем DHEA). Когда надпочечники исчерпают свои возможности, будут определяться: низкий уровень кортизола/низкий уровень DHEA.

Если стресс продолжает воздействовать и далее, истощаются запасы кофакторов, которые необходимы для производства кортизола, вследствие чего организм разрывает механизм шунтирования прегненолона и вновь переключается на выработку DHEA. Такой паттерн будет представлен низким уровнем кортизола/нормальным уровнем DHEA.

Источник

Интроспекция (самомониторинг внутреннего состояния при стрессе)

В некоторых случая применение бланковых тестов затруднено или же не позволяет провести полный анализ причин стресса. В таких си­туациях более информативными оказываются методы интроспекции, которые позволяют провести структурный самоанализ причин стрес­са и хода его течения [8]. При первых признаках стресса полезно бы­вает задать себе ряд стандартных вопросов.

+ Не переполняют ли меня отрицательные эмоции?

+ О чем я сейчас думаю (о том, как решить проблему, или о том, как все ужасно складывается)?

+ В каком состоянии мои мышцы? Нет ли в них излишнего напря­жения?

+ Как я дышу (спокойно или напряженно)?

При анализе стресса важно не только оперативно реагировать на проблему в целом, но и уметь произвести тщательный анализ ситуа­ции, выделяя:

1 Например: Свидерская Н. Е. и др. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у чело­века // Журнал ВИД. 2001. Т. 51, № 2, с. 158-165.

1 Щербатых Ю. В. Насколько метод цветовых выборов Люшера измеряет вегетатив­ный компонент тревоги? // Прикладные информационные аспекты медицины. 2003. Т. 5. № 1-2, с. 108-113.

58 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2.2. Оиенка уровня стресса 59

+ предпосылки ее развития;

+ характерные черты своего поведения при стрессе; + последствия, возникающие после того, как основные действия за­вершились.

Читайте также:  Мужчины стресс для женщин

^ Предпосылки — это события или ситуации, которые запускают стрес­совые реакции.

Чтобы выявить предпосылки стресса, вам следует ответить на ряд вопросов.

+ Что предшествовало развитию стресса?

+ Когда это произошло?

+ Какие чувства и мысли были у меня до начала развития стресса?

^ Поведение — непосредственная реакция на стресс (включает в себя мысли, чувства илействия).

Чтобы выяснить, как именно протекает у вас стресс, имеет смысл разобраться в следующих вопросах.

+ Какие чувства и эмоциональные переживания были при стрессе?

+ Какие физиологические ощущения я испытывал при стрессе?

+ О чем я тогда думал, какие мысли заполняли голову?

+ Какие действия я совершал, а какие, наоборот, прекращал делать?

^ Последствия — то, что следует за вашей непосредственной реакцией (в том числе оценка того, насколько адекватной была эта реакция).

Для этого следует ответить на такие вопросы. + Что произошло после того, как острый стресс миновал? + Как я оценил ситуацию потом? + Как долго я переживал последствия стресса? + Винил ли я во всем себя, других людей или обстоятельства?

Самонаблюдение — ключ к познанию своих стрессоров и их пре­одолению. Если человек стыдливо или испуганно уклоняется от из­учения своих слабостей и проблем, то тем самым он отдается на волю объективных случайностей или других людей. Если же человек нахо­дит мужество для беспристрастного исследования своих проблем, то тем самым делает первый шаг к их радикальному разрешению. Здесь уместно привести аналогию с избыточным потреблением пищи неко­торыми людьми. По данным американских врачей, люди, которые ре-

гулярно записывали все моменты приема пищи в течение дня, за ме­сяц теряют в среднем два килограмма веса, даже не прилагая целена­правленных усилий к изменению своего питания. Точно так же и че­ловек, который фиксирует особенности протекания своих стрессов, уже в какой-то мере начнет их контролировать, а значит, и уменьшать их негативное влияние на свою жизнь.

Полный структурный анализ стресса включает в себя несколько позиций, которые отражены в табл. 3.

Таблица 3. Структурный анализ стресса

Стрессовая ситуация и ее предпосылки Поведение при стрессе (мысли + действия + чувства) Что помогает мне преодолевать стресс?
Пример. Стресс. Тревога перед сдачей экзамена Предпосылки. Обычно начи­нается за сутки до него и усиливается, если готов­люсь в одиночку Последствия. В результате волнения я плохо отвечаю, сбиваюсь, не могу в полной мере продемонстрировать свои знания и потом еше долго переживаю по этому поводу Мысли. «Я прова- люсь», «Мне всего этого никогда не вы- учить» Действия. Не могу заниматься, отвлека­юсь, смотрю телеви- зор, много курю Чувства. Опасения, напряжение, тревога Мысли. «Я справ- люсь!», «Я уже много раз успешно сдавал экзамены» Действия. Разворачи- ваю телевизор к стене, убираю сигареты по- дальше, раз в день хо- жу в тренажерный зал Чувства. Вспоминаю о своих удачах в жиз­ни и заново пережи- ваю чувство уверенно­сти в себе

