Солнце чувствуется уже садится

3.В каком предложении нет вводного слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.
б) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.
в) Книга может быть наиболее сложное и великое чудо.
г) Товарищ почему-то не спал и по-видимому разыскивал меня.

4.Какие из данных утверждений не верны?
а) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.
б) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т. п.
в) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.
г) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.

5. Отметьте предложение, в котором неправильно выделено вводное слово.
а) По правде говоря, больше всего мне хотелось сейчас поехать на вокзал и взять билет.
б) Сентябрь был тихий, тёплый и, на счастье, без дождей.
в) Лес поредел, но дождь, как на грех, усилился
г) В воздухе пахло водой, травой – одним словом пахло ранним утром.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
«Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 2
в) 3, 4
г) 1, 3

7. Какое из данных значений не подходит для вводных слов:
а) различные чувства
б) перечисление фактов
в) степень уверенности
г) источник сообщения или высказывания

8. В каких предложениях выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).
а) Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществлялась так ОЧЕВИДНО.
б) Графиня весьма КСТАТИ воротилась в гостиную.
в) ДЕЙСТВИТЕЛЬНО XIII век — это кризис феодализма во всем мире.
г) ОЧЕВИДНО сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.
д) На бледном лице ее ДЕЙСТВИТЕЛЬНО потухала редкостная красота.
е) КСТАТИ слой глины в этом месте был гораздо тоньше, чем над всей крышей.

9. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания?
а) Работа над повестью идёт медленно, и кажется, верно.
б) Почему же, однако, и вымыслу нельзя быть красивым?
в) Тарантас прыгал, визжал и казалось, рыдал.
г) Может быть, и донные снега хранят мой одинокий след.

10. В каких предложениях вводные слова и словосочетания не имеют значения «Призыв к собеседнику».
а) Те, кто привык к утренней гимнастике, не расстаются с ней до конца жизни и, поверьте, не жалеют об этом.
б) После того разговора, веришь ли, я как будто вновь с ним познакомился.
в) Вот и дождик, посмотри-ка, хлынул словно из ведра.
г) Утро было пасмурное, и мы, признаться, встали поздно.

11. Отметьте вводное предложение:
а) во-первых
б) к общей радости
в) как это часто бывает
г) вероятно

12. Какое утверждение является неправильным?
а) Вводные конструкции не являются членами предложения.
б) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.
в) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.
г) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).

13. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания?
а) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
б) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.
в) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.
г) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.
д) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.
е) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.

14. Под какими цифрами находятся запятые, которые обозначают запятые при вводном слове, вводном предложении?

Как птицы определяют, 1 живя в тропиках, 2 приближение весны у нас? По-видимому,3 им помогают птичьи биологические часы.

…Птицы, 4 как утверждают учёные, 5 ощущают также зелёные запахи, 6 прислушиваются к раздающимся снизу звукам…

15. Под какими цифрами отмечены запятые, которые обозначают запятые при обращении?

Бедность не порок 1, дружище 2, ну да что уж что! Так вот же тебе, 3 почтеннейшая Лавиза Ивановна 4, мой последний сказ, 5 и уж это в последний раз…

16. В каких предложениях есть вводные слова (знаки препинания не расставлены)?
а) Поезд мчит меня к счастью.
б) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.
в) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.
г) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.

Источник

Предложения со словами, в определении которых как вводных допускаются ошибки

I. 1. Недалеко в прохладной мгле, казалось, приросли две сакли дружною четой. (Л.) 2. Темное небо над освещенной улицей казалось черным тяжелым пологом. (Бун.) 3. Солнце, чувствуется, уже садится за вершины далеких строений. (Ф.) 4. По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны. 5. Я открываю дверь комнаты, мы заходим и наконец, знакомимся. (А Адамов.) 6. Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (П.)

II. 1. Лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины. (Аж.) 2. Погода между тем разгуливалась. 3. Идти было трудно, в довершение всего пошел дождь, и мы промокли буквально до нитки, но тем не менее продолжали путь.

