- Медицинские интернет-конференции
- Языки
- О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
- Резюме
- Ключевые слова
- Статья
- Литература
- Эмпатия и социализация: что это и как её развить
- Что такое эмпатия
- Шкала эмпатии
- Как развить эмпатию
- Эмпатия и социализация
- Интересное по рубрике
- Найдите необходимую статью по тегам
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Мы в инстаграм
- Рекомендуем прочитать
- Реальный опыт семейного обучения
Медицинские интернет-конференции
Языки
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Резюме
В статье рассматривается история термина «эмпатия», роль эмпатии во взаимоотношениях врача и пациента, а также передовые исследования в данной области.
Ключевые слова
Статья
Базаркина М.Н., Ступникова Е.Д.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра Философии, гуманитарных наук и психологии
О роли эмпатии в отношениях врач-пациент
В настоящее время все большее внимание уделяется модернизации здравоохранения. Ставятся задачи по улучшению качества и доступности медицинской помощи для оптимизации состояния здоровья населения [1]. Кадровая политика направлена в сторону подготовки молодых специалистов, а также непрерывного повышения квалификации медицинских кадров. Однако многие ли медицинские работники имеют актуальный взгляд на организацию своей работы? Или же сосредоточены исключительно на профессионализме, не уделяя должного внимания этике общения с пациентом? Речь идёт об эмпатии, способности врача к состраданию, сочувствию и сопереживанию. Является ли наличие этих качеств основополагающим свойством компетентного практикующего врача или значение эмпатии переоценено? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории термина.
В переводе с греческого «Empatheia» означает сопереживание; постижение эмоционального состояния, проникновение.
Автором термина «Эмпатия» считается Эдвард Титченер, который перевел немецкое слово «Einfuhlung» как «вчувствоваться в. », применительно к эстетике это понятие описывает процесс понимания произведений искусства.
Термин эмпатии стал распространяться в психологической литературе в начале 50-х годов ХХ века. До этого ученые использовали термин «симпатия», но он употреблялся в более широком смысле. Несмотря на то, что понятие симпатии прочно закрепилось в психологии, эмпатия же стала именно «рабочим» термином, хотя до сих пор ученые дискутируют относительно понимания дефиниции данного термина.
Философ-идеалист Теодор Липпс еще в начале ХХ века говорил об эмпатии как о способности почувствовать эмоции и переживания другого человека путем подражания. В том числе, при помощи эмпатии Липпса, можно было воспринять то, что хотел передать автор при создании произведений искусства или архитектурных объектов.
Фундаментальное значение эмпатия приобретает в теории американского психолога К. Роджерса. В терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой врача в терапевтических отношениях и первостепенным условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве одного из основных навыков терапевта, необходимого для создания благоприятного терапевтического климата.
«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.).
В 1975 году в своей статье «Empatic: an unappreciated way of being» Роджерс писал: «Эмпатический способ общения подразумевает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого человека: к страху или гневу, к растроганности или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает клиент. Это означает временную жизнь жизнью другого, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Быть эмпатичным психологом весьма трудно. Это значит быть ответственным, активным, сильным и в то же время предельно понимающим и чутким» [2].
Об эмпатии, как о взаимодействии врача и пациента, впервые заговорил основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
В начале 20 века он сформулировал наиболее близкое к современному понятие эмпатии: «Мы используем эмпатию, чтобы поставить себя в состояние психически схожее с состоянием пациента. В собственных эмоциях мы стараемся повторить его переживания, чтобы понять его предельно четко и полно» [6].
Он не уделял большого внимания данной теме, хотя и осознавал важность ее роли. Он полагал, что понять чувства другого человека и войти в его положение можно при помощи сочетания двух механизмов одновременно — заражения и подражания, что даст возможность понять взаимодействие людей при тесном общении.
