«Солнышко настроения» для диагностики эмоционального состояния ребенка
Светлана Осьмушина
«Солнышко настроения» для диагностики эмоционального состояния ребенка
Такое Солнышко появилось в нашей, старшей группе «Звёздочки», с целью определения эмоционального состояния ребенка,
для оказания своевременной помощи детям в осознании своих эмоций.
Разноцветные бантики появляются на лучиках солнышка ежедневно, по приходу детей в детский сад. Каждое утро, дети выбирают цвет своего настроения и украшают Солнышко. Понятие о соответствии выбранного цвета определенному настроению не даётся.
1. диагностика эмоционального состояния ребенка
2. учить ребёнка определять своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других детей и взрослых
3. воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание
4. используя индивидуальный подход и психологические особенности каждого ребенка, организовать систематическую работу по формированию позитивного отношения к событиям, влияющим на настроение ребенка.
ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М.Люшера и их характеристиками:
синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
коричневый – напряженность, тревожность;
серый (нулевой) – напряженность, огорчение.
Для отслеживания эмоционального состояния ведётся табель-календарь, который находится в приёмной,в доступном для родителей месте.
Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: — систематизировать представления детей о свойствах.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.
Мастер-класс «Пособие для рефлексии «Солнышко настроения» Мастер-класс: «Изготовления пособия для рефлексии «Солнышко-настроения», средняя группа детского сада». Рефлексии настроения и эмоционального.
Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.
Открытое занятие в рамках текущей диагностики «По щучьему велению» 1. Цель занятия: выявить полученные знания, представления, умения детей по блокам «Считалочка», «АБВГДЕйка», «Окружающий мир», «Родное слово».
«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: — стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.
Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.
Источник
Оформление уголка настроения в детском саду. Мастер-класс
Надежда Минникова
Оформление уголка настроения в детском саду. Мастер-класс
Оформление уголка настроения в детском саду
Хотелось бы поделиться с коллегами идеей оформления уголка настроения. Свой «Уголок настроения» я решила оформить в раздевалке. Как театр начинается с вешалки, так и группа начинается с раздевалки. Приходя в группу, ребенок вместе с родителем или воспитателем определяет свое настроение и помещает свою фотографию в кармашек под соответствующей эмоцией.
Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
формировать умение анализировать события в течении времени, определять настроение;
способствовать развитию речи, развивать желание рассказывать о причинах изменения своего настроения;
воспитывать умение сопереживать друг другу, делить радость, способствовать сплочению детского коллектива;
Необходимый материал: плотный картон, самоклеющаяся пленка разного цвета, клей «Момент», фотографии детей, веер цифр или букв, настенный кухонный кронштейн, кусочки ткани (ситец или бязь красного, желтого, зеленого, синего, голубого и фиолетового цветов, шаблоны букв для вырезания из бумаги, прозрачная папка — конверт А5 с кнопкой (2 шт, картинки (ромашки – эмоции, картинки девочки и мальчика, картинки — наклейки.
1. Подготовить необходимый материал для уголка.
2. На картон наклеить пленку и вырезанные буквы из самоклейки. Закрепить крепежные детали на стене для кронштейна (здесь потребуется помощь пап).
3. Вырезать из ткани прямоугольники для карманчиков.
4. Из синей ткани сшить большой прямоугольник, на него пришить кармашки.
На каждый кармашек приклеиваем ромашку – эмоцию, на красный – радостное настроение, на желтый – доброе, на зеленый – спокойное, на голубой – грустное, на фиолетовый – плохое. Наклеить фото детей и наклейки на веер букв.
5. С боковой стороны шкафчика наклеить картинку – девочки, под картинкой наклеить прозрачную папку — конверт.
6. Тоже самое делаем и для мальчиков.
7. Складываем веер с фото детей в прозрачную папку.
8. Прикручиваем кронштейн с кармашками. Все готово! Надеюсь, что моя идея поможет воспитателям в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Мастер-класс по оформлению информационного уголка для родителей в детском саду «Паровозик» Вот и пролетело лето, наступил новый учебный год. Пора подумать об оформлении уголка в группе. Для этого нам понадобятся: квадраты для клеевого.
Оформление фойе в детском саду Оформление в фойе является важным моментом при подготовке к любому мероприятию. Ведь центральное фойе — это как «лицо» учреждения. Каждый.
Оформление группы в детском саду Очень люблю рисовать. В свободное время оформляю группу. Иногда беру сказочные персонажи,а иногда подсказывают дети сюжет для рисунков. Сначала.
Оформление группы на летнюю тематику Здравствуйте, коллеги! Хочу представить вашему вниманию оформление группы во второй младшей группе. Цель: познакомить коллег с оформлением.
Оформление лестниц в детском саду к 9 Мая В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. №426 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших.
Оформление на дни рождения в детском саду Предлагаю Вашему вниманию оформление и изготовление атрибутов на дни рождения в детском саду. В этом году в приемной уголок именинников.
Декорирование пней на участке детского сада Воспитатели очень творческие люди. Даже обыкновенный пень может превратиться в их руках в сказочный персонаж, в человечка и тп. Нужно отметить,.
Оформление раздевалки в детском саду Мы, воспитатели, очень старались сделать раздевалку в группе яркой, красивой и разноцветной, чтобы детям и родителям приходя в детский сад.
Оформление участка в детском саду С наступлением летне-оздоровительного периода мы с ребятами и родителями нашей подготовительной группы решили украсить территорию нашей.
Оформление уголков в детском саду Хотелось бы вам представить оформление уголков для первой младшей группы. Я для своих маленьких деток решила оформить уголок ПДД на стене,сделав.