I. 1. Эти птицы сидели отдельно и, казалось, с высоты наблюдали за общим порядком. (С.-М.) 2. Вечер был прохладный и, к счастью нашему, светлый. (Пришв.) 3. Я не поблагодарила его, кажется, и побежала домой (В. Пашенная.) 4. Товарищ почему-то не спал и стоял возле куста, осматриваясь по сторонам и, по-видимому, разыскивал меня. (Гайд.) 5. Споров более не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем расположении духа. (Л. Т.) 6. Всякое снисхождение окружающих нисколько не облагораживало нрав юноши, а напротив, он становился все грубее, чаще пренебрегал интересами коллектива.

Читайте также:  Какими чувствами наполнена симфония 4 чайковского 2 часть

II. 1. Книга, быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего 1 . (М. Г.) 2. Действительно, пышность и прозрачность батумских закатов были неправдоподобны. (Пауст.)

III. 1. Чьи-то шаги, правда еще далекие, заставили ребятишек насторожиться, и они проворно нырнули в гущу куста. (Гайд.) 2. Кто-то махал Ефиму шапкой и кричал, по-видимому приказывая остановиться 2 . (Гайд.) 3. Ребята, видимо согласившись, смолкли. (Фурм.) 4. А Петр, помня, видимо, совет Лопатина, сделался вдруг ласков да угодлив с любым. (Ив.) 5. Слова Петра, видимо одобренные учителем, рассеяли тягостное состояние собравшихся. (Андр.) 6. Для всех в доме, кроме, может быть, Семена, поступок Андрейки был полной неожиданностью. (Ив.)

Источник

Солнце чувствуется уже садится

С тех пор уже много месяцев я её не встречал.

НА БЕРЁЗАХ, НА СОСНАХ, НА ЛИПАХ

Обессилят метели. Нальётся синью чистое небо марта. Деревья замрут перед рассветом, тяжко облитые инеем.

Только солнцу скользнуть за огородами — на самую вершину липы вспрыгнет снегирь.

Снегирь оглянётся, замрёт и тронет ветку клювом. На ветке пронзительно вспыхнет стеклянный гранёный огонёк: «Ки-ки-ки».

И вся стая уже хлынет на липу развешивать на ветках стеклянные огоньки. Ветки покачиваются.

Леса налиты неистовым светом весны. И снегирь сидит на липе в синем небе. Дремлет, как боярин.

Осенью вместе с первыми морозами снегири уходили на юг. Они шли до буковых чащ Кавказа. Теперь вдоль первых дорог весны снегири спешат назад, до северной границы лесов.

Снегири порой засиживаются у нас вот так на липе, над баней, на опушке леса. И чувствуется, что им не хочется уходить из этой прозрачной весёлой зимы, когда похоже, что стога, деревья, избы, мосты — всё соткано из тончайшего звучного инея, который сам по себе то вспыхивает, то гаснет.

Снегири ещё долго продремлют над окрестными деревнями. И забавно будет размышлять: то ли это свистят снегири, то ли позванивают стеклянные гранёные огоньки на берёзах, на соснах, на липах.

Вечером кто-то заглянет в окно и прошелестит моей рябиной. Потом он проскользнёт вдоль окон по воде, пройдётся по крыльцу. И вдруг покатится по сеням, как на коньках. Я встану, открою дверь. В сенях на половицах — месяц. Качается-раскачивается, как детская качалка.

Пусть себе качается, какое мне дело. Я вернусь к столу и сяду за работу.

И так он остановится в дверях, прислонившись плечом к косяку, и станет смотреть мне в спину. Прохлада пойдёт по избе, стакан с водой засветится на подоконнике, словно покроется инеем. А по стенам поползут полосы, полосы, узоры, как это бывает на окнах морозной ночью.

Я буду чувствовать за спиной взгляд его. Он до утра останется стоять в дверях, задумчивый и внимательный, как юноша.

Только стёкла будут сонно дрожать и дрожать, словно их знобит и замораживает.