М. Шеллер рассматривал эмпатию как метод для познания другой личности, при этом выделяя три вида эмпатии — сопереживание, сочувствие и истинную эмпатию — рациональное состояние, на котором происходит реализация человечности [3].
Т. Рибо разделил феномен симпатии на два уровня — синергию и синестезию. Синергия выступает на низшем психологическом уровне в качестве подражания, а синестезия на более высоком — уже как согласованность чувств и переживаний.
Рибо отмечает сложность протекания эмпатического процесса, поскольку зачастую люди, близко чувствующие эмоции других, стараются как можно скорее от этого избавиться просто исключив себя из ситуации и отказавшись от помощи [4].
Штерн же в основном занимался эмпатией детей и указывал на то, что через «чувства с другими» (сострадание, сорадость) можно развить у них «чувства к другим» (любовь, нежность и т.д.).
Говоря об умении правильно владеть навыками эмпатии среди будущих и практикующих врачей можно обратиться к исследованиям Васильковой А.П. В своих работах она говорит о том, что эмпатия- одно из ведущих профессионально значимых качеств медицинского работника, оказывающее решающее влияние на отношения врач-пациент. Уровень эмпатии является стабильной личностной характеристикой и не изменяется сильно в процессе профессионального становления. Эмпатийность врача выводит его общение с пациентом на совершенно другой уровень. А.П. Василькова по итогу своего исследования выявила несколько практических рекомендаций. Ведь далеко не каждый специалист слышал об эмпатии и тем более умеет грамотно строить общение с пациентом [5].
В рамках современной модернизации медицинской сферы особое внимание должно быть уделено формированию эмпатии среди абитуриентов-медиков, студентов и практикующих врачей. Достигнуть этой цели можно разными способами.
На ранних этапах довузовской подготовки возможно выявление абитуриентов-медиков, обладающих достаточным уровнем эмпатии в процессе профориентации и профотбора.
При обучении студентов-медиков возможно увеличение практической составляющей психологических дисциплин и расширения их междисциплинарного взаимодействия с клиническими. Правильная психологическая подготовка студентов развивает не только эмпатийные качества, но и способность решения остропроблемных ситуаций, с которыми будущим медикам придётся сталкиваться очень часто. А среди практикующих врачей развитие эмпатии возможно посредством специальных курсов и тренингов по повышению квалификации.
Способность врача понять персональные особенности пациента, играет огромную роль при установлении доверительных отношений в коммуникации врач-пациент [7]. Врач, который действительно заинтересован в помощи больному в проблеме, с которой тот обратился, несомненно, вызывает большее доверие, и как следствие формирует комплаентное поведение со стороны пациента [8].
Человек, впервые обратившийся за помощью, начинает говорить о своей проблеме довольно поверхностно и осторожно, указывает только на самые очевидные причины своего беспокойства и хочет скорейшей помощи. Если пациент видит понимание, соучастие и заинтересованность со стороны врача, то он стремится подробнее описать изменения в состоянии своего здоровья, тем самым помогая доктору собрать расширенный анамнез образа жизни и заболевания, и соответственно поставить точный диагноз. Когда устанавливается контакт между лечащим врачом и пациентом возникает психологический комфорт в отношениях, пациент детальнее описывает эффект от назначенного лечения или побочные эффекты, а доктору проще назначить другие препараты, внести изменения в план обследования и дальнейшего лечения больного. Если пациент видит небезразличное, участливое отношение к своей проблеме со стороны врача, то он будет уверен в своем выздоровлении и обратится к этому специалисту вновь. Доверительное отношение пациента к своему лечащему врачу является одним из главных компонентов успешного лечения. Как правило, создание таких отношений не представляет для врача особой сложности, поскольку сами пациенты стремятся к эффективному сотрудничеству. При установлении гармоничных взаимоотношений с пациентом врач должен оказывать содействие выражению чувств, идей и ожиданий больного, четко преподносить информацию, взаимно согласовывать с ним цели лечения. Пациент должен принимать активное участие в терапевтическом процессе. Огромное значение имеют также положительные эмоции, сочувствие, поддержка со стороны среднего медицинского персонала.