Источник
Консультация для педагогов на тему «Уголок настроения в детском саду»
Светлана Молочкова
Консультация для педагогов на тему «Уголок настроения в детском саду»
С первых же дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира. Взрослые не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, поступкам, явлениям, формируя тем самым внутренний мир ребенка. Эта работа протекает не только в семье, но и в дошкольном учреждении под руководством воспитателя.
Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя не только понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, но и знания о его эмоциональных переживаниях, настроениях, чувствах.
Обоснованием необходимости воспитания чувств у ребенка служит, прежде всего, необходимость формирования гармонически развитой личности и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития. Недооценка этого, как правило, ведет к преувеличенному, одностороннему развитию какого-то одного качества, чаще всего интеллекта, что, во-первых, не дает возможности глубоко понять особенности самого мышления и управления его развитием, а во-вторых, не позволяет до конца уяснить роль таких мощных регуляторов поведения ребенка как мотивы и эмоции.
Эмоциональные состояния окрашивают все виды деятельности ребенка. Они не только зависят от характера деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на них. Эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они формируются. Они обнаруживаются в различных настроениях.
Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.
Не трудно заметить, как неопределенны, изменчивы эмоции и эмоциональные проявления маленьких детей, как непосредственны и импульсивны их эмоциональные реакции, кратковременны их переживания. Однако это не является поводом для невнимательного отношения к настроению или эмоциональному состоянию ребенка.
Воспитатель, который предполагает провести игру или занятие, но плохо разбирается в особенностях эмоционального развития малышей, поневоле встаёт на формальный путь и требует от них лишь безоговорочного послушания, тогда как, влияя на развитие чувств детей, он сможет добиться больших успехов в их воспитании.
На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и ее мотивов, а также в связи с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – двух наиболее важных сфер его психического развития.
Следует заметить, что эмоции играют существенную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.
При внимательном отношении к детям можно заметить, что немалую роль в возникновении отклонений в поведении играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Эмоциональное неблагополучие характеризует отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище и т. д. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Поэтому ежедневное обращение внимания воспитателя и других детей к эмоциональному состоянию ребенка, его настроению, позволяет нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания и настроения.
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Часто мотивы и эмоции ребенка, побуждающие выступать его определенным образом, не всегда легко выявить и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Так, бывает, что детей, устраняющихся от общих дел, некоторые воспитатели считают равнодушными; тихих, не мешающих им детей считают благополучными и т. п., но при этом не пытаются расшифровать поведение ребенка и часто оставляют его в покое.
Важно выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребенка. Это возможно только при регулярном отслеживании настроений и эмоциональных состояний ребенка.
Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя. Именно этой цели и служат «Уголки настроения».
Цель оформления «Уголка настроения» в группах нашего детского сада: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка педагогом-психологом.
• Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
• Учить определять свое эмоциональное состояние.
• Развивать эмпатию ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
Варианты названий и оформления «Уголков настроения».
При определении названия должно присутствовать одно из основных определений – «настроение» или «эмоции»
• Календарь настроения
• Часики настроения
• Календарь эмоций (эмоциональный календарь)
• Эмоциональная корзина и т. д.
Основные требования к «Уголкам настроения»:
Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения). Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением.
Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.
ПРИМЕЧАНИЕ: При определении цветовой гаммы можно воспользоваться цветовыми выборами М.Люшера и их характеристиками:
синий (темно-синий) – спокойствие, удовлетворенность;
зеленый (сине-зеленый) – уверенность, настойчивость;
красный (оранжево-красный) – агрессивность, возбуждение;
желтый (светло-желтый) – активность, веселость;
коричневый – напряженность, тревожность;
серый (нулевой) – напряженность, огорчение.
Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.
I-я МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года).
Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел».
• Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
• Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.
II-я МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуйте, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются предметные символы (например, «солнышко» желтого цвета – веселое настроение и «тучка» синего цвета – грустное настроение).
• Учить определять свое настроениеисходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. (Приложение 1) Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.
• Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.
• Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
• Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?
• Закреплять полученные ранее знания и умения.
•Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).
• Отслеживание устойчивости / неустойчивости эмоционального состояния детей и общего фона настроения группы.
Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.
В соответствии с планом работы педагог-психолог регулярно (желательно ежедневно) просматривает «Уголки настроений» с целью определения достоверности демонстрируемых данных.
В конце месяца «табель — календари» передаются педагогу-психологу для совместного с воспитателем анализа полученных данных.
В конце года подводятся итоги работы в данном направлении.
1. Белопольская Н. А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
2. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста».СПб: Речь, 2005г.
3. Клюева И. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению». –Ярославль: Академия развития, 1996 г.
4. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников». — М. : АРКТИ, 1999г.
5. Панфилова М. А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. «Практикум по дошкольной психологии». — М. :Издательский центр «Академия», 2000г.
7. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М. : Издательство «Совершенство»,1998г.
8. Чистякова М. И. «Психогимнастика» – М. : Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
9. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» — М. : ТЦ Сфера, 2008г.
Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.
Консультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.
Консультация для педагогов ДОУ «Сюрпризы» и казусы на утренниках в детском саду» Для каждого ребенка любое открытое мероприятие на публику, в котором он принимает участие, очень волнительно. Утренник – это всегда стресс.
Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.
Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:»О речи воспитателя в детском саду с детьми» Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.
Консультация для педагогов «Уголок ПДД в детском саду — учим дошкольников ориентироваться на дороге» Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил.
Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.
Консультация для родителей на тему «Закаливание в детском саду» Закаливание – ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Основными средствами закаливания.
Источник