Прогноз уровня стресса

Прогнозирование стрессовых реакций имеет большое научное и при­кладное, практическое значение в различных областях человеческой деятельности. В частности, оно позволяет заранее выявлять лиц, у ко­торых возможно нарушение функционального состояния во время экстремальных ситуаций, и проводить с ними соответствующую ра­боту в плане психопрофилактики стресса. Специалисты в области физиологии труда отмечают, что различные виды неблагоприятных функциональных состояний (утомление, монотония, неадекватные реакции при стрессах и т. д.) не только существенным образом сни­жают успешность и качество труда, но и заставляют человека платить «сверхвысокую психофизиологическую цену» за выполняемую работу

60 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

[2, 9, 13, 16]. Поэтому своевременный прогноз возможных отклоне­ний в нормальном функциональном состоянии у отдельных лиц и своевременная реализация коррекционных мероприятий не только помогли бы этим людям сохранить здоровье, но и за счет оптимиза­ции их функционального состояния повысить эффективность их дея­тельности.

В настоящее время существуют различные методы прогнозирова­ния реакций человека на стресс. Их основная задача состоит в учете индивидуальных психических и физиологических особенностей ис­пытуемого и экстраполяции полученных данных на аналогичные си­туации в будущем. К этим методам относятся:

1) использование идентичных стрессоров (например, изучение психо­
логических и вегетативных реакций студента на одном экзамене
дает возможность прогнозировать характер и уровень переживае­
мого им стресса на другом);

2) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных
условиях
(воздействие сильных зрительных, звуковых и тактиль­
ных раздражителей);

3) мысленное моделирование стрессорных ситуаций (в частности, при
помощи метода нейролингвистического программирования);

4) прогнозы на основе психологических тестов и опросников’,

5) математические модели (простой, множественной регрессии и пр.);

6) создание при помощи различных устройств модельной стрессорной
ситуации,
которая по своим параметрам была бы достаточно близ­
ка к ситуации реальной.

Например, для оценки поведения студентов на экзамене проводилось сравнение психофизиологических показателей студентов в трех вариан­тах: при сдаче экзамена, во время стоматологического приема и при вы­полнении теста «Зеркальная координометрия». Сопоставление реакции студентов на ситуацию экзамена с реакциями на этот тест показало, что подобные тестовые задания могут являться своеобразными пробными мо­делями, изучение которых позволяет прогнозировать реакции того или иного испытуемого на реальную стрессовую ситуацию. На основании по­лученных результатов автором было предложено использовать последний лабораторный тест для прогнозирования реакции человека на эмоцио­нальный стресс и оценки стрессотолерантности 1 .

1 Анфиногенова В. А. Сравнительная оценка адекватности методов моделирования эмо­ционального стресса // Материалы X Международного симпозиума «Эколого-фи-зиологические проблемы адаптации». Мм 2001, с. 32.

Читайте также:  Как не чувствовать вкус напитка

2.2. Опенка уровня стресса 61

Следует отметить, что при разработках подобных методов моде­лирования реакций на экзамен имеются две проблемы, затрудня­ющие получение точных данных — это различия по содержательной и мотивационной частям экзамена и лабораторного эксперимента. Особенно важна при этом мотивационная часть. Во время экзамена студент стремится максимально проявить свои знания, так как его оценка влияет на стипендию, социальный статус, собственную само­оценку и пр. В модельном эксперименте достаточно трудно создать необходимый уровень мотивации, кроме того, процедура экзамена (его временные и содержательные характеристики — подготовка к нему, ожидание своей очереди, контакт с преподавателем, включая межличностные отношения и пр.) весьма сильно отличается от про­цедуры работы с красно-черной таблицей или на аппарате, опреде­ляющем скорость реакции или координацию движений.

Другим способом оценки стрессоустойчивости человека являет­ся мысленное моделирование эмоционально значимых ситуаций -актуализация стресса путем простых воспоминаний или с использо­ванием методик нейролингвистического программирования (НЛП). В последнем случае испытуемому предлагается вспомнить ситуацию, когда он испытывал максимальное волнение. Применение специаль­ных методов НЛП — так называемых «якорей», которые по своей сути являются кинестетическими условными раздражителями, а так­же задействование всех основных сенсорных каналов позволяют вы­зывать у человека весьма сходную с реальной картину вегетативных реакций и по ней судить о характере реагирования того или иного че­ловека на стресс. Недостатком такого метода прогнозирования явля­ется необходимость длительной индивидуальной работы с испытуе­мым и умение использовать данные способы экспериментатором, что создает ограничения для массового использования данного метода.