Следует обратиться к современным исследованиям о роли эмпатии в коммуникации врач-пациент. Ученые из Американской академии хирургов-ортопедов пришли к выводу о том, что пациенты выше оценивают своего лечащего врача, если он понимает их переживания. В качестве респондентов выступили 112 пациентов. По результатам проведенного опроса: удовлетворенность пациентов на 65% зависит от эмпатии врача и только на 35% от таких факторов, как профессиональная грамотность врача, длительность приема, время ожидание в очереди и прочее.
Также в качестве примера можно привести исследования Гриффина. Он установил, что на приверженность пациента к лечению влияют такие факторы, как: поощрение пациентов задавать вопросы; запись вместе с пациентами важной ключевой информации (лекарства, их прием, название процедур и т.д.); информирование пациентов; внимание к эмоциональному состоянию пациента; внимание к ожиданиям пациента.
Таким образом, недостаточно быть хорошим специалистом, если достижение взаимопонимания с пациентом вызывает трудности. Внимание пациентов к личностным качествам врача весьма велико. Необходимо не только развивать новые медицинские технологии, но и добиваться того, чтобы пациенты следовали рекомендациям врача, то есть демонстрировали комплаентное поведение, высокую персональную ответственность и заинтересованность в излечении [8]. Поэтому значение эмпатии в практике врача чрезвычайно велико. Зачастую этот фактор является ключевым при расположении к себе пациента и создании необходимого доверительного общения, что в большинстве случаев позитивно сказывается на качестве лечения. Модернизация медицинской сферы должна получить новое направление для подготовки не только высококвалифицированных врачей, но и специалистов, умеющих сострадать, сопереживать и желающих «делать благо» пациенту.
Литература
Список литературы:
1) Сийидмагомедова Г.Д., Магомедмирзоева Т.А., Ермолаева Е.В. Здоровье как основополагающая ценность современного общества // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. — Т. 6. — № 1. — С. 100.
2) Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. — М., 2002.
3) Шелер М. Феноменология и теория познания / М. Шелер // Избранные произведения; пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. А.В. Денежкина; послесл. Л.А. Чухиной. — М: Гнозис., 1994. — С. 198-206.
4) Рибо Т. Психология чувств / Т. Рибо // Эволюция общих идей; перевод М. Гольдсмит. — М: ЖИ, 2007.
5) Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов медиков: дисс. … канд. псих. наук. – СПб, 1998.
6) Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы (Das Ich und die Abwehrmechanismen) [Текст] / А. Фрейд. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — С. 68
7) Фахрудинова Э.Р., Чижова К.Е., Чижова М.Е. Междисциплинарное изучение модели «врач-пациент» // Омский научный вестник, 2014. — № 52. — С. 162.
Источник
Эмпатия и социализация: что это и как её развить
Раскрываем понятие эмпатии, рассказываем, как её развить, и объясняем, почему высокий уровень эмпатии может быть полезен для социализации ребёнка на семейном обучении.
Что такое эмпатия
Эмпатией называется способность считывать эмоциональное состояние другого человека и соизмерять его с собственными мыслями и поступками.
В нейрофизиологических механизмах эмпатии участвуют зеркальные нейроны. Приматов эти клетки заставляют повторять друг за другом одни и те же действия (обезьянничать), а людей — смеяться над книгами, плакать над фильмами, заводить друзей.
Не стоит путать эмпатию с состраданием — её можно проявлять не только к негативным эмоциям. Эмпатия — это осознанный отклик на чувства собеседника; на высших уровнях — без «примеривания» чужих ощущений на себя.
Шкала эмпатии
Развитие эмпатии начинается с рождения. Когда младенец видит улыбку мамы, бессознательно улыбнётся ей в ответ (обезьянничает). Немного подросший малыш начинает считывать чувства взрослых по движениям, мимике, словам. Если папа нахмурился, значит, ему грустно, его нужно обнять, если брат покраснел, значит, он злится, лучше отойти в сторонку.