Раскроются окна, и в доме запахнет озером. Вдали ударит щука, и по всему дому пойдут круги, зарябит в глазах от света воды, бегущей в разные стороны. Так и хочется протянуть руку, прямо из окна протянуть её, чтобы сорвать холодную шёлковую кувшинку.

Раскроются окна и будут медленно качаться над озером, поблёскивая стёклами. Поскрипывает лодка, причаленная к берегу, из лодки тоже пахнет, пахнет смолой. Прыгает по лодке синица. Выискивает она там что-то или торопится узнать, кто на лодке плыл, кто приплыл на ней и ушёл каменистой дорогой в лес, под сосны, с ружьём и патронташем? А следом бежала девочка в стоптанных тапочках, в холстинковом платье, всё время поправляя рукой волосы, которые падали и падали ей на глаза.

Теперь эти двое уже далеко, там, где озеро прячется за мыс и уходит на юг, чтобы сверкать на солнце, рябить волну да ловить опадающие с берегов листья. Охотник уже строит шалаш и забросил в озеро удочки. Он строит шалаш из веток и поглядывает на поплавки. Не дай бог лещу теперь потянуть поплавок — шалаш так и останется недостроенным. А девочке нужно спать в шалаше, потому что ночью придёт мелкий дождь и зашумит по берегам, как листопад.

Девочка разводит костёр из тонких еловых веток. Она подсунула спичку, и пламя заиграло. Только ветер не раздул его, а погасил. Встала девочка на колени, раздувает пламя. А волосы всё падают на глаза и на ветки. Такие рыжие волосы, того и гляди сами подпалят сучья. Девочка собрала стоймя ветки, она тоже строит шалаш среди огня и треска еловых сучьев. Чтобы лучше горело.

Теперь она побежит за водой с большим котелком. И зачерпнёт. А в котелке вместе с водой — карась. Жирный, маленький, как старинный пятак. И что теперь с ним делать: оставить или выплеснуть? Девочка думает: выплеснуть. А жалко. Девочка сядет на берег и станет смотреть на карася. А костру гореть в стороне.

Тем временем удочку дёрнет лещ. Отец оставит шалаш недостроенным и выбросит леща на берег. Такого большого, что берег закачается, когда лещ ударит в него. Ударит сначала одним, потом другим боком. И вспыхнет и запляшет на берегу. Где его тут поймать? У него холодные и скользкие бока. За ним нужно бежать, и бежать, и ловить не то руками, не то шапкой.

А с того берега кто-то смотрит и требует оглянуться. Попробуй оглянуться — увидишь лисицу. Она сидит в красном платке и поглядывает с усмешечкой. Вот и садись на берег и тоже смотри на неё. И тянись одной рукой за ружьём. А лещ твой ушёл далеко в сосняк и там ходит по травам, пощипывает клюкву и блестит на всю поляну, будто всходит над лесом луна.

Читайте также:  Лечение депрессии при климаксе у женщин препараты

Стоит шалаш совсем недостроенный, и девочка сидит и смотрит в котелок, а человек загляделся на ту сторону озера и всё тянется за ружьём.

Между тем уже стелются дождевые облака и дело идёт к вечеру.

А синица всё прыгает и прыгает по лодке, всё болтает и болтает про ружьё, про леща, про красный лисичкин платок.

— Пошла ты вон, синица, мне нужно работать.

— Разве ты не работаешь?

— Не работаю, ты мне мешаешь.

— Ты работаешь, а я тебе не мешаю. Посмотри, бежит катер, а там сидят в платках да ещё с гармошкой. Смотри, как вон та, в широкой кепке поверх уложенных кос, растягивает гармонь. И сама смеётся, и гляди, как запоёт. Они скосили целое поле овса, и теперь их волосы и руки пахнут овсом.

— Я тебя не слушаю, синица.

— Хочешь, я её позову?

— Зачем она мне? Я хочу работать.

— Ты работай, а я её позову.

— Лучше перестань прыгать по лодке. Ты её утопишь.

— Я эту лодку утоплю, ты сделаешь другую.

— Другая будет хуже.

— Тогда давай позову ту, с гармошкой.

— Да катер уже ушёл.