В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов приводят в своей книге ряд стрессоров, которые используются в спортивной и военной психоло­гии для проверки стрессоустойчивости человека:

+ соревновательная обстановка выполнения заданий и создание по­вышенной мотивации к победе;

+ неожиданные сильные воздействия (громкие звуки, световые вспышки, холодные прикосновения, электрокожные раздражения);

+ показ психотравмирующих картинок или кадров из фильмов;

+ выполнение действий, оказывающих реальное стрессогенное воз­действие (прыжки с парашютом, «обкатка танками», «окурива-

62 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

ние» газами в противогазах, обстрел из закрепленного на станке пулемета);

+ установка на неотвратимость болевого воздействия (наказание элек­трическим током в случае ошибки при выполнении теста) и т. д. [2].

Понятно, что далеко не все из предложенных этими авторами мето­дов можно применять в повседневной практике психолога для оценки стрессоустойчивое™. Из приемлемых методов можно отметить спе­циальное создание трудностей в выполнении мотивированной дея­тельности в виде дефицита времени или координационной сложно­сти, а также эмоциогенное инструктирование при высокой личной значимости выполняемых контрольных действий.

Последний метод ранее уже применялся автором данного пособия для оценки стрессоустойчивости студентов. Испытуемые дважды проходили испытание на тремометре.

В первый раз студенты должны были просто выполнить предложенное задание (провести щуп тремометра через «дорожку», не касаясь краев от­верстий), не получая информации о результатах теста.

Второй раз студенты получали соответствующую инструкцию: «Вы плохо выполнили первое задание, хуже остальных студентов в группе. По­старайтесь теперь максимально сосредоточиться и значительно улучшить свой результат». Во время второго опыта при каждой ошибке звучал рез­кий звуковой сигнал и мигала контрольная лампа, что создавало дополни­тельную эмоциональную нагрузку. Подобный эксперимент позволял вы­являть лиц с низким уровнем стрессоустойчивости.

В последнее время появились новые перспективы для прогнози­рования стрессовых реакций с использованием методов математи­ческого анализа вариабельности сердечного ритма. Основоположник этого направления в нашей стране Р. М. Баевский отмечает, что ис­пользуя спектральные характеристики сердечного ритма для инди­кации активности различных контуров управления, можно подойти к решению задачи оценки и прогнозирования функционального со­стояния организма при информационных нагрузках. Полученные в результате лабораторного моделирования данные в дальнейшем под­вергаются математической обработке.

В настоящее время все большую популярность приобретает метод множественной регрессии, позволяющий строить достаточно точные математические модели на основании сопоставления большого числа исходных данных [5, 10].

Данный метод позволяет установить статистическую зависимость среднего значения одной случайной величины У от нескольких дру-

2.2. Оиенка уровня стресса 63

гих величин Хь Х2, . Хn. Эта статистическая зависимость находит свое выражение в уравнении:

где а, (i = 0, n) — искомые параметры.

Покажем основные принципы построения моделей реагирования студентов на эмоциональный стресс на примере прогнозирования ве­личин пульса во время экзамена [17]. Первоначально для построения модели было использовано более 70 физиологических и психологи­ческих показателей, зарегистрированных у студентов как в состоя­нии относительного покоя, так и на экзаменах.

После предварительного отбора было оставлено 10 показателей, характеризующих:

+ гемодинамику: артериальное диастолическое давление (АDD);

+ ритм сердца: НР, pNN50;

+ личностные характеристики теста Кеттела: А, F, N, М, Q4;

+ страх за свое сердце (S10),

+ тендерный признак (Sех).

С учетом этих факторов была построена компьютерная модель со­стояния частоты сердечных сокращений у студентов на экзамене. Ито­говое уравнение связывает ожидаемую частоту пульса на экзамене с психологическими и физиологическими параметрами студентов:

НRЕ = 73,31 + 1,03 х АDD + 3,77 х НF — 0,60 х рNN50 + + 1,76 х А — 1,86 х F — 2,16 х М — 1,51 х N + 1,96 х Q4 1,49 х S10 — 18,87 х Sех.

Стандартная ошибка равна 9,8 уд/мин.

График соотнесения предсказанных, исходя из этой модели, и на­блюдаемых реально показателей частоты сердечных сокращений, а также вклад отдельных факторов в конечный результат, отображен на рис. 18.

Читайте также:  Если ты чувствуешь что он вам врет

Согласно результатам множественного регрессионного анализа, наибольший вклад в частоту сердечных сокращений вносят такие па­раметры, как пол студентов, величина их диастолического артериаль­ного давления во время обычного учебного процесса и показатель ак­тивности функционирования их парасимпатической системы (рNN50). Менее значителен вклад в показатели пульса на экзамене таких ха­рактеристик личности, как фрустрированность (Q4), озабоченность (-F), наивность (-N) и общительность (А).