Дальше в развитие эмпатии включаются социальные факторы, и в связи с этим способность к ней может снижаться. Например, жители мегаполисов считаются менее восприимчивыми к людям, чем провинциалы. Горожанин может легко пройти мимо лежащего на земле человека, в то время как сельский житель обязательно поинтересуется, что случилось.
Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика до полного погружения во внутренний мир собеседника. Выделяются следующие уровни:
- Низкий уровень эмпатии. Основан исключительно на работе зеркальных нейронов. Просто считывание невербальных сигналов и сопоставление их с тем, что видел раньше.
- Средний уровень эмпатии. Хочется понять человека, выяснить причину его переживаний, выслушать предысторию. Проявляется умение ставить себя на место собеседника.
- Высший уровень эмпатии. Способность быстрого считывания новых людей без перетаскивания их проблем на себя. Рациональный анализ эмоционального состояния человека, позволяющий оказывать ему реальную помощь.
Как развить эмпатию
Поколение Z (родившиеся после миллениума) не мыслит себя без гаджетов. Нашим детям проще написать, чем позвонить. При этом по оценкам социологов, начиная с 2000 года в обществе наблюдаться резкий спад эмпатии.
Интернет вытесняет реальное общение из повседневной жизни. В Сети чувства прячутся за эмодзи. Подрастающему поколению всё труднее понимать других людей и проявлять к ним участие.
Для развития эмпатии существуют специальные упражнения. Вот несколько из них:
- Эмоциональный словарь. Предложите ребёнку завести блокнот и записывать туда свои эмоции и ощущения. Просто фиксировать, не пытаясь озаглавить. Придумывать названия и классифицировать вы будете вместе. Удивительно, но психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний, в то время как обыватель с ходу может назвать не больше двух десятков. По мере пополнения словаря, вы и ваш ребёнок поймёте, насколько разнообразна палитра чувств человека, и сможете использовать её в общении.
- Составление предложений. К этому приёму часто прибегают на занятиях по эмоциональному интеллекту в «Домашней школе Фоксфорда». Когда ребёнок испытывает какую-нибудь сильную эмоцию (гнев, восторг, изумление), предложите ему закончить фразу: «Я чувствую . потому что. ». Проговаривание своих чувств способствует их анализу и приучает внимательнее относиться к ощущениям других.
- Перестановка ролей. Элементарное проявление эмпатии — поставить себя на место другого человека. Составьте с ребёнком список людей, в которых он хотел бы перевоплотиться. Это могут быть как известные личности, так и люди из ближнего круга. Например, предложите ребёнку представить себя в роли соседского мальчишки, с которым он на днях повздорил. Затем попросите его ответить на ряд вопросов от имени его персонажа. Например: как тебя зовут, сколько тебе лет, чем ты увлекаешься, что ты больше всего любишь, что тебя огорчает и так далее. Обсудите с ребёнком его ответы.
Эмпатия и социализация
Хоумскулеры обычно получают более качественное общение, чем обычные школьники. Они не являются «узниками» класса и чаще всего контактируют с теми ребятами, с которыми им интересно.
При этом некоторые дети на семейном обучении могут испытывать трудности в установлении первичного контакта и поддержании диалога. Как правило, из-за банальной нехватки опыта.
Развитие эмпатии может восполнить этот пробел. Чем лучше ребёнок разбирается в своих и чужих эмоциях, тем ему проще сделать первый шаг. Дети-эмпаты без труда находят друзей и гораздо меньше прячутся в социальных сетях.
Попробуйте время от времени проделывать со своим ребёнком описанные выше или другие упражнения на эмпатию, и вы увидите, что его отношения со сверстниками и взрослыми станут складываются гораздо проще.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Пишите нам письма
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Источник