— Ушёл и лису напугал. Вон, видишь, как лиса побежала, размахивая красным платком.

— Теперь уходи, ты мне мешаешь, синица.

— Я не буду мешать. Я другой буду ждать катер или лодку.

— Я этого не хочу.

— Тогда давай сыграю тебе на дудке. Я заплету свои волосы в косы, я брошу их вдоль спины, сяду на корму и свешу ноги в воду.

— Делай что хочешь.

— А ты послушай мою дудку. Слышишь, у меня босые ноги, у меня длинные косы. Я умею петь и заглядывать в глаза, играя на дудке. И глупый ты, если тебе при этом захочется спать. Даже если ночью дождь придёт и кто-то постучится в дверь.

— А если кто-то постучится в дверь, синица?

— Ты спросишь, как его зовут?

— Спрошу, если захочешь.

— А если он попросит пить, синица?

— Я дам ему стакан воды.

— Ты дашь ему стакан воды и спросишь, где он оставил свой шалаш и догорел ли там, на берегу, костёр.

— Хорошо. И я спрошу ещё, не под плащом ли под своим он спрятал девочку, которую нельзя брать на охоту осенью в тапочках и в одном лёгком платье.

— Ты играй, синица, до рассвета на своей дудке, чтоб рано утром опять прошла от лодки девочка, и распахнулись бы окна, и в доме запахло бы озером.

— Я и буду играть, — отвечает синица, — только тебе пусть кажется, что я зажгла в избе огонь, варю тебе уху в широком чугуне, уже начистила картошки, нарезала хлеба. А окна распахнутся сами собой, когда встанет солнце.

СВЕТИЛЬНИК НА ЛАДОНИ

Если шагать из дальней деревни с самого утра, на полпути сойдутся сумерки. Соберутся у росстани, поглядывают по сторонам глухими, мутными глазами и собирают, собирают по перелескам тоску. Они крадутся, как старухи в тусклых дымчатых одеждах, отовсюду, на какой-то тайный сговор.

Я обхожу их стороной, но не могу обойти. Они толпятся уже вокруг, рядом, они стелются и обступают. В лесу они начинают мне что-то нашёптывать, почти касаясь лица холодными губами. Мне становится одиноко. Мне начинает казаться, что я потерял дорогу.

Источник

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Цели: повторить и систематизировать материал по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями»;

закрепить знания о постановке знаков препинания в осложненных предложениях и умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями;

подготовиться к выполнению задания № 17.

Запишите предложения – пример употребления слова в речи.

По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

Солнце, чувствуется, уже садится за вершины далеких строений.

В чем различие в употреблении слова?

Выполните синтаксический разбор первого предложения.

А как разобрать второе?

Можно ли к слову чувствуется задать вопрос?

Сделайте вывод о его месте в предложении. В случае затруднения обратитесь к учебнику.

Образец разбора предложения (проецируется на экран).

Повторите, почему мы считаем, что междометия, обращения и вводные конструкции не связаны с членами предложения?

Выборочный диктант. Индивидуальная работа на компьютере (выполнение тестовых заданий)

Обойтись в речи без них просто невозможно, и, следовательно, мы должны учитывать их при постановке знаков препинания.

Задание: выписать слова, грамматически не связанные с членами предложения, определить их (классифицировать), указать роль в предложении.

А) Может быть, Семен, я все-таки поступил легкомысленно?

Б) Как нарочно, дождь шел несколько дней.

В) По словам знатоков, разливы Оки оставляют на лугах прекрасный ил.

Г) Сентябрь был тихий, теплый и, на счастье, без дождей.

Д) но вот подъём позади. Ух, как отсюда все видно!

Е) На другой день после завтрака я отправился на своем велосипеде(он совсем расшатался) в соседнее село.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Итак, она звалась Татьяной.

Лес вскоре поредел, но дождь, как на грех, усилился.

В приведенных примерах пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

1. В свою любовь к природе мальчик вкладывает не только страсть, (1) но и талант натуралиста,(2) которым он,(3) несомненно,(4) обладает. (3,4)

Читайте также:  Радость общения с собакой

2. «Это,(1) кажется,(2) тоже необыкновенный росток,(3)-подумала Майя. –Он,(4) верно,(5) сделан из солнечных лучей. (1,2,4,5).