64 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оиенки

Полученные модели психологических и физиологических пара­метров студентов во время экзаменационного стресса можно исполь­зовать для прогноза их состояния на экзамене и проведения профи­лактических мероприятий со студентами, входящими в «группу риска» по тем или иным показателям. С такими студентами перед экзаменами желательно проводить психокоррекционную работу по оптимизации функционального состояния.

Рис. 18.Зависимость между предсказанной и реально наблюдаемой частотой пульса у студентов в состоянии экзаменационного стресса

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.

2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?

3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.

4. Какие существуют объективные методы оценки уровня стресса?

5. Каким образом вычисляется вегетативный индекс Кердо (ВИК)?

6. Перечислите основные методы оценки психомоторных реакций,
применяемых при изучении психологического стресса.

7. Из каких элементов состоит самомониторинг внутреннего состоя­
ния при стрессе?

8. Перечислите методы прогнозирования уровня стресса.

«& Выберите правильный вариант ответа

1. К какой форме проявления стресса относится нарушение кониентраиии
внимания?

а) к поведенческой;

б) к эмоциональной;

в) к интеллектуальной; •

г) к физиологической.

2. К какой форме проявления стресса относится головная боль?

а) к поведенческой;

б) к эмоииональной;

в) к интеллектуальной;

г) к физиологической.

3. К какой группе эмоциональных изменений относится снижение самооцен­
ки, которое имеет место у некоторых людей при психологическом стрессе?

а) к изменению обшего эмоиионального фона»;

б) к выраженным негативным эмоииональным реакциям;

в) к изменениям в характере;

г) к невротическим состояниям.

4. К какому уровню ситуативной тревожности можно отнести показатель
57 баллов по Спилбергеру?

г) к сверхвысокому.

5. Какой элемент не входит в состав триады поведения при структурном ана­
лизе стресса?

6. К какой из ниже перечисленных групп методов прогнозирования уровня
стресса относится метод множественной регрессии?

а) использование дозированных тестовых стрессов в лабораторных усло­
виях;

б) мысленное моделирование стрессорных ситуаций;

в) прогнозы на основе психологических тестов;

г) математические модели.

Литература

Основная

1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 57-323.

66 Глава 2. Формы проявления стресса и критерии его оценки

2. Марищук В. Л,, Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в ус­
ловиях стресса. СПб., 2001, с. 81-101.

3. Хессет Дж, Введение в психофизиологию. М., 1981, с. 19-48; 164-174.

4. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические ас­
пекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998, с. 86-170.

5. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000, с. 18-55.

Дополнительная

6. Баевскш Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ из­
менений сердечного ритма при стрессе. М., 1984, с. 6-121.

7. Бажанов Н. П., Судаков К. В., Иващенко О. Н., Тябанкова В. Ф. и др. Ре­
зультаты изучения психоэмоционального напряжения у стоматологиче­
ских больных в предоперационный период // Роль эмоционального стрес­
са в генезе нервно-психических заболеваний. М., 1977, с. 15-18.

8. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002,
с. 37-44.

9. Доскин В. А. Профилактика экзаменационного стресса // Школа и психи­
ческое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. М., 1988, с. 147-160.

10. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб., 1997, с. 47-59.

11. Марищук В. Л., Блудов Ю. М. и др. Методики психодиагностики в спорте.
М., 1984, с. 159-160.

12. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. Современные способы оценки функ­
ционального состояния вегетативной нервной системы // Физиология
человека. 2001. № 6, с. 135-141.

13. Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в ус­
ловиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. № 5, с. 48-50.

14. Поколев Г. М., Недугова Н. П., Фомина Г. Б., Илъичов Д. Г. Комплексная
оценка реакций сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс
у лиц молодого возраста // Кардиология, 1985. № 5, с. 112-113.

15. Судаков К. В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М., 1998, с. 15-
112.

16. Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергоза­
траты у студентов в процессе результативной учебной деятельности //
Вестник Российской академии медицинских наук. 1999. № 6, с. 47-51.

17. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня
эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный ана­
лиз и управление в биомедицинских системах. 2002. Т. 1. № 3, с. 319-322.

18. Ах А. Р. ТЬе рЬузюЬ^са! сН#егеп1ла1;юп Ъегдуееп Геаг апс! ап^ег т Ьитапз //
РзусЬозот. Мей., 1953. Уо1. 15. Р. 433-442.

20. М/# ^.]. ТЬе рЬагтасо!о§у о^ Ьитап агшегу // РЬагтасо1о^у апс! ТЬегару,
1990. V. 47. Р. 233-266.

Источник

Оцените статью