Б) выполнение заданий В5 в тестах 9 классов ( по вариантам)

Индивидуальная работа с учащимися на компьютере.

Разбор предложения. Знаки не проставлены.

Они прошли довольно близко но кажется не заметили нас

Он любил жизнь и видимо жизнь его любила .

Содержание задания 17 определено так: слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения.

Что имеется в виду?

В языке есть обращения, вводные слова и сочетания, вводные предложения, вставные конструкции. Все эти явления относятся к теме. Но в КИМах круг языковых явлений сужен. Поэтому и мы ограничимся вводными словами и предложениями. Что о них нужно знать?

1. Вводные слова не являются членами предложения.
2. Вводные слова грамматически не связаны с членами предложения.
То, что они выделяются запятыми на письме, известно всем. Трудность не в пунктуации как таковой, а в необходимости такие слова, сочетания слов и конструкции узнавать. Дело в том, что в русском языке одно и то же слово может выступать в разных ролях. Как не перепутать вводные слова с омонимичными им членами предложения? Учимся различать. Для этого сравним:

К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было.

К счастью — вводное слово, выделяется запятой.

Посуда бьётся к счастью.

К счастью — дополнение, синтаксическая связь — управление: бьется (к чему?) к счастью.

Попробуйте опустить к счастью. Во втором предложении без нарушения смысла и грамматической структуры предложения это сделать невозможно.
Сравним:

Посуда бьётся к счастью. ≠ Посуда бьётся.

Чувствуете, это совсем не одно и то же. Почему второе предложение не допускает подобной трансформации? Потому что к счастью — член предложения, грамматически и по смыслу связанный с другим членом предложения. Если его исключить, структура меняется. В первом же предложении к счастью не является членом предложения. Кроме того, оно грамматически не связано ни с одним из членов предложения. Следовательно, структура предложения не изменится, если вводное слово опустить.

В русском языке многие слова могут употребляться двояко: и в качестве вводных слов, и в качестве членов предложения.

Может быть, брат станет музыкантом. ≠ Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух.
Ты, верно, с Севера? ≠ Ты решил задачу верно.
Возможно, он позвонит сегодня. ≠ Статью возможно написать за неделю.
Видишь, мы не опоздали, ты напрасно волновалась. ≠ Ты видишь дорожный знак?

В некоторых случаях возможно двоякое толкование смысла предложения, например:

Она, безусловно, права.

безусловно=конечно: уверенность говорящего, вводное слово

Она безусловно права.

безусловно=без условий и ограничений, обстоятельство меры и степени

Потом, он стал знаменитым актёром.

потом — слово, вводящее довод, вводное слово

Потом он стал знаменитым актёром.

Потом = позднее, обстоятельство времени

Различать вводные слова и члены предложения в таких случаях помогают более широкий контекст и интонация устного высказывания или пунктуация письменного. Но в КИМах запятые не расставлены: каждый должен определить сам, нужны они или нет. Значит, единственное, на что можно ориентироваться, это смысл предложения и возможность — невозможность опустить анализируемые слова без нарушения грамматических связей и структуры предложения.

Замечать вводные слова и предложения помогут списки примеров.

Эмоции, чувства, оценка

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю

По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается

Последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых (и прочие подобные), с одной стороны, с другой стороны

Приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, иными словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, прямо говоря, не ходя вокруг да около, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, с вашего позволения, лучше сказать, точнее сказать, так сказать, как говорится

Активизация внимания собеседника, в том числе с целью установления доверительности

Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря, между нами будь сказано

Мера того, о чём говорится

Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере

Обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае

Вводными словами не бывают слова:

вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и др подобные.

Они никогда не выделяются запятыми.

По решению директора уроки отменили.
Едва ли Кирилл знает, где мы собираемся. Нужно ему позвонить.
Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.
А ведь он прав!
Он якобы нас не узнал.

Источник

Оцените статью